28 июня -Музей українського живопису

28 июня

Хрещений Бартоломео ПАССАРОТТІ (1529, Болонья – 3 червня 1592, Болонья) - італійський художник 16 століття, засновник жанру натюрморт в італійському живопису. Робив також портрети і релігійні композиції.

У 1551-1560 роках працював у Римі. Спочатку у архітектора Віньоли, а потім в майстерні художника Таддео Цуккарі. 1560 року художник повернувся до Болоньї, де облаштував художню майстерню, не пориваючи зв'язків з Римом. Робив релігійні композиції, наслідуючи знахідки римського маньєризму. Самостійнішим був у портретах. Не соромився включати в портрети побутові деталі чи зображення тварин, незважаючи на непрестижність цих додатків. Пізніше, коли імена портретованих ним осіб загубилися, це дало підстави називати його портрети за фахом - «Ботанік», «Секретар вельможі», «Лютніст». Одним з перших серед італійських митців звернувся до створення натюрмортів з жанровими додатками («Рибна крамничка», «Продавці в м'ясній крамниці», «Крамничка з дичиною»), що нагадували подібні композиції нідерландських майстрів.

Мав учнів, серед яких - Аннібалє Каррачі, Франческо Бріччі (відомий під прізвиськом Nosadella), Луссіо Массарі. Був одружений. Чотири його сини (Вентура, Ауреліо, Пассаротто в Тібурцио Пассаротті) були помічниками в художній майстерні батька і теж художниками.

«Автопортрет» «Продавці в м'ясній крамниці»


Родился Питер Пауль РУБЕНС (28 июня 1577, Зиген – 30 мая 1640, Антверпен) – знаменитый фламандский жанровый живописец. Его творчество воплощает безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко и является органичным сплавом традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.

«…происходил из старинной семьи антверпенских граждан; его отец Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу… Общее образование Рубенс получил в иезуитской коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван-Ноорт и Отто ван-Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодого художника любовь ко всему античному. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать свое художественное образование в Италию. В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию. Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и др., можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.

В итальянский период своей деятельности, Рубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ…

«Герцог Лерма»

В 1608 г. Рубенс находился в Риме и оканчивал три последние, заказанные ему картины, когда пришло к нему известие о тяжкой болезни, постигшей его мать. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на данное Рубенсом мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине, был назначен живописцем при дворе эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле Брант, дочери секретаря города Антверпена. Через небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 гг. им были исполнены две мастерские работы: "Воздвижение Креста" и "Снятие со Креста" (обе в антверпенском соборе). Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпой отовсюду. В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для церкви св. Бавона, в Генте), " Поклонение волхвов" (для церкви св. Иоанна, в Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской пинакотеке). Затем, в 1618 г., из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы" (в церкви Богоматери, в Мехельне), "Охота на львов" (в мюнхенской пинакотеке), в 1619 г. "Последнее причащение св. Франциска" (в антверпенском музее), "Битва амазонок" (в мюнхенской пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее; в 1620 г. исполнено известное "Прободение ребра Спасителя" (le Coup de lance) и, наконец, в 1622–23 гг., по заказу французской королевы Марии Медичи, 24 картины аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню (в луврском музее, в Париже; их эскизы – в мюнхенской пинакотеке и в Императорском Эрмитаже).

«Четыре философа», 1611—12. Палаццо Питти, Флоренция

Вторая половина жизни Рубенса прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так, он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629). Во время своего пребывания в этих городах, он не переставал работать: в Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполнены для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на сюжеты из истории короля Иакова II. Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания, между прочим: "Поклонение волхвов" (в антверпенском музее), "Бегство Лота" (в луврском музее, в Париже), "Христа и Грешницу" (в мюнхенской пинакотеке), "Воскрешение Лазаря" (в берлинском музее), "Вакханалию" (в Императорском Эрмитаже), "Вакха" (там же), "Сад любви" (в мадридском музее, в дрезденской галерее и др. местах), " Игру кавалеров и дам в парке" (в венской галерее), "Возчиков камней" (в Императорском Эрмитаже) и проч.

«Сад любви», 1632. Музей Прадо, Мадрид

В 1626 г. умерла первая жена Рубенса, Изабелла, а в 1630 г. он вступил во второй брак с Еленой Фоурман, которая с той поры стала появляться почти в каждой картине своего мужа. Из многочисленных (более 20) портретов этой особы, писанных самим Рубенсом, пользуются известностью в особенности мюнхенский, венский (так назыв. "à la petite pelisse") и эрмитажный.

Елена Фурман («Шубка»), ок. 1638

Последние десять лет жизни Рубенса (1630—40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности. В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий — знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу" (в венской галерее), продолжал работать в уатгальском дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих "Жизнь Апеллеса" (в 9 сценах), "Историю Константина" (12 сцен, в Garde meuble, в Париже), "Триумф церкви" (в 9 сценах, в мадридском музее и в гровенорской галерее, в Лондоне). Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собой городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы — в мюнхенской пинакотеке и в Императорском Эрмитаже). Кроме этих значительных работ, Рубенс исполнил немало и других, каковы, например серия охотничьих сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде, картины "Суд Париса" (в Лондонской национальной галерее и в мадридском музее) и "Диана на охоте" (в берлинском музее), а также целый ряд пейзажей, в том числе "Прибытие Одиссея к Феакийцам" (в галерее Питти, во Флоренции) и "Радугу" (в Императорском Эрмитаже).

«Три грации». Около 1635. Музей Прадо, Мадрид

Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами; так, например, он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолой и сэром Дудлеем-Карлтоном, увлекался коллекционированием резных камней, причем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток. Смерть застигла великого мастера еще в полной силе его таланта; он умер в Антверпене 30 мая 1640 г.

Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятной, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики; в большинстве случаев, Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли самые картины, которые он проходил своей кистью лишь напоследок, перед сдачей их заказчикам. Учениками-сотрудниками Рубенса были: знаменитый А. ван-Дейк, Квеллинус, Схуп, ван-Гук, Дипенбек, ван-Тюльден, Воутерс, д'Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и др. …

В истории искусства Рубенс является величайшим из представителей не только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII столетия, соединявшим в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть унаследовано им от его предшественников. Изучая в первую половину своей жизни образцовые произведения первоклассных итальянских мастеров эпохи Возрождения, он брал от каждого из них и навсегда усвоил себе приемы и качества, достойные подражания: от Тициана и П. Веронезе заимствовал блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как бы целые симфонии красок; от Микеланджело — мощность фигур и энергичность движения, по преимуществу драматического; от Л. да Винчи и Рафаэля — совершенство рисунка и ясность композиции; от Корреджо — пластичность форм и искусство светотени; от всех вместе — постоянное стремление к изучению натуры, каков бы ни был сюжет.

«Снятие с креста», 1612. Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен

Это стремление, вместе с собственной любовью художника к действительности, было залогом его быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров и от подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения, приковался к натуре, как к неиссякаемому источнику вдохновения, стал или воспроизводить ее с возможной близостью к ней (в портретах, охотничьих сценах, пейзажах), или идеализировать ее на почве красоты, религиозного чувства и поэтического вымысла (в религиозных, мифологических и аллегорических картинах). Отсюда — субъективность и жизненность типов в самостоятельных произведениях Рубенса, типов, носящих на себе яркую печать фламандской национальности, нисколько не похожих на выводимые на сцену итальянскими мастерами. Отсюда также — внутренняя сила и внешняя правда компоновки сюжетов. Отсюда, наконец, поразительное богатство и разнообразие содержания и оригинальность его трактовки, какими отличается большинство картин Рубенса. Вообще, это был реалист, но в самом высоком значении слова, отбрасывавший случайные мелочи природы и воспроизводивший только типичные и прекраснейшие ее черты, — художник, остававшийся всегда близким к действительности, даже в случаях ее возвышенной идеализации в картинах на религиозные и мифологические темы. Почти все произведения Рубенса были гравированы, и притом неоднократно; многие из снимков с них исполнены под непосредственным его наблюдением, причем он сам нередко исправлял рисунок граверов…». Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т. 27, стр. 198–201, 1899 г.

«Автопортрет», 1623 «Самсон и Далила», 1609-1610. Лондонская Национальная Галерея


Хендрік Мартенсзон СОРГ (близько 1610, Роттердам - похований 28 червня 1670, Роттердам) - голландський художник «Золотого століття».

Був учнем Давіда Тенієрса Молодшого та Віллема Бьойтевека. 1637 року Сорг вказаний як майстер гільдії Святого Луки в Роттердамі. Сорг зображував переважно сцени простонародного життя, компанії людей середнього класу, селян, інтер'єри кухонь і комор голландців з їх обстановкою, включаючи (особливо в першій половині свого творчого шляху) обов'язкову присутність на передньому або бічному плані складного натюрморту з нагромадження овочів, посуду і начиння; але іноді брався і за релігійні сюжети. Крім того, він писав і окремі цілісні натюрморти, жанрові портрети, морські пейзажі і навіть історичні сюжети. Цінність його картин, взагалі невеликих за розміром, складають простота і натуральність композиції, смак справного малюнка і ретельне виконання; але колорит їх дещо важкий і тьмяний.



Народився Анрі Жозеф АРПІНЬЇ (28 червня 1819, Валансьєн - 28 серпня 1916, Сен-Пріве, департамент Йонна) - французький художник.

Замолоду за наполяганням сім'ї займався підприємництвом, але потім любов до живопису взяла гору, і в 27-річному віці Арпіньї вступив до паризької студії Жана Алексіса Ашара. У кінці 1840-х років він вперше здійснив поїздку до Італії для роботи, у 1850-і роки зблизився з Камілєм Коро, разом з яким відправився в Італію повторно. У 1861 році на Арпіньї очікував перший великий успіх на Паризькому Салоні, учасником якого він регулярно був і надалі.

Арпіньї вважається одним з провідних французьких акварелістів свого часу. Основні його роботи - пейзажний живопис, зображення дітей, портрети.

Портрет Анрі Арпіньї пензля Леона Бонна «Пейзаж», Музей Денена


Родился Жюльен-Франсуа ТАНГИ, Папаша Танги (28 июня 1825, Пледран, Бретань — 6 февраля 1894, Париж) — парижский торговец красками и картинами, художник-любитель. Один из первых покупателей произведений импрессионистов.

Свою трудовую деятельность начинал штукатуром. Переехав в Париж. Танги занялся растиранием красок в магазине некого Эдуарда на улице Клозель, на склоне Монмартра. Во время Парижской коммуны Танги примкнул к революционерам. В 1873 году Жюльен Танги открыл собственный магазин художественных принадлежностей на улице Клозель. У тех, кто не мог расплатиться с ним деньгами, Танги брал картины. Таким образом он сумел собрать прекрасную коллекцию. За отеческое отношение Жюльен получил среди художников и коллекционеров прозвище «Папаша Танги». Танги был одним из первых, кто проявил интерес к движению импрессионистов, приобретал и выставлял картины представителей этого направления.

Особенной поддержкой Танги пользовался Поль Сезанн. Первоначально он был посредником Сезанна в Париже, позже предоставил художнику кредит и свою галерею для экспонирования работ. Танги приобретал картины Сезанна с 1873 по 1885 год.

Танги был одним из первых, кто выставил картины ван Гога на продажу, но ему так и не удалось продать ни одной из них при жизни художника. Винсент Ван Гог создал три портрета Танги. На самом известном из них, «Портрете Папаши Танги», маршан изображён строго фронтально, сидящим на фоне старинных японских гравюр.

Эмиль Бернар. «Портрет Папаши Танги», 1887 Винсент ван Гог. «Портрет Папаши Танги». 1887. Музей Родена


Родился Лев Феликсович ЛАГОРИО (28 июня (по другой версии – 29 ноября) 1826, Феодосия – 22 декабря 1905, Петербург) – русский художник-маринист, пейзажист и баталист. Первый ученик и последователь Айвазовского.

Родился в семье купца, негоцианта, неаполитанского вице-консула, происходившего из аристократического генуэзского рода. Окончил Феодосийскую гимназию, занимался в мастерской И. К. Айвазовского. В 1842 году поступил в Императорскую Академию художеств. Летом 1845 года совершил плавание на военном пароходо-фрегате «Грозящий». Во время своего студенчества участвовал в создании портрета Козьмы Пруткова. В Академии был удостоен малой и большой серебряных медалей, а за картины «Вид в окрестностях Выборга» и «Вид на Лахте, близ Петербурга» – 2-й и 1-й золотых медалей. За казённый счет ездил на Кавказ в 1851 году. В 1852 Лагорио принял российское гражданство и уехал в пенсионерскую поездку в Европу. Изучал европейскую живопись в Париже и Риме. Вернувшись в 1860 в Россию, получил звание академика.

Лев Феликсович в 1861 и 1863–1864 годах снова ездил на Кавказ. За кавказские виды «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус» и «Гут-гора», представленные императору Александру II, был удостоен ордена Святой Анны 3-й степени. За участие в «делах против горцев» был награждён мечами к имевшемуся у него ордену.

В 1864 году Лагорио окончательно поселился в Санкт-Петербурге, летние месяцы проводил в Судаке, где у него была мастерская. Любимой темой Льва Лагорио было морское побережье, сочетавшее различные состояния моря и берега. Много путешествовал, создал серию картин, посвященных русско-турецкой войне 1877-1878 годов. В 1900 году Лев Лагорио был избран почётным членом Академии художеств. Феодосийский краеведческий музей носит название «Дом Лагорио».

«Крымский пейзаж», 1891


Народилася АЛОЇЗА, повне ім'я Алоїза Корбаз (28 червня 1886, Лозанна - 5 квітня 1964, Жімель-сюр-Морж, кантон Во) - швейцарська художниця, родоначальниця швейцарської гілки Ар брют (брутальне мистецтво).

У 11 років втратила матір. Служила приватної вчителькою в знатних родинах Пруссії (Лейпциг, Потсдам). З початком Першої світової війни була змушена повернутися до Швейцарії. У 1918 році у неї була діагностована шизофренія. Після 1920 року вже не виходила з психіатричних клінік. У цей період почала малювати, більшість робіт перших років були втрачені. У 1936 року її малюнками зацікавилися лікарі, стали їх колекціонувати.

Малювала на обгортковому папері та картоні, зшиваючи кілька листів або шматків разом і намагаючись заповнити весь простір олівцевими малюнками яскравих тонів. Найчастіше її сюжетами були закохані пари, персонажі театру і опери - Травіата, Манон Леско (вона з дитинства мріяла стати співачкою), історичні постаті - Наполеон, Клеопатра, Марія Стюарт, королева Єлизавета.



Родился Роулэнд ХИЛДЕР (28 июня 1905, Лонг-Айленд, Нью-Йорк - 21 апреля 1993) – художник-пейзажист, гравер и иллюстратор, президент Королевского института живописцев акварелью.

В 1915 году, когда Роулэнду было 10 лет, семья вернулась в Англию. Учился в Школе искусства Голдсмита и в Королевской Академии в Лондоне. Когда Роулэнд понял, что больше всего ему нравится живопись акварелью, он начинает самостоятельно учиться на примерах классических английских мастеров. Впервые выставился в Королевской Академии в 1923 году. Был профессором рисования в колледже Голдсмит в течение десяти лет.

Является выдающимся живописцем, работавшим в масле и акварели, также иллюстратором многочисленных книг, включая "Моби Дик", "Остров Сокровищ". Критики считают его Тернером своего поколения благодаря многочисленным картинам с сельскими пейзажами. Хилдер был избран в Королевский институт живописцев акварелью, который он возглавлял с 1964 до 1974.



Народився Вадим Абрамович СІДУР (28 червня 1924, Катеринослав (нині Дніпро) - 26 червня 1986, Москва) – всесвітньо відомий художник, скульптор, авангардист. Поет і прозаїк. Ветеран Другої світової війни.

У 1942 - 1944 роках воював, командував кулеметним розрахунком. У 1944 році в бою під Кривим Рогом був важко поранений, став інвалідом II групи, демобілізований у званні гвардії старшого лейтенанта.

У 1953 році закінчив МВХПУ (Строганівське училище), факультет монументальної скульптури. Жив і працював у Москві. Постійно стикався з офіційним неприйняттям своїх робіт, які звинувачувалися у формалізмі і пацифізмі. При житті не міг виставляти свої роботи в СРСР; за кордоном відбулося понад 30 виставок. Найбільш відомі роботи - «Поранений» (1963), «Відчай» (1963), «Пам'ятник загиблим від насильства» (1965), «Бабин Яр» (1966), «Треблінка» (1966), цикл «Жіноче начало» (1977), «Формула скорботи», (1981).

Працював як графік; зокрема, з його ілюстраціями в 1970 році вийшли поетичні збірки Юрія Левітанського «Кінематограф» і Юнни Моріц «Лоза». Писав вірші і прозу, що використовували в самвидаві і друкувалися на Заході. У 1989 році в Москві створено Музей Вадима Сідура.

Пам'ятник жертвам Голокосту в м. Пушкіні


Картина українського художника Анатолія Криволапа «Кінь. Вечір» 28 червня 2013 року пішла з молотка на торгах сучасного мистецтва Phillips за 122,5 тисяч фунтів стерлінгів (понад $ 186 000). Цей продаж став рекордним за всю історію аукціонних торгів робіт сучасних українських художників.

Картина «Кінь. Вечір»написана Анатолієм Криволапом у 2012 році в селі Засупоївка Яготинського району Київської області. Розмір полотна 160,1x200,3 см.

Червоний кінь на червоному тлі написаний акриловою фарбою. «То перебір, то недобір, то занадто виділяється кінь, то, навпаки, пропадає. Щоб поцілити в гармонію, доводилося постійно переписувати, а там акрил - додаєш один тонкий шар, і все змінюється», - згадує художник.

Примітно, що попередні рекорди також належали роботам Анатолія Криволапа. У травні 2011 року його робота «Степ» була продана на нью-йоркському Phillips за $ 98 000. А в жовтні того ж року на лондонських торгах цього ж аукціонного дому за картину художника «Кінь. Ніч» заплатили $ 124 400.

Анатолій Криволап. «Кінь. Вечір», 2012