27 ноября -Музей українського живопису

27 ноября

Родился Григорий Васильевич СОРОКА (27 ноября 1823, деревня Покровская, ныне Тверской области — 22 апреля 1864, там же) — русский крепостной живописец.

В 1842—1847 гг. учился живописи у А. Г. Венецианова, был одним из любимейших его учеников. После обучения, отправляя Сороку обратно к барину, Венецианов просил дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого. После реформы Сорока участвовал в крестьянских волнениях против помещика, писал жалобы от крестьянской общины. Был подвергнут трехдневному аресту. Возможно, этот арест послужил причиной самоубийства художника – Григорий Сорока повесился.

Согласно деревенской легенде, Лидия, старшая дочь помещика Милюкова, и Сорока были влюблены друг в друга. Якобы эта страсть являлась причиной того, что Милюков не давал Сороке вольную. По легенде Лидия покончила с собой после смерти Сороки. В действительности, Лидия не совершала самоубийства.

«Автопортрет» «Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии», 1840-е


Родился Максим ЛАЛАНН (27 ноября 1827, Бордо — 29 июля 1886, Ножан-сюр-Марн) — французский рисовальщик и гравёр.

Начальное художественное образование получил в Бордо, затем учился в Париже у Жана Жигу. В 1852 году обратил на себя общее внимание в парижском салоне рисунками, исполненными углём (au fusain), после чего в течение многих лет снабжал своими офортами «Gazette des beaux arts», «Illustration Nouvelle» (орган парижского общества аквафортистов) и другие иллюстрированные издания и альбомы.

В 1853 году дебютировал в технике литографии, в 1863 году выставил первые офорты и в дальнейшем совершенствовался прежде всего в этой технике, выпустив в 1866 году «Руководство по офорту». Был, прежде всего, мастером городских видов. В работах Лаланна очевидно проявилось умение владеть гравировальной иглой, редкий вкус и чувство колоритности.

Бюст Лаланна в Бордо «Бульвар Монмартр, Париж», 1884


Родилась Елена Дмитриевна ПОЛЕНОВА (27 ноября 1850, Петербург — 19 ноября 1898, Москва) — русская художница, график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых художников-иллюстраторов детской книги в России, одна из основоположников стиля модерн в русском искусстве. Сестра живописца В. Д. Поленова.

Первые уроки получила от матери – художника-любителя. Затем детей учил студент Академии Художеств Павел Петрович Чистяков – будущий академик. В 14 лет Елена поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств (ОПХ), где её наставником был И. Н. Крамской. Во время первой поездки во Францию в 1869—1870 гг. Поленова посещала частную школу-студию Шарля Шаплена в Париже. По возвращении в Россию она сначала занималась в частной мастерской П. П. Чистякова (1870—1877), а потом снова в Школе Общества поощрения художеств (1878—1880) одновременно в двух классах: акварельном и керамическом. В качестве поощрения ей было предложено поехать на стажировку в Париж. Для того времени пенсионерство женщин-художниц — случай исключительный. Вернувшись в Петербург, в 1881—1882 годах Поленова около года преподавала живопись по фарфору и фаянсу в созданном ею классе майолики в ОПХ. С 1882 года она жила преимущественно в Москве.

Иллюстрация к сказке «Избушка на курьих ножках»


Родился Иван Силыч ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ (27 ноября 1873, с. Нащи, Тамбовская губерния — 29 декабря 1954, с. Ивановка, Пензенская область) — русский живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943).

Родился в семье солдата и бурлака Силы Васильевича Горюшкина, рано осиротел. Воспитывался у дальних родственников Сорокопудовых в Саратове. В юности работал официантом и «мальчиком при буфете» на ходивших по Волге пароходах. В Астрахани начал учиться рисованию у П. А. Власова. В 1902 уехал для продолжения учёбы в Петербург, в 1892-1895 годах занимался в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. В 1897—1902 гг. обучался в Императорской Академии художеств у П. О. Ковалевского, В. В. Мате, в мастерской И. Е. Репина (1899—1902). Получил 1 премию Академии художеств за картину «За оградой тихой обители» (1902). С 1897 года участвовал в выставках. Активно сотрудничал с журналами «Нива», «Столица и усадьбы» и т. д.

Предмет интересов художника в ранний период — историческая живопись, портрет, пейзаж («Княже у обедни», «Женщина времен Тишайшего царя», «Уголок прошлого», «Канун Пасхи в старину», «Раздача милостыни в Святую ночь в старой Руси», «Плач Ярославны»). Делал иллюстрации к произведениям русских писателей: П. И. Мельникова-Печерского «В лесах», А. Н. Толстого «Князь Серебряный». В 1908 году становится преподавателем Пензенского художественного училища. Создает крупные картины исторического содержания — «Сцена из XVII столетия», «Из века в век», «Базарный день в старом городе», «Божий суд», а также работы в других жанрах. В послереволюционные годы Иван Силыч активно участвовал в художественной жизни Пензы. Много занимался педагогической деятельностью. Директор Пензенского художественного училища (1942—45), Пензенской картинной галереи (1942—47).

Портрет кисти А.И. Вахрамеева, 1900-е «Листопад»

Родился сэр Уильям ОРПЕН (27 ноября 1878, Данлири-Ратдаун, Ирландия — 29 сентября 1931, Лондон) — английский и ирландский художник, один из крупнейших представителей импрессионизма на Британских островах.

Уже в 11-летнем возрасте Уильям поступает в дублинскую Школу искусств «Метрополитен». В 17 лет уезжает в Лондон, где учится в Школе изящных искусств Слейда. Свою первую художественную премию У.Орпен получает в 1899 году за полотно «Играем Гамлета». Его работы этого периода стилистически разнообразны — в одних чувствуется влияние фламандской живописи XVII—XVIII веков, в других Уистлера и Мане. До 1914 года Орпен преподаёт в Дублине, в Школе искусств «Метрополитен». Орпен пробует себя в портретной живописи и со временем становится одним из самых выдающихся портретистов Великобритании, работая как в традиционной, так и импрессионистской манере.

«Пилот»

Во время войны Орпен — «военный художник», работает в отделе пропаганды военного министерства. В 1917 уезжает на фронт, во Францию. За свой художественный вклад в победу У.Орпен в 1918 году посвящается в рыцари. С 1919 — член Королевской Академии художеств.

В поздний период своего творчества Уильям Орпен пишет множество портретов, в том числе представителей мировой политической элиты: премьер-министров Великобритании Д.Ллойд Джорджа и У.Черчилля, президента США Вудро Вильсона, и других. За свою жизнь художник создал более 600 портретов. Писал также пейзажи.

«Автопортрет в очках» «Шеф-повар в парижском отеле», 1921


Родился Цугухару ФУДЗИТА, также Леонард ФУЖИТА (27 ноября 1886, Токио — 29 января 1968, Цюрих) — французский живописец и график парижской школы, выходец из Японии.

Во Франции с 1913. На Монпарнасе в один вечер познакомился с Модильяни, Паскином, Сутиным, Леже, Грисом, Матиссом, Пикассо, Маном Рэем. Стал широко известен и даже моден после персональной выставки 1918 года. В 1931—1933 годах жил и с успехом выставлялся в Латинской Америке (Бразилия, Аргентина), с 1933 по 1939 — в Японии. В 1955 году получил французское гражданство, в 1959 году принял католицизм. В 1965—1966 выстроил и расписал часовню Богоматери в Реймсе («Часовня Фужиты»), с 2003 там покоятся его останки. В 1925 был удостоен бельгийского ордена короля Леопольда I и ордена Почётного легиона во Франции, в 1957 стал офицером этого ордена.

«Уличные музыканты»

Его картины, которые были выполнены в стиле авангардных течений, импрессионизма и с применением других, в то время новых, стилей живописи и своеобразный почерк выходца из азиатских стран, совершенно необычны и чрезвычайно красивы. Картины Цугухару Фудзита наполнены философией и размышлением.Наиболее известны его ню, кошки, женские и детские портреты с кошками.

Автопортрет, 1937 «В кафе», 1949


Народився Іван Іванович ПАДАЛКА (27 листопада 1894, с. Жорнокльови Золотоніського повіту Полтавської губернії (нині Черкаська область) - 13 липня 1937 року, Київ, тюрма НКВС) - український художник та педагог доби Розстріляного відродження. Професор живопису Київського художнього інституту. Автор теоретичних праць у журналах «Нове мистецтво», «Мистецтво». Убитий разом із В. Седляром та вчителем М. Бойчуком.

Народився в багатодітній селянській родині. У 1910 році вступив в художньо-промислову школу імені Гоголя в Миргороді на стипендію, яку виклопотав для нього місцевий дворянин. Його вчителем був відомий український живописець Опанас Сластіон. У 1912 році Іван був виключений зі школи за «атеїзм», організацію виступів учнів та розповсюдження листівок українською мовою. Пропрацював півроку в майстерні при етнографічному музеї в Полтаві, виготовляючи копії традиційних українських килимів. У 1913 році вступив до Київської художньої школи, де навчався у І. Селезньова, почавши тоді ж займатися графікою і оформленням дитячих книжок. У 1917 році записався до Української державної академії мистецтв, де навчався у Михайла Бойчука і Василя Кричевського. Разом з М. Бойчуком брав участь у розписах Луцьких казарм у Києві (1919), де створив композицію повернення селянської родини з косовиці. У 1922 році Іван Іванович одружився з художницею Марією Пасько, родом із Миргорода. У цьому ж році народився син Євген.

«Фотограф на селі», середина 1920-х

З 1920-го Іван Падалка викладав у художньо-керамічних технікумах в Миргороді і в Межигір'ї під Києвом, з 1925 - в Харківському художньому інституті; 1934 року перейшов викладати до Київського художнього інституту. З 1927 року почав брати участь у міжнародних художніх виставках в Європі.

Івана Падалку було заарештовано 30 вересня 1936 року по звинуваченню в «пропаганді націоналістичного формалізму» і розстріляно в 1937 році (за іншими даними - у 1938). Був посмертно реабілітований 1 лютого 1958 року. Під час арешту був конфіскований його особистий архів, який не зберігся.

Творча спадщина Івана Падалки представлено великою кількістю плакатів на революційну тематику, а також безліччю ілюстрацій і обкладинок до книг, переважно дитячих. Живопис представлений пейзажами, натюрмортами, портретами, картинами на революційну тематику, побутовими сценами, абстракцією. Найбільш відомі картини: «Атака червоної кінноти», «Фотограф на селі», «Молочникці», «Збирання баклажанів», «Збирання яблук», «Змагання шахтарів», «Двоє», «Українка», «Натюрморт», «Портрет Валер'яна Поліщука», «Портрет дружини Марії Пасько», «Автопортрет».

«Збирання помідорів», 1932


Родился Рональд Уильям ("Джош") КИРБИ (27 ноября 1928, Ливерпуль - 23 октября 2001, Shelfanger) – английский художник-иллюстратор.

Получил образование в Ливерпульской Городской Школе Искусств, где он приобрел прозвище "Джош" (в честь великого английского живописца Джошуа Рейнолдса)., которое так к нему прилипло, что своим настоящим именем он пользовался крайне редко. Кирби рисовал плакаты, киноафиши, журнальные и книжные обложки. Больше всего ему нравилось иллюстрировать научную фантастику. Очень популярны его иллюстрации к роману "Плоский мир" Терри Пратчетта. Кирби создал в общей сложности более 400 картин. Джон писал свои картины исключительно маслом, не признавая компьютерную графику, поэтому его имя стоит особняком от большинства художников, работающих в этих жанрах.



Родился Сергей Иванович ИСАЕВ (27 ноября 1949, г. Комсомольск-на-Амуре) - популярный в Украине и за её пределами живописец. Мастер тематических картин, работ в стиле "ню", портретов и пейзажей.

В 1968 г. закончил Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова. С 1968 по 1974 год обучался в Московском государственном художественном институте им В.И. Сурикова в мастерской профессора В.Г. Цыплакова. С 1974 года С.И. Исаев работает художником в Днепропетровском художественном комбинате. Им были созданы монументальные работы, которые стали украшением города: «Мостостроители» (1974-1975), «Студенты Днепропетровска» (1978), «Мы новый мир построим» (1978), сграффито в областном телецентре (1978) и др. Сергей Иванович также участвовал в оформлении Дома органной и камерной музыки, создав 8 росписей и 22 витража. Член Национального союза художников Украины с 1978 г. С 1975 года - участник областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок. Персональные выставки Сергея Исаева неоднократно проходили в Днепре, а также Москве, Будапеште.

«Автопортрет» «Метаморфозы времени», 2002