27 октября -Музей українського живопису

27 октября

Родилась Мэри МОЗЕР (27 октября 1744, Лондон – 02 мая1819, Лондон) — известная английская художница-флористка, одна из первых двух женщин — членов Королевской академии.

Первоначально обучалась работе с эмалью у своего отца Джорджа Мозера, происходившего из Швейцарии. Талант художницы у Мэри проявился в раннем возрасте. В 14 лет она получила свою первую медаль общества Society of Arts. Вместе с 35 другими художниками, включая ее отца — Джорджа Майкла Мозера, приняла в 1768 году активное участие в формировании Королевской академии. Мэри известна своими картинами с изображениями цветов и портретами. Получала престижные заказы от королевской семьи.

Портрет Мэри Мозер
работы Джорджа Ромни


Родился Эдвард СИММОНС (27 октября1852, Конкорд, штат Массачусетс — 17 ноября1931, Балтимор, штат Мэриленд) — американский художник-импрессионист. Был одним из Десяти американских художников, которые в 1897 году отделились от Общества американских художников. Известен как автор многих фресок.

В 1874 году окончил Гарвардский колледж. Затем обучался живописи в Париже в Академии Жюлиана, будучи учеником Гюстава Буланже и Жюля Лефевра. В 1894 году был удостоен награды за серию фресок в здании уголовного суда на Манхэттене. Позже Симмонс украшал нью-йоркский отель Уолдорф-Астория, библиотеку Конгресса в Вашингтоне и Капитолий штата Миннесота в городе Сент-Пол. Симмонс считался художником Американского ренессанса, движения, которое возникло после Гражданской войны в США.

«В ожидании его возвращения», 1884


Родился Кеньон КОКС (27 октября 1856, Уоррен, Огайо — 17 марта 1919, Нью-Йорк) — американский художник, писатель и педагог.

Кеньон Кокс увлекался живописью с детства. Несмотря на тяжёлую болезнь, учился рисованию в школе Мак-Микена в Цинциннати. Затем — в пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии (1876-77). В 1877 году уезжает в Париж, где учится у Каролюса-Дюрана и Жана-Лона Жерома, затем в Школе изящных искусств у Александра Кабанеля. В 1878 году художник совершает поездку в Италию, где знакомится с искусством эпохи Возрождения. В США вернулся в 1882 году и поселился в Нью-Йорке. Член Общества Американских художников и Национальной академии дизайна. В 1910 году был награждён Почётной медалью американской Архитектурной лигой.

Кеньон Кокс является типичным представителем реалистической, академической живописи. Создавал портреты, пейзажи, бытовые сценки и картины ню. Тщательно работал над композицией своих произведений. Был автором книжных иллюстраций и театральных декораций. Писал также фрески, в частности украсил Библиотеку Конгресса США. Кроме этого, занимался художественной критикой, был одарённым поэтом. Его жена — Луиза Кокс, тоже художница.

Портрет кисти В.Коффина «Блондинка» (1891 г.)


Родилась Сигрид ЙЕРТЕН (27 октября 1885, Сандсволл – 24 марта 1948) – шведская художница. Йертен считается главной фигурой шведского модернизма.

Училась в Университетском колледже искусств, ремесел и дизайна в Стокгольме. В 1909 году Йертен встретила своего будущего мужа, двадцатилетнего художника Исаака Грюневальда, который учился у Анри Матисса в Париже. В том же году Сигрит тоже поступила в художественную школу Матисса. Она была поражена тем, как он и Поль Сезанн работают с цветом. Их влияние видно в ее живописи, в контрастных цветовых полях и упрощенных контурах, в ее поисках пути к достижению максимально возможной выразительности. В своем дальнейшем творчестве она была ближе к немецким экспрессионистам.

После полутора лет учебы она вернулась в Швецию. В 1912 году Сигрид Йертен дебютировала в групповой выставке в Стокгольме. В следующие десятилетия она принимала участие во многих выставках, как в Швеции, так и за рубежом, но оценки ее творчества зачастую были негативными. Между 1920 и 1932 гг. Сигрид Йертен и ее семья жили в Париже. Ее муж часто посещал Стокгольм, где он сделал блестящую карьеру. В конце двадцатых годов Йертен страдает от различных психосоматических заболеваний и жалуется на одиночество. По возвращении в Швецию она была временно помещена в психиатрическую больницу с симптомами шизофрении. Ее муж Исаак развелся с Сигрид и снова женился.

Йертен получила общественное признание только в 1936 году, когда была хорошо принята её персональная выставка в Королевской академии шведского искусств в Стокгольме. В это время Сигрид окончательно поставлен диагноз «шизофрения», и она была госпитализирована в психиатрическую больницу в Стокгольме, где оставалась до конца своей жизни.

Автопортрет «Интерьер студии», 1916 год


Народився Юхим Спиридонович МИХАЙЛІВ (27 жовтня (за іншими джерелами - вересня) 1885, Олешки, Таврійська губернія, Херсонська область — 15 липня 1935, Котлас, Росія) — український художник, поет і мистецтвознавець. Був репресований.

Навчався в Херсонському реальному училищі, де у дванадцятирічному віці намалював вугіллям портрет Жуковського. Херсонське земство визнало його художній талант, і Михайлову була призначена стипендія для вивчення керамічного мистецтва у відомому Строгановському художньо-промисловому училищі в Москві. Потім Ю. Михайлів закінчив Московське училище живопису, скульптури та архітектури (майстерня Валентина Сєрова) і отримав звання художника за картину «До богині Лади», на створення якої його надихнули твори М. Нестерова та М. Реріха.

Відбував військову службу в Катеринославі (нині м.Дніпро), де розписав Хрестовоздвиженську церкву. Художник працював також у Музеї старожитностей ім. Олександра Поля (нині Дніпропетровський історичний музей ім. Д. Яворницького) над оформленням панно. Співпрацював з журналами, займався книжковою графікою. В ці роки художник створив картини «Музика водоспадів», «Творець бога», триптих «Україна».

З 1917 Михайлів живе в Києві, займається педагогічною діяльністю. Його обирають керівником київського відділення Асоціації художників Червоної України, членом художньої ради Української академії мистецтв. Юхим Спиридонович писав книги, присвячені українській кераміці, статті про видатних українських художників. Був відомий і своєю поетичною творчістю. У 1934 році Юхим Михайлів - художник, який оспівав Україну, був заарештований за звинуваченням у підготовці збройного повстання, засланий до Архангельської області, де через рік помер.

Михайлів-живописець був майстром символічно-філософських композицій, автором пейзажів і натюрмортів. Почавши як художник-символіст, близький за стилем до Чюрльоніса та М. Реріха, в останніх творах перейшов на позиції послідовного реалізму. Його талант графіка розкрився в оформленні книжок, у численних ілюстраціях, орнаментальних обкладинках журналів, афішах. Основна частина творів Юхима Спиридоновича Михайлова зараз знаходиться в США, куди вони були вивезені його вдовою в роки Другої світової війни.

«Порушений спокій», 1916


Родился Роберт Рафаилович ФАЛЬК (27 октября 1886, Москва — 1 октября 1958, там же) — российский живописец, самобытно соединивший в своём творчестве модерн и авангард. Художник театра, педагог.

Родился в семье юриста и шахматиста Рафаила Александровича Фалька. Учился в школах-студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина, И. И. Машкова, а затем с 1905 по 1909 год — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где особое влияние на него оказали В. А. Серов и К. А. Коровин. В 1910-х Фальк стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет». С 1918 по 1928 годы преподавал в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине (ныне МГХПУ им. Строганова); был деканом факультета живописи; его учениками были С. А. Чуйков, Г. Г. Нисский, Е. П. Левина-Розенгольц, Н. М. Ромадин, В. Н. Остроумов. В 1921 году стал членом объединения «Култур-лиге», созданного для развития еврейского искусства, связанного с традиционной культурой на идише. В 1928-1937 художник жил в Париже. По возвращению в Москву Фальк работал художником Московского государственного еврейского театра, а также еврейских театров других городов. В 1939 году состоялась персональная выставка художника в Доме литераторов. Впоследствии Фальк подвергался критике за «формализм». В его творчестве преобладают пейзажи, натюрморты и портреты, написанные в обобщённой, приглушенной манере.

«Автопортрет», 1916 «Старая Руза»


Родился Климент Николаевич РЕДЬКО (27 октября 1897, ныне Хелм, Польша — 18 февраля 1956, Москва) — представитель живописного авангарда 1920-х — начала 1930-х годов.

Из крестьянской семьи. С 1910 по 1914 учился в иконописной школе Киево-Печерской лавры. В 1913 посещал школу-мастерскую Фёдора Ивановича Рерберга в Москве, в 1914—1918 — петроградскую школу Общества поощрения художеств, где одним из его учителей был Николай Константинович Рерих, в 1918—1919 — киевскую Академию художеств. В 1919—1920 посещал студию Александры Экстер. С 1920 жил в Харькове и Москве, где занимался во ВХУТЕМАСе у Василия Кандинского.

Пережил сильнейшее влияние Малевича, испытал воздействие конструктивизма и футуризма. В 1922 вместе с С. Никритиным и А. Тышлером основал группу «проекционистов». Много путешествовал, несколько лет работал художником при советском торговом представительстве в Париже. После возвращения поселился в Москве. В 1948 был исключен из Союза художников как «поддавшийся влиянию западной культуры». Оставил литературное наследие (прозу, мемуары, статьи об искусстве).

В раннем творчестве К. Редько реалистические портреты и пейзажи уживаются с символизмом и "космизмом", супрематизм — с конструктивизмом. В Париже Редько сделался мастером портретов и пейзажей, выполненных в духе парижского Салона, сочетающих реализм с декоративностью формы. Его работы пользовались успехом во Франции, но после возвращения в СССР в 1935 году художник оказался невостребованным.

«Восстание», 1925


Родилась Ли (Линор) КРАСНЕР (27 октября 1908, Бруклин, Нью-Йорк — 19 июня 1984, Нью-Йорк) — американская художница, работавшая в стиле абстрактного экспрессионизма, жена художника Джексона Поллока.

Художница, которую дома называли Леной, родилась в религиозной хасидской семье еврейских эмигрантов из Бессарабии. Изучать живопись Ли Краснер начала в 1929 году, а с 1937 по 1940 год учится в престижной Школе изящных искусств у Ганса Гофмана, где молодые американские художники имели возможность познакомиться с европейским художественным модернизмом. В этот период Ли Краснер создаёт свои первые абстрактные полотна, начинает выставляться — совместно с группой «Американские абстракционисты».

В 1949 «мистер и миссис Джексон Поллок» участвуют в групповой выставке в галерее Сидней Джанис «Художники: Муж и жена». В октябре 1951 года состоялась первая отдельная выставка работ Ли Краснер в галерее Бетти Парсонс. Склонность к каллиграфичности и сюрреалистическому автоматизму сближает работы Ли Краснер с такими художниками, как Марк Тоби и Брэдли Уолкер Томлин.

«Автопортрет»


Народився Георгій Миколайович ВЕРБИЦЬКИЙ (27 жовтня 1920, с. Ширяєве Одеської обл. - 14 серпня 2011) – український живописець і графік. Заслужений художник України (1989).

Народився в сім'ї художника. У 1938-39 рр. навчався на архітектурному факультеті Київського інженерно-будівельного інституту. Учасник радянсько-німецької війни. З 1950 року брав участь у виставках. Член Національної спілки художників України з 1971. Жив і працював у Києві. Автор серії акварелей «По шевченківських місцях». Роботи представлені в Музеї Т.Г. Шевченка в Києві і в меморіальному музеї в Форті-Шевченко (Казахстан). Інші твори: «Портрет дочки Наталі» (1960), «Маки» (1980), «Салют Перемоги» (1985), «Дніпровські схили» (1986) та ін. Творам Вербицького властиві напруженні колористичні вирішення, динаміка форм, архітектоніка композицій.

«Київ осінній. Володимирська вулиця», 1971


Родился Рой ЛИХТЕНСТЕЙН (27 октября 1923, Нью-Йорк — 29 сентября 1997, Нью-Йорк) — американский художник.

Учился на факультете изобразительного искусства в университете штата Огайо. Основоположник направления поп-арт, в котором использовались и перерабатывались образы массовой популярной культуры. Заимствуя темы и имитируя технику коммерческой иллюстративной продукции – комиксов, киноафиш, рекламы, – Лихтенстейн сформировал иконографию американской потребительской культуры.

«Кубистические наездники»


Родился Леонид Николаевич ШЕЛУДЬКО (27 октября 1944, Германия) — житомирский живописец. Народный художник Украины (2010)

В 1962-1967 гг. учился в Одесском художественном училище им. М.Б.Грекова. Педагоги - Д.Егоров, Т.Егорова, В.Соколов. В 1979 году окончил Киевский государственный художественный институт. Педагоги – А.Лопухов, Л.Витковский, В.Гурин. Член НСХУ с 1987 года. Живет и работает в Житомире, где его называют «певцом Полесского края». Основные произведения: «Хлеборобы» (1979), «Утро» (1984), «Послевоенная весна» (1987), «Весна в старых Валетниках» (1988), «Женский портрет» (1988), «Золотая осень» (2004) и др.

«Натюрморт»