27 августа -Музей українського живопису

27 августа

Помер Якоб Адріансзон БАККЕР (1608, Харлінген — 27 серпня 1651, Амстердам) — голландський художник епохи бароко.

Якоб А. Баккер народився в родині пекаря. 1611 року вся його сім'я переїжджає в Амстердам. У 1627 році Якоб відправляється до Леувардена, в навчання до художника Ламберта Якобсона, який писав полотна історичного жанру. У 1633 він, разом з іншим учнем Якобсона, Говертом Флінком, повертається в Амстердам. Тут Флінк поступає в майстерню Рембрандта: чи пішов за ним Баккер - неясно.

Баккер перебував під впливом таких живописців як Рубенс, Вібранд де Гіст і Абрахам Блумарт. Згодом Я. Баккер стає авторитетом в галузі портретного живопису; роботи його набули великої популярності в столиці Голландії та у Франції.

Крім портретного живопису, майстер писав також історичні, а на кінцевому етапі своєї творчості — також релігійні полотна і картини на міфологічну тематику. Однією з найвідоміших робіт художника є «Портрет хлопчика в сірому».

«Автопортрет», 1638 «Портрет хлопчика в сірому», 1632-1634


Родился Абрам Ефимович АРХИПОВ (27 августа 1862, с. Егорова Рязанской губ. — 25 сентября 1930, Москва) — русский художник-передвижник. Академик ИАХ, народный художник РСФСР (1927).

Родился в крестьянской семье. Учился у заезжих иконописцев, один из которых помог ему подготовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь Архипов учился в 1877-1883 и 1886-1888 годах у выдающихся художников ― В. Г. Перова, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Е. Маковского. Кроме того, с 1884 по 1886 год он учился в петербургской Академии художеств (мастерская Б. П. Виллевальде). В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. В 1887 г. за картину «Посещение больной» Архипов получил в МУЖВЗ большую серебряную медаль и звание классного художника. В 1891 году Архипов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

«В гостях», 1915

«Прачки»


Главной темой творчества А.Е. Архипова стала хорошо ему знакомая жизнь русского крестьянства. Уже его ранние работы были приобретены лично П. М. Третьяковым для своей коллекции. Сегодня в собрании Государственной Третьяковской галереи представлено немало лучших работ художника: «Пьяница» (1883), «Деревенский иконописец» (1889), «Прачки», «По реке Оке» (1890), «Северная деревня» (1902), «Гости» (1914), «Девушка с кувшином» (1927).

В 1894-1918 годах Архипов возглавлял натурный класс МУЖВЗ. В 1898 году он получил звание академика (действительный член Академии художеств). В 1904 году ― стал одним из основателей «Союза русских художников». После Октябрьской революции принял участие в реорганизации училища, в 1918—1920 г. преподавал в ГСХМ, а в 1922—1924 г. — во Вхутемасе. С 1924 — член Ассоциации художников революционной России.

Портрет А. Архипова работы И.Репина «Деревенский иконописец», 1889.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Родился МАН РЭЙ (27 августа 1890, Филадельфия — 18 ноября 1976, Париж) — французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр.

Настоящее имя — Эммануэль Радницкий. Старший сын еврейских эмигрантов из Ковенской губернии. Из-за постоянных антисемитских выпадов сменил фамилию на Рэй. В 1908—1912 годах Ман Рэй изучал искусство в Нью-Йорке, увлекся фотографией Альфреда Стиглица. Благодаря Стиглицу Рэй познакомился с европейским авангардизмом. Первая персональная выставка художника состоялась в Нью-Йорке (1915). В 1918 начал всерьез заниматься фотоискусством и кинематографом, экспериментировал с различными технологиями. Вместе с М.Дюшаном и Франсисом Пикабиа Ман Рэй основал нью-йоркское отделение дадаизма, выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке» (1920). В 1921 переехал в Париж. Его авторству также принадлежит целый ряд известных и ярких дадаистских предметов и инсталляций, созданных как самостоятельно, так и в соавторстве с другими художниками.

Ман Рей. "Губы", 1931

Вместе с Хансом (Жаном) Арпом, Максом Эрнстом, Массоном, Миро и Пикассо участвовал в коллективной выставке сюрреалистов в парижской галерее Пьер (1925). Снял несколько авангардистских фильмов, а также снялся сам в знаменитом фильме Рене Клера «Антракт». Создал серию известнейших фотопортретов Эрика Сати, Джеймса Джойса, Гертруды Стайн, Жана Кокто, серию ню.

В 1940—1951 годах снова жил в США, преподавал живопись и фотографию. В 1946 году он женился на Жюльет Браунер с которой жил уже шесть лет. Вместе с Максом Эрнстом и Доротеей Таннинг они сыграли двойную свадьбу — пары были свидетелями друг у друга. В 1951 году вернулся в Париж и жил там вплоть до своей смерти.

«Я рисую то, что невозможно сфотографировать, что идет от воображения или фантазии… Я фотографирую то, что мне не интересно рисовать: вещи, которые уже существуют».

Ман Рей. «Скрипка Энгра»


Родился Владимир Александрович ЖУГАН (27 августа 1926, с. Лиховка Днепропетровской обл. – 15 сентября 2008, Днепродзержинск) ― живописец, один из основателей жанра индустриального пейзажа. Заслуженный художник Украины (2006).

Окончил Днепропетровское художественное училище, где учился у М. Панина, Н. Погребняка, А. Куко (1946-1951). Работал в изостудии при Дворце пионеров Днепродзержинска (1951–1956 гг.). Его полотна, воспевающие красоту родной земли, экспонировались на областных и республиканских выставках с 1949 года. Основные черты пейзажа Владимира Александровича – отображение простора, величия и красоты природы. Особое место в его творчестве занимают лирические пейзажи Днепропетровщины и Полтавщины – мест, где родился и вырос художник: «Осенний дуб» (1969), «Река Орель» (1970), «Гречка цветет» (1973), «На окраине села» (1979) «Спелый хлеб» (1981).

Жуган стал одним из основателей жанра индустриального пейзажа, подойдя к трактовке промышленной среды по-особенному, увидев в ней эстетическую ценность. Талантливой творческой находкой художника стало создание индустриально-природного пейзажа в традициях соцреализма, но с использованием импрессионистической техники: «Новостройка Днепродзержинска» (1974), «Окраина города» (1958), «Новый район» (1972), «Черемушки» (1965). Через индустриальные пейзажи Жуган выразил своё художественное осмысление вопроса «человек и окружающая среда в условиях технического прогресса»: «На строительстве Днепродзержинской ГЭС» (1960), «Канал Днепр – Донбасс» (1975).

«Весна на Днепре»


Родился Алексей Иванович ПОЛЯКОВ (27 августа 1943, с. Калиново, Луганская обл.) ― донецкий художник-пейзажист. Заслуженный художник Украины (1996), Народный художник Украины (2009).

С детства Алексей мечтал стать художником, но в многодетной сельской семье для этого не было условий. После школы он учился в Кадиевском техническом училище, был призван в армию. Служил в ГДР, где принял участие во Всеармейской выставке художников Группы Советских войск в Германии «20 лет Победы Советской армии» (1965 г., Берлин), стал дипломантом выставки. После армии не смог поступить в институт, работал в Донецке художником-оформителем в доме культуры. В 1972 году Поляков впервые участвует в выставке художников-профессионалов — Донецкой областной художественной выставке. 1974 год — первая персональная выставка (Донецк). В 1975 году Алексей Поляков окончил Донецкую народную студию изобразительного искусства, где учился у В. Толочко и Ф. Захарова. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок с 1979. Член НСХУ с 1985. В 1979 – 2003 провел 16 персональных выставок в Донецке, Киеве, Ялте, Таганроге и Гливице (Польша). Автор тематических полотен, пейзажей и натюрмортов. Произведения Алексея Полякова находятся в частных коллекциях Австралии, Англии, Германии, Египта, Израиля, Польши, Канады, России, Словакии, США.

«Манифестация», 1982


27 августа 2003 года из замка Драмланриг в Шотландии была похищена картина «Мадонна с веретеном», по одним данным, написанная лично Леонардо, по другим - частично его учениками. Полотно стоимостью 65 млн долларов принадлежало семье богатых землевладельцев Шотландии герцогов Бакклью почти 250 лет. В музее замка находятся знаменитые картины таких художников как да Винчи, Рембрандт и Ганс Гольбейн общей стоимостью около 650 миллионов долларов.

Двое мужчин купили билеты в открытую для посетителей галерею замка, скрутили смотрительницу музея и через окно вытащили картину на улицу, где их ждал автомобиль с двумя сообщниками. Она значилась в составленном ФБР списке десяти самых разыскиваемых произведений искусства. Картина была обнаружена 4 года спустя в Глазго. За причастность к преступлению были арестованы и осуждены 4 человека. В настоящее время «Мадонна с веретеном» находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

Картина размером 50 на 36 см изображает Мадонну с Младенцем, играющим веретеном в виде распятия. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу. Известно несколько версий, из которых, по крайней мере, две были признаны работой самого Леонардо или художников его мастерской.

Замок Драмланриг, Шотландия Картина Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном»