26 августа -Музей українського живопису

26 августа

Помер Франс ГАЛС (1582/1583, Антверпен - 26 серпня 1666, Гарлем) - видатний портретист так званого «золотого століття» голландського мистецтва.

Галс народився в сім'ї фламандського ткача в Антверпені, але прожив усе своє життя в Гарлемі. У 1600-1603 роках молодий художник навчався у Карела ван Мандера, хоча впливу цього представника маньєризму в наступних роботах Галса не простежується. У 1610 році Галс стає членом гільдії св. Луки і починає працювати реставратором при міському муніципалітеті. Перший портрет Галс написав у 1611 році, але популярність прийшла до нього після створення картини «Банкет офіцерів стрілецької роти св. Георгія» (1616). Ранній манері Галса властиве тяжіння до теплих тонів, чітке моделювання форм за допомогою важких щільних мазків.

У 1620-1630-х рр. Галс написав низку портретів, на яких зображені бризкаючі життєвою енергією представники простого народу («Блазень з лютнею», «Веселий товариш по чарці», «Малле Баббе», «Циганка», «Мулат», «Хлопчик-рибалка»). В цей же період Галс радикально реформував груповий портрет, порвавши з умовними системами композиції, вводячи у твори елементи життєвих ситуацій.

«Сімейний портрет Ісаака Маси і його дружини Беатрікс»


У 1644 Галс став президентом Гільдії св. Луки. У 1649 виконав портрет Декарта. У його портретах 1640-х рр. поглиблюються психологічні характеристики персонажів. Пізні твори Галса виконані в дуже вільній манері і вирішені в скупий колірній гамі, побудованій на контрастах чорних і білих тонів. У похилому віці Галс перестав отримувати замовлення, впав у злидні і помер у гарлемському благодійному прихистку для старих.

П'ятеро синів Галса стали художниками-портретистами. Ван Гог одного разу зауважив, що у Галса «27 відтінків чорного». Найбільшим зібранням картин художника володіє музей Галса в Гарлемі.

Копія автопортрета,
музей Метрополітен, Нью-Йорк
«Веселий товариш по чарці» (1626-1627). Державний музей, Амстердам


Родился Виктор ФЁРСТЕР (26 августа 1867, Прага — 9 декабря 1915) — чешский художник и мастер мозаики.

Сын композитора Йозефа Фёрстера. Младший брат композитора Йозефа Богуслава Фёрстера. Окончил пражскую академию изобразительных искусств. Затем отправился в путешествие по Европе. Год обучался в академии Мюнхена. Потом переехал в Париж, где поступил в Академию Коларосси. Технике мозаики обучался в Италии.

До Первой мировой войны В. Фёрстер основал первую чешскую мозаичную мастерскую в Праге. Исповедуя архитектурный функционализм, создал ряд художественных витражей для общественных помещений и жилых сооружений. Занимался отделкой фасадов зданий, в некоторых случаях, используя стеклянную мозаику. Автор многих сакральных мозаичных панно, украшающих костëлы и храмы Чехии. Одна из его главных работ — большое мозаичное панно Девы Марии Святохостинской (1912), расположенное на главным входом в паломническую базилику в Хостине. Большое мозаичное изображение поверхностью 26 м² состоит из 260 000 цветных камней и смальты. На каждом квадратном метре мозаики размещено 10 000 элементов.

Мозаика Богоматери над входом в костëл Хостина


Родилась Га́ла́, настоящее имя Елена Ивановна (Димитриевна) ДЬЯКОНОВА (26 августа 1894, Казань — 10 июня 1982, Порт-Льигат, Кадакес, Испания) — жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали. Фигурирует на некоторых его полотнах как Градива.

Её отец Иван Дьяконов был скромным чиновником, скончавшимся в 1905 году. Мать, Антонина Деулина, вторично вышла замуж за адвоката Димитрия Ильича Гомберга. Елена называла последнего своим отцом и взяла себе отчество по его имени. После 1905 года семья переехала в Москву. В 1912 году Елена была направлена в санаторий Клавадель (Швейцария) для лечения от туберкулёза. Там познакомилась с Полем Элюаром, которого его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил в тот же санаторий. Она называла себя Гала или Галина, а Элюар прозвал её Gala — с ударением на последнем слоге. В 1917 году заключила с ним брак. Через год у них родилась дочь Сесиль.

В 1921 году Элюар и Гала посетили художника Макса Эрнста в Кёльне (Германия). Она ему позировала и стала его любовницей, оставаясь женой Элюара. В следующем году художник переехал в дом Элюара в Валь-д’Уазе (Франция). Любовный треугольник нисколько не скрывался.

Сальвадор Дали. «Три явления лица Галы»

В 1929 году Элюар и Гала нанесли визит молодому каталонскому художнику Дали у него в Кадакесе. Это было как удар молнии для них обоих. Любовь сразила как Галу, так и Сальвадора Дали, который был младше её на 10 лет. Они официально зарегистрировали свой брак в 1932 году (религиозная церемония состоялась на двадцать шесть лет позже, в 1958 году).

Гала на картинах Дали

Она стала единственной женской моделью (помимо младшей сестры Сальвадора Анны-Марии) и главным сюжетом вдохновения художника, который не прекратил её восхвалять и представлять её как живой миф и современную икону. Со своей стороны, Гала взяла в свои руки финансовые дела мужа и смогла заставить их приносить доход.

В 1968 году художник купил для Галы замок в маленьком поселке Пуболь (провинция Жироны), который он не мог посещать без предварительного письменного разрешения его жены. Там она провела последние годы жизни и была похоронена.

Гала и Сальвадор Дали Сальвадор Дали. «Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», 1933


Родился Руфино ТАМАЙО (26 августа 1899, Оахака, Мексика — 24 июня 1991, Мехико) — мексиканский художник-модернист.

По происхождению Руфино Тамайо — из индейцев сапотеков. В 1917—1921 годах молодой художник учится в Академии Сан-Карлос в столице Мексики, а затем, в 1926—1928 годы живёт в Нью-Йорке, где знакомится с модернизмом в живописи. После своего возвращения на родину Руфино Тамайо — профессор в Школе современного искусства в Мехико. Его художественные произведения этого времени обнаруживают сходство с немецким стилем 20-30-х годов ХХ века «Новая вещественность».

В 30-е годы получает ряд заказов на создание произведений монументальной, настенной живописи. В этих работах ясно чувствуется влияние муралистских тенденций. В то же время художник находился под сильным впечатлением доколумбового искусства народов Америки, что сказалось при выработке своего, особенного художественного стиля. В своих работах Р.Тамайо, в первую очередь, увлечён жизнью мексиканцев и их заботами.


Древнемексиканские символы и мифические образы он использует в своих работах с целью более чётко выразить основные человеческие проблемы, такие как одиночество, раздражение и ссоры, печаль и так далее. Также и присущий древнемексиканскому мировоззрению дуализм находит своё отражение в картинах мастера. Руфино Тамайо принадлежит ко второй генерации художников-муралистов. В полотнах Руфино Тамайо также ощущается творческое влияние Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Избранные произведения: «Фабрика» (1929), «Революция» (1938), «Мексика сегодня» (1952), «Рождение нашей нации» (1952-53), «Женщина в ночи» (1947), «День и ночь» (1964).

«Звери», 1941


Родился Лев Иванович ВИТКОВСКИЙ (26 августа 1931, г. Тула, Россия – 23 апреля 2008, Киев) – украинский живописец и педагог. Заслуженный деятель искусств Украины (1980).

В 1952 году закончил с отличием Днепропетровское государственное художественное училище, а в 1958 году – Киевский государственный художественный институт, где учился в мастерской академика А. Шовкуненко. С 1957 года постоянный участник украинских и международных художественных выставок и конкурсов. Л.И. Витковский преподавал на кафедре живописи и композиции в Украинской Академии изобразительного искусства и архитектуры, был профессором (с 1982), заведовал кафедрой.

Лев Витковский создавал картины различных жанров: от батальной живописи и натюрморта до пейзажа и портрета. В 1997 году был отмечен премией на конкурсе исторического портрета, проведенном Киево-Могилянской Академией, за портрет фундатора Могилянской Академии – Галшки Гулевичивны. С 1999 по 2000 год Лев Витковский работал в группе художников, которая занималась реконструкцией орнаментов и росписей в интерьере восстановленного Михайловского Златоверхого собора в городе Киеве. Художественные работы Льва Витковского находятся в музеях Украины и частных собраниях за рубежом.

«Украинская женщина», 2001