26 апреля -Музей українського живопису

26 апреля

Робе́р КАМПЕН (ок. 1378, Валансьен — 26 апреля 1444, Турне) — фламандский живописец, предполагаемый родоначальник традиции ранней нидерландской живописи. Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи. Кампена отождествляют с Флемальским мастером.

Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. В 1410 году он получил права гражданства в крупном фламандском городе Турне и стал там городским живописцем. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418 году), среди которых были известные впоследствии живописцы Рогир ван дер Вейден и Жак Даре. Кампен играл тогда важную роль в общественной жизни города, брался за самую разнообразную работу, от фресок до картонов для шпалер, не говоря уже о менее крупных заказах.

Кампен смог достигнуть такого уровня реалистичности и наблюдательности, как никакой другой живописец до него. Всё же его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. В бытовых деталях заметна демократичность, подчас имеет место бытовая трактовка религиозных сюжетов, которая и позднее будет свойственна нидерландской живописи.

Триптих «Благовещение» (известен также как Алтарь семьи Мероде), ок. 1427, Клойстерс, Нью-Йорк


Родился Джованни Паоло ЛОМАЦЦО (26 апреля 1538, Милан – 27 января 1592, Милан) – итальянский художник и теоретик искусства, представитель позднего маньеризма.

Родился в зажиточной семье выходцев из ломбардского города Ломаццо. Получил хорошее разностороннее образование. Ученик Гауденцио Феррари и Дж.-Б. делла-Черва. Писал религиозные картины, отличаясь смелостью рисунка, приятностью колорита и грациозностью композиции. Работал в Милане, Лоди и Пьяченце. Испытал влияние Рафаэля и Микеланджело. В 1571 году художник потерял зрение, после чего занялся теорией искусства. Написал основополагающие для маньеризма работы – «Трактат об искусстве живописи, скульптуры и архитектуры» (1584) и «Идеальный храм живописи» (1590).

Входил в «Академию мужланов», объединявшую нескольких музыкантов, художников и поэтов, писавших на местном «грубом» диалекте.

«Автопортрет» «Сивилла». Фреска


Родился Жан-Жак (Джон Джеймс) ОДЮБОН (26 апреля 1785, Санто-Доминго, Гаити – 27 января 1851) – франко-американский натуралист и художник.

Был незаконнорожденным сыном капитана французского флота. В Париже Жан-Жака обучал живописи выдающийся французский художник Давид. Мальчик очень любил рисовать животных, особенно птиц. Когда Жан-Жак подрос, отец отправил его управлять плантацией под Филадельфией. Но коммерция была чужда молодому художнику.

Делом его жизни стал фундаментальный труд «Птицы Америки», изданный в Англии и содержащий 435 сюжетов. Обюдон продолжал путешествовать, изучая птиц и животных, и вместе с натуралистом Бахманом и своими сыновьями создал также трехтомное издание о животном мире Америки.



Родился Эжен (Фердинан Виктор Эжен) ДЕЛАКРУА (26 апреля 1798, Париж – 13 августа 1863, Париж) – французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.

Происхождение Эжена Делакруа покрыто тайной. Его отцом, кроме бывшего министра Шарля Делакруа, называли и всесильного Талейрана, и самого Наполеона. Способности к рисованию проявились у мальчика во время учёбы в лицее Людовика Великого. И когда родители умерли, 17-летний Эжен, оставшись без средств, решил стать художником. Он учился в Школе изящных искусств у известного классициста Пьера Нарсиса Герена. Бесконечные зарисовки гипсов и натурщиков «поставили руку» молодому художнику, но куда больше для своего творчества он получил в Лувре, стоя у картин Рубенса, Веронезе, Тициана…

В 1822 году Делакруа впервые выставил в Салоне свою работу «Ладья Данте», но заметили художника два года спустя – после картины «Резня на Хиосе», показавшей ужасы войны в Греции. Критиков отпугивал натурализм художника, но в то же время привлекала экспрессия и внутренняя сила картины. Настоящий триумф Делакруа принесло полотно «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»), выставленное в Салоне в 1831 году после свержения Бурбонов. Новое правительство купило картину, но тотчас распорядилось убрать её подальше.

«Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»). 1830, Музей Лувр, Париж

В 1832 году Делакруа в составе официальной делегации ездил в Марокко, и полученные впечатления на долгие годы стали неисчерпаемым источником вдохновения для художника. Во Франции Делакруа ждали многочисленные официальные заказы. Много лет художник посвятил росписям Бурбонского, а затем Люксембургского дворцов, двенадцать лет работал над фресками церкви Сен-Сюльпис, получая от этого огромное наслаждение: «Мое сердце, – писал он, – всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».

Элегантный и остроумный Эжен Делакруа блистал в парижских салонах, его избрали в городской совет Парижа, а в 1855 наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа – в рамках Всемирной парижской выставки. К огорчению художника, интерес публики вызывали лишь его старые работы, а новые полотна проходили незамеченными. Так же незаметно Делакруа и умер в своем парижском доме от давней болезни горла и был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

«Автопортрет» «Данте и Вергилий (Ладья Данте)», 1822. Лувр, Париж


Народився Тадеуш РИБКОВСЬКИЙ (26 квітня 1848, Кельце — 16 вересня 1926, Львів) —польський художник та ілюстратор. Багато років жив і працював у Львові.

Навчався у Краківській академії красних мистецтв, потім – в Академії витончених мистецтв у Відні. Після завершення своєї освіти залишився в Австрії. У 1893 році переїхав до Львова, де був професором Художньо-промислової школи та учителем малювання в приватній школі живопису та малювання для жінок.

«Великодній ринок на площі Бернардинців у Львові у 1895 році». Народний музей у Варшаві

Писав побутові сцени, робив ілюстрації. Тадеуш Рибковський часто зображав міські пейзажі, сільські сцени, полювання, катання на санях, ярмарки, галичан і гуцулів у повсякденному житті. Наприкінці свого життя він почав писати мемуари.

«Пастушка гусей»


Родился Аксели Валдемар ГАЛЛЕН-КАЛЛЕЛА (26 апреля 1865, Бьёрнеборг, Великое княжество Финляндское — 7 марта 1931, Стокгольм, Швеция) — финский художник шведского происхождения, наиболее известный по иллюстрациям к Калевале. В период пробуждения национализма, когда начался массовый перевод иностранных фамилий на финский язык, изменил свою шведскую фамилию «Галлен» на финский манер — «Каллела», и объединил оба написания в двойную фамилию.

С 1881 года учился в Хельсинки и с 1884 года - в академии Жюлиана в Париже. Ранние полотна отличаются точным реалистическим изображением финской народной жизни и природы. В 1890-х годах Галле́н-Ка́ллела обращается к финскому народному эпосу. В своем творчестве он использовал символику и художественные приемы стиля модерн, что особенно заметно в циклах росписей: в мавзолее Юзелиуса в Пори (1901—1903) и в финском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1900).


В 1918 году Галлен-Каллела и его сын принимали участие в боевых действиях Финской гражданской войны. Позже генерал Маннергейм предложил Галлен-Каллеле заниматься дизайном флагов, государственных символов (герб и флаг Ухтинской республики, орден Белой розы Финляндии, орден Креста Свободы) и униформы независимой Финляндии. В 1919 году он был назначен адъютантом Маннергейма. Художником был разработан финский форменный штык-нож образца 1919 года, выпускавшийся компанией Fiskars.

С декабря 1923 года по май 1926 года художник жил в США, где открылась выставка его картин. Он умер от воспаления легких в Стокгольме 7 марта 1931 года, возвращаясь после лекции из Копенгагена. В 1961 году его дом-студия были превращены в Музей Галлен-Каллелы.

«Молодая живая природа»


Народився Вадим Георгійович МЕЛЛЕР (26 квітня 1884, Санкт-Петербург - 4 травня 1962 Київ) - український художник-авангардист (кубофутурист, конструктивіст, експресіоніст), театральний художник, ілюстратор і архітектор. Заслужений діяч мистецтв УРСР (1942).

Батько, Георгій Меллер, був шведом, походив зі знатного роду, мати, Олена Карузо, була наполовину гречанка, наполовину італійка. У 1903-1908 Вадим Меллер вчиться в Київському університеті. Бере приватні уроки у художника Франца Рубо. З 1908 по 1912 живе в Німеччині, де вчиться в Мюнхенській академії мистецтв і одночасно - в студії малювання Хайнріха Кніра, де зустрічає Пауля Клеє, який знайомить його з авангардною групою «Синій вершник». Потім переїжджає в Париж, де живе з 1912 по 1914 роки. У Парижі Меллер вчиться в студії Антуана Бурделя, стає членом Салону Незалежних. Вадим Меллер разом з земляками К. Малевичем і О. Екстер виставляється в Весняному і Осінньому салонах.

У 1918-1921 співпрацює зі сценографом Броніславою Ніжинською в її Балетній Студії в Києві. У 1922 році Вадим Меллер був запрошений видатним українським режисером Лесем Курбасом на посаду головного художника в театр «Березіль». У 1925 році Меллер, спільно з О. Екстер, Н. Альтманом та іншими художниками, брав участь у Міжнародній Виставці Сучасного Індустріального і Декоративного Мистецтва в Парижі. На цій виставці Вадим Меллер був відзначений найвищою нагородою. У тому ж році його роботи експонувалися на Міжнародній виставці театрального мистецтва в Нью-Йорку.

29 серпня 1942 Президія ВР УРСР видала Указ про присвоєння почесного звання заслуженого діяча мистецтва УРСР художнику Харківського театру ім. Т.Шевченка Вадиму Меллеру.

Меллер працював директором Інституту монументального живопису та скульптури при Академії Архітектури Української РСР (1946—1948, в 1948 р. його було звільнено з посади за обвинуваченням у космополітизмі), головним художником театру Музичної Комедії у Києві (1948—1953) та головним художником театру ім. Івана Франка (1953—1959).

«Автопортрет», 1940-і «Колгоспна сім'я», 1934


26 квітня 1959 року було відкрито Горлівський художній музей.

Ідея створення музею належала громадськості і була підтримана донецькими художниками, які першими передали свої твори у зібрання музею. Експозиція була поповнена роботами, переданими дирекціями художніх виставок Києва і Москви, а також подарунками від колекціонерів.

Горлівський художній музей - володар найбільшого в Україні зібрання картин М. Реріха (27 полотен), яке було подаровано московським колекціонером, доктором медичних наук С. Мухіним.

Експозиція музею розгорнута в 7 залах, два з яких - виставкові. У музеї зібрано понад 3000 творів образотворчого та декоративно-прикладного мистецтва. Українське та російське мистецтво XVIII-XX ст. представлено творами відомих художників - В. Тропініна, І. Айвазовського, О.Венеціанова, Г, Мясоєдова, К. Маковського, М. Врубеля, В. Орловського, С. Світославського, К. Крижицького, М. Пимоненка, П. Левченка, І . Похитонова, П. Нілуса, Т. Яблонської, В. Зарецького, К. Трохименка, М. Глущенка, С. Шишка, В. Касіяна, О. Кульчицької та багатьох інших.

Сучасне мистецтво Донецького регіону представлено роботами відомих майстрів пензля: Ю. Зорка, Ф. Таралевича, Г. Тишкевича, П. Антипа, С. Новикова і багатьох інших.

Із зібрання музею: М. Реріх «Лісовики». 1916