26 февраля -Музей українського живопису

26 февраля

Родился Александр Григорьевич ВАРНЕК (1782–1843) — русский живописец-портретист, один из первых мастеров русского романтизма.

Сын немца-краснодеревщика. В 1795 поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у С. Щукина в классе портретной живописи и у Д. Левицкого. За академические успехи неоднократно отмечался медалями, в т. ч. большой золотой за «портрет, представляющий живописца» (1802). Выпущен из Академии в 1803 году и вскоре уехал в Рим на пять лет в качестве пенсионера АХ.

По возвращении в Петербург Варнек был в 1810 году за портрет И. О. Потоцкого удостоен звания академика. С того же года начал преподавать в портретном классе Академии художеств. В 1814 стал советником Академии. В 1815 назначен на должность руководителя вновь образованного класса миниатюрной живописи, а с 1828 возглавил портретный класс. Профессор с 1831 г.

В своих портретах, которые современники высоко ценили, Варнек удачно передавал внешнее сходство, характер и внутренний мир человека, умел выгодно «подать» своего героя. Для каждой работы находил индивидуальное решение. Автор многочисленных автопортретов. Кисти Варнека также принадлежат образа Благовещения и четырёх евангелистов в домовой церкви Академии художеств.

«Автопортрет». 1805 «Портрет Александра Сергеевича Строганова». 1814


Родился Карл (Карл-Иоахим) Петрович БЕГГРОВ (26 февраля 1799 – 24 февраля 1875) – живописец, акварелист, выдающийся литограф.

Окончил в 1821 году Академию художеств по классу пейзажа, ученик Максима Никифоровича Воробьева. Выполнил живописные работы для Зимнего дворца, делал литографии для известного издания «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821–1826). Литографировал альбомы «Альбом литографий на 1820 г.» (СПб., 1820), «Народы, живущие между Каспийским и Черным морями»" (СПб., 1822). Ученый-литограф при Главном штабе.

«Овальный зал Старого Эрмитажа». 1829, Государственная Третьяковская галерея


Родился Феликс Франсуа Жорж Филибер ЗИМ (26 февраля 1821, Бон — 10 ноября 1911, Париж) — французский живописец архитектурных и морских видов в стиле «барбизонской школы».

Учился в Дижонской художественной школе. После этого, в 1845—1848, путешествовал по южной Франции, в Италии и на Востоке. Плодом этих странствий был ряд его картин, изображающих архитектурные мотивы в соединении с морем. Оригинальность, вкус и блеск его фантастического, но гармоничного колорита нравились публике, которая покупала его произведения нарасхват.

«Вид Стамбула»


Родился Оноре́ Викторе́н ДОМЬЕ (26 февраля 1808, Марсель – 10 февраля 1879, Вальмондуа, близ Парижа) – французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Предшественник импрессионизма в живописи.

Сын стекольщика, с детства увлекался рисованием, зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций. Стиль Домье сложился на основе наблюдения уличной жизни Парижа и изучения классического искусства. Вероятно, участвовал в революции 1830 года и навсегда сохранил демократические убеждения. В мае 1831 года Домье увидел в Салоне картину «Свобода на баррикадах» и с тех пор с восхищением относился к Делакруа.

В своих сатирических рисунках едко обличал министров, депутатов, судей, чиновников. В 1832 г. за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму.

«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Запрещение политической карикатуры вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой и высмеиванием пороков современного общества. В то же время создал героические образы рабочих-революционеров. Сотрудничал с иллюстрированными и сатирическими журналами, создал тысячи литографий и иллюстраций карандашом.

С середины XIX века стал больше внимания уделять живописи маслом и акварелью. В своих картинах Домье отразил пафос революционной борьбы, тяжелую жизнь трудящихся. Особенно увлекала художника тема искусства; серия картин посвящена Дон Кихоту. Картины Домье отличаются сдержанностью колорита, напряженными светотеневыми контрастами.

«Восстание», 1848

Домье иллюстрировал басни Лафонтена, комедии Мольера и «Дон-Кихота» Сервантеса. Написал портреты Дюма-отца, композитора Берлиоза, пейзажиста Теодора Руссо.

В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны. В 1873 из-за почти полной потери зрения Оноре Домье лишился средств к существованию. Его друг художник Коро выкупил и подарил Домье дом, из которого старого художника грозились выселить за неуплату. Скончался Домье в полной нищете.

«Игроки в шахматы». 1863


Родилась Анни Луиза РОБИНСОН-СВИННЕРТОН (26 февраля 1844, Манчестер – 24 октября 1933, Hayling Island, недалеко от Плимута) – английский художник аллегорической и портретной живописи, символист.

Родилась в семье адвоката, имела шесть сестер. В юном возрасте начала писать акварелью, чтобы заработать немного денег для семьи. Обучалась в Манчестерской школе искусств, где была отмечена премией и стипендией, а затем в Академии Жюлиана в Париже (с 1877 по 1880), где познакомилась с работами импрессионистов. Она вышла замуж за скульптора Джозефа Свиннертона в 1883 и жила с ним в Риме, этот период оказал немалое влияние на автора и ее работы. В Италии художник жила вплоть до 1910 г., а затем после смерти мужа вернулась в Англию. Она была активной феминисткой и суфражисткой. В 1876 году вместе со Сьюзен Дайкр основала Манчестерское общество живописцев женщин, помогавшее в получении художественного образования и проведении выставок. С 1922 - член Королевской Академии, единственная женщина её составе.

«Прозрение», 1895. Национальный Музей Ливерпуля, Великобритания


Народився Микола Іванович ФЕДЮК (26 лютого 1885, с. Голубиця Бродівського району на Львівщині — 17 травня 1962, Винники) — український маляр-реаліст. Автор статей на мистецькі теми.

Вчився у Краківській і Мюнхенській академіях мистецтв. Писав портрети, пейзажі та дереворити: «Кипариси», «Каплиця у Льоврані» (обидва — 1910), «Автопортрет» (1915), «Білі троянди», «Пейзаж з Винників», «Жіночій портрет» та ін.

Деякий час (1920-1930-ті рр.) проживав у м. Броди, працював професором Державної гімназії ім. Юзефа Коженьовського. Также працював професором латини гімназії у Перемишлі. З 1934 року проживав у місті Винники на вулиці Нова, 7 (зараз вулиця Миколи Федюка), недалеко від Львова. Після Другої світової війни – викладач, а потім завідувач кафедри графіки в у Львівському інституті прикладного та декоративного мистецтва.

Перша персональна виставка Миколи Федюка у Львівському музеї українського мистецтва відбулася 1975 року до 90-річчя від дня народження митця (посмертно). А у липні 1979 р. пожежа у винниківському будинку спричинила до загибелі усього Федюкового художнього доробку, що зберігався на горищі. Майстер із повним правом посів визначне місце в історії українського мистецтва XX ст.

«Натюрморт з гарбузом». 1930-ті. Національний музей у Львові ім. А. Шептицького


Родился Таро ОКАМОТО (26 февраля 1911, Кавасаки — 7 января 1996, Токио) — японский художник, один из крупнейших представителей японского авангарда и сюрреализма.

Его отец — художник-карикатурист, мать — поэтесса и писательница. В 1929 Таро поступает в токийскую художественную школу Бидзюцу Гакко (современный Токийский университет искусств), однако обрывает обучение через полгода и уезжает вместе с родителями в Париж. Затем учёба в парижской Сорбонне, где Окамото изучает философию, знакомится с авангардным искусством Пикассо, завязывает дружеские отношения с художниками-авангардистами Бранкузи и Кандинским.

В годы Второй мировой войны Окамото служил в японской армии, побывал в лагере для военнопленных. После войны активно работает, в том числе занимается монументальной живописью (награждён Большой Международной премией живописи и архитектуры в 1959 за настенную живопись в помещении Токийского городского собрания). В 1970 выполненная Окамото 60-метровая скульптура Башня солнца становится символом Всемирной выставки в Осаке. В центре Символической зоны ЭКСПО установлены также его Башня матери и Башня юности. В 1984 французское правительство присваивает художнику звание Офицера Ордена Почётного легиона, а в 1989 он — Великий офицер Ордена Почётного легиона.

«Тяжелая индустрия»


Народився Михайло (Мойсей) Якович КОЗУЛІН (26 лютого 1933, Дніпропетровськ - 17 августа 2012, Дніпропетровськ) - дніпровський живописець, графік, аквареліст. Заслужений художник України (1993).

У 1953 році закінчив Дніпропетровське державне художнє училище, де його викладачами за спеціальністю були І. Шутуров, О. Куко. До 1960 року навчався на живописному факультеті Харківського художнього інституту у В. Сізікова, Л. Чернова, Є. Єгорова. Вперше ім'я молодого живописця з'явилося на обласній художній виставці 1954 року, присвяченій 300 - річчю Возз'єднання України з Росією, що проходила в Дніпропетровському художньому музеї. З того часу роботи М.Я. Козуліна брали участь у численних художніх виставках, як в Україні, так і за її межами. Член Спілки художників з 1962 року. Починаючи з 1988 року, художник провів кілька персональних виставок. Працював у галузі станкового живопису та графіки.

Про свою творчість Мойсей Козулін говорив так: «Я - український художник. За колористикою, композицією, художньою школою, але я - єврей і єврейська тема завжди буде основною. Сподіваюся, що моя творчість відгукнеться теплом і трепетом в душі людини будь-якої національності».

«Золота осінь». 1994. Папір, акварель


Народився Ігор Якович ВЕЛИЧКО (26 лютого 1955, Полтава) – полтавський художник-живописець.

Розпочав знайомство з мистецтвом у місцевій художній школі. Потім займався ще в двох художніх студіях, де удосконалював здобуті навички. Член Спілки художників Украины з 1992. Учасник пленерів і художніх виставок, в т.ч.в Канаді, Данії, Швеції, США, Італії, Німеччині, Чехії. Свої картини Ігор Величко пише маслом, використовуючи техніку живопису мастихіном. Створює свої картини як у традиційному, реалістичному стилі, так і використовуючи засоби авангардного мистецтва.

«Карнавал», 1992. Колекція Ігоря Диченка (Мистецький Арсенал)