26 января -Музей українського живопису

26 января

Народився Джованні ЛАНФРАНКО (26 січня 1582, Парма - 30 листопада 1647, Рим) -італійський художник і видатний представник фрескового живопису високого бароко. Крім фресок Ланфранко знаменитий своїми вівтарними зображеннями.

Джованні Ланфранко навчався у Болоньї у Агостіно Карраччі, а пізніше у його брата - Аннібале Карраччі, якому допомагав у розпису палаццо Фарнезе. Потім Ланфранко жив і працював у рідному місті - Пармі, а також в П'яченці, а пізніше знову з'явився в Римі. У Римі він прикрасив фресками палаццо Маттеї, Костагуті і Боргезе (1624-1625); в цих розписах він зобразив веселих безтурботних богів і німф в архітектурному оздобленні, з карнизами, підтримуваними каріатидами. Один з найвідоміших творів Ланфранко - розпис куполу церкви Сант Андреа делла Валле (1625-1628), виконаний в дусі Корреджо. У Римі художнику протегували папи Павло V і Урбан VIII.

Зростаюча слава забезпечила йому велику кількість замовлень, Ланфранко став писати свої картини в більш недбалій манері. Останньою роботою Джованні Ланфранко була капела «Сан Карло Катенарі».

«Марія Магдалина, яку уносять ангели». 1616. Національний музей Каподімонте, Неаполь


Родился Виллем Питерс БЕЙТЕВЕХ (26 января 1592, Роттердам – 23 сентября 1624, Роттердам) – голландский живописец, рисовальщик и офортист, один из создателей голландского бытового жанра и национального пейзажа.

Виллем Бейтевех был сыном сапожника и свечного мастера Питера Якобсона. Учился рисованию в Харлеме. Вступил в гильдию художников Св. Луки практически одновременно с Франсом Гальсом (член гильдии с 1610), оказавшим на творчество В. Бейтевеха сильное влияние.

В. Бёйтевех работал в первую очередь как график. Его излюбленными художественными темами были жанровые сценки и пейзажи; писал также на библейские и аллегорические сюжеты. Наиболее известны работы В. Бёйтевеха, датированные между 1606 и 1621 годами. К настоящему времени сохранились лишь 8 его полотен, писанных масляными красками. Обладал смелостью и остротой реалистического видения, тонким чувством красочности предметов материального мира, умением придать композиции естественность и декоративное изящество.

Его сын, Виллем Виллемсзон Бейтевех (1625–1670), родившийся уже после смерти мастера, также был художником.

«Веселое общество». Около 1615. Музей Бредиуса, Гаага


Родился Жан-Батист ПИГАЛЬ (26 января 1714, Париж — 22 августа 1785, там же) — французский скульптор. Его именем названы площадь и квартал в Париже.

Художественное образование получил под руководством Лелоррена и Лемуана, продолжил обучение в Италии. В течение 1750-х годов Пигаль пользовался покровительством маркизы де Помпадур. Для неё он изваял несколько статуэток детей — обаятельных, но с налётом сентиментальности. С течением времени Пигаль проявил себя и мастером психологического портрета («Дидро», 1777). Его безупречное с точки зрения анатомии изображение дряхлого нагого Вольтера, выполненное незадолго до смерти философа, вызвало скандал, будучи выставленным в Салоне.

«Вольтер»

В 1774 г. Пигаль был избран в члены Парижской академии, где впоследствии занимал одну за другой должности профессора (1752), ректора (1777) и канцлера (1785). Для дворца в Сан-Суси он исполнил статую «Меркурия и Венеры», для Лувра — «Девушку, вынимающую из ноги занозу». После смерти Бушардона закончил начатую тем конную статую Людовика XV, которая была установлена на площади, ныне носящей имя Согласия.

Наиболее грандиозные свершения Пигаля — напоминающие театральное представление гробницы герцога д’Аркура в соборе Парижской Богоматери и маршала Морица Саксонского в церкви св. Фомы в Страсбурге.

Портрет кисти Марии-Сюзанны Жиру-Рослин «Меркурий, завязывающий сандалию» (1744, Лувр)


Умер Лев Львович КАМЕНЕВ (1834, по другим сведениям 1833, г. Рыльск, Курская губерния — 26 января 1886, Саввинская слобода, Московская губерния) — русский живописец-пейзажист.

Учился в Московском училище живописи и ваяния (1854—1857) у К. И. Рабуса и А. К. Саврасова. С 1857 года — классный художник III степени. Побывал в Германии и Швейцарии и стал едва ли не самым заметным русским художником, писавшим тонкие лирические пейзажи. С 1869 — академик и один из учредителей Товарищества передвижных выставок, участвовавший своими произведениями на этих выставках с 1871 по 1884 год. Изображал различные моменты сельской русской природы правдиво и часто с настроением.

Фактически творчество Л.Л. Каменева простирается на одно десятилетие — 1860-е годы. Его картины охотно встречают и еще более охотно покупают. Однако картины художника все реже появляются на выставках, а его имя все чаще упоминается в связи с "болезнью — пагубным пристрастием" многих гениев мирового искусства.

«У плотины», 1864


Родился Луи АНКЕТЕН (26 января 1861, Этрепаньи — 19 августа 1932, Париж) — французский художник и теоретик искусства, один из основателей синтетизма в живописи.

В 1881 году приехал в Париж и учился в художественной студии Леона Бонна. Здесь Луи познакомился с Анри Тулуз-Лотреком, с которым впоследствии был дружен многие годы. После закрытия студии Бонна друзья поступили в Ателье Кормона. Приблизительно в 1885 году сложившаяся из Анкетена, Тулуз-Лотрека, Эжена Боша, Поля Тамье и Винсента ван Гога так называемая «группа Кормона» восприняла идеи импрессионизма. В 1887 Винсент ван Гог выставил в парижском кафе Тамбурин собрание японской графики, приведшей Анкетена и Эмиля Бернара в восхищение и послужившее толчком для них в разработке нового направления в живописи, превратившегося впоследствии в клуазонизм.

Значительную часть своего внимания художник уделял реконструкции утерянных техник живописи старых мастеров и возвращению их в современную живопись. Так, например, Анкетен предполагал, что работы Рубенса сперва наносились на полотно в чёрно-белой гамме, а затем уже они заполнялись красками. В первой половине XX века работы Л. Анкетена служили образцами для изготовления гобеленов на специализированных мануфактурах Франции. Кавалер ордена Почётного легиона.

«Автопортрет с трубкой» «Авеню де Клиши, пять вечера»


Родился Кеес ван ДОНГЕН (26 января 1877, Дельфсхафен близ Роттердама — 28 мая 1968, Монте-Карло) — нидерландский художник, один из основоположников фовизма.

В пятнадцать лет поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме, где проучился пять лет. С 1899 ван Донген жил в Париже, участвуя в различных выставках, в том числе в знаменитом Осеннем салоне 1905 года вместе с Матиссом, Вламинком, Дереном, Браком. За яркий цвет художников этой группы назвали фовистами ("дикими"). На полотнах ван Донгена живые рельефные мазки сочетались с сияющими ровными зонами, словно подсвеченными изнутри. Картины эти шокировали зрителей: обычно он изображал представителей социального дна и делал это вызывающе, плакатно, броско. В Париже ван Донген имеет солидную репутацию и пишет портреты известных людей. Его поздние работы (в их числе, в частности, портрет Бриджит Бардо 1958 года) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры.

«Портрет Бриджит Бардо», 1958

В 1926 году ван Донген был удостоен ордена Почетного легиона и в 1927 году награжден орденом Короны Бельгии. В 1929 году он получил французское гражданство и две его работы были куплены для Музея дю Люксембург.

«Дыхание лотоса»


Родилась Катаржина КОБРО (26 января 1898, Москва — 21 февраля 1951, Лодзь, Польша) — выдающаяся русская и польская художница, скульптор-авангардист, работавшая в стиле супрематизма, конструктивизма и неопластицизма.

Дочь обеспеченного судовладельца Николуса фон Кобро. Училась в гимназии в Варшаве. С началом Первой мировой войны гимназия была эвакуирована в Москву. Здесь, в 1916 году в офицерском отделении госпиталя, Катаржина, 18-летняя сестра милосердия, встречает своего будущего мужа, офицера российской армии польского происхождения, Владислава Стржеминского, получившего тяжелейшие ранения в боях.

В 1917—1920 годах Катаржина учится в Москве, где на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества создаются Первые Государственные свободные художественные мастерские. Здесь преподают Казимир Малевич, Ольга Розанова, Владимир Татлин, Александр Родченко. В 1920 году Катаржина Кобро выходит замуж за Владислава Стржеминского.

Вскоре Катаржина и Владислав нелегально уезжают в Польшу и в 1924-м принимают польское гражданство. Молодая пара с первых же дней занимает видное место в новом польском искусстве. «Скульптура является частью пространства. Поэтому условием её органичности предполагается связь с пространством. Скульптура не должна быть закрыта, как непроницаемый композиционный узел, но — стремиться к открытости космоса, когда внутренняя область сложного пространства связана с внешним. Единство композиции есть ритм. Энергия последовательно чередующихся, сменяющих друг друга в пространстве форм производит ритм пространственно-временного континуума», — Катаржина Кобро.

«Пространственная композиция IV», 1929.


Родилась Паула РЕГО (26 января 1935, Лиссабон) — британская художница, по происхождению португалка. Драматизм и монументальность работ художницы делают её творчество заметным явлением фигуративной живописи XX столетия.

Паула начала заниматься живописью в возрасте четырех лет. После школы Паула поступила в Школу искусств Слейда в Лондоне (1952-56), где и познакомилась со своим будущим мужем - британским художником Виктором Виллингом. Вместе с Рего учились студенты, ставшие впоследствии знаковыми фигурами в английском искусстве – Майкл Эндрюс, Юан Углов, Крэг Айтшисон.

Детство Паулы дает ключ к корням ее графического искусства: в нем было одиночество и непонимание, завораживающие истории, рассказанные бабушками и дедушками, традиции расписной португальской плитки. Ранние работы Паулы Рего, датированные 1960-70 годами, выполнены в духе нео-дада. Используя смешанную технику, коллаж и живопись, она играет с детскими, фетишистскими, травматическими образами, которые позднее будут присущи её зрелому стилю. Для неё были характерны изображения узоров, замысловатых фигур, животных, фантастических предметов. Её работы часто демонстрируют зловещую сторону образов, подчеркивая господство зла или низвержение привычного порядка вещей. Иногда художница обращается к социальным темам и отношениям, которые полемичны. Более поздние работы Рего выполнены в более реалистичном духе.



Народилась Тетяна Дмитрівна ГАЛЬКУ́Н (26 січня 1947, с. Ропотуха Уманського р-ну, нині Черкаської обл.) – живописець і педагог. Народний художник України (2004).

Виросла у бідній сім’ї на Черкащині, походить з роду Білокур, який дав Україні знамениту художницю. Закінчила Київську художню середню школу ім. Т.Шевченка та Київський художній інститут у 1972 році (викладачі - Т. Голембієвська, В. Костецький, В. Шаталін). Працювала у 1972–1993 на Волинському художньо-виробничому комбінаті; від 1993 – викладач Волинського національного університету ім.Лесі Українки (від 2004 – зав. кафедрою образотворчого мистецтва). Заснувала в Луцьку власну школу живопису.

Працює у галузі станкового живопису, створила понад 600 картин. Основні жанри – натюрморт і пейзаж, також портрети і тематичні картини. Член Національної спілки художників України від 1980 року. Учасниця художніх виставок від 1972. Персональні експозиції відбулись – у Луцьку (1977, 1985, 1996–98, 2002, 2004), Володимир-Волинському (1989), м. Холм (1979, 1987, 1990, 1992), м. Замостя (1987), м. Люблін (2005; усі – Польща).

Образному світу Тетяни Галькун притаманні сполучення лірико-поетичного і філософського начал, поєднання української національної образності та виражальних засад 20 ст. Окремі роботи Галькун зберігаються у Штаб-квартирі ЮНЕСКО; у Любліні засновано галерею її творів.

Авторка методичних посібників «Основи живопису» та «Основи кольорознавства» (обидва – 1999), навчального посібника «Натюрморт: Історія, теорія і практика» (2005, у співавторстві).

«Калина», 1999


Народився Леонтій Назарович ГРИНЮК (26 січня 1950, Вінницька обл.) – вінницький живописець, вітражист, майстер художнього скла. Заслужений діяч мистецтв України (1999).

Закінчив Одеське державне художнє училище (1973), Львівський інститут прикладного й декоративного мистецтва (1982). Учасник обласних, республіканських і міжнародних виставок. Персональні виставки проходили у Вінниці, Львові, Тернополі. Від 1997 року очолює Вінницьку обласну організацію Національної спілки художників України.

«Вже знову прийшла весна. Батьки». 2003


Народився Євген Олександрович НЕГОДА (26 січня 1957, Дніпропетровськ – 18 січня 2014) – дніпровський художник-живописець.

Закінчив Криворізький державний педагогічний інститут (1987). Педагоги з фаху - В. Іванченко, А. Труфкін, М. Козулін. Член Національної спілки художників України з 2012. Основні твори: «Гроза відходить» (2009), «Після дощу» (2009), «Будинок у балці» (2008), «Клени Куїнджі» (2007), «Мальви» (2010), «Дорога на Сухачівку» (2011), «Похмурий день на Монастирському» (2010). Деякі роботи автора виставлялись у приватних галереях Польщі, Німеччини, Англії, Аргентини, Еквадору тощо.