24 декабря -Музей українського живопису

24 декабря

Родился Леонард БРАМЕР (24 декабря 1595, Дельфт, Голландия — 10 февраля 1674, там же) — голландский живописец.

Провел свое детство в Дельфте и там же получил первое художественное образование. Продолжил обучение в Италии: Брамер провел на юге около десяти лет; именно те де­сять лет, в течение которых человек окончательно формируется; вот почему итальянские влияния у него особенно сильны и продолжительны. Его высоко ценили при дворах Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя.

Главная особенность большинства картин Брамера — это способ освещения, глубокие тени и полутени, сосредоточенный cвeт, скользящий по контурам и рельефу и падающий яркими пятнами там, где это надо художнику. Колорит, таким образом, перестает играть главенствующую роль. Угловатый стиль, широкая и свободная манера письма — тоже результат изучения произведений венецианцев. Обладая удивительно непостоянным талантом, всю свою долгую жизнь Брамер провел в художественных исканиях. Он одним из первых в Голландии начал писать в «коричневой манере», создавая чрезвычайно гармоничный колорит.

Тридцатые годы и начало 1640-х гг. были временем высшего расцвета Брамера. Художник очень любил изображать библейские события: более двух тре­тей его картин такого содержания. Вопреки существующим течениям и моде, Брамер всегда чуждался бытового элемента и жанровых работ. В 1654 году Брамер был избран старшиной местной гильдии художников.

«Поклонение волхвов»


Родился Ханс фон МАРЕ (24 декабря 1837, Эльберфельд, ныне Вупперталь, Северный Рейн-Вестфалия — 5 июня 1887, Рим) — немецкий живописец. Наряду с Арнольдом Бёклином и Ансельмом Фейербахом является представителем немецкого символизма.

Родился в семье чиновника, выходец из старинного дворянского рода. Художественное образование получил в Мюнхене, после чего в 1864 году отправляется в Рим, где занимается копированием знаменитых полотен. Часто материально нуждался, однако знакомство в 1866 году с литератором и теоретиком искусства Конрадом Фидлером, ставшим меценатом художника, позволило фон Маре выправить своё финансовое положение и совершить путешествие по Франции, Голландии и Испании.

Главной темой творчества Ханса фон Маре является человек, живущий в гармонии с природой. Найти идеальное соотношение между телом и пространством было одной из главных задач в его работе над композицией. Слава к художнику пришла посмертно. Наиболее известные из его работ — триптихи, созданные в последнее десятилетие жизни (напр. «Свадьба», 1884/85—1887, Мюнхен, Новая пинакотека), послужили после 1900 года исходным пунктом в творчестве целого поколения молодых немецких художников.

«Автопортрет», 1860 «Отплытие рыбаков»


Родился Арпад ФЕСТИ (24 декабря 1856, Гурбаново, ныне Южная Словакия — 1 июня 1914, Ловран, Хорватия) — венгерский художник.

Фести родился в семье немецких поселенцев, настоящая фамилия Реренбек. В 1874 году он отправился на учебу в Мюнхен, где окончил Баварскую академию художеств. В 1881 году продолжил учебу в Венской академии художеств, где начал писать картины, изображающие сцены, связанные с венгерской историей и религией. В 1882 году Фести вернулся в Венгрию, где создал два известных произведения — «Голгофа» и «Случай в каменоломне».

В 1896, совместно с художниками Ласло Меднянским и Енё Барчаи в честь 1000-летия основания венгерского государства им было создано знаменитое монументальное полотно (циклорама, или круговая панорама, площадью 1800 кв. м.) под названием «Прибытие (вхождение) мадьяр» (другое название «Обретение Родины»). На круговом живописном полотне было запечатлено две тысячи персонажей. Эта работа серьёзно пострадала во время Второй мировой войны. Только в 1995 году картина была полностью восстановлена.

Фрагмент панорамы Арпада Фести в Национальном мемориальном музее Opustaser в Венгрии


Родился Василий Николаевич БАКШЕЕВ (24 декабря 1862, Москва — 28 сентября 1958, Москва) — выдающийся русский советский художник-живописец. Народный художник СССР (1956). Действительный член АХ СССР (1947).

Поступил на отделение архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но затем перевёлся на живописное отделение. Учителями Бакшеева были В. Е. Маковский и А. К. Саврасов. В 1888 году за картину «Возвращение с богомолья» получает звание классного художника. В 1889 году Бакшеев избран членом Товарищества передвижных художественных выставок и преподавателем Училища живописи, где проработал более 20-ти лет. Был одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). В 1913 году получил звание академика живописи.

В 1922 году Бакшеев вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), участвует в выставках. В 1920-х годах под влиянием времени им написаны картины «Восстание в тылу у белой флотилии», «Ленин в Разливе», «Накануне 9 января» (1926), «Демонстрация». С 1932 года В. Бакшеев член творческого объединения «Искусство — социалистическому строительству». В последующие годы в основном писал пейзажи, сочетая импрессионистическую манеру с лирической символикой. А. А. Пластов говорил: «Для меня живопись Бакшеева, вся его личность всегда были и есть как родничок холодной, чистой кристальной воды…»

Ефанов В.П. «Портрет художника В. Н. Бакшеева» «Голубая весна», 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Родился Эд РЕЙНХАРДТ (24 декабря 1913, Буффало, Нью-Йорк — 30августа 1967, Нью-Йорк) — один из крупнейших американских художников-авангардистов.

В юности изучал историю искусств — в Колумбийском Университете, Нью-Йорк (1931—1935), затем с 1936 года посещает Национальную академию дизайна и Американскую художественную школу в Нью-Йорке. В конце 30-х годов XX века создаёт свои первые конструктивистско-геометрические полотна. Многое в этот период художник заимствует у П. Мондриана, находит в конструктивизме и позднем кубизме. Работы Э. Рейнхарда, как и у Мондриана, отличаются в построении разделением строгими вертикальными и горизонтальными осями.

В 1947 году на смену конструктивизму приходит художественная техника, близкая абстрактному экспрессионизму. В 1950 году Э. Рейнхардт возвращается к геометрическому отображению, в котором плоско наложенные цвета чётко разделены художником. Пуристическую ясность цвета находит он в монохромных полотнах красного, синего и чёрного цветов, созданных в 1951—1952 годах. Эти работы считаются одной из вершин достижений художника, в них полностью исключён рисунок и всё субъективное, внимание зрителя обращено исключительно на восприятие красок. В 1953 году создаётся знаменитая серия «чёрных полотен», в которых всё внеэстетическое удалено. Тот же взгляд «искусства как искусство» высказывает Э. Рейнхардт в своих теоретических работах. Его «12 правил для новой Академии» звучат следующим образом: «Никакого подтекста. Никакой работы кистью или каллиграфии. Никаких эскизов или рисунка. Никаких форм. Никаких образов. Никаких цветов. Никакого света. Никакого пространства. Никакого времени. Никакого формата и никаких пропорций. Никакого движения, никаких предметов и никакой темы».

Blue-Green Painting, 1948


Родился Пьер СУЛАЖ (24 декабря 1918, Родез, Франция) — французский художник-абстракционист.

В 1946 году приехал в Париж, до этого был сельскохозяйственным рабочим. Известность пришла к нему после первой выставки в Салоне независимых (1947). Большое влияние на творчество П.Сулажа оказали работы Ханса Хартунга. С 1987 по 1994 он работал над витражами церкви в Конке (Аверон). Сквозная тема его работ — чёрный цвет. В 1979 был избран почетным членом Американской академии искусства и литературы.

В картинах Сулажа основным формосозидающим элементом является мазок. Его фактура, направление и скорость движения, перепады плотности и цветонасыщенности образуют "сюжет" картины, демонстрирующий темп и последовательность работы художника. Господствующий черный цвет трактуется как некая первоматерия. Многие композиции Сулажа строятся на решетчатых пересечениях широких полос, в которых черный цвет на ярком фоне блестит и переливается, как в хорошо выделанной коже, борозды краски образуют рельефную поверхность.



Народився Данило Пантелеймонович БІДНОШЕЙ (24 грудня 1924, с. Великі Дмитровичі Обухівського району Київської обл. - 13 вересня 1989) - український живописець, майстер ліричного пейзажу. Заслужений художник України.

Учасник Великої Вітчизняної війни, нагороджений орденами і медалями. У 1947-1953 роках навчався в Київському державному художньому інституті (викладачі за фахом - К. Єлева, В. Костецький, Г. Меліхов, І. Штільман). З 1951 року - експонент республіканських і всесоюзних художніх виставок. Член Спілки художників з 1960 року Створив мальовничу Шевченкіану - місця перебування поета в Україні, Казахстані та Санкт-Петербурзі. Жив і працював у Києві. Роботи зберігаються в музейних та приватних колекціях України, Росії, Європи, США та Японії.

«Пейзаж с церквою», 1987


Народився Микола Єгорович ГАЛІЧИН (24 грудня 1931, с. Панкрушиха Алтайського краю, Росія) – живописець і художник театру, письменник. Живе і працює у м.Нікополь Дніпропетровської обл.

Закінчив Алма-Атинське художнє училище (1957, викл. А. Черкаський). Працював головним художником театрів у Казахстані. Брав участь у виставках з 1957. Персональні виставки художника відбулись у Чимкенті (Казахстан, 1967), Нікополі (Дніпроп. обл., 1981, 1991, 2001). Член Спілки художників з 1966.

Основні твори: «Світла любов» (1965), «Зачарований вітряк» (1965), «Марія Тюдор» (1966), «Підступність і кохання» (1966), «Приборкання непокірної» (1971), «Атаман Сірко в бою» (2010). Автор кількох поетичних та прозових книг.

«Купальська ніч», 2003


Народилась Тетяна Миколаївна ОХРІМЕНКО (24 грудня 1985, м. Дніпропетровськ) – український художник. Живе і працює у Дніпрі.

Дитинство майбутньої художниці пройшло на Чернігівщині. Закінчила Дніпропетровський театрально-художній коледж у 2006 році за спеціальністю художник-живописець; Харківську академію дизайну і мистецтв у 2011. Педагог з фаху – народний художник України В. І. Ковтун. Працює в галузі станкового живопису: портрет, пейзаж, натюрморт, станкова картина. Член Національної спілки художників України з 2011 року. За версією журналу «Банкір» Тетяна Охріменко стала переможцем у номінації «Кращий молодий художник» 2011 року.

Основні твори: «На Покрову в Мурав’ях» (2012), «Вечірній натюрморт» (2011), «Дзвіночки» (2012), «Жовтень. Батьківське подвір’я» (2012), «Райські яблучка» (2012), «Травневий вечір» (2012), «Криниця мого дитинства» (2012), «Хлібне поле» (2012), «Древній Новгород-Сіверський» (2012).