24 октября -Музей українського живопису

24 октября

Родился Ян ЛИВЕНС (24 октября 1607, Лейден — 8 июня 1674, Амстердам) — нидерландский художник, соперник Рембрандта.

Сын вышивальщика-позументщика. Учился живописи с восьмилетнего возраста, и уже с 12 лет Ян считался вундеркиндом. Занимался у Питера Ластмана, учеником которого несколькими годами позже стал Рембрандт. Молодые художники подружились, у них была общая студия, в работах 1626—1631 годов заметно их влияние друг на друга. В 1632—1644 Ливенс жил в Англии, работал при королевском дворе. Позже работал в Антверпене, Гааге, Берлине. Пользовался высоким покровительством, вел роскошную жизнь. С 1655 года жил в Амстердаме, где также имел большой успех и ещё большие расходы. Конец жизни провёл в нищете, после его смерти семья отказалась от наследства, чтобы не брать на себя долги художника.

При жизни считался соперником Рембрандта, был широко известен. Писал картины на библейские сюжеты, исторические и бытовые темы, пейзажи. Наиболее прославился как портретист. Блестяще одаренный, амбициозный, самоуверенный Ян Ливенс был одним из наиболее значительных художников своего времени. За четыре столетия многие его картины были утрачены или приписаны другим художникам (особенно много – Рембрандту).

«Автопортрет», 1629-1630 «Игроки в карты», 1623-1624


Похований Габріель МЕТСЮ (1629, Лейден — похований 24 січня 1667, Амстердам )— голландський художник 17 ст., переважно майстер картин побутового жанру.

Його батько, Жак Метсю, був художником, але помер, коли дружина ще була вагітною сином. Габріель теж обрав художню кар'єру. Є підстави вважати, що навчався або отримав значний вплив таких митців, як Ян Стен та Герард Доу. 1648 року став членом гільдії св. Луки в Лейдені у віці 18 років, що було покажчиком майстерності молодого митця.

По смерті матері 1655 року перебрався місто Утрехт, відомий католицький центр в протестантській країні і значний художній центр в Голландії. Праця в католицькому оточенні (майстерні Яна Венікса і Ніколауса Кнюпфера), де не забували заповіти італійських і місцевих маньєристів та караваджистів, вплинула на появу в творчості художника алегоричних зображень та картин біблійних сюжетів, досить рідкісних в творчості голландських художників з інших мистецьких центрів 17 століття.

«Голгофа», бл. 1665

З 1655 року перебрався в місто Амстердам. 1658 року художник побрався з Ізабеллою Вольф. 1659 року отримав громадянство в Амстердамі і працював по замовленням. Серед продукції митця - побутові картини і портрети. Помер в Амстердамі.

«Закохані за снідаком» (Автопортрет з дружиною),
1661, Дрезденська картинна галерея
«Пекар сповіщає про гарячий хліб»


Родился Петр Ян БРАНДЛЬ (24 октября 1668, Прага, Богемия — 24 сентября 1735, Кутна-Гора, Богемия) — чешский живописец позднего барокко.

Его мать происходила из чешской крестянской семьи, отец был кузнецом. Брандль обучался живописи примерно в 1683–1688 гг. у Кристиана Шрёдера. Для творческой манеры Брандля характерен густой, широкий мазок (техника импасто), использование мощной светотени, эмоциональная взволнованность персонажей, динамичная композиция. Исполнял алтарные образы для церквей Богемии. Был известен также как портретист. Работы Брандля хранятся в музеях и церквях Праги, Кутна-Горы, Градец-Кралове. Другом Брандля был другой известный чешский художник — Ян Купецкий.

Автопортрет, 1700 «Богач», ок. 1730


Родился Эжен ФРОМАНТЕН (24 октября1820, Ля-Рошель — 27 августа 1876, там же) — французский живописец, писатель и историк искусства. Представитель романтизма.

В 1839 году отправился в Париж, где планировал изучать право, но стал заниматься в мастерской художника-пейзажиста Николя-Луи Каба. Первоначально и Фромантен писал в основном пейзажи, но с 1845 года начал выступать также как критик, публикуя обзоры текущих салонов. Неоднократно путешествовал по Алжиру, посетил районы, где до него не бывал ни один художник-европеец. Под влиянием этих поездок его живопись приняла ярко выраженный романтико-ориенталисткий характер. Его путевые записки пользовались большой популярностью. В 1847 году участвовал в Парижском салоне. Наиболее известное произведение Фромантена по истории искусства — книга «Старые мастера» (1876).

«Арабы», 1871. Будапешт, Венгерский музей изобразительных искусств


Родился Генрих Ипполитович СЕМИРАДСКИЙ (24 октября 1843, Ново-Белгород, Харьковская губерния, — 23 августа 1902, Стшалково, Петроковская губерния в Польше) — польский художник, представитель романтического историзма.

Родился в семье поляка-врача — офицера драгунского полка. Учился живописи в Харькове у Дмитрия Безперчего, которого всегда считал своим главным учителем, и в Академии художеств в Петербурге (1864-1870). Бо́льшую часть активной творческой жизни провёл в Риме, куда приехал как пенсионер АХ. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из истории античных Греции и Рима, а также раннего христианства; кроме того успешно работал в жанре камерной идиллии, пейзажа и портрета. Картины Семирадского отличаются мастерством композиции и рисунка, детальной разработкой эффектов солнечного освещения. Занимался также оформлением театров и частных интерьеров.

Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств. Участвовал во Всемирных выставках. Искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально. Сам же художник – один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. Произведения Г.Семирадского в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран.

«Автопортрет», 1876 (не закончен) «Отдых патриция», 1881


Родился Константин Фёдорович ЮОН (24 октября 1875, Москва — 11 апреля 1958, Москва) — русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Представитель символизма и модерна. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Родился в немецкоязычной швейцарской семье. С 1892 по 1898 год Юо́н учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин. По окончании училища два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917. Среди его учеников были А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины. В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства». Помимо работы в живописном жанре, он активно занялся оформлением театральных спектаклей, а также художественной графикой.

«Пляска свах», 1912

«Новая планета», 1921. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В 1948 по 1950 годы К.Ф.Юон работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. С 1952 по 1955 преподавал в качестве профессора в МГАХИ имени В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

«Автопортрет», 1953 «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года», 1949


Родился Григорий Антонович ТЫШКЕВИЧ (24 октября 1940, г. Запорожье) – донецкий живописец. Народный художник Украины (2012).

Родился в Запорожье, а вырос в Херсоне. Занимался рисованием во Дворце культуры, побеждал на международных детских конкурсах. Окончил Одесское художественное училище, затем Харьковский художественный институт (в 1967 году; педагоги: С. Беседин, А. Хмельницкий). Участник более 150 республиканских, международных и персональных выставок более чем в тридцати странах мира. Заслуженный художник Украины (1995). Лауреат премий им.А.Островского и А. Куинджи. Руководитель Всеукраинского пленэра «Святогорье» (2005).

Григорий Тышкевич работает в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа и натюрморта. Его творчество порой характеризуют как «лирический урбанизм». Среди основных произведений: «Поэт» (1967), «Донбасс. Октябрь» (1970), «Колоски» (1975), «Донбасс. Голуби», «Донецкая околица», «Шахтерский праздник», триптих «Момент истины» (1990), серия пейзажей Украины и Донбасса и др.

«Молодежная стройка», 1972


Родился Михаил Иванович МИТРИК (24 октября 1933, с.Арданово Иршавского р-на Закарпатской обл — 1999, Ужгород) – закарпатский живописец.

В 1953-1954 годах учился в Киевской художественной школе. В 1966 году закончил художественно-педагогический факультет Киевского государственного художественного института, где ему встретились художники с мировыми именами: Василий Касьян и Николай Глущенко. Эти выдающиеся личности на всю жизнь сформировали его мировоззрение как личности.

Член Национального Союза художников Украины с 1970 года. Работал в области графики и живописи. Автор многочисленных пейзажей любимого Закарпатья. В творческом наследии М.Митрика есть работы, выполненные в технике монотипии, - особая разновидность графики. Много творческой энергии отдано художником монументальном искусству - сграффито.

«На перевале», 1970-е