24 мая -Музей українського живопису

24 мая

Родился ПОНТОРМО (настоящее имя Jacopo Carucci; 24 мая 1494, Понтормо, ныне пригород Эмполи — 2 января 1557, Флоренция) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма.

В десятилетнем возрасте, потеряв отца, Понтормо отправился во Флоренцию, где и провёл всю свою жизнь. Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто. Позднее большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Дюрера. Постепенно Понтормо отходит от традиции Ренессанса.

Одной из лучших считается «Снятие с креста» (1528, Флоренция, церковь Санта-Феличита). В картине отсутствует ясность пространственных отношений, фигуры приближены к переднему плану. Отсутствие твёрдой опоры композиции создает впечатление неустойчивости, подчёркивает драматизм и напряжённость одного из первых произведений зарождающегося маньеризма.

«Снятие с креста». 1525-1528. Алтарная картина в капелле Каппони церкви Санта-Феличита во Флоренции


Крещен Филипс ВАУЭРМАН (24 мая 1619, Харлем – 23 мая 1668, Харлем, Ниувекерк) – нидерландский художник.

Происходил из семьи голландских живописцев. Учился живописи у отца, Паулюса Йостена Ваувермана, и, возможно, у Франса Халса. В 1640 вступил в гильдию св. Луки (гильдия художников). К концу своей жизни добился признания, почета и славы в харлемском обществе.

Сохранилось около 450 работ художника. Его жанрово-пейзажные композиции принадлежат к лучшим образцам голландской живописи Золотого века. Любимыми темами Вауэрмана были сцены охоты, батальные композиции, изображения лошадей, путешественников на фоне голландского пейзажа. На многих картинах присутствует белая лошадь – это своеобразная подпись художника. Изящная тонкая живопись, изысканные сочетания серебристо-серых тонов, легкость композиции принесли Вауэрману славу при жизни и популярность после смерти. В манере Филипса Вауэрмана работали и его братья Питер Вауэрман (1623–1682) и Ян Вауэрман (1629–1666).

«Белая лошадь», 1650-е.
Рейксмузеум, Амстердам


Народився Георг ДОННЕР (24 травня, 1693, Еслінг — 15 лютого, 1741, Відень) — австрійський скульптор доби бароко.

Походив з ремісників, його батько був тесляр. Починав як учень ювеліра. У 1707 році перейшов до майстерні скульптора Джованні Джуліані, венеціанця, що працював в Австрії. Праця з Джуліані дала можливість знайомства з художнім зібранням князя Ліхтенштейна. Пізніше його успіхи дивували знавців, бо ті знали, що Доннер не навчався в Італії.

До ранішніх творів майстра відносять «Меркурія» і «Амура» (музей монастиря Клостернойбург). Значущою була праця по замові примаса Угорщини, князя Імре Естерхазі, в соборі міста Братислава (тоді Пожонь). Доннер зробив кінний монумент св. Мартина, що віддає жебраку половину власного плаща. У 1734 р. створив скульптуру імператора Австрії Карла VI у вигляді римського імператора з фігурою-алегорією Слави (Музей бароко в палаці Нижній Бельведер). Серед його робіт і фонтан-рельєф з зображенням Андромеди, прикутої до скелі на стіні Старої ратуші в Відні. В останні роки життя Доннер працював над створенням фігур фонтану по замові магістрату Відня. Фонтан вінчає фігура Провидіння (або Мудрого Правління), як натяк на замовників твору. Останнім твором скульптора стала «П'єта» (Оплакування Христа) для собору в Гурку. Термін творчої діяльності Доннера був невеликим. У віці 49 його не стало.

Фонтан «Мудре Правління», Відень


Родился Алексей Кондратьевич САВРАСОВ (24 мая 1830, Москва – 26 сентября 1897, Москва) – русский художник-пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа. Один из членов-учредителей Товарищества передвижников. Автор хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели».

Родился в семье купца третьей гильдии. Первые годы писал свою фамилию как Соврасов. Вопреки желанию отца мальчик не захотел заниматься «коммерцией», а поступил в 1844 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Первое признание начинающему пейзажисту принесла картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851 год). После десятилетнего обучения в МУЖВЗ Саврасов подал на выставку в Академию художеств две свои картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», выполненные в романтическом стиле. За них ему было присвоено звание академика.

В 1857 году Саврасов возглавляет пейзажный класс в МУЖВЗ. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Художник в 1862 году посещает Англию и Швейцарию, где изучает достижения пейзажной живописи европейских мастеров.

«Волга», 1874

1870-е годы были самым плодотворным периодом творчества Саврасова. Он достигает вершин своего мастерства, участвует в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок и в академических выставках. Его картины представлены на Венской 1873 года и Парижской 1878 года всемирных выставках, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882. Работы Саврасова открывают новую страницу в русской пейзажной живописи. И. И. Левитан сказал о своем учителе: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Сам же художник так рассказал о своем «секрете»: «Без воздуха пейзаж – не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь – значит, пейзаж дрянь».

В конце 1870-х Саврасов, уже не первый год страдавший алкоголизмом, тяжело заболевает. Его увольняют из училища, творчество постепенно угасает. В конце концов, художник умирает в Москве, в больнице для бедных.

«Грачи прилетели», 1871


Родился Малкольм ДРАММОНД (24 мая 1880, Мейденхед, Беркшир — 10 апреля 1945, там же) — английский художник-постимпрессионист.

С 1903 по 1907 год изучал живопись в Школе изящных искусств Слейд, затем в 1908—1910 годах — в Вестминстерской художественной школе, под руководством Уолтера Сикерта. Влияние Сикерта чувствуется во многих работах художника.

В период с 1911 по 1913 год М. Драммонд участвует в работе художественной группы Кэмден Таун. Один из членов-основателей Лондонской группы художников в 1914 году; состоял в ней вплоть до её роспуска в 1921 году. М. Драммонд преподавал живопись в Вестминстерской художественной школе вплоть до 1931 года, когда он после смерти жены уехал из Лондона на родину, в Беркшир.

St James's Park, 1912


Родился Марсель ЯНКО (24 мая 1895, Бухарест, Румыния — 21 апреля 1984, Эйн-Ход, Израиль) — израильский и румынский художник, архитектор и писатель. Один из основоположников дадаизма. Основатель деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход возле Хайфы.

Еще в Бухаресте брал уроки рисования у художника Иосифа Изера. В 1915 году начал изучать архитектуру в Политехнической школе Цюриха. В годы учёбы Янко принимал активное участие в модернистском движении, центром деятельности которого было «Кабаре Вольтер». Вместе с членами этого движения Хуго Баллем, Хансом Арпом, Ричардом Хюльзенбеком и Тристаном Тцарой Янко основал в 1916 году новое направление в литературе и искусстве — дадаизм или дада.

В 1922 году открывается его первая выставка в Бухаресте. Как в архитектуре, так и в живописи творчество Янко находится под влиянием конструктивизма и кубизма. В 1941 году, после первых погромов против евреев в Румынии, перебрался с семьей в Израиль. В 1942 году работы художника были представлены на персональной выставке в Тель-Авиве. В последующие годы участвовал в местных выставках, а также в выставках во всемирно известных музеях Венеции, Парижа, Нью-Йорка и других городов. 17 лет своей жизни Янко посвятил преподаванию изобразительного искусства в колледже «Семинар Ха-Кибуцим».

В 1953 году выступил с инициативой создания деревни художников Эйн-Ход у подножия горы Кармель южнее Хайфы. Со временем в деревне была открыта Центральная художественная галерея, частные мастерские и галереи художников и скульпторов. Янко Позже он участвовал в подготовке музея «Янко Дада», открытого в деревне в 1983 году.

«Порт»


Народився Георгій Степанович МЕЛІХОВ (24 квітня 1908, Харків — 22 квітня 1985, Київ) — український живописець, народний художник УРСР (1967), лауреат Державної премії СРСР — за своє перше полотно історичного спрямування — «Молодий Тарас Шевченко в майстерні К. П. Брюллова» (1947), член Союзу художників СРСР, 1979 — член-кореспондент Академії мистецтв СРСР.

Г. С. Меліхов став широко відомий завдяки своєму величезному (майже 3 х 3 метри) полотну «Молодий Тарас Шевченко в майстерні у К. П. Брюллова» (1947), за яке отримав звання лауреата Сталінської (згодом - Державної) премії третього ступеня (1948). Сьогодні ця картина знаходиться в експозиції Національного художнього музею України в Києві. Перший портрет Тараса Шевченка Георгій намалював ще в 1923 році і протягом усього життя не раз повертався до образу великого Кобзаря («Тарас Шевченко і Айра Олдрідж», 1963; «Повернення», 1964).

«Молодий Тарас Шевченко в майстерні у К. П. Брюллова», 1947

Живопису Георгій Меліхов навчався в Харківському (з 1933, педагог М. С. Федоров) і Київському художньому інститутах (1935-1941, Ф. Г. Кричевський, К. М. Єлева). Меліхов - учасник Другої світової війни, нагороджений орденом і медалями. Його фронтові замальовки стали цінним документом епохи.

« День Перемоги в Берліні », 1960

Після війни Меліхов викладав у Київському державному художньому інституті (1945-1961), професор з 1960 року. Секретар правління Спілки художників СРСР (1956-1960). Член Академії Мистецтв СРСР з 1979 року.

Творча спадщина Георгія Степановича Меліхова досить значна: це прекрасні пейзажі (художник багато їздив по Україні, Європі, двічі побував у Вірменії), ліричні натюрморти, глибоко психологічні портрети. Але вершиною його живопису стали жанрові роботи, в тому числі «О. М. Горький на Україні» (1957), «Весна 1945 року» (1960), «На рідній Україні» (1965) тощо.

«Автопортрет», 1983 «Тарас Шевченко і Айра Олдрідж», 1963


Родился Филип ПЁРЛСТАЙН (29 мая 1924, Питтсбург, США) — современный американский художник и график. Наряду с Алексом Кацем является крупнейшим современным американским художником-реалистом.

Первые работы художника были опубликованы в журнале «Лайф» в 1941 году. В 1946-47гг. учится в университете Карнеги-Моргана в Питтсбурге (вместе с Энди Уорхолом). В 1948 переезжает в Нью-Йорк и начинает сотрудничать с многочисленными рекламными агентствами города и с журналом «Лайф».

Начиная с 1960 года Пёрлстайн делает тему обнажённого человеческого тела главной в своём творчестве. Основной признак «его» манеры изображения — это светлый искусственный свет-фон, убирающий все тёплые тона картины. Как заметил сам Пёрлстайн: «Я сумел освободить эти фигуры из мучительного, неестественного состояния, в которое они были поставлены неоэкспрессионистскими мастерами и кубистскими людоедами, с другой стороны я спас их от порнографов и грязной сексуальной эксплуатации. Я изобразил эти человеческие фигуры по их свободной воле, чтобы воздать им по чести среди других равных им творений природы». Как правило, на картинах Ф.Пёрлстайна у изображённых не показано лицо, либо какие-то части тела как бы «обрезаны».

«Автопортрет» «Обнаженная и кукла на бамбуковом кресле», 2005


Народився Микола Іванович ПАЗІЗІН (24 травня 1949, Еліста, Росія) - тернопільський живописець і графік. Заслужений художник України (2013).

Закінчив художньо-графічний факультет Кубанського університету в м. Краснодар (1973, нині РФ). Від 1975 — художник Тернопільського художньо-виробничого комбінату Художнього фонду України. 1986—1989 — відповідальний секретар Тернопільської обласної організації Спілки художників УРСР. Член Національної спілки художників України від 1984 року.

Працює в галузі тематичної картини, пейзажу, портрета. Учасник понад 300 обласних, всеукраїнських та міжнародних виставок, зокрема 50 - персональних і майже 100 виставок за кордоном (в Росії, Польщі, Австрії, Німеччини, Франції). Понад 50 творів художник подарував музеям і державним установам Тернополя і області. З 1990 року - учасник 50 міжнародних пленерів живопису. Відзначений медаллю меморіалу А. І Куїнджі, срібною медаллю ім. Хіполіта Цегельськего (Познань, 2009). У 2010 отримав звання «Заслужений діяч культури Польщі».