24 января -Музей українського живопису

24 января

Народився Гілісс (Егідіус) ван КОНІНКСЛОО (24 січня 1544, Антверпен - 4 січня, 1607, Амстердам) - голландський живописець-пейзажист.

Учень Пітера Коуке Молодшого і Леонгарда Круса, вдосконалювався в школі Гілліса Мостарта в Антверпені. Був новатором в техніці пейзажу, якому стали наслідувати його сучасники. Конінкслоо поряд з іншими художниками дозволив пейзажу виділитися в Нідерландах в самостійну галузь живопису.

«Пророк Ілля і ворони». Кінець XVI ст. Королівський музей витончених мистецтв, Брюссель


Родился Аким Егорович КАРНЕЕВ (Корнеев) (24 января 1833, с. Сашкино Калужской обл. — 8 марта 1896, Севастополь) — русский живописец, график. Академик живописи, организатор севастопольской рисовальной школы.

Происходил из крестьян. В 1853 – 1861 учился в Петербургской Академии художеств в классе исторической живописи у Т. Маркова. В 1860 удостоен большой золотой медали, звания классного художника 1-ой степени и права пенсионерской поездки за границу. В 1861 – 1866 работал во Франции, Италии, Германии, Швейцарии и Великобритании. В 1867 получил звание академика. С 1866 жил в Севастополе. В 1872 – 1873 преподавал в Одесской рисовальной школе. Исполнял иконостасы для церквей Одессы и Севастополя. В 1878 принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве. По инициативе художника в Севастополе была основана первая в Крыму рисовальная школа, просуществовавшая до 1896. Писал портреты и жанровые картины.

«Крестины»


Родился Василий Иванович СУРИКОВ (24 января 1848, Красноярск – 19 марта 1916, Москва) – русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Родился в Сибири, в казачьей семье, 24 января по новому стилю (12 января по старому стилю). Первым преподавателем Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв – учитель рисования Красноярского уездного училища.

С 1869 по 1875 год учился в Петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, с 1893 года – действительным членом Петербургской Академии художеств.

Широко известны картины художника на темы российской истории: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и другие.

«Утро стрелецкой казни», 1881. Холст, масло. 218 × 379 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Меншиков в Берёзове», 1883. Холст, масло. 169 × 204 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Боярыня Морозова». 1884-1887. Холст, масло. 304 × 587,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Взятие снежного городка», 1891.
Государственный Русский музей, С.-Петербург

«Покорение Сибири Ермаком». 1895.
Государственный Русский музей, Петербург

В процессе работы над большими картинами Суриков, ревностно подбирая натуру, пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций.

Правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский.

«Автопортрет» «Переход Суворова через Альпы», 1899. Государственный Русский музей, С.-Петербург


Родился Константин Фёдорович БОГАЕВСКИЙ (24 января 1872, Феодосия – 17 февраля 1943, Феодосия) – крымский художник-пейзажист Серебряного века. Почти всю жизнь прожил в Феодосии.

Учился сначала у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве.

В 1906 году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни. Стержневая тема его творчества – древняя Крымская Киммерия с ее величественными горами, складками холмов, античными городами и ослепительным солнцем, освещающим всё это великолепие.

«Консульская башня в Судаке», 1903

В 1911–1914 годах Богаевский участвовал в выставках «Мир искусства». В 1912 году выполнил самую известную свою работу – три панно для особняка М. П. Рябушинского в Москве.

В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего. Погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии советской авиацией.

«Берег моря». 1907. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Родился Василий Иванович ШУХАЕВ (24 января 1887, Москва – 14 апреля 1973, Тбилиси) – русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства». Мастер портрета в технике сангины.

Родился в семье сапожника, рано остался сиротой. Поступил в московское СХПУ, где стал заниматься у Константина Коровина и Игнатия Нивинского, продолжил обучение в Высшем художественном училище при Петербургской АХ (с 1906 по 1912), в мастерской Дмитрия Кардовского. Там он познакомился с Александром Яковлевым, который стал его лучшим другом.

Автопортрет вместе с Александром Яковлевым в образе Пьеро и Арлекина

Василий Шухаев работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, расписывал особняки, соборы, рисовал портреты.

После революции был избран профессором АХ, участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. В 1921–35 гг. жил в Париже, куда приехал по приглашению Александра Яковлева. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»).

В 1935 г. Шухаев вернулся на родину по приглашению Академии художеств СССР. Здесь работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал. В 1937 г. художник и его жена были арестованы по обвинению в шпионаже и сосланы в магаданский лагерь, где провели десять лет.

Вернувшись из ссылки, поселился в Тбилиси. Стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. В 1962 г. была организована первая (на родине) персональная выставка Шухаева, в том же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузии.

«Финская деревня. Крыши». Около 1920


Народився КАССАНДР, справжнє ім'я Адольф Жан-Марі Муро́н (24 січня 1901, Харків — 19 червня 1968, Париж) — французький живописець, театральний художник, плакатист, народжений в Україні.

Народився у Харкові, в родині емігрантів з Франції. З початком Першої Світової війни переїздить з батьками у Францію, у 1915 році вони оселюються у Парижі. Навчався у паризькій Школі образотворчого мистецтва, Академії Жуліана. Навчаючись живопису, працював у типографіях. В 1922 з'являється його псевдонім «Кассандр». В 1923 значна за розміром композиція «Le Bucheron» приносить йому успіх і вигідні контракти.

У цей період художник багато роздумує на тему «мистецтво й глядач». Плакат бачиться йому чи не єдиним способом тісного зв'язку митця й суспільства. 1930 року як відомого митця Кассандра приймають до Спілки сучасних художників Франції. Він стає професором графічної реклами в Школі декоративного мистецтва, а потім у Школі графічного мистецтва. На початку 1930-х років, одержавши вигідні контракти, працював у США, де створив серію плакатів для автомобільної фірми «Форд».


1939 повернувся в Париж, де упродовж трьох десятиліть створив серію робіт для балетних та театральних спектаклів (Гранд-Опера, Театр на Єлисейських полях, Франс-комеді). 1950 року відзначалось 25-річчя творчості Кассандра (у паризькому Музеї декоративного мистецтва). В 1963 році Кассандр створив логотип відомої французької марки одягу Yves Saint Laurent. Касандр — один із засновників Союзу графіків Франції.

Вважається, що Кассандр зробив надзвичайний вплив на розвиток плакатного мистецтва першої половини XX століття. Роботи майстра привертають до себе увагу, асоціюються з ідеями прогресу та технічних змін. В останні роки життя митець переживав творчий спад, що й привело його до самогубства.



Родился Роберт МАЗЕРВЕЛЛ (МОТЕРУЭЛЛ) (24 января 1915, Абердин, Вашингтон — 17 июля 1991, Провинстаун, Массачусетс) — американский художник и коллажист, представитель абстрактного экспрессионизма и живописи действия в живописи.

По образованию — философ. Р. Мазервелл начал рисовать в 1938 году, после поездки во Францию. В 1940 году познакомился в Мексике с Роберто Матта, у которого учился технике автоматизма и сюрреализма. В 1942 году принимал участие в выставке сюрреалистов в Нью-Йорке. Первая персональная выставка состоялась в Галерее искусств Пегги Гугенхейм в 1944 году.

В 1948 году Р. Мотеруэлл арендовал совместно с Уильямом Базиотесом, Барнеттом Ньюманом и Марком Ротко ателье, превратившееся вскоре в авангардистский художественный клуб. В 1949 году начал серию картин, посвящённых Гражданской войне в Испании, полных глубокого гражданского пафоса, в которую вошло более 250 полотен и созданию которой мастер посвятил более трёх десятилетий.

В начале 70-х годов XX века художник возвращается к символизму. Особенно увлекает его тематика Средиземноморья, которую он исполняет лёгкими, светящимися красками. Был женат на художнице Хелен Франкенталер.

«Открытые серии No. 50. Оранжевый с чёрным».


Родился Махмуд ФАРШЧИЯН (24 января 1930, Исфахан) — современный иранский художник.

Уже в возрасте пяти лет стало ясно, что у мальчика уникальный талант к рисованию. Отец Махмуда – сам известный ковродел, создававший и рисунки для ковров, всячески поощрял сына. И тот еще в школе начал брать уроки у ведущих персидских художников того времени. Позднее Фаршчиян уехал в Европу – учиться западной живописи. По возвращении он занял пост преподавателя живописи в Тегеранском университете и параллельно работал в иранском Министерстве культуры. Именно в тот период были созданы многие шедевры, принесшие художнику мировую славу.


Работы Фаршчияна широко известны в мусульманском мире и на Западе. Характерный стиль Фаршчияна — фантасмагорические сюжеты с яркими красками, птицами, цветами и людьми. Сюжеты — обычно любовные и для исламского мира весьма смелые. Мастер виртуозно сочетает классические каноны персидской миниатюры с западной художественной школой. Сам Фаршчиян рассказывает, что создавая полотна, нередко слушает традиционную музыку – живопись и музыка для него неразрывны. Позднее мастер переехал в США и теперь продолжает работать в своем уникальном стиле в Нью-Йорке.

Сегодня картины Махмуда Фаршчияна украшают не только иранские и зарубежные музеи, но и, к примеру, дворцы английской королевы и королевы Нидерландов, и приобретались главами различных государств.



Народився Юрій Андрійович МАКУШИН (24 січня 1935, село Вороново, Томська область) — український скульптор, народний художник України (2015).

Дитинство пройшло в Топчихинському районі Алтайського краю. З 1947 року проживає в Миколаєві. У 1961 році вступив до Ленінградського інституту живопису, скульптури та архітектури імені І. Ю. Рєпіна (педагог з фаху — М. К. Анікушин). В 1971 році, закінчивши інститут, повернувся до Миколаєва, працював скульптором в Миколаївських мистецько-виробничих майстернях (нині — Миколаївський художньо-виробничий комбінат). З 1975 року — член Спілки художників України. З 1981 року — заслужений художник України. Доцент Миколаївської філії Київського національного університету культури і мистецтв, кафедра дизайну.

Також Ю. Макушин активно займається живописом. У натхненних і талановитих натюрмортах, пейзажах або портретах автор передає філософське осмислення світу природи і людини. Його працям притаманна любов до динамічної монументальної форми та виразність мазків. Витвори мистецтва Макушина експонувались на численних обласних, всеукраїнських і міжнародних виставках. Юрій Макушин — автор більшості пам'ятників і меморіальних дощок в Миколаєві та Миколаївській області.

Дружина Юрія Андрійовича Інна Вікторівна Макушина є обдарованим скульптором, заслужений художник України. Син Віктор – також скульптор.



24 января 1939 года постановлением Совета Народных Комиссаров БССР в Минске была создана Государственная художественная галерея БССР, ныне Национальный художественный музей Республики Беларусь — крупнейший музей художественного профиля в Республике Беларусь.

Новая галерея получила самые ценные произведения культового искусства, изъятые из храмов; собраны большие фонды живописи, графики и декоративно-прикладного искусства; переведены произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилёва и Гомеля; несколько произведений подарили крупнейшие музеи СССР. После присоединения Западной Белоруссии галерея получает экспонаты из национализированных усадеб и замков. В начале 1941 года в галерее уже имелось 2711 произведений, из которых 400 выставлялось. С началом Великой Отечественной войны коллекцию галереи эвакуировать не успели, и она была разграблена. После войны была возвращена только небольшая её часть.

Восстановлен музей был в ноябре 1947 года. В 1957 году было завершено строительство нового здания с десятью залами, расположенными на двух этажах, и вместительной галерей. Коллекция в те годы насчитывала около 3 тысяч произведений. С тех пор помещения музея неоднократно расширялись, создавались филиалы. Сегодня это один из богатейших музеев Восточной Европы. В экспозиции, филиалах и фондохранилищах имеется более 27 тысяч произведений, формирующих 20 коллекций и составляющих собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.

Здание музея Из собрания музея: Кондрат Карсалин. «Портрет неизвестного»,
1840-е гг.


Народився Валентин Дмитрович ХРУЩ (24 січня 1943, Одеса — 24 жовтня 2005, Кімри, Тверська обл.) — український художник, один з творців одеської школи неофіційного мистецтва.

Початкову художню освіту отримав у Одеській художній школі. У 1950-х роках вчився в Одеському художньому училищі (вчителі Зайцев, Єгоров, Павлюк, Фраєрман). Брав участь в організації перших «квартирних виставок» в Одесі. У 1967 році молоді художники Валентин Хрущ і Станіслав Сичов організували несанкціоновану «Парканну виставку» «Сичік+Хрущик». Виставка відбулась біля Одеського оперного театру у дворику Пале-Ройяль, де роботи художників були розміщені на будівельному паркані, і тривала лише три години. Багато критиків вважають, що ця виставка стала точкою відліку «одеського нонконформізму».

У 1979 році Хрущ брав участь у неофіційній виставці «Сучасне мистецтво з України» (Мюнхен-Лондон-Париж-Нью-Йорк).

У 1982 році Валентин Хрущ переїхав із Одеси до Москви. Свої останні роки провів у містечку Кімри Тверської області, де помер від раку.

«Автопортрет», 1970-ті «Європа», 1992