23 декабря -Музей українського живопису

23 декабря

Родился Карл Павлович БРЮЛЛОВ (23 декабря 1799, Санкт-Петербург — 23 июня 1852, Манциана, Италия) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.

Сын академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло. В 1809—1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830—1833), удостоенную в Париже Гран-при. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принесших ему громкую славу. В 1835 году совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным и В. А. Тропининым, затем переехал в Петербург. В 1836—1849 годах преподавал в Академии художеств. В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного модного портретиста. Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером. В 1843—1847 годах Брюллов принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге (завершены П. В. Басиным). В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. С 1850 жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме.

«Последний день Помпеи», 1830—1833. Холст, масло. 465,5 × 651 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе. На памятнике «Тысячелетие России» работы скульптора М. О. Микешина, поставленном в Новгороде в 1862 году, К. П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.

«Автопортрет», 1848 «Всадница», 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Родился Андреа ТАВЕРНЬЕ (23 декабря 1858, Турин – 16 ноября 1932, Рим) — итальянский художник-пейзажист. 


Двадцатилетний Андреа в 1878 году поступил в туринскую Академию Альбертина. Дебютировал художник в 1884 году на традиционной выставке изящных искусств в Турине. На этих выставках Андреа выставлялся с 1884 по 1900 год ежегодно, а после – с перерывами до самой смерти. В 1890 году Тавернье переезжает жить в Рим, до этого проведя несколько лет на побережье Адриатического моря, в поисках вдохновения работая на пленэре. В 1897 году художник возвращается в родной Турин, где получает должность профессора и начинает преподавать в своей «альма-матер» - Академии Альбертина. В 1909 году художник снова вернулся в Рим, где популярностью стали пользоваться его картины с пейзажами и видами римской сельской местности. Историки называют художника одним из лучших пейзажистов в Пьемонте, но что-то все же помешало ему стать известным за пределами своего региона и страны.

«Автопортрет» «Последние лучи на вершине»


Народився Борис ШАЦ (23 грудня 1866, Ворно Ковенської губернії, Російська імперія — 23 березня 1932, Денвер, штат Колорадо, США) — єврейський скульптор, живописець, діяч культури. Працював у Болгарії та Палестині.

1889 року вирушив до Парижа, де вступив до Академії живопису Кормона і майстерні скульптора Марка Антокольського, ставши згодом його помічником. У цей час створив свої перші значні твори. У 1895 році отримав посаду придворного художника болгарського царя Фердинанда. У Софії створив Академію мистецтв, яку й очолив. Кишинівський погром 1903 повернув Шаца в коло єврейських проблем, в результаті чого він захопився ідеями Теодора Герцля.

На 7-му Сіоністському конгресі в Базелі (1905) Борис Шац виступив з пропозицією заснувати в Палестині художню школу, де молоде покоління євреїв могло б навчатися всім видам витончених і прикладних мистецтв. Сповнений цією мрією, в 1906 році він вирушив до Єрусалима, де відкрив Школу мистецтва і ремесел Бецалель (від 1969 року — Академія мистецтв і дизайну «Бецалель»). Завдяки фінансовій підтримці німецьких сіоністів поруч зі школою був створений музей «Бецалель». Відтак, 1964 року в Єрусалимі був створений державний «Музей Ізраїлю» і музей «Бецалель» став його частиною.



Родился Фердинанд ЭНГЕЛЬМЮЛЛЕР ( 23 декабря 1867, Прага, Австро-Венгрия — 29 сентября 1924, Прага, Чехословакия) — чешский художник.

Окончил школу профессора Юлиуса Маржака, затем в 1889—1894 гг. учился в Пражской академии художеств. По рекомендации Маржака нашёл работу учителем рисования в России. Летние сезоны 1892—1894 годов работал в дворянских семьях на юге (Одесса, Киев). Первая выставка прошла в пражской галерее «Дом Топича» в 1895 году.

В 1897 году основал собственную художественную школу. Автор учебника «Пути к художественному искусству». Картины выставлялись во многих художественных галереях Праги.

«Весенние сумерки над Прагой», 1917


23 декабря 1888 года Винсент ВАН ГОГ отрезал себе ухо.

Арльская газета «Республиканский форум» сообщала в разделе «Местные новости»: «В половине двенадцатого ночи некий Винсент Ван Гог, художник из Голландии, явился в дом терпимости № 1 и, спросив девицу Рашель, вручил ей свое отрезанное ухо со словами: «Береги это как зеницу ока», после чего исчез. Полиция, поставленная в известность об этом событии, которое можно объяснить лишь безумием, наутро нашла этого человека у себя дома, в постели, почти без всяких признаков жизни. Несчастного срочно доставили в больницу».

Обостренное восприятие действительности и душевная неуравновешенность привели Ван Гога к психическому заболеванию. Осенью 1888 года Гоген приезжает погостить у Ван Гога в Арле, но творческие разногласия вызывают ссоры. Однажды Ван Гог бросает стакан в голову друга, затем, после заявления Гогена об отъезде, кидается на него с бритвой. В припадке сумасшествия вечером этого же дня художник отрезает себе ухо (по другим данным только мочку уха). В первый момент полиция даже обвинила Гогена в убийстве Ван Гога, но потом обнаружили, что художник еще жив. В целом, есть рад расхождений в описании этих событий его участниками и ситуация остается до конца не проясненной.

Винсент Ван Гог. «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой», 1889. Частная коллекция


Родилась Маргит (Маргарита) АННА (23 декабря 1913, Борота - 3 июня 1991, Будапешт) – венгерская художница.

Урожденная Маргит Сичерманн, позже она сменила фамилию на псевдоним Анна. Ее отец был управляющий имением. Маргит в возрасте 17 лет приезжает в Будапешт, чтобы учиться живописи. В Колледж искусств она не поступила, поэтому стала студенткой Новой школы искусств известного в Венгрии художника Яноша Вашари и проучилась там четыре года. В Новой школе искусств Маргит познакомилась со своим однокурсником Имре Амошем, который в 1936 году, женился на ней. В 1937 году они совершили путешествие в Париж. Там они встречались с Марком Шагалом, чье влияние видно в ранних работах Маргит.

После смерти мужа в 1944 году в нацистском концентрационном лагере ее стиль стал более жестким и более примитивным. В 1945-48 на картинах Маргит появился постоянный мотив: марионетки, символизирующие жизнь человека, клоуны, как выразители эмоций. После войны официальные власти от культуры объявили запрет всем «формалистам». В 1947 году Маргит Анна подверглась гонениям. После 1949 года, в течение долгого времени, Маргит не могла принимать участие в художественной жизни, она практически бросила рисовать. Вновь взяла в руки кисть она только в середине 1960-х. Стиль Маргит сильно менялся на протяжении всей ее карьеры, но ему всегда были свойственны нежные гротесковые фантазии и выразительность сюрреализма. В 1984 году в Сентендре (Венгрия) был открыт дом-музей Имре Амоша и Маргит Анна.

Автопортрет, 1930 «Убийство», 1936


Народився Володимир Миколайович ГОРОДИСЬКИЙ (23 грудня 1948, м. Тарту, Естонія — 1 жовтня 2015, Дніпропетровськ) — український художник-живописець.

У 1968 р. закінчив Дніпропетровське державне художнє училище (викладачі — К. Беркута, В.Шпіганович). З 1972 р. бере активну участь в обласних та республіканських виставках. Член Національної спілки художників України з 1980 р. У 1989 році був нагороджений Дипломом першого ступеню Спілки художників СРСР до 175-річчя від дня народження Т. Г. Шевченка. Проводив персональні виставки у галереях «Центр де Арт» (Блесканс, Швейцарія) 1996 р. та «Агора» (Мадрид, Іспанія) — 1999 р. Дружина художника - мистецтвознавець Лариса Бондар.

Особливістю сучасних творів Володимира Городиського є реалістичне зображення фантастичних сюжетів, коли натурні спостереження трансформуються в символічні, метафорично насичені образи. Дані риси найбільш проявлені у картинах «Блакитний сон» (1992), «Рівновага» (1993), «Флора» (1996), «Сирена» (1996), «Нічний політ» (2003). Картини Володимира Городиського зберігаються у Дніпропетровському художньому музеї, Дніпропетровському національному історичному музеї ім. Д. Яворницького, приватних колекціях України, Австрії, Німеччини, Швейцарії.

«Осіння мелодія», 1998


Родился Василий Иванович КОНДРАТЮК (23 декабря 1951, с. Славута Хмельницкой обл.) —живописец, график. Заслуженный художник Украины (2010).

В 1990 году окончил Украинский полиграфический институт им. Федорова, факультет графики. Педагогами по специальности были: П. Приведа, В. Гурмак, В. Овчинников. Член Союза художников Украины с 1992 года. Глава Житомирской областной организации Союза художников Украины с 2007 года. Участник многих всеукраинских и международных выставок, работы демонстрировались на нескольких персональных выставках. Работает в разных жанрах и техниках. Лауреат премии им. Л. Украинки (2007г.). Основные произведения: «Вариации осени» (2008), «Весна з небесними очима» (2008), «Вечерние акценты угасающего лета» (2009) и др.