23 августа -Музей українського живопису

23 августа

Народився Габріель Корнеліус Ріттер фон МАКС (23 серпня 1840, Прага — 24 листопада 1915, Мюнхен) — німецький художник.

Син скульптора Йозефа Макса. Працював при своєму батькові до самої його смерті у 1855 році. До 1858 року відвідував класи при Празькій академії образотворчих мистецтв. Протягом наступних трьох років навчався у Віденській академії мистецтв. У 1863 році Габріель Макс переїздить до Мюнхена, де стає учнем Карла Теодора фон Пілоті. У 1869 році залишає фон Пілоті й відкриває власну майстерню. З 1878 року обіймав посаду професора у мюнхенській Академії образотворчих мистецтв.

В роки навчання у Відні, пристрасть до музики вселила Максові думки висловити засобами образотворчого мистецтва головні ідеї музичних творів Л. Бетховена, Ф. Мендельсона та інших композиторів. Результатом цієї задумки стала низка малюнків автора, виконаних тушем, що зустріли схвалення публіки.

Навчаючись у Пілоті, Габріель Макс так і не засвоїв собі його колористичної віртуозності, а став писати у туманних, сіруватих, але надзвичайно гармонійних тонах картини сентиментального, меланхолійного, трагічного, іноді дуже неясного змісту. Відомий також численними зображеннями мавп, що були не лише моделями, але і домашніми тваринами художника.

«Світло»


Родился Эмиль Генрих (Генри, Анри) ГОГАРТЕН (23 августа 1850, Линц на Рейне — 16 ноября 1911) — немецкий художник-пейзажист.

Учился у Освальда Ахенбаха в Дюссельдорфской академии. В 1874-1977 годах жил в Париже. Затем вернулся в Германию, и с 1878 по 1889 годы жил в Гамбурге. После этого поселился в Мюнхене и вскоре присоединился к колонии художников в Дахау. Регулярно выставлялся с 1880 года в Берлине и в Дрезденской Академии.

«Художник в горах»


Родился Александр Фёдорович ФОЙНИЦКИЙ (23 августа 1886, Херсонская губ.(?) — 3 декабря 1973, Тирасполь) — художник и педагог, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР, автор более 300 картин.

На всех сайтах указано, что будущий художник родился в д. Курлюговка Елизаветградской губернии. Но такой губернии никогда не существовало – был Елисаветградский уезд Херсонской губернии. Никаких упоминаний о такой деревне тоже нет. Как бы там ни было, Фойницкий окончил церковно-приходскую школу и мужскую гимназию в Елисаветграде (ныне – Кропивницкий), затем — Одесское художественное училище (1912). Как способного выпускника, А. Ф. Фойницкого рекомендуют в Академию художеств, однако из-за отсутствия средств он вынужден принять предложение работать учителем рисования и черчения в Тирасполе, где художник и проживёт более шестидесяти лет.

Фойницкий – участник Первой мировой войны, затем и гражданской войны в составе Красной армии. С фронтов возвращается в Тирасполь и становится настоящим художником-летописцем города. Он создаёт полотна, посвященные историческим событиям Тирасполя и созданной Молдавской АССР: «Митинг по поводу образования МАССР. 28 июля 1924 года», «Первомайский парад в Тирасполе в 1925 году», «Тирасполь строится» (1932), «Новые дома в Тирасполе» (1933), «Учительский институт в Тирасполе» (1935), «Весна. Строительство театра в Тирасполе» (1939) и многие другие, а также картины, посвященные гражданской войне: «Партизаны у костра» (1932), «Штурм Перекопа» (1938). В 1938 году по инициативе Фойницкого в Тирасполе создаётся Художественный музей МАССР.

А. Ф. Фойницкий работал не только в жанре исторического полотна, но и в жанре пейзажа: «Осень», «Март», «Оттепель», «Тихий вечер», «В распутицу», а также портрета: «Партизан», «Портрет девочки», «Портрет Марецкого», «Автопортрет» и т. д. В 1975 году именем Фойницкого была названа Детская художественная школа в Тирасполе.

«Автопортрет» «Переправа через Днестр»


Народилася Ірина Кузьмівна КОНСТАНТИ́НОВА (23 серпня 1918, м. Красноград, нині Харківської обл. (за іншою версією – Одеса) –– 12 грудня 2003, Дніпропетровськ) – художниця театру, живописець і педагог. Заслужений художник України.

Закінчила Харківський художній інститут у 1940 (викладачі - С. Бесєдін, Д. Овчаренко, С. Прохоров, О. Хвостенко-Хвстов). Працювала художником у театрах Тернополя, Мукачева, Миколаєва, Краснодара, Харкова, Дніпропетровська. Учасниця обласних, всеукраїнських мистецьких виставок від 1959. Персональні виставки відбулися у Ялті (1990), Дніпропетровську (1993, 1998). Створила національні костюми для танцюристів українських ансамблів та масових театралізованих вистав; а також живописні натюрморти в реалістичному стилі, для яких характерні ретельне виконання, точне визначен¬ня форми та фактури, колоритні кольори. Член н спілки художників України з 1978.

«Східний глек», 1975. Картон, гуаш


Родилась Людмила Николаевна СЕМЫКИНА (23 августа 1924, Николаев) — украинская художница и мастер декоративного искусства, заслуженный художник Украины (2009), лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (1997) за коллекцию костюмов «Высокий замок», лауреат премии имени Василия Стуса (2000).

Окончила Одесское художественное училище (1947 год), Киевский художественный институт (1953 год), педагог по специальности — А. А. Шовкуненко. Член Союза художников Украины с 1958 года. Людмила Семыкина работала как живописец, художник-монументалист, художник по костюмам (эскизы костюмов к фильму «Захар Беркут»), дизайнер, модельер. Автор оформления станции метро «Петровка» в Киеве.

В 1964 году Людмила Семыкина в соавторстве с Аллой Горской, Панасом Заливахой, Галиной Севрук и Галиной Зубченко создала для вестибюля главного корпуса Киевского университета витраж «Тарас Шевченко», посвящённый 150-летию со дня рождения поэта. Витраж был уничтожен администрацией университета. Созванная после этого комиссия Союза художников квалифицировала его как «идейно порочный». В апреле 1964 года Пленум Правления Союза художников УССР на один год исключил Л. Семыкину и А. Горскую из Союза художников, восстановили в членстве их в январе 1966 года. В июне 1968 года Людмила Семыкина была исключена из Союза художников Украины за подписание «письма 139-ти» (общественное письмо деятелей культуры и науки Украины на имя Леонида Брежнева, Алексея Косыгина и Николая Подгорного с требованием прекратить практику противозаконных политических судебных процессов). Восстановлена в Союзе художников в 1988 году. Последние десятилетия к живописи не возвращалась, работала преимущественно как художник по костюмам (серии нарядов «Скифская степь», «Полесская легенда», «Княжий век», «Ретро», «Модерн»).

«Натюрморт», 1958