23 июля -Музей українського живопису

23 июля

Народився Філіпп Отто РУНГЕ (23 липня 1777, Вольгаст — 2 грудня 1810, Гамбург) — німецький художник і теоретик, один з лідерів романтизму в німецькому образотворчому мистецтві.

Народився в сім'ї купця-судновласника. У вісімнадцять років приїхав до Гамбурга навчатися торговій справі, але незабаром відчув схильність до живопису і почав брати приватні уроки малювання. У 1799–1801 роках навчався в Академії мистецтв у Копенгагені у відомого данського живописця Н. А. Абільгора, потім у Дрездені (1801–1803), де познайомився з поетом і мислителем Іоганном Вольфгангом Гете.

Під впливом Абільгора, який жив в Італії, сформувався інтерес Рунге до античності, класичного живопису. В 1800 художник знайомиться з малюнками Дж. Флаксмена до творів Гомера і Есхіла. Вплив лінійного малюнка англійського художника виявився в створених Рунге ілюстраціях до «Іліаді» і на теми «Пісень Оссіана», популярних серед європейських майстрів предромантичної епохи. Однак Рунге створює свій стиль малюнка пером і пензлем, який будується на тонкій ефемерної лінії, але значну роль у ньому відіграють ефекти світла й тіні.

«Відпочинок на шляху до Єгипту», 1805–1806

Близький до кола німецьких романтиків-літераторів, сам видатний теоретик живопису, що приділяв велику увагу проблемам кольору і його гармонії, автор трактату «Кольоровий круг», художник Рунге прагнув усе своє недовге життя до побудови складних, надуманих алегорій. Філіп Рунге мріяв про фантастико-музичну поему в циклі картин «Чотири пори доби», але дійсно живі образи німецький художник створив, звернувшись безпосередньо до натури. Портрети і автопортрети складають кращу частину художньої спадщини живописця. Для німецьких церков він створює полотна «Відпочинок на шляху до Єгипту» (1805–1806) та «Христос, що крокує по водах» (1806–1807; обидва — Кунстхалле, Гамбург).

«Автопортрет», 1802-1803 «Ранок», 1808


Родился Педер Северин КРЁЙЕР (23 июля 1851, Ставангер — 21 ноября 1909, Скаген) — популярный датский живописец.

Родился в Норвегии, в семье зоолога. В 9 лет Педер Северин начал посещать в Копенгагене частные уроки живописи, а в 10 был зачислен в Копенгагенский Технический Институт. С 1864 по 1870 год учился в Королевской Датской Академии Искусств. В 1873 году ему была присуждена золотая медаль и стипендия. В 1877—1881 годах Крёйер путешествовал по Европе, жил в Париже, где познакомился с импрессионистами — Моне, Сислеем, Дега, Ренуаром, Мане — и многое почерпнул для себя в их творчестве, в том числе стремление передать на холсте движение световоздушной среды.

Вернувшись в Данию, Сёрен, как звали его друзья, каждое лето жил и работал в Скагене — отдалённой рыбацкой деревушке на самом севере Ютландии, где встречаются Северное и Балтийские моря. Красивая природа привлекала сюда на отдых датскую интеллектуальную элиту. Крёйер написал здесь множество картин, изображающих отдыхающих и местных рыбаков. Одна из наиболее известных его работ — масштабное полотно «Костёр Святого Иоанна на пляже Скагена» (1906), на котором изображены многие известные люди, собравшихся вокруг костра в ночь на Ивана Купалу.
«Летний костёр на скагенском пляже», 1906

Эта картина, как и многие другие работы художника, находится в богатой коллекции музея Скагена. Немало работ Крёйера собрано в Государственном музее искусств Дании и в Музее Хиршпрунга – одном из лучших собраний датской живописи 19 века. Меценат Генрих Хиршпрунг купил первую картину Крёйера еще в 1874 году и с тех пор многие годы поддерживал художника.

В 1889 году Педер Северин после бурного романа женился на художнице Марии Трипке. Мария изображена на многих полотнах своего мужа, сама же она в замужестве писала очень мало. Известен их совместный портрет, где они нарисовали друг друга. Но совместная жизнь двух художников протекала тяжело, так как Крёйер страдал от наследственного психического расстройства и был болен сифилисом. В 1905 году пара наконец-то рассталась.
«Летний вечер на пляже Скаген. Художник и его жена». 1899

Здоровье художника быстро ухудшалось. В конце жизни он ослеп, и последние свои картины писал, будучи практически незрячим. Умер Педер Северин Крёйен в 58 лет от сифилиса и был похоронен в своём любимом Скагене. В настоящее время его картины высоко ценятся и пользуются большой популярностью.

«Автопортрет», 1897 «Гип-гип-ура! Праздник художников в Скагене», 1888



Родился Борис Дмитриевич ГРИГОРЬЕВ (23 июля 1886, Москва — 7 февраля 1939, Франция) — русский художник.

Внебрачный сын шведки Клары фон Линденберг и царскосельского мещанина, управляющего Рыбинским отделением банка. С 4 лет был официально усыновлен и воспитывался в семье отца. В 1903-1907 годах Борис Григорьев учился в Центральном Строгановском художественно-промышленном училище (класс Д. А. Щербиновского, а также у А. Е. Архипова). С 1907 жил в Петербурге, в качестве вольнослушателя до 1913 года посещал петербургскую Академию художеств, где занимался у А. А. Киселёва и Д. Н. Кардовского. Входил в состав «Студии импрессионистов» (1909), «Мира искусства» (1913-1918), принадлежал к «левым» художникам. Прекрасный рисовальщик, Григорьев сотрудничал с журналами, всю жизнь занимался книжной иллюстрацией. В 1917-1918 годах создает цикл «Расея», к которому будет еще не раз обращаться. В 1919 художник на лодке бежал с семьей в Финляндию. Жил в Берлине, с 1921 – в Париже. В 1927 году семья поселилась в Кань-сюр-Мер, на вилле близ Ниццы.

Работы Григорьева пользовались популярностью у европейских коллекционеров. Художник «скромно» отмечал в письмах: «Сейчас я первый мастер на свете… Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх…». Благодаря своему колоссальному трудолюбию Борис Григорьев завоевал на Западе репутацию «великого русского художника» и «артиста линии». Широко известны портреты кисти Григорьева, в которых художнику с помощью гротеска удается выразить суть своего персонажа. В 1929—1930 — создал монументальное полотно «Лики мира», посвятив его Лиге Наций.

«Автопортрет»

« Портрет В. Мейерхольда», 1916 год



Родился Юрий Павлович АННЕНКОВ (23 июля 1889, Петропавловск, Российская империя — 12 июля 1974, Париж, Франция) — русский и французский живописец и график, художник театра и кино, литератор. Заметная фигура русского авангарда.

Сын народовольца П. С. А́нненкова, родился в Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Занимался в мастерской художника С. М. Зейденберга (вместе с Марком Шагалом), в 1909 поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского, посещал училище Штиглица в Петербурге. В1911—1912 года брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах Анненкова тех лет стало заметным влияние кубизма и футуризма. В 1913 дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», после чего вернулся в Петербург.

Работал как художник в театрах Петрограда и Москвы. В 1916—1924 годах Юрий Анненков много и талантливо занимался портретом — создал обширную галерею живописных и графических образов многих деятелей русской культуры. Проявил себя как иллюстратор книг и журналов, в 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока, много работал в графике, сотрудничал с издательствами. В 1924 году на всесоюзном конкурсе стал лауреатом первой премии за портрет Ленина. В том же году выехал в Европу, поселился в Париже. Был широко известен как художник театра и кино (в 1955 номинировался на «Оскар»). Писал пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.

«Автопортрет», 1917 «Адам и Ева», 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва