23 марта -Музей українського живопису

23 марта

Георг ФЛЕГЕЛЬ (1566, Оломоуц - 23 березня 1638, Франкфурт-на-Майні) - німецький художник, засновник німецької школи натюрморта та один з найбільших європейських майстрів цього жанру на початку XVII століття.

Народився в Моравії в родині шевця. Починаючи з 1580 року працює в Лінці помічником у майстерні нідерландського живописця Лукаса ван Фалькенборха. Флегелю доручали домалювати фрукти, овочі та квіти на великоформатних полотнах, що зображали корпоративні бенкети або сценки на ринку. В 1592-1593 роках Валькенборх переводить свою майстерню до Франкфурта-на-Майні, і Флегель з дружиною Бригітою переїздить за ним. У квітні 1597 року Флегель, за допомогою Валькенборха, отримує франкфуртські міські права й відкриває власну майстерню.

З 1600 року художник пробує писати свої перші натюрморти, використовуючи як натуру ті фрукти та предмети, якими зазвичай створювали фон на великих картинах. Флегель є також творцем великої кількості акварелей, що зображають квіти, найчастіше в натуральну величину.

«Автопортрет з годинником» (1630) «Натюрморт з папугою», Стара Пінакотека, Мюнхен


Андрис БОТ (1612/1613, Утрехт — 23 марта 1642, Венеция) — голландский живописец жанра бамбочада, ученик Абрахама Блумарта. Сотрудничал с братом Яном Ботом.

С 1635 по 1641 год Андрис Бот проживал в Риме, где присоединился к группе Питера ван Лара. Работы Андриса Бота представляют собой небольшие картины с забавными сценками из жизни простого народа (бамбочады) и отличаются юмористическим, порой возмутительным содержанием.

«Игроки в карты» «Охота на вшей при свечах»


Родился Алексей Иванович КОРЗУХИН (23 марта 1835, Пермская губерния — 30 октября 1894, Санкт-Петербург) — русский жанровый живописец, один из лучших русских живописцев жанра; академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Родился в семье крепостных. В 1858 году поступил в ученики Императорской Академии художеств. Успешно проходя её курс, он уже в 1861 году получил от неё малую золотую медаль за картину: «Пьяный отец семейства». После того ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали и соединённое с ней право на поездку в чужие края на счёт казны. В 1863 году Корзухин, вместе с несколькими своими товарищами, не пожелавшими работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии со званием художника 2 степени и участвовал в образовании Санкт-Петербургской Артели художников. Деятельным членом этого кружка он оставался до самого его распада.

В 1865 году, за картину: «Поминки на деревенском кладбище», академия повысила его в звание художника 1 степени, а в 1868 году, за «Возвращение отца семейства с ярмарки», признала академиком. Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года без того, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями. В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни. Занимаясь преимущественно жанром, Корзухин брался также за портреты и религиозные изображения.

«Возвращение из города», (1870). Государственная Третьяковская галерея


Родился Альфонс ОСБЕР (23 марта 1857, Париж — 11 августа 1939, там же) — французский художник-символист.

Родился в зажиточной семье. Обучался рисованию в парижской Школе изящных искусств у таких мастеров как Леман, Кормон и Бонна. В этот период Осбер находился под сильным влиянием испанской живописи, его работы написаны в манере Хосе Риберы. Позднее, под влиянием работ Пуви де Шаванна, Сеона и Сёра пишет в более светлых тонах. К этому же времени художник становится убеждённым символистом с выбором характерной для символистских полотен того времени тематики — картины Осбера заселяют музы в колышущихся одеждах, на фоне вечернего идиллического античного пейзажа. Работы Осбера неоднократно выставлялись в парижском «Салоне Роза + Крест».

«Спящая нимфа»


Народився Георг МАККО (23 березня 1863, Аахен - 20 квітень 1933, Генуя) - німецький художник та ілюстратор.

У 1880-1887 роках вивчав живопис в Академії мистецтв Дюссельдорфа. Потім продовжив навчання в Мюнхені, звідки зробив декілька поїздок, в яких черпав натхнення для своїх полотен - в Альпи, в Норвегію і на Шпіцберген, в Італію. Великою популярністю користувалися його роботи, написані також під час подорожей на Схід - в Константинополі, Афінах, Палестині, Лівані, Єгипті і Аравії.

Писав переважно олійними фарбами і гуашшю, іноді - аквареллю. Його роботи відрізняються виразністю, майстерною грою фарб і світла, ретельністю у зображенні деталей. Писав переважно пейзажі, інтер'єри будівель, види великих міст.

«Південний пейзаж з лавандою»


Родился Леопольд ПИЛИХОВСКИЙ (23 марта 1869, Пиле близ г. Серадз Калишской губернии — 27 июля 1934, Лондон) — польский живописец еврейского происхождения. Стал одним из первых художников в Польше, которые искали национальную еврейскую самобытность.

Детство провел в польской деревне, учился в хедере. Получил затем прекрасное художественное образование: сперва в варшавском Классе Рисования под руководством В. Герсона, затем в Мюнхенской академии художеств у Ш. Холлоши, и О. Зейца. Позже продолжил образование в Академии Жюлиана в Париже. После окончания учебы, вернулся в Польшу, жил в Лодзи, в 1904 переехал в Париж, а в 1914 осел в Лондоне.

Писал картины маслом, реалистические портреты, сельские пейзажи и жанровые полотна на еврейскую тематику. Воспоминания детства и жизнь в Лодзи, одном из центров польского еврейства, дали Л. Пилиховскому те основные впечатления, которыми определили характер его творчества. Пройденная за границей школа дала ему техническое умение, обнаруживающееся у него главным образом в развитом чувстве композиции, смелой трактовке и размашистом, виртуозном мазке. Также писал прекрасные портреты, из которых можно назвать портрет скрипача Коханского. В них все более и более становится явным стремление художника к выразительной простоте, его намеренное пренебрежение к несущественным деталям, которые в ранних его портретах отделывались им с особой тщательностью. В творческом наследии художника — создание фресок в здании Главной почты г. Лодзь.

Портрет Теодора Герцля «Суккот»


Родился Хуан ГРИС (настоящее имя José Victoriano González-Pérez, 23 марта 1887, Мадрид — 11 мая 1927, Булонь-Бийанкур) — испанский художник и скульптор, один из главных представителей кубизма наряду с Пабло Пикассо и Жоржем Браком

Учился в Мадридской школе искусств и ремёсел, сотрудничал с юмористическими журналами. В ранних работах ощутимо влияние модерна. В 1906 г., сразу после окончания учебы в Мадриде переехал в Париж, долгое время жил на Монмартре в Бато-Лавуаре; познакомился с Матиссом, Модильяни (который написал его портрет), Леже, Пикассо и Браком, а также с поэтом Максом Жакобом. Основной жанр его живописи — натюрморт. Первая персональная выставка Гриса состоялась в 1919 в Париже, затем последовали экспозиции в Берлине (1923) и Дюссельдорфе (1925).

В 1922—1924 сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его балетной труппой, занимался книжной иллюстрацией (книги Аполлинера, Реверди, Уидобро). Использовал гуашь и акварель, экспериментировал с техникой коллажа (с 1913). Дружил с Пьером Реверди, Гертрудой Стайн.

«Мужчина в кафе». 1914. Нью-Йорк


126 лет назад Поль Гоген решил уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о жизни в гармонии с природой и людьми.

«23 марта 1891 года в парижском кафе «Вольтер», на площади Одеон в Латинском квартале, в те времена служившем «штаб-квартирой» французских символистов, веселая компания из четырех десятков художников и литераторов этого направления во главе с «гуру» символистов – поэтом Стефаном Малларме – устроила прощальный банкет в честь Поля Гогена, отбывавшего на край света, в Полинезию», – сообщает сайт журнала «Вокруг света» в рубрике «Хронограф».

Детство Эжена Анри Поля Гоге́на прошло в Перу, и тяга к экзотическим местам навсегда осталась в душе художника. Бедность и болезнь подтолкнули его к давнему желанию «слиться с природой». Поль Гоген уехал на остров Таити, где поселился в хижине вдали от цивилизованных мест, подружился с местными аборигенами-полинезийцами и выучил их язык. Под влиянием множества ярких впечатлений он переживает новый творческий подъем, окончательно складывается его живописный стиль. «Пейзаж с его яркими, пылающими красками пленял и ослеплял меня… И к тому же было так легко писать как видишь, без всяких расчетов кладя на холст красную краску рядом с синей!», – восхищался художник.

В 1892 году Гоген написал на острове 80 полотен. Но бедность не отступает от художника, здоровье его в полном расстройстве, положение кажется безвыходным. И Гоген в 1893 году снова возвращается во Францию, чтобы через два года опять уехать на острова южных морей, и на этот раз – навсегда.

Поль Гоген. «А, ты ревнуешь?». 1892


Народився Сергій Миколайович ЄРЖИКО́ВСЬКИЙ (23 березня 1895, м. Вільно, нині Вільнюс – 15 грудня 1989, Київ) – український живописець, графік, педагог. Заслужений художник України (1985).

Учасник 1-ї та 2-ї світових воєн. Закінчив Київський художній інститут (1928), де навчався у Ф.Кричевського. Працював викладачем у Київський художньо-індустріальній школі (1929–31), Харківському поліграфічному інституті (1931–35). Викладав у КХІ (1935-1969). Член Спілки художників України. Професор кафедри живопису і композиції КХІ (з 1947). Чоловік художниці Ніни Котек, батько художника Олега Єржиковського.

Від 1928 брав участь у мистецьких виставках. Автор сюжетно-тематичних картин на історичну тематику, батальних творів, жанрових полотен, ліричних пейзажів, портретів.

Основні твори: «Автопортрет із дружиною», «Дроворуби» (обидва – 1928), «Автопортрет» (1929), «Шахтарська зміна» (1930), «На будівництві» (1931), «Окопна правда» (1932), «Преміювання колгоспників» (1933), «Художниця Н. Котек» (1934; 1946), «Любов» (1935), «Юні авіамоделісти» (1937), «Зустріч Т. Шевченка та М. Щепкіна у Нижньому Новгороді», «Син» (обидва – 1939), «Співак М. Донець», «В. Ленін», «Т. Шевченко і М. Щепкін» (усі – 1940), «Командир полку Ф. Заярний» (1943), «Ніночка», «Артилеристи під Сталінградом» (обидва – 1946), «У Сталінграді», «Герой Радянського Союзу В. Демидов» (обидва – 1947), «У передгір’ї Карпат», «Гуцул» (обидва – 1948), «Розбурхані хмари» (1949), «І. Ситник» (1955), «Ранок над Дніпром», «І. Беклемішева» (обидва – 1957), «Русява дівчина» (1959), «Сумний лист» (1962), «Тетянка» (1965), «О. Шовкуненко», «Т. Шевченко» (обидва – 1970), «Лікар Ф. Богданов» (1974), «На річці Снов» (1975), «Т. Шевченко в Каневі» (1980), «В. Кирейко» (1986), «Е. Ціолковський» (1989); серія фронт. робіт (1941–44).

«Сумний лист», 1962


23 березня 1919 року офіційно відкрився Лебединський художньо-історичний музей ім. Т. Г. Шевченка (Сумська обл.), зараз - Лебединський міський художній музей ім. Б.К. Руднєва.

Музейна колекція в Лебедині почала створюватися у 1918 році, коли тут відбулася Перша виставка української старовини. Її організаторами були земський діяч М. Грищенко і мистецтвознавець С. Таранушенко. 20 листопада того ж 1918 року інженером-технологом з Харкова Борисом Кузьмичем Руднєвим був заснований музей на основі націоналізованих приватних зібрань з навколишніх поміщицьких садиб. У роки Другої світової війни музейні збірки було врятовано його директором Б.К. Руднєвим. У 1964 музей був реорганізований у філію Сумського державного обласного художнього музею. З 1997 року музей знову став самостійною художньою установою, а 23 травня 2008 року Лебединському міському художньому музею було присвоєно ім'я його першого директора Б.К. Руднєва (1879-1944).

Зараз колекція музею налічує понад 2000 експонатів. В експозиційних залах представлено кілька сотень творів живопису, графіки, скульптури, зразки старовинних меблів, кераміки, нумізматики і фалеристики. Експонується старовинний український іконопис, зразки українських портретів парсунного типу XVIII століття, твори українських і російських художників.

На Лебединщині знаходяться корені художньої династії Кричевських, тому в музеї у 2003 році створено меморіальний зал "Мистецькі дивосвіти родини Кричевських". Адреса музею: Сумська об., м. Лебедин, пл. Свободи, 17.



Родился Франческо КЛЕМЕНТЕ (23 марта, 1952, Неаполь) — итальянский живописец-неоэкспрессионист.

Родился в семье с аристократическими корнями. Франческо отправился в Рим изучать архитектуру в 1970. Покинув школу до окончания программы, он сосредоточился на искусстве. Клементе сконцентрировался на рисовании на бумаге. Его первая персональная выставка прошла в Galleria Valle Giulia в Риме в 1971. Путешествовал по Афганистану и многократно бывал в Индии. Его интерес к духовной жизни и другим, не-европейским культурам сочетался с увлечением местной культурой и ремёслами. Клементе стал известен в 1970-х субъективными, эротическими образами часто изуродованных частей тела, искажёнными автопортретами и амбивалентными фигурами, часто изображёнными в насыщенных цветах. Он стал рассматриваться как один из лидеров «возвращения к фигуративности», названного трансавангардом в Италии и неоэкспрессионизмом в США.

«Сюжет 108»