22 декабря
Родился Жан Этьенн ЛИОТАР (22 декабря 1702, Женева — 12 июня 1789, Женева) — швейцарский художник, «живописец королей и красивых женщин».
Молодой Лиотар усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью. В 1725 году он прибыл в Париж, чтобы усовершенствоваться в искусстве, и нашёл себе покровителя в лице Пюизье, который, будучи назначен посланником в Неаполь, взял его туда с собой. В 1736 году Лиотар переехал в Рим, где нарисовал множество портретов пастелью, в том числе портреты папы Климента XII и нескольких кардиналов, чем положил основание своей известности. Наклонность к приключениям увлекла его на Восток. В Константинополе он усвоил местные обычаи, оделся турком, что в то время представлялось большой эксцентричностью, и в этом виде явился в Вену, где император Франциск I принял его очень милостиво. Он получил множество заказов и исполнил портреты Марии Терезии, многих членов императорского дома и представителей австрийской знати. Здесь же он исполнил пастелью портрет красавицы Анны Бальдауф, всемирно известный под названием «Шоколадница».
Из Вены Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза де Помпадур. Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе. После четырёхлетнего пребывания в Париже Лиотар отправился в Англию, а оттуда в Голландию. Конец своей жизни он провёл в Женеве. Кроме множества портретов им исполнено несколько картин.
 |
 |
«Автопортрет (Лиотар смеющийся)» |
«Шоколадница», около 1744. Дрезденская галерея. |
Родился Фирс Сергеевич ЖУРАВЛЕВ (22 декабря 1836, Саратов — 17 сентября 1901, Санкт-Петербург) — русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств.
Живописи учился в петербургской Академии художеств, где неоднократно отмечался серебряными медалями, а в 1862 получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». В 1863 году отказался от участия в конкурсе на Большую золотую медаль Императорской Академии художеств («Бунт четырнадцати»), подав прошение о выходе из Академии и получив звание классного художника 2-й степени. Стал одним из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.
Его род живописи — бытовая живопись; в особенности он известен несколькими картинами, сюжет которых взят из купеческого быта. Писал также портреты (как, например, отца Иоанна Кронштадтского). В 1868 за представленные на Академической выставке картины «Приезд извозчика домой» и «Возвращение с бала» получил звание классного художника 1 й степени «по живописи народных сцен». В 1874 за картины «Перед венцом», «Носильщик», «Мачеха», «Девочка с курами», «Трубочист» и ряд портретов удостоен почётного звания академика Императорской академии художеств. Как отмечали критики, рисунок Журавлёва правильный, живопись тонкая, а колорит правдивый.
 |
 |
«Автопортрет» |
«Купеческие поминки», 1876. Государственная Третьяковская галерея. |
Народився Павло Гаврилович ВОЛОКИДІН (22 грудня 1877, с. Архарово, нині Орловська обл..РФ — 16 березня 1936, Київ) — відомий український художник і педагог.
У 1898—1905 роках навчався в Одеській малювальній школі (нині — Одеське художнє училище), а у 1905—1906 роках навчався в Петербурзькій академії мистецтв. Від 1907 року жив в Одесі. У 1922—1934 роках був професором Одеського художнього інституту, серед його учнів — Григорій Мінський. Член Товариства південноросійських художників з 1907, один із засновників Товариства ім. К. Костанді В останні роки життя (1934—1936 роки) був професором Київського художнього інституту .
Один з кращих представників південноросійської школи живопису. Зробив значний внесок в український портретний живопис. Автор портретів («Курсистка», 1918; «Жіночий портрет», 1924), пейзажів («Херсонська пристань», 1914), натюрмортів («Айстри», 1920; «Квіти в синій вазі», 1934).
 |
 |
«Автопортрет», 1921 |
«Портрет гітариста Кіпченка», 1934-35 |
Народився Натан Ісайович А́ЛЬТМАН (22 грудня 1889, Вінниця — 1970, Ленінград) — український і російський художник-кубіст єврейського походження. Створював пейзажі, портрети, книжкову графіку, скульптуру, декоративні рельєфи, ілюстрації до Старого Заповіту (1933), антифашистські карикатури.
Батько помер, коли хлопець був ще малим. Художню освіту здобув в Одеському художньому училищі у 1902–1907 рр. Удосконалював художню майстерність у Парижі в приватній художній студії (1910–1911 рр.), зазнав впливу новітніх мистецьких стилів, особливо французького кубізму.
1912 р. перебрався у Петербург. Мав попит як художник. Був одним із засновників «Єврейського товариства розвитку мистецтв». Після більшовицького перевороту у жовтні 1917 р. став на бік нової влади, брав участь у декоруванні нових революційних свят у Петрограді та Москві. Аби зробити кар'єру при більшовицькій владі, створив декілька портретів Володимира Леніна, серед них і його погруддя в цілком реалістичній манері (бронза, 1920 р.).
Почав працювати як театральний художник. Брав участь у створенні кінофільму «Єврейське щастя» за сценарієм Шолом-Алейхема. За пропозицією Альтмана, натурні зйомки проходили у Вінниці в неперебудованому тоді районі бідноти — Єрусалимці.
1928 року Альтман відбув із Державним єврейським театром на гастролі у Західну Європу. По закінченню гастролей, залишився у Парижі, де перебував до 1935 р. Повернувся у СРСР, де застав період сталінських чисток кадрів і репресій. Відійшов від створення картин і займався графікою, проектами створення поштових марок та книжковою графікою. Художня манера Альтмана не укладалась в жорстокі межі офіційного стилю соціалістичний реалізм..
 |
 |
«Автопортрет» |
«Портрет А. А. Ахматової», 1914 |
В 1903 году (22 декабря) в Москве в помещении Строгановского училища открылась первая выставка Союза русских художников.
В начале 1903 года в Санкт-Петербурге состоялось собрание участников объединения «Мир искусства» и московской группы «36-ти художников», на котором было принято решение о создании новой выставочной организации — Союза Русских Художников. Его ядро составляли Константин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Аркадий Рылов. Большую роль в появлении Союза сыграл «Мир искусства», хотя московские мастера во многом стремились противопоставить себя петербуржцам. Они были далеки от символизма и связанных с ним идей. Их стиль соединял реалистические традиции передвижников и опыт импрессионизма в передаче воздуха и света. Находясь под некоторым влиянием творчества Константина Коровина, который нередко участвовал в выставках Союза, эти художники тяготели к пейзажу и жанровой живописи.
На выставке нашли место все виды и жанры искусства: живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство. Из известных мастеров в ней участвовали В.М.Васнецов, М.А.Врубель, И.С.Остроухов. Выставка привлекала необычным, роскошным оформлением — стены были изящно задрапированы тканями, залы украшали цветы и деревья. Всего Союзом русских художников проведено 18 выставок (1903-1923), имевших небывалый успех у зрителей, ценителей искусства и коллекционеров. Кроме Москвы и Петербурга работы членов Союза русских художников экспонировались в Харькове, Одессе (1909), Киеве, Екатеринославе, Вятке (1910), Вологде и Калуге (1914), а также на международных выставках: в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Венеции (1907), Мюнхене (1909), Риме (1911).
 |
 |
Эмблема первой выставки СРХ, автор М. Врубель |
К.Юон. «Праздничный день», 1903 |
22 грудня 1916 року, ще за життя скульптора, заснований Музей Родена — музей мистецтв у Франції, в якому зібрана велика колекція робіт французького скульптора Огюста Родена. Відкритий у 1919 році.
Музей розташований на вулиці рю де Варенн в VII окрузі Парижа, в палаці Бірона, побудованому в 1727–1732 роках архітектором Жаком-Анж Габріелем для фінансиста Абрагама Пейрен де Мора. З 1904 року в будівлі проживали різні художники, у тому числі О. Роден (у 1908–1917 роках). Завдяки його впливу палац було збережено від знесення, і в 1916 році було прийнято рішення збирати тут роботи Родена, а також документи, пов'язані з його життям і творчістю. У музеї зібрано більше 6600 скульптур, 8000 фотографій і 7000 інших творів мистецтва.
Окрім численних робіт самого Родена (у тому числі його «Мислителя »), в музеї також зберігаються скульптурні твори коханої Родена — Камілли Клодель, а також його особиста колекція живопису — у тому числі роботи пензля Вінсента ван Гога.
 |
 |
Палац Бірона |
З музейного зібрання: «Ворота пекла». Монументальний проект входу до Музею декоративного мистецтва роботи Родена |
Родился Максим Карлович КАНТОР (22 декабря 1957, Москва) — российский художник и писатель.
Отец Максима Кантора — философ, искусствовед, теоретик дизайна Карл Моисеевич Кантор, основатель журнала «Декоративное искусство», близкий друг А. А. Зиновьева. Дед — минералог и испаноязычный драматург Моисей Исаакович Кантор. Мать, Татьяна Сергеевна, генетик, селекционер, автор гибридов, получивших международные патенты. Старший брат Владимир Кантор — философ и литературовед.
Максим Кантор окончил Московский полиграфический институт (1980). В 1977 году основал в Москве андеграундную группу «Красный дом». В 1982 году в Московском Институте Философии был организатором и докладчиком знаменитой однодневной выставки группы. Большое влияние на Кантора как художника оказали Микеланджело, Мантенья, Гойя и Петров-Водкин.
 |
«Трибун» |
С 1988 года активно выставляется как художник по всему миру. Картины Максима Кантора находятся во многих музеях мира, включая Третьяковскую галерею, Русский Музей, Британский Музей, Берлинскую Национальную Галерею, Национальный Музей Люксембурга — и ещё в десятках разных музеях и в частных коллекциях. Картины Максима Кантора находятся в нескольких храмах: в соборе Брюсселя, в церкви Сен-Мерри в Париже. С января 2014 работы Кантора «Святой Фома» и «Святой Франциск и Блаженный Августин» висят в Понтификской Академии Наук Ватикана.
 |
 |
|
«Структура демократии», 2004 |
Родился Жан-Мишель БАСКИЯ (22 декабря 1960, Нью-Йорк — 12 августа 1988, Нью-Йорк) — американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х, как очень успешный неоэкспрессионист.
Баския родился в Бруклине. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.
В 1977, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit». Изображения состояли из фраз, туманных по смыслу («Он думает, что плюш оберегает (его). SAMO». «SAMO как условие отрицания»). В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981 поэт и арт-критик Рене Ричард опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке. В 1982 Баския встретил Энди Уорхола, с которым впоследствии часто сотрудничал. В 1985 Баския появился на обложке The New York Times Magazine. Жан-Мишель Баския умер в своей студии от отравления наркотиками, к которым он пристрастился в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка. Сегодня его работы продаются за миллионы долларов.
 |
 |
|
«Рис с курицей», 1981 |
22 декабря 2000 года из Национального музея Швеции были украдены автопортрет Рембрандта и две работы Пьера Огюста Ренуара - «Юная парижанка» и «Разговор в саду (Разговор с садовником)» общей стоимость несколько десятков миллионов долларов.
Трое вооруженных преступников ворвались в музей перед самым закрытием. Пока один из грабителей держал на мушке посетителей, собравшихся в вестибюле, два его сообщника бросились вверх по лестнице и сорвали со стены картины. После этого злоумышленники выбежали из музея и запрыгнули в ожидавший их на набережной катер. Полицию отвлек вызов по поводу загоревшейся машины, причем как раз в тот момент, когда в музее включилась сигнализация.
 |
Огюст Ренуар. «Разговор с садовником» |
«Беседа с садовником» неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев, а две других картины были найдены в 2005 году. Это единственное преступление такого рода, раскрытое до конца. Стокгольмский суд приговорил троих организаторов похищения к разным срокам тюремного заключения. Еще около 10 человек, участвовавших в подготовке налета на Национальный музей, были осуждены ранее (в том числе и бывшие российские граждане).
 |
 |
Рембрандт. «Автопортрет» |
Огюст Ренуар. «Юная парижанка» |