22 декабря -Музей українського живопису

22 декабря

Родился Жан Этьенн ЛИОТАР (22 декабря 1702, Женева — 12 июня 1789, Женева) — швейцарский художник, «живописец королей и красивых женщин».

Молодой Лиотар усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью. В 1725 году он прибыл в Париж, чтобы усовершенствоваться в искусстве, и нашёл себе покровителя в лице Пюизье, который, будучи назначен посланником в Неаполь, взял его туда с собой. В 1736 году Лиотар переехал в Рим, где нарисовал множество портретов пастелью, в том числе портреты папы Климента XII и нескольких кардиналов, чем положил основание своей известности. Наклонность к приключениям увлекла его на Восток. В Константинополе он усвоил местные обычаи, оделся турком, что в то время представлялось большой эксцентричностью, и в этом виде явился в Вену, где император Франциск I принял его очень милостиво. Он получил множество заказов и исполнил портреты Марии Терезии, многих членов императорского дома и представителей австрийской знати. Здесь же он исполнил пастелью портрет красавицы Анны Бальдауф, всемирно известный под названием «Шоколадница».

Из Вены Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза де Помпадур. Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе. После четырёхлетнего пребывания в Париже Лиотар отправился в Англию, а оттуда в Голландию. Конец своей жизни он провёл в Женеве. Кроме множества портретов им исполнено несколько картин.

«Автопортрет (Лиотар смеющийся)» «Шоколадница», около 1744. Дрезденская галерея.


Родился Фирс Сергеевич ЖУРАВЛЕВ (22 декабря 1836, Саратов — 17 сентября 1901, Санкт-Петербург) — русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств.

Живописи учился в петербургской Академии художеств, где неоднократно отмечался серебряными медалями, а в 1862 получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». В 1863 году отказался от участия в конкурсе на Большую золотую медаль Императорской Академии художеств («Бунт четырнадцати»), подав прошение о выходе из Академии и получив звание классного художника 2-й степени. Стал одним из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.

Его род живописи — бытовая живопись; в особенности он известен несколькими картинами, сюжет которых взят из купеческого быта. Писал также портреты (как, например, отца Иоанна Кронштадтского). В 1868 за представленные на Академической выставке картины «Приезд извозчика домой» и «Возвращение с бала» получил звание классного художника 1 й степени «по живописи народных сцен». В 1874 за картины «Перед венцом», «Носильщик», «Мачеха», «Девочка с курами», «Трубочист» и ряд портретов удостоен почётного звания академика Императорской академии художеств. Как отмечали критики, рисунок Журавлёва правильный, живопись тонкая, а колорит правдивый.

«Автопортрет» «Купеческие поминки», 1876. Государственная Третьяковская галерея.


Народився Павло Гаврилович ВОЛОКИДІН (22 грудня 1877, с. Архарово, нині Орловська обл..РФ — 16 березня 1936, Київ) — відомий український художник і педагог.

У 1898—1905 роках навчався в Одеській малювальній школі (нині — Одеське художнє училище), а у 1905—1906 роках навчався в Петербурзькій академії мистецтв. Від 1907 року жив в Одесі. У 1922—1934 роках був професором Одеського художнього інституту, серед його учнів — Григорій Мінський. Член Товариства південноросійських художників з 1907, один із засновників Товариства ім. К. Костанді В останні роки життя (1934—1936 роки) був професором Київського художнього інституту .

Один з кращих представників південноросійської школи живопису. Зробив значний внесок в український портретний живопис. Автор портретів («Курсистка», 1918; «Жіночий портрет», 1924), пейзажів («Херсонська пристань», 1914), натюрмортів («Айстри», 1920; «Квіти в синій вазі», 1934).

«Автопортрет», 1921 «Портрет гітариста Кіпченка», 1934-35


Народився Натан Ісайович А́ЛЬТМАН (22 грудня 1889, Вінниця — 1970, Ленінград) — український і російський художник-кубіст єврейського походження. Створював пейзажі, портрети, книжкову графіку, скульптуру, декоративні рельєфи, ілюстрації до Старого Заповіту (1933), антифашистські карикатури.

Батько помер, коли хлопець був ще малим. Художню освіту здобув в Одеському художньому училищі у 1902–1907 рр. Удосконалював художню майстерність у Парижі в приватній художній студії (1910–1911 рр.), зазнав впливу новітніх мистецьких стилів, особливо французького кубізму.

1912 р. перебрався у Петербург. Мав попит як художник. Був одним із засновників «Єврейського товариства розвитку мистецтв». Після більшовицького перевороту у жовтні 1917 р. став на бік нової влади, брав участь у декоруванні нових революційних свят у Петрограді та Москві. Аби зробити кар'єру при більшовицькій владі, створив декілька портретів Володимира Леніна, серед них і його погруддя в цілком реалістичній манері (бронза, 1920 р.).

Почав працювати як театральний художник. Брав участь у створенні кінофільму «Єврейське щастя» за сценарієм Шолом-Алейхема. За пропозицією Альтмана, натурні зйомки проходили у Вінниці в неперебудованому тоді районі бідноти — Єрусалимці.

1928 року Альтман відбув із Державним єврейським театром на гастролі у Західну Європу. По закінченню гастролей, залишився у Парижі, де перебував до 1935 р. Повернувся у СРСР, де застав період сталінських чисток кадрів і репресій. Відійшов від створення картин і займався графікою, проектами створення поштових марок та книжковою графікою. Художня манера Альтмана не укладалась в жорстокі межі офіційного стилю соціалістичний реалізм..

«Автопортрет» «Портрет А. А. Ахматової», 1914


В 1903 году (22 декабря) в Москве в помещении Строгановского училища открылась первая выставка Союза русских художников.

В начале 1903 года в Санкт-Петербурге состоялось собрание участников объединения «Мир искусства» и московской группы «36-ти художников», на котором было принято решение о создании новой выставочной организации — Союза Русских Художников. Его ядро составляли Константин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Аркадий Рылов. Большую роль в появлении Союза сыграл «Мир искусства», хотя московские мастера во многом стремились противопоставить себя петербуржцам. Они были далеки от символизма и связанных с ним идей. Их стиль соединял реалистические традиции передвижников и опыт импрессионизма в передаче воздуха и света. Находясь под некоторым влиянием творчества Константина Коровина, который нередко участвовал в выставках Союза, эти художники тяготели к пейзажу и жанровой живописи.

На выставке нашли место все виды и жанры искусства: живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство. Из известных мастеров в ней участвовали В.М.Васнецов, М.А.Врубель, И.С.Остроухов. Выставка привлекала необычным, роскошным оформлением — стены были изящно задрапированы тканями, залы украшали цветы и деревья. Всего Союзом русских художников проведено 18 выставок (1903-1923), имевших небывалый успех у зрителей, ценителей искусства и коллекционеров. Кроме Москвы и Петербурга работы членов Союза русских художников экспонировались в Харькове, Одессе (1909), Киеве, Екатеринославе, Вятке (1910), Вологде и Калуге (1914), а также на международных выставках: в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Венеции (1907), Мюнхене (1909), Риме (1911).

Эмблема первой выставки СРХ, автор М. Врубель К.Юон. «Праздничный день», 1903


22 грудня 1916 року, ще за життя скульптора, заснований Музей Родена — музей мистецтв у Франції, в якому зібрана велика колекція робіт французького скульптора Огюста Родена. Відкритий у 1919 році.

Музей розташований на вулиці рю де Варенн в VII окрузі Парижа, в палаці Бірона, побудованому в 1727–1732 роках архітектором Жаком-Анж Габріелем для фінансиста Абрагама Пейрен де Мора. З 1904 року в будівлі проживали різні художники, у тому числі О. Роден (у 1908–1917 роках). Завдяки його впливу палац було збережено від знесення, і в 1916 році було прийнято рішення збирати тут роботи Родена, а також документи, пов'язані з його життям і творчістю. У музеї зібрано більше 6600 скульптур, 8000 фотографій і 7000 інших творів мистецтва.

Окрім численних робіт самого Родена (у тому числі його «Мислителя »), в музеї також зберігаються скульптурні твори коханої Родена — Камілли Клодель, а також його особиста колекція живопису — у тому числі роботи пензля Вінсента ван Гога.

Палац Бірона З музейного зібрання: «Ворота пекла».
Монументальний проект входу до Музею декоративного мистецтва роботи Родена


Родился Максим Карлович КАНТОР (22 декабря 1957, Москва) — российский художник и писатель.

Отец Максима Кантора — философ, искусствовед, теоретик дизайна Карл Моисеевич Кантор, основатель журнала «Декоративное искусство», близкий друг А. А. Зиновьева. Дед — минералог и испаноязычный драматург Моисей Исаакович Кантор. Мать, Татьяна Сергеевна, генетик, селекционер, автор гибридов, получивших международные патенты. Старший брат Владимир Кантор — философ и литературовед.

Максим Кантор окончил Московский полиграфический институт (1980). В 1977 году основал в Москве андеграундную группу «Красный дом». В 1982 году в Московском Институте Философии был организатором и докладчиком знаменитой однодневной выставки группы. Большое влияние на Кантора как художника оказали Микеланджело, Мантенья, Гойя и Петров-Водкин.

«Трибун»

С 1988 года активно выставляется как художник по всему миру. Картины Максима Кантора находятся во многих музеях мира, включая Третьяковскую галерею, Русский Музей, Британский Музей, Берлинскую Национальную Галерею, Национальный Музей Люксембурга — и ещё в десятках разных музеях и в частных коллекциях. Картины Максима Кантора находятся в нескольких храмах: в соборе Брюсселя, в церкви Сен-Мерри в Париже. С января 2014 работы Кантора «Святой Фома» и «Святой Франциск и Блаженный Августин» висят в Понтификской Академии Наук Ватикана.

«Структура демократии», 2004


Родился Жан-Мишель БАСКИЯ (22 декабря 1960, Нью-Йорк — 12 августа 1988, Нью-Йорк) — американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х, как очень успешный неоэкспрессионист.

Баския родился в Бруклине. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.

В 1977, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit». Изображения состояли из фраз, туманных по смыслу («Он думает, что плюш оберегает (его). SAMO». «SAMO как условие отрицания»). В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981 поэт и арт-критик Рене Ричард опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке. В 1982 Баския встретил Энди Уорхола, с которым впоследствии часто сотрудничал. В 1985 Баския появился на обложке The New York Times Magazine. Жан-Мишель Баския умер в своей студии от отравления наркотиками, к которым он пристрастился в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка. Сегодня его работы продаются за миллионы долларов.

«Рис с курицей», 1981


22 декабря 2000 года из Национального музея Швеции были украдены автопортрет Рембрандта и две работы Пьера Огюста Ренуара - «Юная парижанка» и «Разговор в саду (Разговор с садовником)» общей стоимость несколько десятков миллионов долларов.

Трое вооруженных преступников ворвались в музей перед самым закрытием. Пока один из грабителей держал на мушке посетителей, собравшихся в вестибюле, два его сообщника бросились вверх по лестнице и сорвали со стены картины. После этого злоумышленники выбежали из музея и запрыгнули в ожидавший их на набережной катер. Полицию отвлек вызов по поводу загоревшейся машины, причем как раз в тот момент, когда в музее включилась сигнализация.

Огюст Ренуар. «Разговор с садовником»

«Беседа с садовником» неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев, а две других картины были найдены в 2005 году. Это единственное преступление такого рода, раскрытое до конца. Стокгольмский суд приговорил троих организаторов похищения к разным срокам тюремного заключения. Еще около 10 человек, участвовавших в подготовке налета на Национальный музей, были осуждены ранее (в том числе и бывшие российские граждане).

Рембрандт. «Автопортрет» Огюст Ренуар. «Юная парижанка»