22 ноября -Музей українського живопису

22 ноября

Народився Ці Бай-ші (22 листопада 1863, село Сіндоу провінції Хунань - 16 вересня 1957, Пекін) - видатний китайський художник, каліграф і майстер різьби по каменю. Знаменитий своїми зразковими творами в жанрах «квіти-птиці» і «трави-комахи». Лауреат Міжнародної премії Миру (1956).

Народився в бідній селянській родині. У дев'ять років хлопчик почав вчитися каліграфії, став цікавитися живописом і робити перші свої малюнки. Однак матеріальне становище сім'ї змусило Ці Бай-ші вже через рік кинути навчання і повернутися допомагати по господарству. Проте у вільний час він продовжував писати і малювати. У 28 років Ці Бай-ші все ж став учнем відомого художника Ху Ціньюаня і почав вчитися китайському національному живопису гохуа. У 1917 році приїхав до Пекіна, де і залишився жити, остаточно присвятивши себе мистецтву. Авторитет художника врятував Ці Бай-ші під час окупації Пекіна японцями у 1937 році. Увесь час знаходження загарбників у Пекіні митець провів під домашнім арештом.


Ці Бай-ші - найбільший майстер, який працював у живопису гохуа. Гохуа - це стиль малювання водяними фарбами на шовкових і паперових сувоях. Майстер наповнив середньовічні художні принципи абсолютно новим змістом. Він працював не в традиційному копіюванні класичних зразків, а писав строго з натури.

Незважаючи на те, що Ци Бай-ши так і не отримав навіть базової освіти, у віці шістдесяти шести років він був запрошений на посаду професора кафедри живопису в Пекінському університеті мистецтв. У 1953 році 90-річний Ці Бай-ші став першим головою Союзу китайських художників, а Міністерство культури Китаю присвоїло йому титул «Великого художника китайського народу».

«Осіння цикада на квітках лапини»


Народився Николай Михайлович ГУЩИН (22 ноября 1888, с. Талоключинское, Вятская губерния — 4 сентября 1965, Саратов) — российский и французский художник.

Сын сельского учителя. Учился живописи в Санкт-Петербурге в частной студии. С осени 1910 года Н. Гущин учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался у В. А. Серова, С. В. Малютина, К. А. Коровина. Участвовал в выставках МУЖВЗ с 1911 года, в 44-й выставке Товарищества Передвижных художественных выставок. В 1919 через Сибирь уезжает в Китай. В Китае — ряд персональных выставок в Харбине, Пекине, Тяньцзине и Шанхае. В 1922-м переезжает в Париж. С 1934 года живёт в Монако.


Во Франции участвовал во многих групповых выставках в Париже, выставлялся в Лондонской королевской академии, в ряде городов Германии. Не потеряв советского гражданства, участвовал в Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 года (советский павильон), где был отмечен Золотой медалью. Провел персональные выставки в Париже (галерея Кармин, 1927) и Ницце (1926-й, 1943-й годы). Ряд выставок в Монте-Карло. Состоял в экспертном совете Лувра, участвовал во многих общественных акциях. Его работы приобретают городские музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы. В период Второй мировой войны — участник Французского движения Сопротивления, награждён медалью.

В 1947 году возвращается в СССР. Из-за официального запрета на место жительство в Москве и Ленинграде, выбирает для жизни город на Волге — Саратов. Работает реставратором в СГХМ им. Радищева. Несмотря на официальный запрет на преподавательскую деятельность — был объявлен «идейно чуждым», — стал духовным лидером и сформировал вокруг себя группу молодых художников, которых впоследствии условно стали называть «художниками круга Гущина».

В живописи сформировал свою собственную стилистику, сочетающую изысканность модерна и символизма с энергией экспрессионизма и яркостью фовизма. Фактура живописи (особенно произведений последнего, российского периода) богатая, пастозный мазок может соседствовать с гладким, пейзажи по фактуре обычно более однородны, чем портреты и композиции. Цвет в работах последнего периода форсированный, интенсивный, при этом каждый миллиметр полотна содержит огромное количество оттенков. В Европе был славен как блестящий портретист, в прессе акцентировалась самобытность художника, живописца называли гениальным.

«Психологический этюд. Автопортрет», 1955 «Ноктюрн», 1955


Родился Эль (Лазарь Маркович) ЛИСИЦКИЙ (22 ноября 1890, с. Починок Смоленской губ. — 30 декабря 1941, Москва) — художник и архитектор, один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда.

Родился в семье ремесленника-предпринимателя. Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время Первой мировой войны в Москву. С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве. Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книг.

«Проун 1А, Мост I» 1919

С 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму, тогда же взял псевдоним «Эль Лисицкий». Преподавал в московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926). В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль». В 1930—1932 годах по проекту Эля Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк». Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых!»; увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Лисицкий умер от туберкулёза в декабре 1941 года. Его последней работой был плакат «Давайте побольше танков».

Плакат «Все для фронта! Все для победы! (Давайте побольше танков)»


Родилась Дора МААР (настоящее имя Генриетта Теодора Маркович, 22 ноября 1907, Тур — 16 июля 1997, Париж) — французская художница и фотограф. Модель и муза Пабло Пикассо.

Дочь француженки и архитектора хорватского происхождения, выросла в Аргентине. В 1920 приехала в Париж, училась живописи, затем фотографии, сблизилась с сюрреалистами. Была ассистенткой Мана Рэя, в 1935 открыла собственное фотоателье. В 1936 в парижском кафе «Дё маго» Поль Элюар познакомил Маар с Пикассо, чьей подругой, моделью и музой она стала на 9 лет. Маар много фотографировала Пикассо (особенно в период его работы над «Герникой»), под его влиянием обратилась к живописи. Пикассо часто создавал изображения грустящей Маар, в его творчестве она навсегда осталась «плачущей женщиной».

В 1945, после разрыва с Пикассо, Маар пережила тяжелый душевный кризис, лечилась в психиатрической клинике. После выставки живописных работ (1957) на долгие годы затворилась в своей квартире, писала стихи и картины, была почти забыта. В полной мере живописное наследие Маар, высоко оцененное публикой и критикой, было представлено лишь на посмертной ретроспективной выставке (1999).

В 2006 году картина Пикассо «Дора Маар с кошкой» была продана аукционным домом Сотбис за $95 млн и стала самой дорогой картиной в мире после «Мальчика с трубкой» Пикассо, проданной в 2004 году.

Дора Маар. Фото, автопортрет, 1935 Пабло Пикассо. «Портрет Доры Маар 6», 1937


Родился Михаил Григорьевич ГРЕКУ (22 ноября 1916, с.Фараоновка, ныне Одесская обл. — 9 апреля 1998, Кишинёв) — народный художник Молдавии, живописец. Лауреат Государственной премии СССР (1990).

В 1937—1940 годах учился в Академии Художеств в Бухаресте, а в 1945—1947 годах — в Республиканском художественном училище им. И. Е. Репина в Кишинёве у М. Е. Гамбурда.

Автор более 70 картин, многие из которых посвящены истории молдавского народа. Работы Михаила Греку отличаются глубоким драматизмом и эмоциональной выразительностью цвета. Михаил Греку уделял особое внимание поискам национального характера художественного образа, часто прибегал к приёмам примитива и подчёркнутой условности живописной манеры. Персональные выставки художника: Белгород-Днестровский (1935), Баку (1965), Таллин, Рига (1968), Вильнюс (1973), Киев (1989), Бакэу (1992), Кишинёв (1996, 1997). Известные картины: «Татарбунарское восстание» (1956—1957), «Чадырлунгские девушки» (1960), «Проводы» (1964—1965), триптих «История одной жизни» (1966), «Армянская церковь» (1967—1968), «Двор тёти Иляны» (1976), «Луна над Бутученами» (1979).

«Девушки Лунга», 1960


Родился Александр Иванович ВОВК (22 ноября 1922, Киев – 21 апреля 2004) — украинский художник, живописец, работал в области книжной графики. Заслуженный художник Украины (1985). Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями.

Учился в Киевском художественном институте в 1944 – 1950 гг. у А. Сиротенко, О. Фомина, Т. Яблонской, М. Иванова, окончил мастерскую А. Шовкуненко. Дипломная работа «Люди колхозных полей» была особо отмечена на Всесоюзной художественной выставке. Член Принимал участие во всесоюзных, республиканских и международных выставках с 1949 года. СХУ с 1950. В 1964 был отмечен правительственной наградой за картину «Т. Шевченко в родном краю». Его кисти принадлежат картины «Молодежь в Каховке» (1957), «Мы вернулись!» (1965), «Леся Украинка» (1971), «Награда за отвагу» (1974), «Неугасимый огонь памяти» (1977), «Воспоминания» (1984) и др.

«Скалы (Ай-Далари)», 1985


Народився Святослав Михайлович БОЖІЙ (21 листопада 1938 року, Одеса - 3 січня 1999 року, там само) - одеський художник. Заслужений діяч мистецтв Української РСР (1969), лауреат обласної премії комсомолу ім. Е. Багрицького (1967).

Син народного художника України М.М.Божія. Навчався в Одеському художньому училищі (1953-1955), закінчив Київську художню школу в 1958. Вчителі з фаху - О.Ацманчук, О.Лопухов. Працював у галузі станкового живопису. Писав портрети, пейзажі, натюрморти і тематичні картини. Брав участь в республіканських і всесоюзних виставках з 1960. Член СХ УРСР з 1968. Ранні полотна Святослава Божія позначені драматизмом, трагедійно-патріотичним звучанням; для пейзаж. творів характерна лірико-поетична тональність, яскраве пленерного вирішенню, помірна експресія. Роботи знаходяться в музейних та приватних збірках України, Росії, Німеччини, США, Франції, Японії.

М.М. Божій. «Портрет Святослава Божія». 1970 «Побачення»


Народилася Людмила Миколаївна ГОРБУЛЯ (22 листопада 1951, с. Петриківка Дніпропетровської обл.) – майстриня петриківського розпису. Заслужений майстер народної творчості України (1991).

Образотворчому мистецтву та петриківського розпису навчалась у Петриківській дитячій художній школі ім. Т. Я. Пати (викладач – Ф. Панко). Творчу діяльність розпочала у 1966 р. – художником-виконавцем Петриківської фабрики художніх виробів «Дружба». З 1994 р. працює у Петриківському професійно-технічному училищі № 79 майстром виробничого навчання за спеціальністю «художник розмалювання по дереву». Кваліфікаційна категорія «майстер вищого класу». Учасниця обласних, всеукраїнських та міжнародних виставок. Роботи Л.Горбулі зберігаються в багатьох музеях України.

У 2013 р. розробила авторський малюнок, який затверджений Дніпропетровською обласною радою і є брендом мистецтва петриківського розпису селища Петриківка та Дніпропетровської області.

«Осінні мотиви», 2004. Папір, яєчна темпера.