22 ноября
Народився Ці Бай-ші (22 листопада 1863, село Сіндоу провінції Хунань - 16 вересня 1957, Пекін) - видатний китайський художник, каліграф і майстер різьби по каменю. Знаменитий своїми зразковими творами в жанрах «квіти-птиці» і «трави-комахи». Лауреат Міжнародної премії Миру (1956).
Народився в бідній селянській родині. У дев'ять років хлопчик почав вчитися каліграфії, став цікавитися живописом і робити перші свої малюнки. Однак матеріальне становище сім'ї змусило Ці Бай-ші вже через рік кинути навчання і повернутися допомагати по господарству. Проте у вільний час він продовжував писати і малювати. У 28 років Ці Бай-ші все ж став учнем відомого художника Ху Ціньюаня і почав вчитися китайському національному живопису гохуа. У 1917 році приїхав до Пекіна, де і залишився жити, остаточно присвятивши себе мистецтву. Авторитет художника врятував Ці Бай-ші під час окупації Пекіна японцями у 1937 році. Увесь час знаходження загарбників у Пекіні митець провів під домашнім арештом.
 |
|
Ці Бай-ші - найбільший майстер, який працював у живопису гохуа. Гохуа - це стиль малювання водяними фарбами на шовкових і паперових сувоях. Майстер наповнив середньовічні художні принципи абсолютно новим змістом. Він працював не в традиційному копіюванні класичних зразків, а писав строго з натури.
Незважаючи на те, що Ци Бай-ши так і не отримав навіть базової освіти, у віці шістдесяти шести років він був запрошений на посаду професора кафедри живопису в Пекінському університеті мистецтв. У 1953 році 90-річний Ці Бай-ші став першим головою Союзу китайських художників, а Міністерство культури Китаю присвоїло йому титул «Великого художника китайського народу».
 |
 |
|
«Осіння цикада на квітках лапини» |
Народився Николай Михайлович ГУЩИН (22 ноября 1888, с. Талоключинское, Вятская губерния — 4 сентября 1965, Саратов) — российский и французский художник.
Сын сельского учителя. Учился живописи в Санкт-Петербурге в частной студии. С осени 1910 года Н. Гущин учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался у В. А. Серова, С. В. Малютина, К. А. Коровина. Участвовал в выставках МУЖВЗ с 1911 года, в 44-й выставке Товарищества Передвижных художественных выставок. В 1919 через Сибирь уезжает в Китай. В Китае — ряд персональных выставок в Харбине, Пекине, Тяньцзине и Шанхае. В 1922-м переезжает в Париж. С 1934 года живёт в Монако.
 |
|
Во Франции участвовал во многих групповых выставках в Париже, выставлялся в Лондонской королевской академии, в ряде городов Германии. Не потеряв советского гражданства, участвовал в Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 года (советский павильон), где был отмечен Золотой медалью. Провел персональные выставки в Париже (галерея Кармин, 1927) и Ницце (1926-й, 1943-й годы). Ряд выставок в Монте-Карло. Состоял в экспертном совете Лувра, участвовал во многих общественных акциях. Его работы приобретают городские музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы. В период Второй мировой войны — участник Французского движения Сопротивления, награждён медалью.
В 1947 году возвращается в СССР. Из-за официального запрета на место жительство в Москве и Ленинграде, выбирает для жизни город на Волге — Саратов. Работает реставратором в СГХМ им. Радищева. Несмотря на официальный запрет на преподавательскую деятельность — был объявлен «идейно чуждым», — стал духовным лидером и сформировал вокруг себя группу молодых художников, которых впоследствии условно стали называть «художниками круга Гущина».
В живописи сформировал свою собственную стилистику, сочетающую изысканность модерна и символизма с энергией экспрессионизма и яркостью фовизма. Фактура живописи (особенно произведений последнего, российского периода) богатая, пастозный мазок может соседствовать с гладким, пейзажи по фактуре обычно более однородны, чем портреты и композиции. Цвет в работах последнего периода форсированный, интенсивный, при этом каждый миллиметр полотна содержит огромное количество оттенков. В Европе был славен как блестящий портретист, в прессе акцентировалась самобытность художника, живописца называли гениальным.
 |
 |
«Психологический этюд. Автопортрет», 1955 |
«Ноктюрн», 1955 |
Родился Эль (Лазарь Маркович) ЛИСИЦКИЙ (22 ноября 1890, с. Починок Смоленской губ. — 30 декабря 1941, Москва) — художник и архитектор, один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда.
Родился в семье ремесленника-предпринимателя. Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время Первой мировой войны в Москву. С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве. Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книг.
 |
«Проун 1А, Мост I» 1919 |
С 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму, тогда же взял псевдоним «Эль Лисицкий». Преподавал в московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926). В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль». В 1930—1932 годах по проекту Эля Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк». Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых!»; увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Лисицкий умер от туберкулёза в декабре 1941 года. Его последней работой был плакат «Давайте побольше танков».
 |
 |
|
Плакат «Все для фронта! Все для победы! (Давайте побольше танков)» |
Родилась Дора МААР (настоящее имя Генриетта Теодора Маркович, 22 ноября 1907, Тур — 16 июля 1997, Париж) — французская художница и фотограф. Модель и муза Пабло Пикассо.
Дочь француженки и архитектора хорватского происхождения, выросла в Аргентине. В 1920 приехала в Париж, училась живописи, затем фотографии, сблизилась с сюрреалистами. Была ассистенткой Мана Рэя, в 1935 открыла собственное фотоателье. В 1936 в парижском кафе «Дё маго» Поль Элюар познакомил Маар с Пикассо, чьей подругой, моделью и музой она стала на 9 лет. Маар много фотографировала Пикассо (особенно в период его работы над «Герникой»), под его влиянием обратилась к живописи. Пикассо часто создавал изображения грустящей Маар, в его творчестве она навсегда осталась «плачущей женщиной».
В 1945, после разрыва с Пикассо, Маар пережила тяжелый душевный кризис, лечилась в психиатрической клинике. После выставки живописных работ (1957) на долгие годы затворилась в своей квартире, писала стихи и картины, была почти забыта. В полной мере живописное наследие Маар, высоко оцененное публикой и критикой, было представлено лишь на посмертной ретроспективной выставке (1999).
В 2006 году картина Пикассо «Дора Маар с кошкой» была продана аукционным домом Сотбис за $95 млн и стала самой дорогой картиной в мире после «Мальчика с трубкой» Пикассо, проданной в 2004 году.
 |
 |
Дора Маар. Фото, автопортрет, 1935 |
Пабло Пикассо. «Портрет Доры Маар 6», 1937 |
Родился Михаил Григорьевич ГРЕКУ (22 ноября 1916, с.Фараоновка, ныне Одесская обл. — 9 апреля 1998, Кишинёв) — народный художник Молдавии, живописец. Лауреат Государственной премии СССР (1990).
В 1937—1940 годах учился в Академии Художеств в Бухаресте, а в 1945—1947 годах — в Республиканском художественном училище им. И. Е. Репина в Кишинёве у М. Е. Гамбурда.
Автор более 70 картин, многие из которых посвящены истории молдавского народа. Работы Михаила Греку отличаются глубоким драматизмом и эмоциональной выразительностью цвета. Михаил Греку уделял особое внимание поискам национального характера художественного образа, часто прибегал к приёмам примитива и подчёркнутой условности живописной манеры. Персональные выставки художника: Белгород-Днестровский (1935), Баку (1965), Таллин, Рига (1968), Вильнюс (1973), Киев (1989), Бакэу (1992), Кишинёв (1996, 1997). Известные картины: «Татарбунарское восстание» (1956—1957), «Чадырлунгские девушки» (1960), «Проводы» (1964—1965), триптих «История одной жизни» (1966), «Армянская церковь» (1967—1968), «Двор тёти Иляны» (1976), «Луна над Бутученами» (1979).
 |
 |
|
«Девушки Лунга», 1960 |
Родился Александр Иванович ВОВК (22 ноября 1922, Киев – 21 апреля 2004) — украинский художник, живописец, работал в области книжной графики. Заслуженный художник Украины (1985). Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями.
Учился в Киевском художественном институте в 1944 – 1950 гг. у А. Сиротенко, О. Фомина, Т. Яблонской, М. Иванова, окончил мастерскую А. Шовкуненко. Дипломная работа «Люди колхозных полей» была особо отмечена на Всесоюзной художественной выставке. Член Принимал участие во всесоюзных, республиканских и международных выставках с 1949 года. СХУ с 1950. В 1964 был отмечен правительственной наградой за картину «Т. Шевченко в родном краю». Его кисти принадлежат картины «Молодежь в Каховке» (1957), «Мы вернулись!» (1965), «Леся Украинка» (1971), «Награда за отвагу» (1974), «Неугасимый огонь памяти» (1977), «Воспоминания» (1984) и др.
 |
 |
|
«Скалы (Ай-Далари)», 1985 |
Народився Святослав Михайлович БОЖІЙ (21 листопада 1938 року, Одеса - 3 січня 1999 року, там само) - одеський художник. Заслужений діяч мистецтв Української РСР (1969), лауреат обласної премії комсомолу ім. Е. Багрицького (1967).
Син народного художника України М.М.Божія. Навчався в Одеському художньому училищі (1953-1955), закінчив Київську художню школу в 1958. Вчителі з фаху - О.Ацманчук, О.Лопухов. Працював у галузі станкового живопису. Писав портрети, пейзажі, натюрморти і тематичні картини. Брав участь в республіканських і всесоюзних виставках з 1960. Член СХ УРСР з 1968. Ранні полотна Святослава Божія позначені драматизмом, трагедійно-патріотичним звучанням; для пейзаж. творів характерна лірико-поетична тональність, яскраве пленерного вирішенню, помірна експресія. Роботи знаходяться в музейних та приватних збірках України, Росії, Німеччини, США, Франції, Японії.
 |
 |
М.М. Божій. «Портрет Святослава Божія». 1970 |
«Побачення»
|
Народилася Людмила Миколаївна ГОРБУЛЯ (22 листопада 1951, с. Петриківка Дніпропетровської обл.) – майстриня петриківського розпису. Заслужений майстер народної творчості України (1991).
Образотворчому мистецтву та петриківського розпису навчалась у Петриківській дитячій художній школі ім. Т. Я. Пати (викладач – Ф. Панко). Творчу діяльність розпочала у 1966 р. – художником-виконавцем Петриківської фабрики художніх виробів «Дружба». З 1994 р. працює у Петриківському професійно-технічному училищі № 79 майстром виробничого навчання за спеціальністю «художник розмалювання по дереву». Кваліфікаційна категорія «майстер вищого класу». Учасниця обласних, всеукраїнських та міжнародних виставок. Роботи Л.Горбулі зберігаються в багатьох музеях України.
У 2013 р. розробила авторський малюнок, який затверджений Дніпропетровською обласною радою і є брендом мистецтва петриківського розпису селища Петриківка та Дніпропетровської області.
 |
 |
|
«Осінні мотиви», 2004. Папір, яєчна темпера. |