22 сентября -Музей українського живопису

22 сентября

Крещён Титус ван РЕЙН (1641, Амстердам — 4 сентября 1668, там же) — сын нидерландского художника Рембрандта ван Рейна и его жены Саскии.

Был крещен в Амстердаме в церкви Зюйдкерк под именем Титус в память о тетке Саскии Титии. После банкротства Рембрандта в 1656 году Титус вошёл в компанию по продаже произведений искусства, в которой Рембрандт был наёмным работником. Тем самым не дали возможность кредиторам взыскивать с художника написанные им картины в счёт долгов. Помимо поиска заказов для отца и продажи его произведений Титус и сам пробовал писать картины. Титус умер в 27 лет, вероятно, от чумы, после него осталась дочь Тития.

Титус изображен на четырех портретах Рембрандта и, вероятно, служил ему моделью для ряда картин библейской тематики.

Рембрандт. «Титус», 1658 Рембрандт. «Титус в образе монаха» (1660, Амстердам)


Родился Жозе́ф-Сиффре́д ДЮПЛЕССИ (22 сентября 1725, Карпантрас — 1 апреля 1802, Версаль) — знаменитый французский художник, придворный портретист Людовика XVI. Портреты Франклина работы Дюплесси с 1929 года используются в дизайне купюры в сто долларов США.

Учился сперва у отца – врача и художника-любителя. Продолжил обучение в Париже у Жозефа-Габриеля Эмбера, впоследствии работал в Риме в мастерской П.Сюблейна. Писал картины исторического и религиозного жанров. Поселившись в 1764 году в Париже, Дюплесси сосредоточился на портретной живописи. Салон 1769 года, на котором он представил 10 портретов, положил начало его блистательной карьере модного художника. С 1771 года начал выполнять заказы королевского двора, в 1774 стал членом Академии, с 1775 – жил в Лувре. Последние годы жизни состоял в должности хранителя картин и скульптур музея Версальского дворца, много внимания уделял реставрации. Дюплесси, в отличие от других художников, работавших в стиле рококо, избегал, как правило, идеализации своих персонажей.

«Автопортрет», около 1891 «Портрет Людовика XVI», 1775


Умер Алексей Егорович ЕГОРОВ (1776 — 22 сентября 1851, Петербург) — русский живописец и рисовальщик, профессор исторической живописи.

Калмык по происхождению. Шестилетним мальчиком был подобран казаками, преследовавшими орду, ушедшую из Поволжья в китайские владения. Егоров попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 году был переведен в Воспитательное училище при Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры; в 1797 году он окончил курс, а в следующем году определён преподавателем её; в 1800 году получил звание академика, в 1803 году был отправлен за границу, в Рим. Егоров в Италии пользовался удивительной популярностью; его знали все — одни звали его великим русским рисовальщиком, другие — «русским медведем».

В 1807 году Егоров вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом, а затем академиком (за картину «Положение во гроб»). В это время он состоял преподавателем рисования императрицы Елизаветы Алексеевны, и Александр I, искренно его любивший, дал ему прозвание «знаменитого» за то, что он в 28 дней написал в Царском Селе аллегорическую картину «Благоденствие мира», на которой было около 100 фигур в натуральную величину.

Под конец жизни Егорова постиг тяжелый удар; в 1840 году он был уволен от службы, так как его образ Св. Троицы для собора в Царском Селе не понравился императору Николаю Павловичу. Изгнанный из стен Академии, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников — К П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.

Егоров был женат на Вере Ивановне Мартос, дочери скульптора И. П. Мартоса. В домашнем быту Егоров был великим самодуром. Дочерям своим он не дал никакого образования, считая, что девицам не надо учиться, всё равно забудут, были бы деньги — женихи будут. Егоров к старости стал скуп, подозрителен и полон всяких чудачеств.

«Автопортрет» «Симеон Богоприимец», 1830-1840-е


Родился Шарль Анри Жозеф ЛЕЙКЕРТ (22 сентября 1816, Брюссель —5 декабря 1907 г. Майнц, Германия) — бельгийский художник-реалист.

Шарль Лейкерт изучал живопись и рисование, беря частные уроки в Гааге у таких художников, как Бартоломеус ван Хове, Вейнанд Нёйен и Андреас Схелфхаут. Писал преимущественно пейзажи, особенно любил изображать зимние ландшафты. В 1841—1848 годах Лейкерт живёт и работает в Гааге, в 1849—1883 годах — в Амстердаме. В 1856 году художник становится членом Амстердамской королевской академии искусств. В конце жизни Ш. Лейкерт совершил путешествия по Италии, Франции и Германии. В возрасте 71 года он переехал в Майнц, где и скончался в 1907 году.

«Катание на коньках по замёрзшей реке», 1892


Народився Корнило Миколайович УСТИЯНОВИЧ (22 вересня 1839, Вовків, Львівщина — 22 липня 1903, Довге, Львівщина) — український маляр, представник класицизму й академізму в Галичині, письменник і публіцист, народовець.

Син о. Миколи Устияновича, відомого українського письменника і громадського діяча. Навчався у ґімназіях у Бучачі (оо. Василіян) та Львові. Мистецьку освіту здобув у Віденській академії мистецтв (1858—1863). Працював у Відні, в Галичині й на Буковині. Найчисленніше виявився у церковному монументальному малярстві: ікони для понад 50 церков, 15 іконостасів, 11 стінописів (в тому числі Церква Непорочного Зачаття Пресвятої Діви Марії, Буцнів), 7 декоративних картин тощо, з яких помітніші: «Христос перед Пилатом» (1880) у Відні, «Мойсей» (1887) у Преображенській церкві у Львові, «Хрещення Руси», «Володимир Великий», «Свята Ольга» у церкві с. Вістова (Калущина) та ін.

«Шевченко на засланні», 1880-і


Устиянович створив близько 40 портретів; низку картин на історичні теми («Василько Теребовельський», «Шевченко на засланні», «Літописець Нестор», «Плач Ярославни», «Козацька битва», «Семен Палій…», «Скасування панщини» та ін.); 1882—1883 редагував й ілюстрував сатирично-гумористичний журнал «Зеркало» і «Нове Зеркало» — його сатиричні ілюстрації політичного змісту високо оцінював Іван Франко.

Збереглися нечисленні пейзажі Корнила Устияновича («Дзвіниця», «Морський пейзаж», «Чорне море», «Кавказький пейзаж», «Скит Манявський», «Пейзаж з хрестом», «Захід сонця», «Ранок»), в яких, поруч з портретами, найсильніше відчутні традиції класицизму й академізму з нахилом до романтизму.

Помер 1903 року у селі Довге на Дрогобиччині під час роботи над іконостасом. В цьому селі й похований. Мистецька спадщина Устияновича зберігається переважно у Львівській галереї мистецтв.

«Бойківська пара»


Родился Пауль БАУМ (22 сентября 1859, Мейсен — 15 мая 1932, Сан-Джиминьяно) — художник, рисовальщик и график, один из крупнейших представителей постимпрессионизма в Германии.

Начинал как рисовальщик цветов на посуде, работая на королевском фарфоровом заводе. Затем учился в дрезденской Академии художеств и в Веймаре в местной Школе искусств. Баум жил и работал в Мюнхене, Дрездене, а также в Бельгии, Нидерландах, Италии, путешествовал по другим странам. С 1914 – профессор в дрезденской, а затем кассельской академиях искусств.

Ранние работы Баума выполнены в манере барбизонской школы. После посещения Парижа художник стал больше использовать присущие импрессионистам светлые тона. Познакомившись с бельгийским художником-пуантилистом Тео ван Рейссельберге, Баум развивает, начиная с 1900 года, свой собственный постимпрессионистский стиль живописи. Наиболее известны его пейзажи из Фландрии, Голландии и Зеландии, изображения каналов и полей, защищаемых от моря дамбами, выполненные в пуантилистской манере. Помимо работ маслом, Пауль Баум писал также акварели, оставил множество рисунков, гравюр и цветных литографий.

«Плотно застроенная сельская улица в Голландии под послеполуденным солнцем»


Родился Микалоюс ЧЮРЛЁНИС (22 сентября 1875, Ораны, Виленская губерния — 10 апреля 1911, Пустельник Миньски близ Варшавы) — литовский художник и композитор, родоначальник профессиональной литовской музыки. В России и СССР до 1955 года использовалась русская форма имени — Николай Константинович Чурлянис.

Отец Микалоюса, выходец из вольных крестьян, был органистом. Юношу отдали в музыкальную школу князя Михаила Огинского, где он учился до 18 лет. Затем Чюрлёнис продолжил обучение в Варшавском музыкальном институте и Лейпцигской консерватории. В 27 лет Микалоюс переехал в Варшаву, где учился живописи в рисовальной школе Я. Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у К. Стабровского. Чюрленис, как музыкант, стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса».

Впервые художник экспонировал свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906 работы Чюрлёниса выставлялись на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге. Его картина «Покой» получила положительный отзыв в прессе. Критик Н.Брешко-Брешковский писал: «Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Представляется, что из этого Чурляниса может выработаться самобытный художник. Даже теперь, на заре своей деятельности, он совершенно самобытен, никому не подражает, прокладывая собственную дорогу».

«Жертвенник»


В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис. В 1908 жил он в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскениках и Паланге. Осенью 1908 года в Петербурге прошла выставка «Салон», для участия в которой ранее неизвестный автор был приглашён Сергеем Маковским. Так Чюрлёнис вошёл в круг художников, позднее создавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чюрлёниса. Но работы художника оставались непонятыми его единомышленниками, считавшими, что литовскому народу нужна простая, безыскусная живопись. Психическое состояние Чюрлёниса было нарушено, весною 1910 года он был помещен в нервную больницу возле Варшавы. В марте 1911 он сообщил открыткой родителям о своём намерении провести лето с ними в Друскениках, однако 10 апреля умер от внезапной простуды.

«Рай»


За свою недолгую жизнь Микалоюс создал около 300 картин и около 350 музыкальных произведений, в основном фортепианных миниатюр. Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд». Друзья Микалоюса отмечали, что он был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. Единственное, что могло его вывести из себя, это просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Он негодовал «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».

«Сказка королей»


Родился Зеев РАБАН (22 сентября 1890, Лодзь — 19 января 1970, Иерусалим) — израильский художник, график, скульптор и промышленный дизайнер. Один из основоположников израильского изобразительного искусства.

Его имя при рождении было Вольф (Зеев) Рабицкий. Рабан начал изучать изобразительное искусство в Лодзи. С 16 лет учился мастерству скульптуры в Мюнхенской академии художеств, а затем в парижском «Божаре» и в Бельгийской Королевской академии.

В 1912 году, по приглашению основателя иерусалимской школы искусств «Бецалель», Бориса Шаца, Рабан приехал в Эрец-Исраэль и преподавал скульптуру, искусство чеканки и резьбы в школе «Бецалель» до 1929 года. В 1921 году он участвовал в исторической выставке, впервые представленной Ассоциацией художников Эрец-Исраэль. Эта выставка состоялась в Башне Давида в Старом городе Иерусалима и была первой в серии ежегодных выставок, называемой «Художественные выставки в Башне Давида».

В 1922 году в сотрудничестве с художником Меиром Гуром Арье Рабан основал «Мастерскую промышленного искусства», которая функционировала до 60-х годов. Созданные по его эскизам керамические плитки и сегодня украшают многие фасады в Тель-Авиве. Рабан оформлял синагоги в Израиле и за рубежом, а также создавал для них мебель и ритуальные предметы. В 1931 году он создал красочные витражи окон для Большой синагоги (Тель-Авив).

«Иссахар», фрагмент латунной двери больницы Бикур Холим, Иерусалим


Народилася Джанна Таджатівна ТУТУНДЖАН (22 вересня, 1931, Москва — 23 лютого, 2011) – російська жінка-художник вірменського походження. Живописець і графік. Народний художник РФ.

Джанна за батьком — вірменка, за матір'ю — росіянка. Закінчила Московський художній інститут імені Сурікова (майстерня майстра плакату М. Черемних). Війшла заміж і перебралася з чоловіком у місто Вологда. Чоловік — художник Микола Баскаков. Їздила по селах півночі Росії в пошуках тем для творчості. Найбільше сподобалося село Сергіївка (Вологодська область), де почала постійно працювати по 5-6 місяців на рік, бо обрала тематикою - сільський побут.

Жанровий діапазон майстрині не обмежений побутовими картинами чи картинами символічного забарвлення. Вона однаково успішно створювала пейзажі, натюрморти, портрети.

«Незабудки» (Три жіночих віку), 1969