22 августа -Музей українського живопису

22 августа

Умер Тории Киёнобу (1664—1729?) — японский художник, мастер укиё-э, один из основателей династии Тории.

Тории Киёнобу — один из ведущих мастеров раннего периода укиё-э и основателей династии художников Тории. Он учился у своего отца Тории Киёмото, известного актёра и изготовителя театральных афиш и плакатов. Также Киёнобу находился под влиянием мастера Хисикава Моронобу, тем не менее он создал собственный стиль и стал родоначальником жанра якуся-э - портреты актёров на афишах. плакатах и в станковой гравюре. Актёров Киёнобу изображал в специально принимаемых ими позах («миэ») в роли арагото (храбрых героев). Героев Киёнобу окрашивал в оранжевый цвет, считавшимся благородным, а злодеи изображались загримированными в синий цвет. Для того чтобы придать композициям большую страсть художник изобрёл особый тип рисунка мимидзугаки («червеобразные»): извилистые линии, чередование тонких и толстых штрихов с совмещением с гротескным изображением мускулов рук и ног (хётан-аси).

Тории Киёнобу. «Танец лошади» Тории Киёнобу. «Куртизанка, рисующая пейзаж»


Родился Жак ЛИПШИЦ (Хаим-Яков Абрамович Липшиц, 22 августа 1891, Друскеники, Гродненская губерния (ныне — Друскининкай, Алитусский уезд, Литва) — 26 мая 1973, Капри, Италия) — знаменитый французский и американский скульптор. Он себя всю свою жизнь позиционировал как скульптор из Литвы, Литвак.

В 1909 году Липшиц переехал в Париж, где до 1912 года учился в Школе Искусств и Академии Жюлиана. Там будущий скульптор познакомился и стал дружить с Пикассо, Модильяни и Грисом. В 1911 году отец Хаима разорился, финансовая помощь прекратилась. Хаиму пришлось подрабатывать разносчиком фруктов и подмастерьем у других скульпторов. В 1914 году познакомился с поэтессой Бертой Китросер, которая вскоре стала его женой.

В период 1914—1918 годов Липшиц создавал скульптуры в стиле кубизма — абстрактные фигуры с накладывающимися друг на друга плоскостями различных поверхностей. В 1922 году Липшиц вступил в художественную группу «Новый дух». Слава пришла к Липшицу относительно быстро. К концу 20-х годов он стал одним из самых востребованных скульпторов Франции, считалось престижным заказать у него работу. В своих ранних произведениях Липшиц проявил себя сторонником радикальных форм кубизма, однако позже смягчил тяжёлые и резкие формы своих скульптур, сделав их более утончёнными. Работал также модельером мебели и декоратором.

В 1941 году, после оккупации Франции немецкими войсками, Липшиц бежал из Парижа в США и осел в Нью-Йорке, где его работы нашли большое признание в художественных кругах. В 1946 году вернулся в Париж, но вскоре снова уехал в США, в 1958 году получил американское гражданство. Жак Липшиц умер на острове Капри. Похоронен в Иерусалиме.

Амедео Модильяни.
«Портрет Жака Липшица и его жены Берты»
Жак Липшиц. Моряк с гитарой. 1917–1918.
Центр Жоржа Помпиду


Родился Порфирий Никитич КРЫЛОВ (22 августа 1902, с. Щелкуново Тульской губернии — 15 мая 1990, Москва) — советский живописец и график, член творческого коллектива «Кукрыниксы». Народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств СССР (1947). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских премий(1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1972).

Учился в заводской изостудии, затем во ВХУТЕМАСе (1921 – 1928) у А. Осмеркина, А. Шевченко, потом в аспирантуре у П. Кончаловского. С 1924 был членом известной творческой группы «Кукрыниксы» вместе с Михаилом Куприяновым и Николаем Соколовым. За долгую творческую жизнь художники создали несколько тысяч карикатур, сотни плакатов, иллюстраций к произведениям М. Горького, А. Чехова, М. Салтыкова-Щедрина, И. Ильфа и Е. Петрова.

Порфирий Крылов писал портреты, пейзажи, натюрморты и современный жанр, много работал на пленэре, особенно в любимых местах – на Оке, в Поленово, Костроме. Над большими жанровыми картинами он работал со своими неразлучными товарищами М. В. Куприяновым и Н. А. Соколовым. Широко известна их картина «Конец», отмеченная в 1949 году Сталинской премией первой степени. Произведения художника находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Художественного музея имени П. Н. Крылова в Туле, в галерее Уффици во Флоренции и во многих других музеях.

«Кукрыниксы». «Конец», 1947-1948.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Родился Борис Леонидович ТУЛИН (22 августа 1938, Киев) — украинский график. Заслуженный деятель искусств Украины (1985). Народный художник Украины (1998).

В 1963 году Борис Тулин окончил Украинский полиграфический институт им.И.Федорова (1963). Педагоги по специальности — В.Форостецкий, Г.Иванов. Член Национального союза художников Украины с 1966. Основные произведения: оформление книг «Достопримечательности мировой эстетической мысли» (1965), «Соловьиная Украина» (1966), альбом «Киев» (1966), путеводитель «Львов» (1967), сборник «Поэзия» (1969-1971), триптих «Киев XVII столетия» (1980); серии графики «Сны в лунную ночь», «От идолов до идолов» (1989), «История Киева» (1982-2001).

«Киев. Врата Заборовского».
Из серии «Сны в лунную ночь», 1987-1988. Цветной линорит


22 августа 2004 года из музея Эдварда Мунка в Осло были похищены полотна «Крик» и «Мадонна».

Вооруженные люди в масках ворвались в музей среди бела дня, сорвали полотна со стены и скрылись на автомобиле, ожидавшем у входа. Картины были обнаружены полицией спустя два года – в августе 2006. За это время оба полотна получили заметные повреждения – царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. На картине «Мадонна» появилась дырка размером 2,5 сантиметра, а у полотна «Крик» был поврежден угол. Полностью восстановить картину «Крик» реставраторам не удалось: «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее. Директор музея Мунка в Осло заявил, что оторванный кусок «нисколько не уменьшит выразительную силу картины».

Картина Эдварда Мунка «Крик» известна в четырех вариантах: два в Музее Мунка (масло и пастель), один – в Национальном музее в Осло (масло) и один в частном собрании (пастель). Полотно из Национального музея также было похищено еще в 1994 году, но возвращено спустя несколько месяцев. Картина «Мадонна» (другие названия – «Зачатие» и «Любящая женщина») известна в пяти вариантах.

Музей Мунка в Осло «Мадонна», 1894