22 мая -Музей українського живопису

22 мая

Родился Юбер РОБЕР (22 мая 1733, Париж — 15 апреля 1808, там же) — французский пейзажист, получивший европейскую известность габаритными холстами с романтизированными изображениями античных руин в окружении идеализированной природы. Его прозвищем было «Робер из Развалин» (Robert des Ruines).

В 1766 был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры. Стал планировщиком королевских садов, хранителем королевского музея, канцлером Академии и др., занимался убранством резиденций короля, королевы и высших придворных.

В ходе Французской революции был в октябре 1793 арестован по подозрению в нелояльности, заключен в тюрьму Сент-Пелажи, затем в тюрьму Сен-Лазар. Освобожден в 1794 после падения Робеспьера.

Известен живописными фантазиями, чей основной мотив — парки и реальные, а чаще воображаемые «величественные руины», множество набросков к которым он сделал во время пребывания в Италии. Каприччо Робера высоко ценились современниками.

Портрет Юбера Робера
работы Виже-Лебрён, 1788, Лувр
«Античные руины», 1754—1765


Народилася Мері КАССАТ (22 травня 1844, Аллегейні, штат Пенсильванія, зараз у складі Пітсбурга — 14 червня 1926, Париж) — американська художниця, представниця імпресіонізму.

Прожила більшу частину свого життя у Франції, товаришувала з Едгаром Дега. Мотивом для її полотен послужили образи соціального та особистого життя жінок, з особливим наголосом на тісний зв'язок матерів та дітей.

Мері виросла у заможній родині, вже в дитинстві багато подорожувала світом. Почала вивчати живопис в Пенсильванській Академії витончених мистецтв у Філадельфії (1861 — 1865), а в 1866 році вона переїхала в Париж. Після самостійного навчання у великих європейських музеях, її стиль став більш зрілим ближче до 1872 року. В Парижі вона вивчає живопис разом з Камілем Пісарро. У 1872 році журі Паризького салону допустило до показу її перше полотно.

Великий вплив на життя Мері мало її знайомство з Дега в 1874 році: він запросив її взяти участь у виставці імпресіоністів і її роботи були виставлені на експозиції в 1879 році. Будучи активним членом руху імпресіоністів до 1886 року, вона продовжувала товаришувати з Едгаром Дега і Бертою Морізо. Як і Дега, Кассатт стала надзвичайно майстерною у використанні пастелі, в кінцевому рахунку вона намалювала багато своїх робіт використовуючи цю техніку. З часом її стиль змінився, і вона відійшла від імпресіонізму. На знак визнання її внеску в мистецтво, Мері Кассат в 1904 році отримала Орден Почесного легіону.

«Автопортрет», 1878, музей Метрополітен, Нью-Йорк «Чай». 1880. Бостонський музей образотворчих мистецтв


Родился Фриц фон УДЕ (22 мая 1848, Волькенбург, Саксония — 25 февраля 1911, Мюнхен) — немецкий художник, писавший в стиле, сочетавшем черты реализма и импрессионизма.

В 1866 г. в возрасте 18 лет Уде был принят в Высшую школу изобразительных искусств в Дрездене. Однако там Уде не смог примириться с господствовавшими там порядками и уже на следующий год пошёл в армию. Военную карьеру Уде завершил в 1877 году в звании ротмистра гвардейского полка. В тот же год Уде переехал в Мюнхен, где обучался в Академии художеств. Уде высоко ценил старых голландцев, творчество которых он тщательно изучал в Мюнхене.

«Молитва перед обедом», 1885

Кроме жанровых картина, Фриц фон Уде писал религиозные полотна. На основе переосмысления принципов колористики и натуралистичности форм Уде мечтал прочно связать историю Нового Завета с современностью, создав его глубокое и простое художественное отображение на основе образов из низших слоёв населения. Его художественный мотив «Иисус бедных» был позднее воспринят представителями церковной живописи, работавших в экспрессионистской манере. Фриц фон Уде считается предвестником современного церковного искусства XX века.

В Мюнхене Уде был присвоен титул «королевского профессора», и он часто читал лекции в Академии художеств.

«Автопортрет», 1904 «Юная принцесса лугов», 1889


22 мая 1856 года считается днем основания Государственной Третьяковской галереи. Этой датой (по новому стилю) помечена расписка, которую художник Василий Григорьевич Худяков выдал купцу Павлу Михайловичу Третьякову в получении 450 рублей за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами».

Сам Третьяков называл первой картиной в своем собрании полотно Николая Шильдера «Искушение», но данная работа была окончена только в 1857 году. Вероятно, Третьяков годом раньше дал задаток за еще не законченную картину. Еще ранее он приобрел за 900 рублей 9 картин старых голландцев, но это была случайная покупка, подлинность тех полотен не установлена. В дальнейшем собиратель твердо решил приобретать полотна отечественных художников прямо с выставок или из мастерских.

Так или иначе, но в 1856 году 23-летний предприниматель Павел Михайлович Третьяков сделал первый шаг к осуществлению своего благородного замысла. Его целью было создание коллекции произведений русской школы, чтобы, как говорил сам собиратель, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях». В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Ее коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве.

И. Е. Репин
«Портрет Павла Михайловича Третьякова», 1883
В. Г. Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами», 1853.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Родился Федор Григорьевич КРИЧЕВСКИЙ (22 мая 1879, Лебедин Сумской обл. – 30 июля 1947, Ирпень Киевской обл.) – выдающийся живописец, один из основоположников украинского модернизма. Первый ректор Украинской академии искусств, профессор Киевского художественного института, заслуженный деятель искусств УССР (1940).

Детство будущего художника прошло в маленьком селе на Харьковщине. Мальчик рано начал рисовать углем, лепить фигурки из хлеба и глины. Годы, проведенные среди простых людей, не прошли даром: Кричевский великолепно знал народные ремесла, в совершенстве разбирался в украинской вышивке. Несколько десятилетий художник черпал вдохновение в селе Шишаки на Полтавщине, куда возвращался вновь и вновь.

Первоначальное художественное образование Кричевский получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896–1901), где наибольшее влияние на него оказали А. Архипов и В. Серов. Путешествие в Англию и несколько лет самостоятельной работы подготовили Кричевского к поступлению в Академию художеств (1907–1910, класс баталиста Ф. Рубо). Выпускная картина «Невеста» продемонстрировала вполне сложившийся талант художника из Украины, характерные особенности его стиля: четкий ритм, сдержанную цветовую гамму, монументальность и своеобразная фресковость композиции.

«Невеста», 1910

Побывав в качестве пенсионера АХ в Европе, где он некоторое время учился в Вене у Густава Климта, Кричевский переезжает в Киев. В 1913 году начинает преподавать в Киевском художественном училище, а в 1914 г. становится его директором. Он активно работает в жанре портрета, одна из лучших работ этого периода находится в собрании Национального художественного музея Украины – «Портрет Л. Я. Старицкой на золотом фоне» (1914).

«Портрет Л.Я.Старицкой на золотом фоне» (фрагмент). 1914

В 1918–1922 годах Федор Кричевский преподает в Украинской академии художеств, он был ее первым ректором. Главная работа художника, грандиозный триптих «Жизнь» (1925—1927), демонстрирует его устремления к фресковости, декоративности, освоению темперной техники. Эта работа неоднократно экспонировалась в те годы на зарубежных выставках.

30-е годы были весьма напряженным и плодотворным периодом в творчестве художника. Кричевский пишет тематические картины, ведет мастерскую в Киевском художественном институте. В числе его учеников были такие крупные украинские живописцы, как П. Слёта, А. Петрицкий, Т. Яблонская, В. Костецкий, Г. Мелихов, С. Григорьев и др. В 1934 Кричевский написал одну из самых известных своих картин – «Победители Врангеля», а двумя годами ранее – большое историческое полотно «Довбуш», погибшее в Харькове в годы войны.

«Победители Врангеля», 1934-1935

Кричевский был активным членом АХЧУ (Ассоциация художников Червоной Украины), основателем объединения украинских мастеров «УМО», затем заместителем председателя Союза художников Украины. В 1940 году его одним из первых удостаивают звания заслуженного деятеля искусств УССР. Художник также стал первым доктором искусствоведения в Украине.

В военные годы Федор Кричевский остался в Киеве, будучи председателем Союза украинских художников. Несмотря на еврейское происхождение, ни он, ни его жена не были выданы фашистам. При попытке выехать на запад вместе с немцами Федор Кричевский был арестован и прожил последние годы в ссылке в селе Ирпень под Киевом. Среди лучших картин художника можно отметить «Три возраста» (1913), «Автопортрет в белом кожухе» (1926-1932), «Веселые доярки» (1937).

Его брат , известный архитектор и живописец Василий Кричевский (1972–1952), в 1943 году эмигрировал вместе с семьей во Францию, а в 1946 году – в Венесуэлу.

«Автопортрет», 1911 «Семья» – центральная часть триптиха «Жизнь» (1925-1927).
Национальный художественный музей Украины, Киев


Родился Николай Николаевич ШЕЛЕСТ (22 мая 1936, с. Губиниха Днепропетровской обл.) – украинский живописец и график. Заслуженный деятель искусств Украины (1985). Заслуженный деятель культуры Польши (1976).

В 1970 году окончил Украинский полиграфический институт им. И. Федорова. Известный художник, мастер реалистического направления. Работает в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, сюжетных полотен на национальную тему, создает многофигурные жанровые композиции. Его персональные выставки проходили во многих странах Европы. Живет и работает в Киеве. Картины художника сохраняются почти в 50 музеях Украины и в 13 музеях за ее пределами, а также в частных коллекциях более 40 стран мира. Н. Н. Шелест выполняет большую общественную работу как заместитель председателя Украинского фонда культуры.

«Чайные розы», 1999


Родился Федор Максимович КЛИМЕНКО (22 мая 1937, с. Николаевка Днепропетровской обл.) – украинский живописец и график. Народный художник Украины (2007).

Окончил Днепропетровское государственное художественное училище в 1961 г., учителя по специальности – Н. Погребняк, А. Куко, Н. Боровский, Н. Родзин. Принимает участие в выставках с 1961 года. Член Союза художников СССР с 1967 года. В 1989 году Федору Клименко было присвоено звание заслуженного художника Украины. Его произведения хранятся в музеях Днепропетровска, Чернигова, Киева, а также в частных коллекциях в Украине и за рубежом.

«Натюрморт с арбузом», 1997


Родился Константин Викторович МОГИЛЕВСКИЙ (22 мая 1953, Луганск) – луганский художник-монументалист. Заслуженный художник Украины (2013). Педагог. В 1972 году окончил живописное отделение Луганского государственного художественного училища. В 1981 году с отличием окончил Харьковский художественно-промышленный институт по специальности «монументально-декоративное искусство». Преподаватели: Б. Косарев, А. Хмельницкий, Е. Егоров, А. Пронин.

К. В. Могилевский работает как в станковой живописи, так и в монументальном искусстве (витражи, мозаики, росписи). В1988–1998 был директором Луганского государственного художественного училища. Сейчас – преподаватель кафедры станковой живописи Луганского государственного института культуры и искусств. Участник отечественных и зарубежных художественных выставок. Живописные работы Константина Могилевского находятся в частных коллекциях Украины, России, Венгрии, Польши, Австрии, Хорватии, Германии, Швейцарии, США.


«Автопортрет» «Дорога к храму»