22 марта -Музей українського живопису

22 марта

Народився Антоніс (Антон, Ентоні) ван ДЕЙК (22 березня 1599, Антверпен - 9 грудня 1641, Лондон) - фламандський живописець і графік, майстер придворного портрета і релігійних сюжетів у стилі бароко.

Антоніс був сьомим з дванадцяти дітей в сім'ї багатого торговця тканинами. У 10-річному віці його віддають у майстерню відомого художника Хендріка ван Балена. Талант юного живописця проявився дуже рано: вже в 14 років він написав чудовий портрет 70-річного старого, а в 16 років був цілком сформованим художником. Від 1615 року у ван Дейка вже була власна майстерня, 1618 року його прийняли в гільдію живописців Святого Луки. Антоніс пише у вільній живописній манері серію «Голови апостолів», «Автопортрет», створює цикл з 13 дощок, що зображують Христа і апостолів. Він співпрацює з Рубенсом, у 1618-1620 роках працює як помічник у його майстерні.

«Апостол Филипп». Вена, Музей истории искусств

У 1620-і ван Дейк деякий час працював при дворі англійського короля Якова I, потім подорожував по Італії, жив у Генуї, де писав портрети місцевих аристократів. У ті роки він створює свої численні мальовничі шедеври на релігійні мотиви: «Коронування терновим вінцем», «Поцілунок Юди», «Несення хреста», «Св. Мартін і жебраки», «Мучеництво св. Себастьяна» і ін.

Від 1632 живописець знову працює придворним художником англійського короля – вже Карла I - від 1633 в статусі королівського художника. Король і королева постійно замовляли фламандцеві свої портрети: ван Дейк створив тридцять п'ять портретів Карла I (з яких 7 - кінних), 35 портретів королеви Генрієтти, безліч зображень королівських дітей. Вершиною портретного творчості художника мистецтвознавці вважають роботу "Карл I в трьох ракурсах".

Художник одружується з дочкою лорда, отримує високу платню. Але доля відміряла йому недовге життя. 42-річний ван Дейк помер у Лондоні і був похований в Соборі святого Павла.

«Автопортрет» (фрагмент) «Карл I в трьох ракурсах»


Родился Алексей Данилович КИВШЕНКО (22 марта 1851, Венёвский уезд, Тульская губерния — 2 октября 1895 года, Хайдельберг, Германская империя) — русский живописец. Близок к передвижникам.

Автор знаменитой исторической картины «Военный совет в Филях», запечатлевшей один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 года. Известен также серией батальных полотен на темы русско-турецких войн, а также полотнами на исторические, бытовые и охотничьи темы.

«Военный совет в Филях», 1880. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (у Ивана Крамского). В 1867-1877 годах учился в Академии Художеств в Петербурге. В 1880 году художник отправился за границу, где несколько лет провёл в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, рисуя картины, которые впоследствии, по возвращении в Петербург в 1884 году, принесли ему звание академика. В 1883-1889 годах преподавал в Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге.

В 1891 году Кившенко сопровождал археологическую экспедицию Никодима Кондакова в Палестину и Сирию, откуда привёз немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт стран Ближнего Востока. С 1893 года действительный член и профессор-руководитель батальной мастерской Академии Художеств.

«Царь Иоанн III разрывает ханскую грамоту»


22 марта 1876 года в Берлине в присутствии кайзера открылась Старая национальная галерея — художественная галерея на Музейном острове в Берлине. В галерее хранятся произведения искусства XIX века из коллекции Фонда прусского культурного наследия.

Галерея основана в 1861 году на основе коллекции из 262 картин, подаренной банкиром Иоганном Генрихом Вагенером. Первоначально собрание разместилось в зданиях Академии искусств. Современное здание в стиле римского храма с апсидой было спроектировано в 1865 году Фридрихом Августом Штюлером по эскизу короля Фридриха Вильгельма IV и построено в 1869—1876 годах под руководством Генриха Штрака.

Во время Второй мировой войны здание получило значительные повреждения в результате авиационных ударов. Частично галерея возобновила свою работу в 1949 году, а реконструкция продолжалась до 1969 года. В 1998—2001 годах музей был полностью отреставрирован, появились дополнительные залы на верхнем этаже, куда были помещены экспонаты эпохи романтизма.

В галерее демонстрируются работы в стилях классицизма и романтизма (художники Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Шинкель и Карл Блехен), бидермейера, французского импрессионизма (Эдуар Мане, Клод Моне) и раннего модернизма (Адольф фон Менцель, Макс Либерман, Ловис Коринт).

Среди наиболее ценных экспонатов — «Монах у моря» Каспара Давида Фридриха (1808—1809), «Железопрокатный завод» Адольфа фон Менцеля (1875), скульптура «Кронпринцесса Луиза и принцесса Фридерика» Иоганна Готтфрида Шадова (1795) и др.

Из собрания галереи: «Железопрокатный завод». А. фон Менцель (1875)


Родился Алексей Владимирович ИСУПОВ (22 марта 1889, Вятка — 17 июля 1957, Рим) — русский и советский живописец-реалист, представитель салонной живописи.

Родился в семье мастера по иконостасному делу, резчика по дереву и позолотчика. В ранние годы учился иконописной мастерской. В 1908 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Принимал участие в выставках Союза Русских Художников и Товарищества Передвижников, Императорской академии художеств. Активно работал в жанре пейзажа.

В годы мировой войны служил в Туркестане. Преподавал в Туркестанской краевой народной художественной школе. В 1920 году был командирован в Самарканд, где заведовал художественной секцией Комиссии по реставрации и охране памятников. В Средней Азии Исупов создал серию восточных пейзажей и жанровых сцен: «Узбеки в чайхане», «В старом Туркестане», «Самарканд», «Базарный ряд. Биш-Агач», «Восточный музыкант» и др.

«Чайхана». 1910-е

Вернувшись в Москву в 1921 году, Исупов активно включился в советскую художественную жизнь – стал членом АХРР, участвовал в выставках, писал портреты советских государственных деятелей и картины революционной тематики – «Минусинская ссылка», «Ликвидация красными десанта Назарова», «Проводы Ленина в колонном зале». Алексей Владимирович также содействовал созданию на своей малой родине Вятского городского историко-художественного музея.

В 1926 году Алексей Исупов, страдавший неизлечимым костным туберкулезом, вместе с семьей выехал в Италию, по официально версии, для создания монументальной композиции «Парад Первого профсоюзного праздника физкультуры». Художник мечтал вернуться домой, но проблемы со здоровьем не позволили ему покинуть Италию.

В Риме работы Исупова были хорошо приняты публикой и критиками. Его называли «откровением для Рима», «прекрасным рисовальщиком и волнующим живописцем», отмечали «нежные краски», находили в работах художника «истину и поэзию». Картины художника приобретали в свои коллекции итальянские музеи, Исупов приобрел виллу в центре Рима, владел собственной мастерской, участвовал в многочисленных выставках по всей Италии, а также во Франции, Голландии и Бельгии. Художник продолжал выставляться и в Советском Союзе, его проведывали ведущие советские живописцы.

В годы Второй мировой войны художник превратил свою мастерскую в конспиративную квартиру итальянского Сопротивления, постоянно оказывал материальную помощь отряду советских партизан.

Алексей Владимирович Исупов никогда не считал себя эмигрантом: «Мы с женой собственно к эмиграции и не принадлежим, — писал художник, — паспорта у нас советские и граждане мы советские. В Италию загнала меня не гражданская война, а болезнь». Около 300 произведений художника по его завещанию было передано художественный музей Вятки, а девятнадцать работ вдова художника подарила Государственной Третьяковской галерее.

«Автопортрет». 1928 «Букет сирени»


Родилась А́гнес МАРТИН (22 марта 1912, Маклин, Саскачеван, Канада — 16 декабря 2004, Таос, Нью-Мексико, США) — канадско-американский живописец.

Агнес выросла в Ванкувере, переехала в Соединенные Штаты в 1931 году, гражданство получила в 1950. Она изучала искусство в Колумбийском университете, затем в университете Нью-Мексико.

Творчество этой художницы часто относят к минимализму, сама Ма́ртин считала себя абстрактным экспрессионистом. Её узнаваемый стиль характеризуется акцентом на линии, сетки, полями тонкого цвета. Художница уклонилась от интеллектуализма в сторону личного и духовного. Её живопись, интервью и статьи часто отражают интерес к восточной философии, особенно к даосизму.

Награды: 1992 — премия Оскара Кокошки; 1997 — Золотой лев Венецианской биеннале за вклад в искусство; 1997 — в Харвудском художественном музее была открыта галерея Агнес Мартин (персональный зал восьмиугольной формы); 1998 — Национальная медаль США в области искусств.



Родился Франсуа (Ференц) ГАЛЛ (22 марта 1912, Колошвар, Венгрия – 9 декабря 1987, Париж) - французский художник венгерского происхождения.

После окончания школы юноша в 1929 году поехал в Италию и поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Риме. В 1932 году картины 20-летнего Галла были представлены на национальной выставке, где он был награжден призом. В декабре 1936 года Галл приехал в Париж и поступил Академию изящных искусств в мастерскую Андре Девамбеса.

Еще во время учебы в Париже Галл приступил к разработке собственного нового и оригинального стиля, поскольку попал под влияние французских импрессионистов и постимпрессионистов. Его предпочитаемыми темами были повседневная жизнь Парижа и женские образы. Художник часто изображал красивых парижских девушек, за которыми он наблюдал в суете кафе или за кулисами театра, на пляже или модных тогда скачках. Впрочем, писал художник также пейзажи и натюрморты, потому что они хорошо продавались. Очень скоро Галла стали называть современным импрессионистом, работающим в чисто французской традиции.

В 1942 году Галл получил французское гражданство и сменил имя на Франсуа. В родную Венгрию он уже не вернулся никогда. Он активно участвует в выставках официального Парижского Салона, на выставках графиков и акварелистов, его картины представлены на многочисленных коллективных выставках не только в Париже, но и за рубежом. На Парижском салоне 1947 года Галл получает Золотую медаль. В 1960-е и 1970-е годы награды и почет посыпались на художника как из рога изобилия. При этом, у художника был жесткий выставочный график, расписанный на несколько лет вперед.

Автопортрет, 1969 «Девушка, сидящая на берегу Сены», 1941


Народився Володимир Семенович ГОРБАЧЕНКО (22 березня 1924, Катеринослав, нині Дніпро – 16 липня 1987, Дніпропетровськ) – дніпровський живописець.

Учасник 2-ї світової війни, мав бойові нагороди. Закінчив Дніпропетровське державне художнє училище (1950 р.), учителі за фахом — М. Панін, М. Погрібняк, О. Вандаловський. Відтоді – учасник обласних, республіканських і всесоюзних мистецьких виставок. Персональні виставки проходили у Дніпрі (1974, 1980, 1986). Основні роботи – у галузі станкового живопису (пейзаж, натюрморт, жанрова картина).

У пейзажах Горбаченка поєднано безпосередність бачення природи з продуманою композицією. Одна з його головних тем – індустріальна. Художник багато подорожував, створивши серії пейзажів Криму, Кавказу, Прибалтики… У багатьох його картинах знайшли відображення спогади військових років. Брав участь у створенні діорами «Битва за Дніпро» для музею Верхньодніпровська (Дніпропетровська обл.). Картини Володимира Семеновича зберігаються у Дніпропетровському художньому музеї, Музеї українського живопису, м.Дніпро, приватних колекціях.

«Місто на Дніпрі будується». Зібрання Музею українського живопису


Родилась Яёи Кусама (22 марта, 1929, г. Мацумото, преф. Нагано, Япония) — японская художница. Самая дорогая из современных женщин-художниц. Ее картина "Белый №28" в 2014 году ушла с молотка за 7,3 миллиона долларов.

Её живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции разделяют одержимость повтором, узорами, аккумуляцией. В её работах присутствуют черты феминизма, минимализма, сюрреализма, ар брют, поп-арта и абстрактного экспрессионизма, наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Кусама описывает себя как «навязчивого художника». Она является также писательницей и поэтессой, создала заметные работы в кино и дизайне одежды. Страдает психическими заболеваниями.

Яёи Кусама страдала галлюцинациями и навязчивыми мыслями с детства, часто суицидального характера. В начале карьеры она начала покрывать поверхности (стены, полы, холсты, а затем повседневные предметы и обнаженных ассистентов) рисунком в горошек, что стало её товарным знаком. Большие поля горошка, или «сети бесконечности», как она называет их, были взяты непосредственно из её галлюцинаций.


Кусама училась всего около одного года в Школе искусств и ремёсел в Киото в 1948. Она покинула родную страну и переехала в Нью-Йорк в 1957. Во время пребывания в США, она быстро завоевала репутацию лидера авангардного движения. Во время пребывания в Нью-Йорке, творчество Кусамы было связано как с минимализмом, так и с поп-артом, но никогда не относилось определенно к одному движению, так как постоянно развивалось в то время. Она вернулась в Японию из-за плохого состояния здоровья в 1973. Сегодня она живёт в психиатрической больнице в Токио, где продолжает создавать работы с середины 1970-х. Её студия находится рядом с госпиталем.

«Белый №28», 1960


22 березня 2012 року в Харкові відкрився Центр сучасного мистецтва «ЄрміловЦентр» . Центр названий ім'ям відомого харківського художника, видатного дизайнера, одного із зачинателів українського авангарду Василя Єрмілова.

Засновники Центру вважають, що «місія Центру - популяризація сучасного мистецтва та культури, створення поліфункціонального майданчика для демонстрації виставкових проектів та інновації у просвітницькій та освітній діяльності. Серед завдань ЕрміловЦентра: активізація соціальної ролі сучасного мистецтва, створення умов для діалогу мистецтва і суспільства, підтримка культурних ініціатив.

Центр сприяє розвитку сучасного українського мистецтва, його інтегруванню у світовий мистецький контекст, підтримує молодих авторів, є комунікативною платформою для українських і зарубіжних фахівців у сфері сучасного мистецтва».