22 февраля -Музей українського живопису

22 февраля

Родился Бон де БУЛОНЬ Старший (22 февраля 1649, Париж — 17 мая 1717, там же) — французский живописец, гравер и педагог эпохи барокко, известный как L’Aîne.

Родился в семье художника Луи де Булоня. Считался самым одаренным из его детей. Брат художника Луи Булоня Младшего. Первые уроки рисования получил под руководством своего отца, которому, как полагают, он помогал в его работе в Большой галерее Лувра. Был направлен на учëбу во Французскую академию в Риме в качестве пенсионера Академии. Во время обучения копировал фрески Рафаэля в Ватикане, изучал работы Корреджо, А. Карраччи, Г. Рени, Доменикино и Ф. Альбани. Затем побывал в Ломбардии, где завершил обучение.

Возвратившись в Париж, в 1692 году был назначен профессором Королевской академии живописи и скульптуры. За время преподавания в Академии воспитал целую плеяду талантливых художников.

«Триумф Венеры»


Родился Антуан-Жозе́ф ВИРЦ (22 февраля 1806, Динан, Бельгия — 18 июня 1865, Брюссель) — бельгийский живописец и скульптор романтического направления.

Выпускник Антверпенской академии художеств. В период с ноября 1829 по май 1832 года жил в Париже, где посещал Лувр, изучал старых мастеров. Вернувшись в 1832 году на родину, Вирц выиграл Римскую премию Академии художеств. В мае 1834 года отправился за казённый счет в Италию, где прожил до февраля 1837 года. В Риме Антуан поступил во Французскую академию.

Тяготел к монументальности в размерах; писал работы на религиозные темы, небольшие остроумные жанровые сценки, реалистические портреты. Автор полемических сочинений и трактатов об искусстве, в том числе «Похвала Рубенсу» (1841) и «Трактат об основном характере фламандской живописи». За эти сочинения дважды удостаивался премии Брюссельской академии. Выступал в качестве художника-иллюстратора. Оставил несколько автопортретов.

Вирц скончался в своей мастерской. Его останки были забальзамированы в соответствии с древнеегипетским обрядом погребения и похоронены в склепе муниципального кладбища Икселлес. После смерти Вирца мастерская стала собственностью государства и была превращена в музей, носящий имя художника (фр. Musée Antoine Wiertz). В нём хранятся 42 картины Вирца.

Автопортрет, 1860 «Преждевременное погребение». 1854


Родился Рембрандт ПИЛ (22 февраля 1778, Пенсильвания, США — 3 октября 1860, Филадельфия, Пенсильвания, США) — американский художник-портретист.

Его отец, видный искусствовед и художник, Чарльз Уилсон Пил назвал большинство из своих 17 детей в честь великих художников, включая Рембрандта, Тициана, Рубенса и Рафаэля. Рембрандт Пил начал рисовать в возрасте восьми лет. Через год после смерти матери и повторного брака его отца, Пил оставил школу искусств и создал свой первый автопортрет в возрасте 13 лет. Получил признание за портреты президентов Джорджа Вашингтона и Томаса Джефферсона. Всего написал более 600 картин. Большинство его работ выполнены в стиле французского неоклассицизма (под влиянием обучения в Париже).

«Автопортрет», 1828 «Рубенс Пил с геранью». Национальная галерея искусств (Вашингтон)


Родился Миклош БАРАБАШ (22 февраля 1810, Маркушфалва, ныне Румыния — 12 февраля 1898, Будапешт) — венгерский художник, портретист и пейзажист.

Миклош Барабаш изучал искусство в Вене в 1829—1830 годах. В 1831 году уехал на два года в Бухарест, где получил опыт портретной живописи. В 1834—1835 годах путешествовал по Италии. В 1836—1838 годах возобновил учёбу в Будапеште. Окончательно обосновался в Будапеште после 1840 года. В 1867 году был избран депутатом Венгерского парламента.

Обрёл признание и известность ещё при жизни. Знаменит своими портретами деятелей политики, культуры и искусства Венгрии. На творчество Барабаша оказали влияние вкусы, господствовавшие в Вене. Его портреты часто небольшого формата и несут отпечаток бидермейера. Многие работы Барабаша представлены в экспозиции Венгерской национальной галереи.

«Портрет Ференца Листа»


Народився ЙОСІЦУЯ Утаґава (1822 - 1867) (також відомий як Йосіцуя Коко) – один із найбільш талановитих майстрів XIX століття в Японії.

Учень Кунійосі Утаґава. Працював у галузі станкової гравюри, був майстром історичної картини, звертався до жанрів муся-е (зображення самураїв), йокохама-е (так звані «малюнки про іноземців»), проявив себе блискучим книжковим ілюстратором, виконував малюнки для татуювань.

Незважаючи на короткий життєвий шлях, Йосіцуя створив численну кількість гравюр, що зображують відомих воїнів-самураїв, сюжети історичних хронік, старовинних легенд та переказів. Звернення майстра до історії, славетних традицій та видатних героїв минулого, культових національних символів стало цілком закономірним мистецьким кроком, давши поштовх до стрімкого розвитку жанру муся-е.

«Ямаґата Сабуробеї проти Ватанабе, правителя Етчу».
Лист з серії «Сутички один з одним у Великому Бої поблизу Каванакадзіме. Кольорова гравюра на дереві
«Усамі Суруґа-но Камі проти Саєґуса Каґейю».
Лист з серії «Сутички один з одним у Великому Бої поблизу Каванакадзіме». Кольорова гравюра на дереві


Родился Фёдор Александрович ВАСИЛЬЕВ (22 февраля 1850, Гатчина (ныне Ленинградская обл.) — 6 октября 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист.

Фёдор родился в семье мелкого почтового чиновника. В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, но в 15 лет бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Совмещал занятия с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. В 1869 году Васильев побывал на Украине, а в 1870 году вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни и была показана на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

«Оттепель», 1871

Зимой 1870 года Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Лето художник провёл в имениях графа Строганова в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым, где Васильев провёл последние два года своей жизни. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Ф. А. Васильев скончался в возрасте 23 лет и был похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище.

«Автопортрет» «В Крымских горах», 1873. Третьяковская галерея, Москва


Родился Фридрих Вильгельм Отто МОДЕРЗОН (22 февраля 1865, Зост, Вестфалия — 10 марта 1943, Ротенбург) — немецкий художник-пейзажист.

Модерзон начал учёбу в Дюссельдорфской академии художеств в 1884 году, в 1888 году перевёлся в Академию художеств в Карлсруэ. В июле 1889 года Отто Модерзон познакомился в Ворпсведе с Фрицем Макензеном и Гансом ам Энде, став одним из основателей Ворпсведской колонии художников. Был женат вторым браком на художнице Пауле Беккер.

На раннем этапе Модерзон писал пейзажи в стиле барбизонцев. После переезда в Ворпсведе приблизительно в 1890 году в творчестве Модерзона последовал переход к экспрессионистскому выбору цветов. Обширная коллекция работ Отто Модерзона представлена в его Музее в Фишерхуде. Имя художника носит одна из улиц Берлина — Модерзонштрассе.

«Облачная гряда», 1892


Народився Микола Андрійович ШЕЛЮТО (22 лютого 1906, село Глуховка, нині Гомельської області Білорусі — 6 лютого 1984, Одеса) — український живописець-пейзажист. Заслужений діяч мистецтв УРСР (1958). Жив і працював в Одесі.

Народився у селянській родині. У 1925-1931 роках вчився в Політехнікумі образотворчих мистецтв. Учень Павла Волокидіна, Теофіла Фраєрмана, Михайла Жука. Вже студентом 4-го курсу провів свою першу персональну виставку. 1938 року став членом Спілки художників СРСР. Викладав живопис і малюнок в Одеському художньому училищі. Учасник Другої світової війни.

У творах Шелю́то виразно видно вплив російського реалістичного мистецтва та мистецтва імпресіоністів 19 — початку 20 століть. Для його пейзажів характерна розмаїта гама колірних нюансів, складні тонові співвідношення, тонкі тональні сполучення. Багато робіт художника цінні не тільки як твори мистецтва, але і як історичні пам'ятки свого часу. У натюрмортах Шелюто яскраві, насичені, соковиті кольори викликають почуття радості. Миколі Андрійовичу пощастило працювати у майстерні в колишньому будинку відомого одеського художника Є.І.Буковецького, де до нього творили П.О.Нілус, а потім вчитель самого Шелюто –П.Г.Волокідін.

«Автопортрет». 1956 «Осінь під Києвом». 1953


Народилася Наталія Іванівна НІКОЛАЙЧУК (22 лютого 1956, Київ) - український живописець і графік. Народний художник України (2006). Заслужений художник України (1996).

У 1982 році закінчила Київський художній інститут (майстерня книжкової графіки - професор В. Я. Чебаник) та аспірантуру Академії мистецтв СРСР (майстерня станкової графіки - академік М.Г. Дерегус). Від 1982 року - учасник багатьох всесоюзних, республіканських і міжнародних виставок (Данія, Німеччина, Канада, Японія, Франція та ін.). З 1995 Н. І. Ніколайчук – декан факультету образотворчого мистецтва Київської дитячої Академії мистецтв.



Народився Борис Іванович КУЗЬМА́ (22 лютого 1958, с. Нове Давидкове Мукачівського р-ну Закарпатської обл.) – архітектор, графік і живописець. Народний художник України (2016).

Закінчив Львівський політехнічний інститут у 1980. Відтоді працював архітектором, а від 1982 – художником. 1989–94 – заступник головного архітектора Ужгорода. Член Національної спілки художників України від 1995. Від 1999 – голова Закарпатської організації НСХУ. Від 2006 – викладач кафедри дизайну Закарпатського художнього інституту.

Учасник всеукраїнських, міжнародних мистецьких виставок від 1989. Персональні виставки – в Ужгороді (1984, 1998, 2003, 2005, 2008, 2011, 2013), Ґмундені (Австрія, 2001), Ніредьгазі (Угорщина, 2004), Пряшеві (2008), Рожняві (2009; обидва – Словаччина), Пулі (Хорватія, 2010), Москві (2011), Києві (2012), Братиславі, Празі, Льво¬ві (усі – 2013). Основна техніка – акварель. Своєрідний колористичний імпресіонізм, подекуди абстракціонізм присутні в етюдах, натюрмортах та пейзажах Кузьми. Графічні твори монохромні або насичено кольорові. Лауреат обласної премії ім. Й. Бокшая та А. Ерделі (2000, 2007). Окремі роботи зберігаються у музеях України, Румунії, Словаччини.

«Безлад», 1999