21 ноября -Музей українського живопису

21 ноября

Родился Колумбану БОРДАЛУ ПИНЬЕЙРУ (21 ноября 1857, Лиссабон — 6 ноября 1929, Лиссабон) — португальский художник, крупнейший представитель португальской реалистической живописи.

Колумбану был сыном художника-романтика Мануэла Марии Бордалу Пиньейру, его старшим братом был карикатурист Рафаэл Бордалу Пиньейру, создатель первых португальских комиксов. Учился у своего отца, затем в Академии Художеств в Лиссабоне у художника Мигуэла Анжелу Лупи и скульптора Симоиша ди Алмейды. Дважды пытался получить стипендию Академии, чтобы продолжить обучение за границей, и в конце концов графиня Эдла, вторая жена консорта Фернанду II, оплатила его путешествие во Францию.

Во Франции художник изучал творчество реалистов и импрессионистов, в первую очередь Гюстава Курбе, Эдгара Дега и Эдуара Мане. В результате сложился его собственный стиль, близкий к импрессионизму, но характеризующийся тёмными красками и мрачными тонами. После возвращения в Лиссабон он присоединился к художественному объединению «Золотой лев», выступавшему за развитие натурализма в противовес академизму, доминировавшему в Португалии, которая в художественном отношении была одной из самых отсталых европейских стран. В это время Колумбану Бордалу Пиньейру получил известность как портретист. Его портреты отличались большой психологической глубиной. Кисти Бордалу Пиньейру принадлежат портреты многих его знаменитых современников. С 1914 по 1927 год он занимал должность директора Музея современного искусства в Лиссабоне, ныне музей Шиаду.

Автопортрет


Родился Георгий (Гиго) ГАБАШВИЛИ (21 ноября 1862, Тифлис — 28 октября 1936, Цихисдзири, Грузия) — грузинский художник и педагог, крупнейший представитель грузинского реалистического искусства.

Габашвили учился в петербургской Академии художеств (1886—1888 гг; вольнослушатель в батальном классе Б. П. Виллевальде) и в мюнхенской Академии художеств (1894—1897 гг.). По возвращении на родину стал первым грузинским художником, удостоившимся проведения персональной выставки в Тифлисе. В 1900—1920 гг. преподавал в художественной школе. Георгий Иванович Габашвили стал одним из основателей и первых профессоров Тбилисской академии художеств (1922). Ему было присвоено звание народного художника Грузинской ССР (1929). Автор большого количества портретов, пейзажей, сцен из повседневной жизни, выполненных маслом и акварелью.

«Пьяный хевсур», 1899


Родилась Жанна МАММЕН (21 ноября 1890, Берлин — 22 апреля 1976, Берлин) — немецкая художница и график, крупная фигура в художественной жизни Веймарской республики.

Родилась в семье коммерсанта. Училась в Париже (Академия Жюлиана), Брюсселе, Риме. С началом Первой мировой войны перебралась в Голландию. В 1916 г. вернулась в Берлин. Рисовала для модных журналов, создавала киноафиши, сотрудничала с сатирическим журналом Симплициссимус. Выставка в берлинской галерее «Гурлитт» (1930) сделала художницу известной. Среди работ этого периода (портреты, карикатуры, зарисовки уличных типов) выделяется цикл литографий «Песни Билитис» по мотивам одноимённой книги эротических стихов Пьера Луи. Иллюстрировала также эротические стихи Верлена. В 1932 г. посетила СССР.

«Женщина на кресте», 1908

С приходом нацистов к власти художница ушла во внутреннюю эмиграцию. Несколько десятилетий публика не видела её работ. Новое открытие Маммен началось после её выставок 1971 в Гамбурге и Штутгарте, оно было поддержано нарастающим феминистским движением.

Художественная манера Маммен близка к школе новой вещественности, вместе с тем она отмечена влиянием символизма. С годами символический элемент становился всё ощутимей, после 1945 художница двигалась в сторону абстракционизма. С 1950-х годах активно разрабатывала технику коллажа. Музей-мастерская Жанны Маммен расположена на берлинской улице Курфюрстендамм, 29.

«Свободная комната»


Родился Владислав Максимилианович СТРЖЕМИНСКИЙ (21 ноября 1893, Минск — 28 декабря 1952, Лодзь) — польский художник, авангардист, теоретик искусства.

Родился в семье польского дворянина, офицера. Воспитывался в католической традиции. Детство провел в Минске. Учился в кадетском корпусе в Москве (1904–1911) и Николаевском инженерном училище в С.-Петербурге (1911–1914), получил специальность сапера. С июля 1914 служил в районе Белостока, с началом Первой мировой войны командовал взводом саперов. В ночь с 6 на 7 мая 1916 получил тяжелое ранение, приведшее к ампутации правой ноги и левой руки и повреждению глаза. На лечение был переведен в Прохоровскую больницу в Москву, где среди сестер милосердия впервые встретил будущую жену – 18-летнюю Екатерину (Катаржину) Кобро, дочь состоятельного судовладельца из русских немцев.

Осенью 1918 поступил в Свободные мастерские (СВОМАС) в бывшем Строгановском училище. Увлекся новейшими художественными течениями, подружился с В. Е. Татлиным и К. С. Малевичем. В конце 1921 женился на Е. Кобро, ставшей скульптором, и вместе с ней нелегально перебрался в Польшу. Служил учителем рисования в гимназиях небольших городов. С 1931 постоянно жил в Лодзи, где получил должность директора Школы технического образования (до 1939).

«Морской пейзаж», 1934

В 1923–1939 как художник, критик и организатор занимал ведущее место в польском движении конструктивизма. В 1924 впервые сформулировал принципы «унизма» – конструктивистской концепции, утверждавшей единство цвета, линии и ритма в живописи. Эту концепцию воплощал в однородных по цвету и фактуре абстрактных картинах. В 1926–1929 создал цикл живописных «Архитектурных композиций». В 1930-е писал натюрморты, городские пейзажи, кубистические композиции, создал серию морских пейзажей (1933–1934), в работе над которыми опирался на научный анализ физиологических и психологических процессов зрительного восприятия. Написал книги «Унизм в живописи» (1928) и «Композиция пространства: Расчет пространственно-временнóго ритма» (1931).

Участвовал в ежегодных салонах Польского союза художников в Варшаве, Польской ассоциации художников в Лодзи, Института пропаганды искусства. Провел персональные выставки в Лодзи (1927), Познани (1933) и Варшаве (1934; совм. с Г. Стаевским). В 1932 получил художественную премию города Лодзи.

В 1945 стал инициатором создания в Лодзи Высшей школы искусств, с 1946 возглавлял в ней отделение пространственных искусств, читал лекции по истории искусства, композиции, вел студию функциональной графики и устраивал летние занятия на пленэре. В 1950 по распоряжению министра культуры за несоответствие догмам социалистического реализма был уволен из Высшей школы искусств и исключен из Польского союза художников. С этого времени был вынужден работать художником рекламы в кооперативе и оформлять витрины в магазине. В 1956/1957 в Лодзи и Варшаве состоялась первая посмертная выставка, положившая начало реабилитации его творчества. Академия изящных искусств в Лодзи носит имя художника.

«Унистическая композиция»


Народився Рене МАГРІТТ (21 листопада 1898, Лессін, провінція Ено — 15 серпня 1967, Брюссель) — бельгійський художник, представник сюрреалізму. Відомий як автор дотепних і поетично загадкових картин.

У 1916—1918 роках навчався в Академії мистецтв Брюсселя. Ранній живопис відзначається впливом кубізму і футуризму, потім пуристів і Фернана Леже. Знайомство із живописом Джорджо Де Кіріко і поезією сюрреалістів змінило творчі орієнтації Магрітта. Рене працював художником плакатів і реклами на фабриці паперової продукції аж до 1926 року, коли контракт з брюссельської галереєю Сенто дозволив йому повністю присвятити себе живопису. У 1926 році він створив свою першу вдалу сюрреалістичну картину «Загублений жокей».

«Портрет Стефі Лангю»

У 1927—1930 роках жив у Франції, де включився у діяльність об'єднання сюрреалістів. Він тісно зблизився з Максом Ернстом, Сальвадором Далі, Андре Бретоном, Луї Бунюелем і особливо з поетом Полем Елюаром. У 1930-і-1940-і роки Рене Магрітт тричі вступав до Комуністичної партії Бельгії і також тричі залишав її ряди. В ті роки склалась система концептуального живопису Магрітта, яка залишалась майже незмінною до кінця життя художника. Живописна манера, навмисно безособова, суха, виявляє парадоксальну здатність до правдоподібного зображення немислимої, неможливої реальності. У правильно побудованій перспективі виникають парадоксальні перетинання, що зрівнюють тверді тіла і просторові проміжки між ними.

«Перешкода порожнечі»

Художник створює свій власний філософсько-поетичний стиль, заснований на парадоксах логіки, і досягає широкого визнання. Розкриваючи проблематичність зорового сприйняття і ілюзорного зображення, Магрітт вдався до символів дзеркала, очей, вікна, сцени і завіси, картини в картині. Художник захоплювався сучасною філософією, літературою. Багато його робіт насичені літературними алюзіями і філософськими метафорами. Мета Магрітта - змусити глядача замислитися. Через це картини художника часто нагадують ребуси, але ребуси, які повністю розгадати неможливо, так як вони ставлять питання про саму суть буття.

Музей Рене Магрітта в Брюсселі

Найвідомішою та найвизначнішою картиною Рене вважається «Син Людський» написана 1964 року. Магрітт створив два фрескові цикли: «Зачароване царство» для казино у Кнокке-ле-Зут (1953) і «Неосвічена фея» для Палацу мистецтв у Шарлеруа (1957). У цих монументальних композиціях повторюються мотиви його станкових творів. У скульптурі Магрітт дублював образи свого живопису, продовжуючи розвивати тему співвідношення ментальної і матеріальної реальностей.

«Син Людський», 1964


Родился Петр Дмитриевич КОЗИН (21 ноября 1926, с. Комаево Мордовской АР, Россия) — черкасский живописец. Заслуженный художник Украины (2007).

Окончил Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства в 1956 году. Педагоги по специальности – И. Бокшай, Р. Сельский. Член НСХУ с 1967 года.

Работает в области монументальной и станковой живописи. Основные произведения: роспись во Львовском государственном университете им. И.Франко (1967), «Хлеб» (1974), «Баллада о солдате» (1974), «Братья Савченко» (1974), «Май. Девчата Гуляйполя» (1985).



Родился Михаил Емельянович АНДРИЙЧУК (21 ноября 1927, с. Нехворощ Житомирской обл.) — хмельницкий живописец и график. Заслуженный художник Украины (1987).

В 1951-1956 годах учился в Одесском художественном училище. В 1962 году окончил Киевский государственный художественный институт, отделение графики. С 1962 года живет и работает в Хмельницком. Член НСХУ с 1964. С 2002 – доцент Хмельницкого национального университета. Автор серий графических работ «Доярки» (1962), «Труженники Подолья» (1970), «Мои земляки» (1976), «Сельские торжества» (1979), «108 человеческих недостатков» (1997), «По прочтению Псалмов Давыдовых». Создал монументально-декоративное панно и портреты писателей и педагогов в интерьерах Хмельницкой областной библиотеки для юношества (1970—1980). Состоялось около 20 персональных выставок художника в разных городах Украины. Своими работами Андрийчук разработал и утвердил современный украинский стиль цветной графики.

«Ой я тебе люблю…», за мотивами пісні. Змішана техніка. 1997


Родился Сергей Георгиевич ЯКУТОВИЧ (21 ноября 1952, Киев) — украинский художник, график, книжный иллюстратор. Народный художник Украины (2008), лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко (2004), член-корреспондент Академии искусств Украины (2004).

Родился в семье выдающегося украинского графика Георгия Якутовича. С 1963 года учился в Республиканской средней художественной школе им. Т.Г. Шевченко, с 1970 – в Московском полиграфическом институте, в 1973-1974 – в Киевском государственном художественном институте (графический факультет). С 1973 года постоянно участвовал в художественных выставках. В 1977-1981 – аспирант творческих мастерских Академии искусств СССР в Киеве. Член Союза художников с 1978 г. Заслуженный художник Украины с 1987 года. В 1990 награжден Большой золотой медалью Академии искусств СССР, а в 2003 – Золотой медалью Национальной академии искусств Украины.

Еще в студенческие годы Сергей Якутович проявил склонность к созданию эпических циклов иллюстраций к известным произведениям мировой и отечественной литературы. Имеет глубоко индивидуальный почерк, досконально владеет разными техническими средствами графического искусства, в частности – офорта. Проиллюстрировал около 160 изданий. Работал также над телевизионными и художественными фильмами («Молитва о гетмане Мазепе», «Тарас Бульба» и др.).