21 октября -Музей українського живопису

21 октября

Родился ДОМЕНИКИНО (21 октября 1581, Болонья — 15 апреля 1641, Неаполь) — итальянский художник болонской школы, наставник Пуссена и Лоррена, предшественник классицизма.

Его настоящее имя – Доменико Цампьери. Сын башмачника. Учился у Дениса Калверта, работал у братьев Карраччи, в 1601 году перебрался в Рим. Расписывал палаццо Фарнезе, писал фрески в церкви Сант-Онофрио, в церкви Святого Григория Великого и других римских церквях, а также на вилле Альдобрандини во Фраскати. С 1630 года расписывал сокровищницу в Соборе св. Януария (цикл «Жизнь Святого Януария» и др.).

До середины XIX века Доменикино рассматривался как один из величайших художников в европейской истории, подлинный наследник Рафаэля. О лёгкости его кисти слагали стихи, монархи ссорились из-за его картин. Однако, когда критики признали болонцев сухими эклектиками, популярность Доменикино пошла на убыль. К концу XIX века его имя уже было вычеркнуто из «святцев» величайших художников. Единственная в XX веке выставка его произведений состоялась в 1996 году в палаццо Венеция. Но и в наше время Доменикино еще вызывает восторженные слова очень разнородных представителей исторической критики, которых привлекает искренность его творчества.

«Адам и Ева» «Видение святого Иеронима», Национальная галерея, Лондон


Родился Эжен Жюль Жозеф ЛАРМАНС (21 октября 1864, Моланбек-Сен-Жан, Брюссель — 22 февраля 1940, там же) — бельгийский живописец и график.

Учился в Академии Художеств в Брюсселе у известного педагога Ж.Порталса в 1887-1889 годах. Был одним из основателей объединений «Ради искусства» и «Современное искусство». Писал главным образом сцены из жизни сельской и городской бедноты, пейзажи брюссельских предместий, где фабрики напоминают тюрьмы, а дома — лачуги. Люди на многих полотнах художника выглядят бездомными странниками на враждебной им земле. Выразительность силуэтов в картинах Ларманса восходит к традициям П. Брейгеля. Также его творчество близко символизму и модерну, с характерной архаизацией приемов, упрощением и уплощением форм. Трагизм, характерный для произведений Ларманса, возможно, связан с его драматической судьбой: художник в детстве потерял слух и речь и жил под угрозой потери зрения.

Произведения: «Вечер стачки» (1894 год), «Дорога» (1898 год), «Смерть» (1904 год), «Отдых на холме» (1923 год) – в Музее современного искусства, Брюссель; «Эмигранты» (триптих, 1896 год), «Слепой» (1898 год), «Гроза» (1899 год) – в Королевском музее изящных искусств, Антверпен; иллюстрации к «Цветам зла» Ш.Бодлера (1889 год), офорты.

«Вдоль городской стены»


Родился Михаил Васильевич КУПРИЯНОВ ( 21 октября 1903, Тетюши, Татарстан — 11 ноября 1991, Москва) — живописец, график и карикатурист, участник творческого коллектива Кукрыниксы. Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1973). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975).

В 1919 году участвовал в выставке самодеятельных художников. Получил первую премию за акварельный пейзаж. В 1920-1921 годах учился в ташкентских Центральных художественных учебных мастерских, а в 1921-1929 годы — в Москве, на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). 1925-1991 годы — творческая деятельность в составе коллектива «Кукрыниксы», отмеченная всеми возможными наградами за политические карикатуры, плакаты, иллюстрации к книгам и живописные произведения.

Как живописец Куприянов сформировался во время общения с выдающимися русскими художниками М. В. Нестеровым и Н. П. Крымовым. Михаил Васильевич индивидуально работал, в основном, в жанре пейзажа, на пленэре. Одним из его любимых мест для творчества стал украинский Геническ, побережье Азовского моря. Немало работ Куприянов создал во время зарубежных творческих поездок – в Рим, Париж, Венецию…

«Бердянск», 1966


Родился Леонид Павлович ГРИГОРАШНКО (21 октября 1924, станица Бирзула (ныне г.Подольск Одесской обл.) — 13 января 1995, Кишинёв) — молдавский график и живописец, народный художник Молдавской ССР (1963).

Григорашенко учился в студии живописи и рисунка под руководством А. Фойницкого в Тирасполе (1932—37), в Кишинёвском художественном училище у А. Байяра. Являлся членом Союза художников с 1945 года. Участник выставок с 1947 года. Председатель СХ МССР (1951—58, 1961—65). Работал в жанре исторической картины, станковой и книжной графики. Продолжатель традиций реалистического искусства. Член-корреспондент Академии художеств СССР с 1958 года. Лауреат Государственной премии МССР (1967); Почётный гражданин Кишинёва (1984). Григорашенко работал и в области книжной иллюстрации.

Автопортрет


Родился Григорий Давидович БРУСКИН (21 октября 1945, Москва) — также известен как Гриша Бру́скин; российский и американский художник. Является одним из самых известных и успешных современных художников российского происхождения.

С 1963 по 1968 год учился на художественном отделении в Московском текстильном институте. В 1969 году вступил в Союз художников СССР. Но персональные выставки художника постоянно запрещались и его работы не были известны широкой публике. С середины 1970 - х Брускин работает параллельно над двумя темами: мифом об иудаизме и коммунистическим мифом. Мировую известность Брускину принесло участие в знаменитом московском аукционе «Сотби» в 1988, на котором его работа «Фундаментальный лексикон» была продана за рекордно высокую цену в 930 тысяч долларов. В 1999 году по приглашению немецкого правительства в качестве представителя России создал монументальный триптих «Жизнь превыше всего» для реконструированного Рейхстага в Берлине. Живёт и работает в Нью-Йорке и в Москве. Работы Григория Брускина находятся в ведущих музеях России и мира.

«Памятники», 1983


21 жовтня 1959 року в Нью-Йорку відкрився Музей Соломона Гуггенгайма — художній музей у США, одне з провідних зібрань сучасного мистецтва у світі.

Історія музею починається з заснування 1937 року Фонду Гуггенгайма. Засновник музею — меценат Соломон Гуггенгайм. У червні 1943 фонд замовив будівництво нового музейного будинку у знаменитого архітектора Френка Ллойда Райта. Вибір місця будівництва музею Гуггенхайма припав на ділянку, що прилягає до величезного зеленого масиву Центрального парку між 88-й 89-ою вулицями на П'ятій авеню. Проектуючи будівлю, архітектор відступив від існуючих моделей і запропонував глядачам піднятися на ліфті на верхній поверх і внутрішньою безперервною спіраллю спускатися вниз, оглядаючи на шляху експозицію, як на самому пандусі, так і в прилеглих до нього залах. Ця будівля вважається одним з найяскравіших зразків архітектури XX століття. Будівництво музею було завершено 1959 року, вже після смерті Соломона Гуггенгайма та Френка Райта.

В даний час музей Гуггенхейма відвідує приблизно три мільйони глядачів в рік. Музей має або будує філіали в Венеції, Лас-Вегасі, Більбао, Абу-Дабі, Гвадалахарі (Мексика) та проектує в інших містах світу.

Будинок Музею Соломона Гуггенгайма в Нью-Йорку Із зібрання музею: Анрі Руссо, «Футболісти»