21 августа -Музей українського живопису

21 августа

Родился Жан-Батист ГРЁЗ (21 августа 1725, Турню, Бургундия — 4 марта 1805, Париж) — знаменитый французский живописец-жанрист. Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века.

Начал учиться живописи во второй половине 1740-х в Лионе под руководством Шарля Грандона, продолжил — в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию».

Став в 1769 году академиком, Грёз задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении в Париж выставил картину «Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Возвратившись к бытовому жанру, Грёз вскоре завоевал большую популярность. Он пишет многочисленные картины, посвященные семейному быту, которые сейчас воспринимаются как слишком сентиментальные и даже слащавые. Созданные Грёзом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. В отличие от своих современников добивался в портретах большого сходства и выразительности чувств. Знамениты его чрезвычайно грациозные «женские головки».

В конце жизни Грёз жил в казенной квартире в Лувре и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид. В 1868 году на родине Грёза в Турню ему воздвигнут памятник.

«Автопортрет» «Избалованное дитя», 1760-е.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Родился Рик УОТЕРС (21 августа 1882, Мехелен — 11 июля 1916, Амстердам) — бельгийский художник и скульптор.

Уотерс начал свое художественное образование в 12 лет в мастерской отца, где обрабатывал дерево и выполнял скульптуры для мебели. В 1897 году Рик поступает в Академию живописи, где учился до 1901 года. В 1900 году он параллельно поступает в Королевскую Академию изящных искусств Брюсселя на курс «скульптура».

В возрасте 22 лет Рик встретил Нели – женщину своей мечты, она стала его музой, которую художник не прекращал никогда рисовать. В 1905 году Уотерс получил вторую премию за скульптуру «Мечтательность». Он возобновляет занятия в Академии, чтобы принять участие в конкурсе на Римскую премию. Но у Нели обнаруживают туберкулез, и семья переезжает на Босфор, где художник продолжает активно работать. Он экспериментирует со светом и цветом, используя для эскизов дорогие ткани. Уже к 1908 году популярность художника возросла, он приглашается выставляться в некоторых салонах.

В 1911 году меняется техника живописи Уотерса, он разводит краски в скипидаре и рисует на абсорбирующих тканях. В 1912 году художник заключает контракт с галеристом Жоржем Жиру. Рик поправил свое финансовое положение, продав только в 1912 году около шестидесяти картин на ткани. В 1914 году галерея Жиру провела персональную выставку Уотерса. Но в 1914 году началась первая Мировая война, художник по мобилизации едет на фронт, 19 октября он попадает в плен. Последние месяцы жизни Уотерса сопряжены с неимоверными страданиями, в июле 1916 года он умирает от рака горла.

«Автопортрет с сигарой», 1913 «Полдень в Амстердаме»


Родился Богумил КУБИШТА (21 августа 1884, Влчковице — 27 ноября 1918, Прага) — чешский художник.

Учился в школе прикладного искусства (1903—1905) в Праге. В 1906—1907 годах изучает живопись во Флоренции, затем возвращается в Прагу. В Праге впервые участвует в художественной выставке и вступает в группу художников «Восемь» («Osma»). После поездки в Париж в 1910 году художник участвует в подготовке выставки «независимых» в Праге.

В 1911 году Б.Кубишту в Праге посещают члены художественной группы Мост Эрнст Людвиг Кирхнер и Отто Мюллер. В августе того же года Б.Кубишта присоединяется к членам этой группы и в 1912 году принимает участие в выставках Зондербунда в Кёльне и Берлинской сецессион в Берлине. В годы Первой мировой войны художник был призван в австро-венгерскую армию. Умер от испанки.

«Автопортрет»,1908 «Воскрешение Лазаря»


Родился Александр Николаевич САМОХВАЛОВ (21августа 1894, Бежецк, Тверская губерния — 20 августа 1971, Ленинград) — крупнейший советский художник, живописец, график, прикладник, монументалист.

Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918). Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923). Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин.

Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги. Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.

«Ткацкий цех», 1929. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Советская физкультура» (панно). 1937


Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Кондукторша», 1928; «Девушка с ядром», 1933, знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933—1934) — образы, полные мажорного пафоса и почти «мифологического» обаяния: это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника.

«Девушка в футболке», 1932.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Родился Кристиан ШАД (21 августа 1894, Мисбах — 25 февраля 1982, Штутгарт) — немецкий художник, график, фотограф, представитель новой вещности.

Сын известного адвоката и внучатый племянник немецкого художника Карла Фора, Шад учился живописи и графике в художественной академии в Мюнхене. В 1915 году, чтобы избежать мобилизации на фронт в Первую мировую войну, переехал в Цюрих. Принял участие в движении дада, сблизился с Хансом Арпом, Тцара и др., стал одним из организаторов художественно-политического клуба, галереи, театра Кабаре Вольтер.

В 1918 году первым из современных ему художников применил технику фотограмм, которую вслед за ним стали использовать Ман Рэй, Мохой-Надь и др. В 1920—1925 годах работал в Риме и Неаполе, затем переехал в Вену. Сблизился со школой «новой вещественности». В 1927 году вернулся в Берлин. В отличие от других представителей «новой вещественности» (Отто Дикс, Жорж Грос, Макс Бекман), не подвергся преследованиям со стороны нацистов.

«Мужчина и женщина»


21 августа 1911 года картина Леонардо да Винчи «Джоконда» («Мона Лиза») была похищена работником Лувра, итальянским зеркальным мастером Винченцо Перуджей.

Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. По подозрению в этой краже был арестован поэт Гийом Аполлинер. Также под подозрением находился Пабло Пикассо.

Картину нашли спустя два года в Италии: похититель отозвался на объявление в газете и предложил продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Цель этого похищения до сих пор неясна. По одной из версий, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её, забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Вор получил небольшой тюремный срок. А «Мона Лиза» стала самой знаменитой картиной в мире.

Реконструкция кражи


Полное название картины Леонардо да Винчи: «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). Считается, полотно является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.

Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела. Возвращенная «Джоконда» в галерее Уффици


Родился Леонид Ильич ЧИЧКАН (21 августа 1911, Краснодар – 13 декабря 1977, Киев) — украинский живописец. Заслуженный деятель искусств УССР (1969).

В 1933 – 1941 годах учился в Харьковском художественном институте у С. Прохорова, в 1945 окончил Киевский художественный институт (мастерская А. Шовкуненко). С 1952 – преподаватель, а с 1971 – профессор КХИ.

Мастер натюрморта, пейзажной и портретной живописи, жанровых картин, преимущественно из жизни гуцулов. Известные произведения художника: «Мы отомстим» (1945), «Синие дали» (1953), «Украинские сувениры» (1957), «Олекса Довбуш» (1959-60), «Весна» (1968), «Праздник. 1939 год» (1970), «К партизанам» (1975), «Вечер в Карпатах» (1976). Отец украинского художника-нонконформиста Аркадия Чичкана, дед художника Ильи Чичкана. Входит в неофициальный список 100 лучших художников Украины.

«На полонине», 1968


Народився Борис Іванович ПЛАКСІЙ (21 серпня 1937, м.Сміла Черкаської області —19 грудня 2012, Київ) — український живописець, монументаліст, скульптор, ілюстратор, графік. Лауреат Національної премії України ім. Т.Г. Шевченка (2007). Заслужений художник України.

Навчався у Дніпропетровському художньому технікумі. Закінчив Київський художній інститут. У другій половині 1960-х був одним з найпопулярніших і найперспективніших молодих художників-монументалістів. Про нього писали газети і журнали, через його роботи сперечалися. Борис готувався до вступу в Союз художників.

Але художник підписав один із колективних листів протесту проти ресталінізації в Україні. Пізніше, Борису, як і іншим, пропонували відмовитися від свого «автографа». Через деякий час йому довелося платити за свою непоступливість: перестали виставляти його картини, звільнили з роботи в Київському монументально-декоративному комбінаті Худфонду СРСР. У 1970 році був знищений розпис Б.Плаксія у київському кафе „Хрещатий Яр”. Він розміщувався вздовж сходів, зображував київські вулиці, якими проходили його персонажі – опальні на той час Василь Симоненко, Іван Дзюба, Іван Драч та інші. Твір збили зі стін, а ім'я художника на довгі роки зникло з офіційного мистецького життя. Почалися роки поневірянь.

Плаксій — неперевершений портретист, написав серію портретів творців незалежної України, за яку в 2007 році отримав звання лауреата Шевченківської премії. Загалом створив більше тисячі робіт — різних жанрів і в різному матеріалі. До Спілки художників так і не вступив…

«Оплакування Христа», 1992


21 серпня 2004 за «вагомий внесок у розвиток національної освіти і науки, загальнодержавну і міжнародну діяльність» Львівській академії мистецтв було надано Указом Президента України статус національного вищого навчального закладу.

Львівська національна академія мистецтв (ЛНАМ) — єдиний в Україні державний вищий навчальний заклад IV рівня акредитації, який готує фахівців з образотворчого, декоративно-прикладного, монументального та сакрального мистецтва, дизайну, реставрації, мистецтвознавства, культурології, менеджменту соціокультурної діяльності.

Свою історію ЛНАМ ведëт від Художньо-промислової школи (1876), Вільної академії мистецтв (1905), Художньої школи А.Новаковський (1923) та ін. Офіційно відкрита у вересні 1946 як Львівський державний інститут прикладного і декоративного мистецтва, у 1994 інститут реорганізований у Львівську академію мистецтв.