21 мая -Музей українського живопису

21 мая

Родился Альбрехт ДЮРЕР (21 мая 1471, Нюрнберг – 6 апреля 1528, там же) – немецкий живописец, график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса, основоположник немецкого Возрождения.

Родился в семье венгерского ювелира. Учился живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. В 1492–1494 годах совершенствовался в технике ксилографии и гравюры на меде в Базеле, крупнейшем центре европейского книгопечатания. В дальнейшем Дюрер поднял ксилографию (гравюру на дереве) до уровня настоящего искусства (например, знаменитая серия гравюр «Апокалипсис», 1496– 1498).

Гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса: смерть, голод, мор и война», 1498

Вернувшись в Нюрнберг, художник женился и открыл собственную мастерскую. Заказчиков хватало, многие местные аристократы и богатые купцы хотели иметь свой портрет работы Дюрера. Но ветер странствий еще не раз увлекал его, то в Италию, где Дюрер долго жил и работал, то в Нидерланды. Известный в Европе как великолепный гравер, лишь после второго посещения Италии Альбрехт получил признание как живописец. Художник выполняет многофигурные алтарные композиции, доказывая свое право находиться в первом ряду европейских живописцев. Его полотна отличает ясность образов, упорядоченность композиционных построений, правильная передача пропорций человеческого тела.

«Христос, как Человек Печали (Се человек)». Около 1490-1493. Кунстхалле. Карлсруе. Германия.

В серии поздних портретов Дюрер великолепно показал людей эпохи Ренессанса, полных внутренней энергии и целеустремленности. Одним из первых среди североевропейских художников Дюрер сделал автопортрет полноправным живописным жанром.

Слово «первый» часто употребляют рядом с фамилией Дюрер: первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Дюрер – великий рисовальщик. Сохранилось около тысячи его рисунков: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Графическое наследие Дюрера по объему и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Многие его рисунки представляют законченные произведения и послужили основой для гравюр.

Многосторонность Дюрера проявилась и в создании им теоретических работ для художников – «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528), и для архитекторов-фортификаторов – «Руководство к укреплению городов, замков и теснин» (1527). Кроме того, он оставил после себя несколько работ по математике, а также звездные и географические карты…

«Автопортрет», 1500.
Старая Пинакотека, Мюнхен
«Христос среди книжников», 1506


Родился Анри Жюльен Феликс РУССО, по прозвищу «Таможенник» (21 мая 1844, Лаваль, Франция — 2 сентября 1910, Париж) — французский живописец-самоучка, один из самых известных представителей примитивизма в живописи.

Родился в семье рабочего-жестянщика. После службы в армии устроился на французскую таможню. Живописью стал заниматься с 1880 года уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования. В 1886 году Руссо впервые показывает свои работы широкой публике, участвуя в «Выставке независимых». Его картины высоко оценили уже при жизни – за колористическое богатство работ и оригинальные сюжеты. Руссо часто рисовал экзотические джунгли, которых он никогда в жизни не видел, виды Парижа и его пригородов, жанровые сценки, портреты и автопортреты.

«Спящая цыганка», 1897. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Работы Анри Руссо отличаются «детской» условностью изображаемого и в то же время буквальностью в деталях, плоскостностью чётких форм, интенсивным цветом. Многие аспекты жизни Руссо остаются загадочными: художник обладал немалым воображением и часто сочинял легенды, окутывавшие его личность тайной. Его искусство также очень сложно и может быть истолковано по-разному. Художник умер от гангрены в парижской больнице после того, как поранил себе ногу.

Творчество Руссо стало импульсом к признанию художественной ценности примитивизма (так называемого наивного искусства) и использованию его выразительных средств новейшими течениями в искусстве 20 века.

«Автопортрет», 1890 «Сновидение», 1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства


Родился Гуннар БЕРГ (21 мая 1863, Свольвер, Норвегия – 23 декабря 1893, Берлин) – норвежский живописец, представитель Дюссельдорфской художественной школы.

Дома в Норвегии талантливый мальчик брал частные уроки рисования и живописи у художника Йоханнессена. В 20 лет Гуннар поступил в Дюссельдорфскую академию художеств в Германии, где жил до своей безвременной смерти от пневмонии.

Берг почти ежегодно посещал родные Лофонтенские острова, писал портреты земляков, суровую и прекрасную северную природу, море и горы, изображал тяжелый труд рыбаков, улицы родного города. Одной из самых известных работ художника является его последняя картина «Битва в Троллфьорде», запечатлевшая морскую баталию между владельцами крупных паровых рыболовецких судов и рыбаками фьорда за контроль над местом вылова рыбы (сейчас в галерее Гуннара Берга в г. Свольвере).

Картины Гуннара Берга представлены в Национальном музее в Осло и в Бергене, Музее искусств и Национальном музее в Стокгольме.

«Битва в Троллфьорде»


Народився Єпіфаній (Никифор) ДРОВНЯК (21 травня 1895, Криниця, Австро-Угорщина —10 жовтня 1968, Фолюш, Польща) — український художник-примітивіст з м. Криниця, що на Лемківщині (Польща). Мав принаймні 17 імен, під якими фігурував у мистецтвознавчих книжках цілого світу. Наприклад: «Никифор з Криниці», «Никифор Криницький», «Ян Криницький», «Матейко з Криниці», «Мастер з Криниці», «Лемко Никифор».

Як художника Никифора (українець-лемко Н. Дровняк) світ відкрив 1932 року, коли в Парижі в галереї Леона Марселя експонувалася його виставка з 200 малюнків. Цей захід організував Львівський народний музей імені Т. Шевченка. Митець-самоук був визнаний одним з найцікавіших з-поміж майже сорока своїх колег. Польський художник Єжи Вольф опублікував нарис "Маляр наївного реалізму у Польщі" ("Аркада", 1938), і від того часу кілька десятків років Никифор був у центрі уваги і митців, і глядачів, яких захоплювала його самобутня творчість. Потім були виставки у Польщі. Але справжню славу митцю принесло експонування його робіт у Парижі 1959 року. Відтоді творчість Никифора набула світової популярності. За право вважати його "своїм" досі сперечаються офіційні особи кількох держав.

Пам'ятник Єпіфану Дровняку (Никифору) у Криниці, Польща

Пам'ятник Єпіфану Дровняку у Львові, Україна

У своїх творчих пошуках Никифор керувався християнською філософією. Біблійна тема – одна з провідних у його малярстві (зокрема, серія "Молитовник"). Багатою є його спадщина й світської теми: Никифор розгорнув перед глядачами сотні картин, які розповідають про життя українських лемків та їхньої батьківщини – Лемківщини.

«На кухні»


Родился Роман Юлианович СЕЛЬСКИЙ(21 мая 1903, г. Сокаль, Львовская обл. – 3 февраля 1990, Львов) – украинский живописец, график, керамист. Педагог. Народный художник Украины (1989).

В 1921–1922 учился во Львовской художественно-промышленной школе, был учеником Олексы Новаковского. Продолжил образование в Краковской Академии художеств у художника-импрессиониста Ю. Панькевича, а с 1925 – в Париже, где Сельский посещал академию Фернана Леже, подружился с Николаем Глущенко, встречался с Коро, Тулуз-Лотреком, Озанфаном, Пикассо… В Париже Роман женился на львовской художнице Маргит Райх (1903–1980). В дальнейшем Роман Сельский вместе с женой жил и работал во Львове. В 1929 году вместе с другими молодыми художниками и архитекторами, поклонниками авангардного искусства, он создал объединение «Артес». За три года ими было проведено 12 выставок современного искусства в Галичине и Польше. Также художник был членом АНУМ (Ассоциация независимых украинских художников) и участвовал в ее выставках…

«Слушают радио», 1939

В советское время художника причисляли к формалистам. До 1973 года Роман Сельский почти не выставлялся. Роман Юлианович большую часть своей жизни занимался преподаванием, сначала в Львовском училище прикладного искусства, а с 1947 по 1974 возглавлял кафедру живописи Львовского института прикладного и декоративного искусства. Художник пользовался огромной популярностью у своих студентов, его дом всегда был открыт для учеников. Основы композиции он объяснял на примере картин Сезанна и Пикассо, висевших у него дома. Роман Сельский продолжил и развил живописные традиции Ивана Труша и Олексы Новаковского и стал одним из основателей львовской художественной школы. Он автор множества морских и горных пейзажей, натюрмортов, жанровых работ, интерьеров и портретов.

«Подсолнечник за хатой», 1980-е


21 мая 1988 года Национальная галерея Канады начала работу в новых помещениях (ранее -Канадского музея современной фотографии). Запоминающееся здание из стекла и гранита построено по проекту израильского архитектора Моше Сафди.

Национальная галерея Канады в Оттаве — ведущий художественный музей Канады. Музей основан в 1880 году и располагает обширной коллекцией живописи, графики, скульптуры и фотографии. Основу коллекции составляют произведения канадского искусства — Тома Томсона, Эмили Карр, Алекса Колвилла и участников «Группы семи». В экспозиции представлены также произведения многих известных европейских художников. Заслуживает внимания собрание современных произведений искусства, среди которых выделяются знаменитые работы Энди Уорхола.

Здание галереи. Скульптура «Мамаша»
Луизы Буржуа у центрального входа.
Высота 9 м
Из собрания музея: Ганс Мемлинг. Мадонна со св. Антонием и донатором. 1472


21 мая 1988 года грабители разбили окно первого этажа Музея Стеделек в Амстердаме, Голландия, и украли 3 картины общей стоимостью 52 миллиона долларов (на то время). Одной из украденных работ была одна из самых знаменитых и узнаваемых картин Ван Гога серии "Подсолнухи" (второй вариант 1889 года).

Это ограбление было крупнейшим в голландской истории, но к счастью, картины смогли обнаружить через 2 недели, когда преступники предприняли попытку продать добычу.

Городской музей Амстердама, Музей Стеделек, Стеделек-музей — художественный музей в Амстердаме. Был основан в Амстердаме в 1895 году в качестве музея истории города. В здании, построенном в стиле неоренессанса, первоначально демонстрировалась мебель, монеты, изделия из серебра, украшения и жилая обстановка из старых амстердамских домов, помимо этого посетители могли ознакомиться с коллекцией оружия и экспозицией старинной аптеки. В 1920—1940 годах часть фондов музея была передана в другие музейные учреждения. В это же время была создана коллекция современного нидерландского и французского искусства. С 1930 года музей хранил обширную коллекцию произведений ван Гога, которая в 1972 году переехала в собственное здание. Лишь к началу 1970-х годов экспозицию музея покинули последние предметы исторической жилой обстановки, и музей стал выступать в новом качестве — первого в Амстердаме музея современного искусства.

Здание музея Стеделек Ван Гог. «Подсолнухи», 1889. Второй вариант, 95 × 73 см, Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды