21 февраля -Музей українського живопису

21 февраля

Дирк (Теодор) ван БАБЮРЕН (ок. 1595 года, Вейк-бей-Дюрстеде — 21 февраля 1624 года, Утрехт) — голландский живописец эпохи барокко. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма.

Дирк (Теодор) ван Бабю́рен учился живописи в мастерской известного голландского художника-портретиста и председателя гильдии святого Луки Паулюса Янсона Морельсе. В 1611 году ван Бабюрен вступил в гильдию художников Утрехта, что дало ему право на профессиональную деятельность. Для завершения обучения вместе с Давидом де Хаеном он в 1612 году уехал в Италию.

В Италии ван Бабюрена привлекло новаторское искусство Караваджо, под влиянием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. У Караваджо он заимствовал композиционную выразительность, контрастное освещение и стремление к реалистическому изображению натуры — черты, ставшие характерными для караваджизма. За время работы в Италии Дирк ван Бабюрен пишет ряд картин на библейские темы, участвует в росписи капеллы церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Его композицию «Положение во гроб», во многом основанную на одноименной картине Караваджо, будут впоследствии часто копировать; она останется одной из самых знаменитых картин XVII века на религиозную тематику.

«Положение во гроб», 1617

В 1620 году художник возвращается в Нидерланды и открывает свою мастерскую в Утрехте. В этот период в его творчестве преобладали жанровые сюжеты, для которых были характерны выдвинутые на передний план крупные полуфигуры с контрастной светотенью, отличающиеся яркостью цвета и темпераментной манерой исполнения. Многим картинам присущ оттенок грубоватого натурализма, что в определенной мере было вызовом протестантской морали. Дирк ван Бабюрен ушёл из жизни в расцвете лет и своего таланта 21 февраля 1624 года.

«Концерт», 1623. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Родился Теофиль КВЯТКОВСКИЙ (21 февраля 1809, Пултуск — 14 августа 1891, Аваллон, Франция) — польский художник, представитель романтизма, участник ноябрьского восстания 1830—1831 годов.

Учился в Варшаве в 1825-1830 годах у А. Бродовского и А. Я. Бланка. После поражения восстания 1830—1831 годов эмигрировал во Францию. Жил и работал сначала в Авиньоне, затем в Париже. Дружил с Адамом Мицкевичем и Фредериком Шопеном. Писал в основном пейзажи (во время своих путешествий по Франции), портреты, а также картины на аллегорические и бытовые сюжеты.

«Полонез Шопена — Бал в отеле Ламбер»


Родился Жан-Луи-Эрнест МЕСОНЬЕ (21 февраля 1815, Лион – 21 января 1891, Париж) – французский художник-баталист.

Родившись в бедной семье, он стал самым дорогим живописцем своего времени. Месонье очень рано проявил талант к рисованию, в 19 лет перебрался в Париж, где копировал картины старых голландцев, подрабатывал иллюстрациями к книгам. Будучи самоучкой, обладал прекрасной техникой, мастерским рисунком и сочной кистью.

Первоначально изображал небольшие по размеру домашние сцены с фигурами в костюмах прошедшего столетия, неоднократно выставлял в парижских салонах портреты. Наиболее известны большие батальные полотна Месонье, за которые ему платили сотни тысяч франков. Пользовался всеобщим почетом, был осыпан знаками отличия. С 1861 г. состоял членом Французского института, в 1890 был избран президентом Национального общества изящных искусств.

«1807. Фридланд»


Родился Михаил Осипович МИКЕШИН (21 февраля 1835, Смоленская губ. – 31 января 1896, Санкт-Петербург) – русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников.

Обучался в Смоленске у местного иконописца, в 17 лет поступил в Академию художеств, где занимался по классу батальной живописи под руководством Б. П. Виллевальде. Окончил Академию с большой золотой медалью за картину «Въезд Тилли в Магдебург», был приглашен в императорскую семью преподавать рисование Великим княжнам.

В 1859 году победил на конкурсе проектов памятника, посвященного Тысячелетию России. В дальнейшем создал большое количество патриотических произведений, среди них памятник Богдану Хмельницкому в Киеве, адмиралу Грейгу в Николаеве, Екатерине II в Санкт-Петербурге, Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, Ермаку в Новочеркасске…

В 1876–1878 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры и публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко.

Портрет М. Микешина работы Ильи Репина, 1888 «Лейб-гусары у водопоя». 1853


Родился Мауриций ГОТТЛИБ (21 или 28 февраля 1856, Дрогобыч, Австрия — 17 июля 1879, Краков) — польский художник, галицийский еврей. Прожил всего 23 года, но успел написать около трех сотен картин. Его называли "еврейским Рембрандтом".

Закончил гимназию во Львове, учился в Венской художественной академии, затем в краковской Школе изящных искусств (1875). Познакомился с Яном Матейко, был глубоко впечатлен его творчеством. Не вынеся антисемитской атмосферы в студенческой среде, вернулся в Вену (1876), затем переехал в Мюнхен, где получил золотую медаль за картину «Шейлок и Джессика» (на сюжет шекспировского «Венецианского купца»).

«Шейлок и Джессика», 1876

Снова вернулся в Вену. При поддержке венского раввина получил стипендию для учёбы в Италии. В Риме поддерживал отношения с Матейко, познакомился с Генрихом Семирадским. Снова вернувшись в Краков, скоропостижно умер (по предположениям, покончил с собой). Младший брат — художник Леопольд Готтлиб.

Писал картины на исторические сюжеты, разрабатывал еврейские темы, в том числе — библейские сюжеты.

«Автопортрет», 1876 «Праздник Йом-Киппур в синагоге», 1878


Родился Петр Петрович КОНЧАЛОВСКИЙ (21 февраля 1876, Славянск, ныне Донецкой обл. – 2 февраля 1956, Москва) – живописец и график, народный художник РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Действительный член АХ СССР (1947).

Учился в харьковской рисовальной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Р. Жюльена в Париже (1897–1898) и в Петербургской Академии художеств (1898–1907).

Один из основателей объединения «Бубновый валет» и его председатель (1911). Был членом художественных объединений «Союз молодёжи» (1911), «Мир искусства» (1911–1922), «Бытие» (1926–1927), «АХРР» (1928).

Жил в Москве. Мастерская художника располагалась в доме на Садовом кольце, в том самом подъезде, где жил М. Булгаков. Преподавал в московских «Свободных художественных мастерских» (1918–1921) и ВХУТЕИНе (1926–1929). За свою жизнь создал около двух тысяч полотен.

«Хлебы на зелёном», 1913

В творчестве испытывал сильное влияние Сезанна. Также выезжал на этюды в Испанию со своим тестем, знаменитым русским художником Василием Суриковым (Кончаловский был женат на его дочери Ольге). После Октябрьской революции Петр Петрович перешёл к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи.

Приходится дедом известным деятелям кино - Андрею Кончаловскому и Никите Михалкову.

«А.Н. Толстой в гостях у художника»


Народився Георгій Аврамович НЕВЕЧЕРЯ (21 лютого 1905, с. Гупалівці Новомосковського району Дніпропетровської області - 19 листопада 1968) – український художник.

Закінчив Харківський художній інститут у 1955 році. Працював в сфері побутового жанру і пейзажу. Викладав у Дніпропетровському державному художньому училищі. Член Спілки художників з 1946 року.

«Жнива». Дніпропетровський обласний художній музей


Родился Евгений (Герц) Адольфович КИБРИК (21 февраля 1906, Вознесенск Николаевской обл. – 18 июля 1978, Москва) – советский живописец и график, иллюстратор, педагог. Народный художник СССР (1967). Профессор, действительный член АХ СССР (1962). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1948).

Родился в семье крупного хлеботорговца и судовладельца на юге Украины. В 1922 году переехал в Одессу, где поступил в художественный институт. С 1925 года Кибрик жил в Ленинграде, стал учеником П. Н. Филонова. В 1942 году в Самарканде руководил графической мастерской Академии художеств, в следующем году возвратился в Москву. С 1953 года в течение 25 лет был профессором МГАХИ имени В. И. Сурикова, руководил мастерской станковой графики.

Наиболее прославился как иллюстратор книг. Среди его работ – иллюстрации к «Борису Годунову» А. С. Пушкина, «Кола Брюньону» Р. Роллана (1935), «Легенде об Уленшпигеле…» Ш. де Костера, «Тарасу Бульбе» Н. В. Гоголя (1943-1945).

Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Цветная литография.


Народився Ганс ЕРНІ (21 лютого 1909, Люцерн, Швейцарія — 21 березня 2015) — живописець та графік зі Швейцарії. Уславився стінописами та кольоровими літографіями, картонами для гобеленів, керамічними творами.

У 1927–1928 рр. навчався в училищі декоративно-ужиткових мистецтв міста Люцерн. У 1928-29 рр. жив у Парижі. Почав навчатися в академії Жульєна, та покинув її. Париж того часу вважали «столицею мистецтв». Ерні покинув Париж і виїхав до Берліна, де навчався в Державному училищі вільних та ужиткових мистецтв. Але Німеччина стояла на порозі нацизму. Ерні повернувся до Люцерна і часто приїздив до Парижа, де втягнувся у вир мистецького життя.

Великий вплив на майстра з Швейцарії справили творчість Пікассо, Жоржа Брака, витвори абстракціоністів, пізніше сюрреалістів. Мало свої наслідки і те, що Ганс захоплювався технічними кресленнями, машинами та механізмами взагалі. Ерні теж пробував розкладати форми як Пікассо чи включати в свої твори технічні схеми, геометричні фігури тощо.

Ганс Ерні — відомий у світі майстер кольорової літографії. Він створив декілька графічних циклів, об'єднаних темами «людина і творчість», «людина і тварини», «людська любов», «краса жінки», «молодість», «тварини».

Художник позбувся прихильності до лівих ідей після введення радянських військ в Угорщину і придушення там антирадянського повстання 1956 року. Але про симпатію художника до комуністів не забули й існувала політична заборона на популяризацію його творів в західних державах. Вона існувала й у нейтральній Швейцарії майже двадцять років. Твори Ганса Ерні (на відміну від закордонних музейних установ) довго не купували державні музеї на його батьківщині. Лише у вересні 1979 р. музей транспорту в місті Люцерн виділив експозиційні площі, де був створений Музей Ганса Ерні.

Фото - Erling Mandelmann Стінопис біля Палацу Націй (фрагмент), Женева, Швейцарія


Народився Федір Савович ПАНКО (21 лютого 1924, Петриківка, Царичанський район Дніпропетровської обл. — 8 жовтня 2007) — український майстер народного декоративного розпису та народної декоративної графіки, заслужений майстер народної творчості УРСР (1977).

Народився в селянській родині. Навчався в Петриківської школі декоративного малювання, де під керівництвом заслуженого майстра народної творчості УРСР Тетяни Пати вивчив мотиви і композиційні принципи петриківського орнаментики. У 1946–1955 роках працював землевпорядником. Лише з грудня 1955 Федір Савович обійняв посаду художника при Петриківському Будинку культури. В цей період він малював на папері яєчною темперою декоративні панно. Митець не обмежувався традиційними мотивами орнаменту, але і вводив нові мотиви рослин: кульбаби, соняшники, кукурудзу.

1958 заснував і очолив першу і єдину в Україні та світі фабрику петриківського розпису «Дружба». Сприяв відродженню, визнанню та розквіту традиційного народного живопису. Одночасно з 1958 року викладав композицію петриківського орнаменту в петриківській філії Дніпропетровської дитячої художньої школи.

Федір Панко також працював у галузі стінопису, 1962 року він очолював бригаду петриківських майстрів, які розписали інтер'єри Петриківської їдальні, фойє Будинку культури і прохідну на фабриці «Дружба».

З циклу "Легенда про петриківську вишню" (1983)


Народився Ра́фал ОЛБІНЬСЬКИЙ (справжнє ім'я — Ю́зеф Ра́фал Фе́лікс Халу́пка; 21 лютого 1943, Кельце) — польський художник-неосюрреаліст, графік, ілюстратор.

Закінчив Кельцівську вищу школу ім. Стефана Жеромського. Згодом здобував освіту архітектора у Варшавському Політехнічному університеті, який закінчив 1969 року. Після цього працював графіком у журналі «Jazz Forum». 1981 року Рафал переїхав до Парижа, а роком пізніше емігрував до Нью-Йорка. З 1985 року почав викладати у Нью-Йоркській школі візуальних мистецтв.

Мистецтво Рафала пронизане поетичним гумором, засобом якого художник намагається показати нам, що наша уява — чарівний світ. Таким чином Рафал скеровує нас до іншого всесвіту, сюрреального.

Твори Олбіньського отримали всесвітнє визнання і неодноразово здобували нагороди, зокрема Золоту та Срібну медалі Спілки ілюстраторів Нью-Йорку, Міжнародна нагорода Оскар за найпам'ятніший плакат світу (1994).

В оформленні обкладинки книги Ліни Костенко «Записки українського самашедшого» 2011 року використано картину Олбіньського Manon Pelleas et Melisande.