20 октября -Музей українського живопису

20 октября

Хрещений Альберт Якобс КЕЙП (20 жовтня 1620, Дордрехт — 15 листопада 1691, там само) — нідерландський живописець, графік і гравер епохи бароко, насамперед відомий своїми пейзажами.

І дід, і дядько Альберта були художниками, що спеціалізувалися на вітражах, батько — Якоб Геррітсен Кейп — був відомим портретистом. Імовірно, саме у батька Альберт навчався живопису, а на початку 1640-х років батько і син спільно працювали над замовленнями: Якоб писав портрети, а Альберт оздоблював їх пейзажним тлом. Але до того часу Кейп-молодший вже писав і самостійні твори.

Кейп проявив себе в найрізноманітніших жанрах живопису, його пензлеві належать біблійні, міфологічні та історичні полотна, натюрморти, портрети (останні свідчать про незаперечний вплив на нього Рембрандта), але славу йому принесли саме пейзажі. До початку 1640-х років, у період, який увійшов в історію мистецтва як тональний напрямок у нідерландському живописі, художник писав найчастіше картини малого формату, головна тема яких — краєвиди рідної Голландії, з фігурами і тваринами. У колірній гамі переважають охристі й зеленувато-брунатні кольори.

«Гавань Дордрехта»

У середині 1640-х років дедалі виразніше стає вплив Утрехтського майстра Яна Бота. Друга половина 1640-х та 1650-і роки. — це час створення найкращих картин Кейпа. Художник прославився вмінням передавати світло і повітряне середовище туманного ранку, яскравого полудня, золотого вечора. Вчителем Кейпа в таких випадках була сама природа, і в зображенні світла Кейп вважається попередником Вермера. Іноді Кейп писав море, і спокійне, і бурхливе, був одним з найкращих у відображенні місячного освітлення в нічних пейзажах. Його композиції задані, як правило, з низької точки зору, що створює відчуття великого простору.

Кейп творив переважно в Дордрехті. Після смерті батька 1651 або 1652 року Альберт успадкував значні статки й увійшов до числа найшановніших городян, посідав важливі посади. Під кінець життя Кейп створював мало картин.

«Худоба на лузі»


Родился Фриц ТАУЛОВ (20 октября 1847, Христиания (Осло) — 5 ноября 1906, Волендам, Нидерланды) — норвежский художник-пейзажист, один из наиболее значительных представителей норвежской живописи XIX века.

Родился в семье аптекаря. Учился в Академии художеств в Копенгагене у К. Ф. Сёренсена с 1870 по 1872 год, затем в 1873—1875 годах в Карлсруэ у Ханса Гуде. Как и маринист Сёренсен Таулов начинал с морских пейзажей. Затем он переехал в Париж, где испытал значительное влияние французских импрессионистов. Таулов часто бывал в художественной колонии скандинавских художников в датском Скагене. В 1880 году он вернулся в Норвегию, где наряду с Кристианом Крогом и Эриком Вереншёллем был одним из ведущих художников. В Осло Таулов в основном работал над городскими пейзажами, всегда на пленэре. Популярны были и его зимние пейзажи. В 1882 году он стал одним из основателей ежегодной выставки современного искусства в Осло, Høstutstillingen («Осенняя выставка»). В 1892 году Таулов снова переехал во Францию, где со временем окончательно поселился в Париже. Фриц Таулов был одним из немногих норвежских художников, получивших международную известность, при жизни он был достаточно финансово успешен и выставлялся в престижных галереях.

«Мельница», 1885—1890. Музей искусств, Сент-Луис, США


Родился Альфонс АЛЛЕ (20 октября 1854, Онфлёр, департамент Кальвадос — 28 октября 1905, Париж) — французский журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов. Предтеча концептуализма и минимализма в литературе, живописи и даже в музыке.

Более чем за четверть века до знаменитого «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, в 1882—1884 годах Альфонс Алле изобрёл свою «монохромную живопись». Первым в серии художественных открытий Альфонса Алле стало совершенно чёрное и почти квадратное полотно «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1882 год), первоначально выставленное в золочёной раме его временным собутыльником и коллегой, писателем-юмористом, автором водевилей, Полем Бийо. Спустя год (на второй выставке «Отвязанных искусств») Алле выставил девственно белый лист бристольской бумаги под названием «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору» (1883 год). Спустя ещё год, очередная картина Альфонса Алле была воспринята как своего рода «колористический взрыв». Прямоугольный пейзаж «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» представлял собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения (1884 год). Его синий квадрат назывался «Оцепенение молодых солдат, в первый раз видящих лазурь Средиземного моря», жёлтый – «Желтушные азиаты, пьющие анисовый аперитив на пшеничном поле»…

«Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» (1884)


… Врач прописал тяжело больному Альфонсу Алле шесть месяцев не вставать в постели, только тогда выздоровление представлялось возможным. «Забавные люди, эти врачи! Они серьёзно думают, что смерть страшнее, чем шесть месяцев в постели»! Едва только врач скрылся за дверью, Альфонс Алле быстро собрался и провёл вечер в ресторане, а другу, который провожал его обратно до гостиницы, он рассказал свой последний анекдот: «Имейте в виду, завтра я буду уже труп! Вы найдёте, что это остроумно, но я уже не буду смеяться вместе с вами. Теперь вы останетесь смеяться — без меня. Итак, завтра я буду мёртв!» В полном соответствии со своей последней весёлой шуткой, он скончался на следующий день, 28 октября 1905 года.

«Битва негров в пещере глубокой ночью» (1882 год)


Родился Константин Владимирович ФИЛАТОВ (20 октября 1926, Киев — 25 февраля 2006, Одесса) — живописец, заслуженный художник Украины. Лауреат Государственной премии УССР им. Т. Шевченко.

В 1955 году окончил Одесское художественное училище имени М.Б.Грекова, где его преподавателями были: М.Тодоров, Л.Мучник, М.Кордонский, А.Векслер. С 1957 года - участник республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок. Член Союза художников УССР с 1960 года. Работал в области станковой живописи. Автор многочисленных жанровых картин, пейзажей, портретов и натюрмортов. На протяжении многих лет преподавал в студии военных художников им. М.Б.Грекова. С 1970 по 1974 год - преподаватель Одесского художественного училища. В 1972 году стал Лауреатом Государственной премии УССР им. Т. Шевченко за картины «Красная площадь» и «В. И. Ленин».

«Автопортрет» «Сохнет белье», 1970-е