2 ноября -Музей українського живопису

2 ноября

Родился Жан Батист ШАРДЕН (2 ноября 1699, Париж —1779, Париж) — французский живописец, один из лучших колористов в истории живописи. Мастер натюрморта и непритязательных жанровых сцен.

Родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля. Жан Батист приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и лишь с конца 1730-х расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени.

В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. В жанровых сценах Шарден воссоздал спокойный, размеренный уклад повседневной жизни — то в самые заурядные, но лирически возвышенные моменты, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение. Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи.

«Автопортрет», 1771 «Молитва перед обедом», 1744. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Родился Марк Матвеевич (Мо́рдух Ма́тысович) АНТОКОЛЬСКИЙ (2 ноября 1843, Вильна, Российская империя — 9 июля 1902, Франкфурт-на-Майне, Германская империя) — русский скульптор-реалист, академик Петербургской академии наук, профессор скульптуры.

Фамилия происходит от названия пригорода Антоколь (Antakalnis, ныне один из районов Вильнюса). Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог, и когда сын подрос, родители отдали его в обучение резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова — известная покровительница искусств А. А. Назимова. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).

В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году — золотая за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика.

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале. В 1878 году он показал свои новые работы на Всемирной выставке в Париже и получил её высшую награду и французский орден Почётного легиона. Вскоре его избрали почётным членом многих западноевропейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.

Портрет работы Васнецова «Нестор-летописец» (1890, мрамор, Русский музей)


Родился Ёкояма ТАЙКАН (2 ноября 1868, Мито — 26 февраля 1958, Токио) — японский художник. Настоящее имя — Сакаи Хидэмаро.

Учился в токийской Академии изящных искусств в классе Хасимото Гахо. В 1896 году уже сам преподаёт в Академии. Ёкояма Тайкан одним из первых был награждён учреждённым в 1937 году японским орденом Культуры. Был также кавалером ордена Восходящего солнца 1-го класса. Член Императорской академии художеств с 1935 года.

Ёкояма был приверженцем художественного течения нихонга. Совместно с художником Хисидой Сюнсо он пытался модернизировать традиционную японскую живопись. Созданный ими художественный стиль называется моротай и концентрируется не на чёткости линий рисунка, а на работе с красками.

«Заснеженный пик с журавлями»


Народився Антін Іванович МАНАСТИРСЬКИЙ (2 листопада 1878, с. Завалів нині Підгаєцького району Тернопільської області — 15 травня 1969, Львів) — український художник-живописець і графік. Заслужений діяч мистецтв УРСР (1953). Народний художник України (1957). Батько художника Вітольда Манастирського.

Народився в сім'ї поштового урядовця. З дитинства виховувався у атмосфері духовності та любові до рідного краю. Особливе значення для маленького Антіна мала народна пісня, яка запала в серце майбутнього художника. Довгі роки життя пісня супроводжувала і надихала митця творити. Освіту здобував у школі Станислава, Львівській художньо-промисловій школі, а згодом у Краківській академії красних мистецтв.

У 1900-му році «Товариство для розвою руської штуки», членом якого був Антон Манастирський, влаштувало виставку його перших живописів. З того часу в Антіна Івановича розпочалося активне творче життя. Він малює цілу галерею високодуховних творів — пейзажі, тогочасну злободенну дійсність, картини з історії народу, сатиру тощо. Жив і працював у Львові.

«Старий млин»

У своїх полотнах переважно зображував народнопісенну творчість. Сам художник писав: «Все життя я мріяв, щоб думи мої, які я втілював у своїх картинах, були близькі і зрозумілі народові». Пісня та поезія були джерелом натхнення Антіна Манастирського: у творчій спадщині художника є низка картин, назвами яких стали рядки народних пісень («Ой під гаєм, гаєм», «Ой одна, я одна», «Ой там, під горою», «Засвіт встали козаченьки», «Ой ходила дівчина бережком»). Також доробок митця складають численні портрети та пейзажі.

Окремо слід згадати про роботу Антіна Манастирського у сфері книжкової ілюстрації, до якої він мав особливе ставлення. Так, у 1925 році художник ілюстрував «Милу книжечку» Іванни Блажкевич. Роботи художника зберігаються у музеях Львова, Києва, Полтави, Дніпра, Миколаєва, у приватних колекціях.

«Автопортрет», 1919 «Запорожець», 1932


2 ноября 1908 года в Киеве открылась выставка молодых художников-авангандистов «Звено». Организаторами выступили братья Давид и Владимир Бурлюки, Александра Экстер и Аристарх Лентулов. Свои работы также представили Александр Богомазов, Михаил Денисов, Владимир Баранов (Россине), харьковчанин Евгений Агафонов. В разделе прикладного искусства экспонировались вышивки Евгении Прибыльской. Из Москвы прислали работы Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Артур Фонвизин, Вальтер Локкенберг и другие. Выставка проходила в музыкальном магазине Г.Индржищека по адресу: Крещатик,58.

Большинство работ были выполнены летом 1908 года. Лентулов представил свои крымские пейзажи. Экстер показала на выставке ряд пейзажей, натюрмортов и вышивок. В картинах и акварелях просматривалось явное влияние современной французской живописи, прежде всего – неоимпрессионизма и фовизма. Поиски и новые веяния, полностью захватившие Петербург и Москву, добрались и до украинской столицы. Но привыкшая к классике киевская публика назвала авангардные картины идиотскими: «Шарлатаны тоже люди и потому им свойственны ошибки и промахи. "Звено" хватило через край и за это наказано необходимостью самому любоваться своими "исканиями"... Пусть ищет! Быть может, оно что-нибудь и найдет, но обывательских пятаков за вход, очевидно, никогда! "Нема дурных"…».

А.Богомазов. «Мост», 1908 В.Баранов-Россине. «Пейзаж с башней», около 1907


2 ноября 1996 в здании бывшего Гамбургского вокзала в Берлине открылся Музей современности — филиал Новой национальной галереи. В 2007 году музей посетило 250 000 человек, и тем самым Гамбургский вокзал — один из наиболее популярных музеев современного искусства.

Здание в стиле классицизма для головного вокзала Берлинско-Гамбургской железной дороги было построено в 1846—1847 годах по проекту её директора Фридриха Нойхауза и архитектора Фердинанда Вильгельма Хольца. Это единственный сохранившийся в Берлине тупиковый вокзал своего времени и одно из старейших вокзальных зданий Германии, но как вокзал он больше не используется.

В середине 1980-х годов берлинский строительный магнат Эрих Маркс предложил городу свою частную художественную коллекцию. В 1987 году сенат Западного Берлина принял решение о создании в здании бывшего вокзала музея современного искусства. В конкурсе на проект по переустройству вокзала победил архитектор Йозеф Пауль Клайхюс.

В экспозиции музея представлены работы Йозефа Бойса, Ансельма Кифера, Роя Лихтенштейна, Ричарда Лонга, Энди Уорхола и Сая Твомбли из фондов Национальной галереи и коллекции Эриха Маркса. С 2004 года на правах временного пользования в экспозиции музея демонстрируется художественная коллекция Фридриха Кристиана Флика, внука немецкого промышленника. В начале 2008 года Фридрих Кристиан Флик передал в дар Музею современности 166 произведений искусства из своей коллекции.



2 ноября 2006 года в ходе закрытых торгов была продана некоему мексиканскому коллекционеру за рекордную сумму в 140 миллионов долларов картина Джексона Поллока № 5, завершённая в 1948 году.

Работа выполнена в технике разбрызгивания. Беспредметная картина размером 243,8 × 121,9 см, написанная на фиброкартоне (древесноволокнистой плите). Считается, что ажиотаж вокруг этой картины был создан искусственно.

Джексон Поллак за работой № 5, 1948