2 января -Музей українського живопису

2 января

Крещён Антон ван БОРССОМ (крещён 2 января 1631, Амстердам — похоронен 19 марта 1677, Амстердам) — голландский художник эпохи барокко.

Подавляющее большинство исследователей истории голландской живописи считают ван Борссома учеником Рембрандта. Подписанные как AVBorssom полотна, как правило, имеют одинаковую композицию — на переднем плане у них находится какой-нибудь водоём: пруд, озеро или река. В середине картины — крестьянское хозяйство, мельница или заброшенные хозяйственные строения. На линии горизонта же — другие отдельные постройки. Точная графическая передача изображения рисунков ван Борссома в сочетании с оживляюще-яркими акварельными красками имела в XVIII столетии большой спрос и популярность.

Художник изображает также многочисленные замки, церкви и городские укрепления, а также городские ландшафты, которые он повидал во время своих путешествий по провинциям Голландии и Северо-Западной Германии.

«Крестьянский дом у реки»


Родился Василий Григорьевич ПЕРОВ (2 января 1834, Тобольск — 10 июня 1882, село Кузьминки, Москва) — выдающийся русский живописец-передвижник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Хотя вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком.

В 1846—1849 годах учился в художественной школе А. В. Ступина в Арзамасе (с перерывами). Закончить школу не удалось. Перов переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого, Е. Я. Васильева, Н. А. Рамазанова, позднее — у С. К. Зарянко. За успехи был отмечен серебряными медалями, а также малой золотой за картину «Первый чин». Получил большую золотую медаль (за картину «Проповедь в селе») и право поездки в качестве пенсионера за границу. П. М. Третьяков приобрёл у него картину «Сельский крестный ход на Пасхе».

«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861
«Чаепитие в Мытищах», 1862

В 1863—1864 годы жил и работал в Париже. В 1866 году за картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову было присуждено звание академика.

«Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866

Академия художеств продлила на два года пенсионерское содержание сверх полученных ранее трёх лет. В 1870 за картины «Странник» и «Птицелов» удостоен Академией художеств звания профессор. Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок и был избран членом правления от группы московских художников. Назначен преподавателем МУЖВЗ на место умершего С. К. Зарянко в 1871. На 1-й выставке ТПХВ показал картины «Рыболов», «Охотники на привале», «Портрет А. Н. Островского» и др.

«Рыболов», 1871
«Охотники на привале», 1871

В 1871—1872 исполнил по заказу П. М. Третьякова ряд портретов русских писателей и учёных: И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Н. Майкова, В. И. Даля, М. П. Погодина.

«Портрет А.Н. Островского», 1871

В последующие годы Петров представлял свои картины на Всемирных выставках в Вене и Париже. Скончался художник от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне территория Москвы).

«Автопортрет» «Тройка», 1866


Родился Викентий Александрович СЛЕНДЗИНСКИЙ (2 января 1838, Скрябино — 19 августа 1909, Вильно) — польский живописец и пианист, сын художника Александра Слендзинского, отец художника Людомира Слендзинского.

Первые уроки живописи получил от отца, художника Александра Слендзинского. В 1856 году Викентий Слендзинский вместе с другом, также будущим художником, Михалом Андриолли, поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1859 году Викентий Слендзинский вместе с Михалом Андриолли поступили в Императорскую Академию художеств. В процессе обучения Викентий два раза был награждён медалями.

За участие в польском восстании 1863 года, по возвращении в Литву, он был арестован. Болеслав Колыска, с которым Слендзинский и Андриолли жили в Москве в одной квартире, был приговорен к смертной казни. Викентий Слендзинский был приговорён к ссылке в Княгинино Нижегородской губернии под строгим надзором полиции. В 1867 году российские власти дали разрешение Слендзинскому на пребывание в Харькове, где художник пробыл до 1872 года, когда получил разрешение на возвращение. Оттуда он переехал жить в Краков, где познакомился с Яном Матейко. Позже он переселился в Дрезден. В 1875 году снова был отправлен в Харьков. Пробыв 20 лет в изгнании, в 1883 году вернулся в Вильно.

Викентий Слендзинский создавал портреты, пейзажи, жанровые картины, работал над исторической темой Литвы. Являлся автором религиозных картин, расписывал церкви в Москве, Друскининкае, Пинске, Вильно и Янове, а также занимался реставрацией. Творческое наследие Викентия Слендзинского разбросано по коллекциям разных стран.

Автопортрет «Бабушка, вдевающая нить», 1860.
Литовский художественный музей


Родился Эрнст БАРЛАХ (2 января 1870, Ведель, Гольштейн — 24 октября 1938, Росток) — выдающийся немецкий скульптор, художник и писатель. Реалист и экспрессионист.

В 1888-1891 гг. Ба́рлах учился в Художественно-промышленном училище в Гамбурге, в 1891-1895 гг. - в Академии художеств Дрездена (в мастерской Роберта Дитца), в 1895-1896 гг. - в Париже, в академии Жюльена. В ранних скульптурах, керамике, графике был близок к югендстилю. В 1907 г. становится членом «Берлинского Сецессиона». Обратился к немецкой готике, оказавшей решающее воздействие на стиль его зрелых работ. В 1910 году поселился в Гюстрове, где прожил всю оставшуюся жизнь.

Из патриотических чувств Барлах поддержал мировую войну, в 1915—1916 годах воевал в пехоте, вернулся с фронта убеждённым пацифистом. Был принят в члены Прусской академии художеств (1919), Мюнхенской художественной академии (1925), получил премию Клейста (1924). Иллюстрировал «Фауст» Гёте (1923).

«Спящие крестьяне»

После прихода нацистов к власти работы скульптора были изъяты из музеев, церквей и других общественных мест и осуждены как «дегенеративное искусство». В 1938 году Барлах был вынужден выйти из Прусской Академии Искусств, работал тайком. Последнее время он тяжело болел. Умер от третьего инфаркта.

Писатель Бертольт Брехт причислил Барлаха к числу величайших германских скульпторов и высоко оценивал его работы: «Красота без приукрашивания. Величие без морализирования. Гармония без лоска. Жизненная сила без жестокости». В 1998 году к югу от Гюстрова сооружено музейное здание, где хранится около 2000 набросков, рукописей и около 400 скульптур Барлаха.

«Автопортрет», 1928 «Духоборец», Киль


Родился Ренато ГУТТУЗО (2 января 1912, Палермо, Италия — 18 января 1987, Рим) — популярный в СССР итальянский живописец-неореалист, график, почётный член Академии художеств СССР (1962), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1972).

Первые уроки рисования Ренато получил у сельского мастера, занимавшегося росписью повозок. Учась в лицее, посещал курсы художника-футуриста Пиппо Риццо. В 1931 году Гуттузо участвует в Куадриенналле — проходящей раз в четыре года выставке итальянских художников в Палермо, где две его картины были отмечены критикой. В 1930 году поступил на факультет права в университете Палермо. Через год оставил учёбу и переехал в Рим. Работал реставратором в галерее Боргезе. В Риме Гуттузо сближается с деятелями искусства, оппозиционными режиму Муссолини. В 1940 году Гуттузо вступил в Коммунистическую партию Италии (с 1956 — в ЦК Компартии).

В годы Второй мировой войны Гуттузо создаёт одно из знаменитейших своих произведений — «Распятие»: «Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену… Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи». Картина перекликается с «Герникой» — в центре композиции фигура лошади — прямая цитата шедевра Пикассо. Картина «Распятие» экспонировалась на выставке «Премио Бергамо» (1942) и вызвала недовольство Ватикана. С 1943 года Гуттузо участник движения Сопротивления в составе партизанской бригады Юга.

Первая персональная выставка Гуттузо состоялась в Лондоне в 1950 году. В 1951 году он стал лауреатом премии Всемирного совета мира за серию рисунков «С нами Бог!», посвящённую гибели 320 заложников в Фоссе Адреатине в 1944 году. Наиболее публикуемый в СССР современный итальянский художник в 1960—1970-х годах.

«Распятие», 1941


Народився Василь Васильович БУРЧ (2 січня 1919, с. Смологовиця, Закарпаття, Австро-Угорщина — 5 липня 1993, Ужгород) — український педагог та живописець-пейзажист. Заслужений учитель УРСР (1968).

Вчився у Мукачівській учительській семінарії, працював учителем у Рахівському районі, потім в Іршаві, де згодом став директором школи. Любив музику, організовував хори. 1947 року закінчив професійні курси викладачів малювання, де навчався у Йосипа Бокшая та Адальберта Ерделі. У 1952 році закінчив Київський педагогічний інститут. З 1959 року Василь Васильович переїжджає в Ужгород, де працював завідувачем обласного відділу народної освіти. У 1974–1980 роках був директором Мукачівського педучилища. Був нагороджений орденами "Знак Пошани" та Трудового Червоного Прапора, шістьма медалями.

Учасик художніх виставок з 1949 року. Персональні виставки проходили у 1964, 1967, 1969 роках у місті Ужгород. Член Спілки художників України з 1969 року. Серед художніх робіт — акварелі «Магнолія», «Вівці на полонині», «Осінь у Невицькому», «Оновлене місто» та багато інших.

«Під вечір», 1979


Народився Іван Андрійович ТЮХА (2 січня 1920, с. Власівка Київської обл. - 22 березня 2000, Київ) - живописець. Заслужений художник України (1995).

Учасник Великої Вітчизняної війни. У 1952 році закінчив Київський художній інститут, де його педагогами були С.Єржиковський, О.Сиротенко, К.Єлева, І.Штільман, Г.Меліхов, В.Костецький, В.Болдирєв, С.Отрощенко. З 1951 року І.А.Тюха учасник республіканських, всесоюзних і зарубіжних художніх виставок. Перша персональна виставка живописця відбулася в Києві в 1957 році. З 1958 року - член Київської організації Спілки художників УРСР. Працював у галузі станкового живопису. Майстер тематичної картини і пейзажу.

«Церква»


Родился Оскар Яковлевич РАБИН (2 января 1928, Москва) — русский художник-нонкорформист, один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово».

Родился в семье врачей. Отец — выходец из Украины, мать — латышка. Осиротел в возрасте 13 лет. В 1946—1948 учился в Академии художеств в Риге, в 1948—1949 — у Сергея Герасимова в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, из которого был отчислен «за формализм». Вернулся к Е. Л. Кропивницкому, который был его первым учителем. Работал грузчиком. С конца 1950-х участник многих выставок в Москве. С 1960-х начал выставляться за рубежом: в Англии, США, Польше, Италии, Франции, Швейцарии. Лидер политического крыла нонконформистского искусства 1960—1970-х. Подвергался жесткой критике за «очернение советской действительности».


До 1964 жил в Лианозове, где сложилась знаменитая «Лианозовская группа» — неформальный союз поэтов и художников. В 1967 Оскар Рабин принял участие в выставке на шоссе Энтузиастов в Москве, организованной Александром Глезером и закрытой спустя два часа. В 1974 по инициативе Рабина в Москве были организованы «Бульдозерная» и измайловская выставки.

В 1978 эмигрировал во Францию. Живет и работает в Париже. В зрелой манере художника соединились черты экспрессионизма и сюрреализма. Работы впитали конкретные черты житейской среды художника (дом-барак в Лианозове): меланхоличные, темные по колориту пейзажи окраинных пустырей, задворок и помоек, полные мрачного сарказма натюрморты. С начала 1960-х вводит в картины изображения текстов и знаков (газеты «Правда», паспорта, иконы), развивая тем самым эстетику цитирования. Использует принципы деформации предметов, нарушения масштабных соотношений, искажения перспективы; с помощью этих приемов стремится создать впечатление абсурдности и антигуманности среды, в которой существует современный человек.



Народився Микола Іванович МАЗУР (2 січня 1948, Кущівський зернорадгосп, Краснодарський край, Росія — 10 жовтня 2015, Хмельницький) — скульптор, живописець-станковіст, графік, педагог. Заслужений художник України з 1996 року. Народний художник України з 2008 року.

Закінчив Одеське художнє училище ім. М. Б. Грекова (1963–1968). З 1968 по 1979 рік викладав у Хмельницькій дитячій художній школі, з 1973 р. — її директор. З 2002 р. — старший викладач фахових дисциплін відділення «Дизайн» Хмельницького державного університету, з 2004 — доцент кафедри дизайну Хмельницького національного університету, з 2006 р. — керівник навчально-творчої майстерні ХНУ.

Член Національної спілки художників України з 1987 р. Серед мистецьких уподобань Миколи Мазура – скульптура та живопис. Як художник-монументаліст, скульптор, живописець Микола Мазур брав участь у виставках різних рівнів із 1972 року. Ним було проведено більше 20 персональних художніх виставок. Живописні полотна Миколи Мазура представлені в картинних галереях і художніх музеях багатьох міст України, а також зарубіжжя. У творах митця перш за все привертає увагу органічний зв'язок із прадавньою культурою народу, умовно-символічна образність, густий, насичений колорит.

«Різдво», 1990

Микола Мазур є автором високохудожніх творів, що прикрашають місто Хмельницький: пам’ятник вогнеборцям–чорнобильцям, пам’ятник воїнам-інтернаціоналістам, які загинули в локальних війнах, монумент репресованим «Ангел Скорботи», монументальна композиція «Віра. Надія. Любов», пам’ятник–погруддя В.М. Чорновола. Микола Іванович Мазур – автор концепції, головний художник експозиції на вшанування пам'яті жертв Голодомору 1932-1933 років в Україні у Державному історико-культурному заповіднику «Меджибіж» (2008 р.). Йому присвоєно звання "Почесний громадянин міста Хмельницького".

Пам’ятник воїнам-інтернаціоналістам, які загинули в локальних війнах, м.Хмельницький


Народився Михайло Іванович ДЕМЦЮ (2 січня 1953, с. Круковець, Самбірського району, Львівської обл.) — український художник-постімпресіоніст та експресіоніст. Народний художник України (2010).

Закінчив Львівське училище прикладного мистецтва ім. Івана Труша (1980; навчався у Т. Драгана і М. Бордуна). Член СХУ (1987, Львівська організація). Член Клубу українських митців (1991). Член Національної спілки художників України (1998). Заслужений діяч мистецтв України (2003).

Автор пейзажів, портретів, натюрмортів. Віддає перевагу виразній експресіоністичній манері, контрастному зіставленню кольорів із переважанням червоної барви. Роботи Михайла Демцю відрізняються яскравістю, об'ємністю прошарків фарби, позитивними емоціями та оптимізмом. Поєднують у собі західноєвропейські та українські традиції.

«Львів, освітлений сонцем», 2010