19 декабря -Музей українського живопису

19 декабря

Родилась Амели БОРИ-СОРЕЛЬ (19 декабря 1848, Барселона — 30 мая 1924, Париж) — французская художница.

Живописи обучалась в Академии Жулиана у Жюля Лефевра, Робера-Флёри и Жан-Поля Лорана. Мастерству портрета обучалась у Леона Бонна. Дебютная её выставка состоялась в Парижском салоне в 1874 году, также экспонировалась здесь и в 1880 году. Она была награждена третьей медалью Парижского салона в 1885 году и бронзовой медалью на Всемирной выставке 1889 года в Париже. 9 января 1895 года Амели вышла замуж за Родольфа Жулиана, стала руководить женской частью его Академии.

Dans le bleu, 1894


Родилась Анна Доротея (Дора) ВАЛЬРУС (19 декабря 1870, Пори - 21 марта 1947, Кауниайнен) - финская художница, представительница "Золотого века" финской живописи.

Родители Доры были родом из Пруссии. С шестнадцати лет занималась в финской рисовальной школе Общества искусства в Турку (старейшей художественной школе в Финляндии) в 1886-1889, где ее учителем был известный художник Александр Фростерус-Селтин. Важную роль в творчестве Вальрум сыграл период 1889 – 1890 годов, которые она провела на Аландских островах в колонии художников Эннингебю. Здесь она занималась в финско-шведской общине художников под руководством пейзажиста Виктора Вестерхолма. Особое внимание художники уделяли атмосфере, ландшафту, светотени, занимаясь живописью под открытым небом. В 1890-1891 Дора училась в рисовальной школе Общества финского искусства в Хельсинки. Биографы пишут, что после Хельсинки Дора продолжала учебу у Германа Грёбера в Мюнхене в 1911 году и в Париже.

Творчество Доры Вальрус включает в себя традиционные тенденции конца 19 века: реализм, натурализм и пленэрная живопись. Тематикой ее творчества были портреты, жанровые картины с народными мотивами, героями которых были торговки, крестьяне и рыбаки, а также пейзажи и автопортреты. Очень часто Вальрум писала финские пейзажи западного побережья и море, районы города Турку и его богатые особняки, а также многочисленные семейные портреты. Была талантливой, но не очень известной художницей, хотя в начале XXI века стоимость ее картин намного увеличилась.

Автопортрет, 1943 «Тоска», 1892


Родился Николай Васильевич КУЗЬМИН (19 декабря 1890, Сердобск, Пензенская губерния — 09 декабря 1987, Москва) — советский график, иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы, член-корреспондент Академии художеств СССР (1967). Народный художник РСФСР.

В 1909 году самоучка из провинции послал свои рисунки в журнал московских символистов «Весы». Рисунки понравились В. Я. Брюсову и их напечатали. В 1910 году, окончив реальное училище, Кузьмин поехал в Петербург. По желанию родителей поступил в Политехнический институт, но это обучение показалось ему скучным. Много времени он проводил в библиотеке Академии художеств, а затем стал посещать классы Общества поощрения художеств и лекции Института истории искусств. Далее Кузьмин учился у И. Я. Билибина в Рисовальной школе при ОПХ (1912—1914), у П. А. Шиллинговского в петроградском Вхутеине (1922—1924). Был женат на известной художнице Татьяне Мавриной (1900-1996). Иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы: романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (1932, золотая медаль на Международной выставке 1937 г. в Париже), драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад" (1941), сказка Н. А. Лескова "Левша" (1957), поэмы А. С. Пушкина "Граф Нулин" (1959, бронзовая медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге). В 1980 году — золотая медаль АХ СССР за иллюстрации к книгам: А. С. Пушкина "Эпиграммы" (1979), Н. С. Лескова "Повести. Рассказы" (1973), Н. Г. Курганова "Краткие замысловатые повести" (1976). Автор книг: "Круг царя Соломона" (1964), "Давно и недавно" (1982), "Художник и книга" (1985).

Иллюстрация к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»


Родился Микаил Гусейн оглы АБДУЛЛАЕВ (19 декабря 1921, Баку — 21 августа 2002, Баку) — азербайджанский живописец и график. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1955). Народный художник СССР (1963). Действительный член Академии художеств СССР (с 1988 года).

Учился в Азербайджанском художественном техникуме (1935-39) и Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1939-49) у С. В. Герасимова. Творчество художника было тесно связано с литературой. Он создал портреты многих писателей, деятелей искусства. Большой вклад внес художник и в книжную графику, в частности создал иллюстрации к произведениям Низами, Физули, Вагифа, М. Ф. Ахундова, Ашуг Алескера, М. Э. Сабира, Дж. Джаббарлы, Самеда Вургуна, Расула Рзы.

В 1956—1971 годах художник путешествует по Индии, Афганистану, Польше, Италии и др. странам. Создаёт портреты И.Ганди, Гуттузо, Моравиа, Манцу. В результате путешествий по Индии создаются такие произведения, как «Женщины Раджастана», «Бенгальские девушки». За живописный цикл «По Индии» в 1970 году индийское правительство наградило его золотой медалью и дипломом лауреата Международной премии имени Джавахарлала Неру. Работы экспонировались на зарубежных выставках - Прага (1957), Пекин (1958), Брюссель (1958), Белград (1959), Париж (1960), Берлин (1963).

Автопортрет «Хлопок» 1977


Народився Микола Дмитрович АНДРУЩЕНКО (19 грудня 1935, Рудник Жовтневий, Дніпропетровська обл.) - український художник, класик сучасного авангарду. Народний художник України (1998).

У 1956 закінчив Дніпропетровське художнє училище (майстерня М. Погрібняка і О. Куко). У 1958 - 1964 навчався у Львівському інституті прикладного та декоративного мистецтва у Р. Сельського, В. Манастирського і Д. Довбушинського. З 1958 живе і працює у Львові. Учасник міжнародних, всесоюзних, республіканських і обласних виставок з 1965 року. З 1991 викладає на кафедрі монументального живопису Львівської національної академії мистецтв, з 2000 - професор. Заслужений художник України з 1992. Основні твори: «Вінничанка» (1969), «Баба Килина» (1971), «Бесіда» (1990), «Натюрморт з прядкою» (1992).

«Бесіда», 1990


Народився Ігор Сергійович ДИЧЕНКО (19 грудня 1946, Київ — 24 травня 2015, Київ) — український мистецтвознавець, художник, колекціонер.

1969 року закінчив Київський художній інститут. Працював викладачем і науковим співробітником у Центральному Державному архіві музею літератури і мистецтва України, Київському хореографічному училищі, Музеї історії Києва. З 1970-х років брав участь у численних виставках і мистецьких акціях. З 1984 року член НСХУ.

Видав дослідницькі праці про творчість українських художників: Г. Нарбута, К. Піскорського, А. Петрицького, М. Бойчука, В. Седляра, О. Богомазова, К. Малевича, В. Касіяна, В. Пальмова, В. Єрмилова, М. Глущенка, Т. Яблонської, А. Горської, О. Хвостенка-Хвостова та ін.

Ігор Диченко почав збирати твори українських авангардистів з початку 1960-х років. Зібрання налічує понад 700 картин. У колекції Ігоря Диченка зберігаються унікальні твори Казимира Малевича, Олександра Тишлера, Олександра Бенуа, Олександра Богомазова, Василя Касіяна, Миколи Глущенка, Віктора Пальмова, Соломона Нікрітіна, 12 ескізів Сергія Ейзенштена та інші роботи. У підсумку колекція Диченка увійшла в десятку кращих у СРСР, а сам Ігор Сергійович виступав консультантом провідних аукціонних домів світу. 12 жовтня 2015 року удова Диченка Валерія Вірська (Котляр) передала унікальну колекцію свого чоловіка в дар державі і народові України.

Віктор Зарецький.
«Портрет Ігоря Диченка» (1964)
Із колекції: О. Богомазов. «Космос», 1910-ті.