19 мая -Музей українського живопису

19 мая

19 травня 1182 року був урочисто освячений головний вівтар Собору Паризької Богоматері (Нотр-Дам де Парі) — собор у Парижі (Франція), присвячений Діві Марії, матері Ісуса Христа, кафедральний храм Паризької архідієцезії.

Один з найпрекрасніших витворів готичного мистецтва. Стоїть на острові Сіте, на місці першої християнської церкви Парижа, базиліки Святого Стефана. Ця церква була побудована на місці галло-римського храму Юпітеру, що стояв тут за часів римської влади. Собор є п'ятинефною базилікою. Висота будівлі становить 35 м, довжина — 130 м, ширина — 48 м. Висота дзвіниць — 69 м, вага дзвона Емануель у східній вежі — 15 тонн.


Собор був спланований у ХІІ ст. Морісом де Сюллі. В 1163 році королем Франції Людовиком VII було закладено перший камінь фундаменту. Будівництво тривало понад сто років. За задумами, він мав приймати всіх мешканців тогочасного Парижа (10 000 осіб), але за час будівництва кількість мешканців міста збільшилось у декілька разів.

У соборі вбачається подвійність стилістичних впливів: з одного боку, присутні відгомони романського стилю Нормандії, з властивим йому могутньою і щільною єдністю, а з другого, використання новаторських архітектурних досягнень готичного стилю, який додає будівлі легкості й створює враження простоти вертикальної конструкції.


Собор був місцем суспільного життя міста. Його оточували численні лавки та ятки, де продавали різноманітні товари. Купці тут укладали угоди, а світські дами приходили похизуватись своїм вбранням. Також тут обмінювались новинами та плітками. Тут влаштовували танці та карнавали, грали у м'яч. Під час небезпеки в соборі знаходили притулок мешканці сусідніх селищ не тільки зі своїми пожитками, а навіть і з худобою. Також в соборі професори читали лекції своїм студентам, роблячи перерву для богослужінь.



Родился Якоб ЙОРДАНС (19 мая 1593, Антверпен – 18 октября 1678, Антверпен) – живописец, один из выдающихся представителей фламандского барокко.

Сын богатого купца, Якоб с 1607 учился в Антверпене у Адама ван Норта, на дочери которого впоследствии женился. В 1616 вступил в гильдию св. Луки, с 1621 – декан гильдии. Испытал влияние Караваджо, Рубенса, Янсенса. Возглавлял живописную мастерскую, имел много учеников. В 1650 перешел в кальвинизм, но продолжал выполнять заказы для католических церквей и монастырей. Писал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, портреты и бытовые сцены. Мастер монументальных росписей, акварелей.

Йорданс сотрудничал с Рубенсом и после его смерти стал самым популярным художником в Амстердаме. Искусствоведы отмечают народные основы и реалистическое, чувственное восприятие жизни в творчестве Йорданса, мощную лепку форм кистью, неиссякаемый оптимизм: «В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620–1630-х гг. («Воспитание Юпитера», 1620, Картинная галерея, Кассель; «Семейный портрет», около 1622–24, Прадо, Мадрид; «Аллегория плодородия», около 1625–28, Музей старинного искусства, Брюссель; «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных теплых тонов» (БСЭ, Н. Смольская «Йорданс»).

Сохранилось до 700 картин Йорданса, их можно встретить практически во всех известных музеях и галереях.

«Четыре Евангелиста», 1625-1630.
Музей Лувр, Париж


Родился Клод ВИНЬОН (19 мая 1593, Тур — 10 мая 1670, Париж) — французский художник, придворный живописец Людовика XIII.

Клод Виньон, мастер эпохи барокко, изучал живопись в Париже. В 1610 году он уехал в Рим где, под влиянием творчества Караваджо, осваивал технику светотени. В 1623 году художник работал в Испании. В 1625 году он вернулся на родину, чтобы занять пост придворного художника. Писал полотна по заказу Людовика XIII и кардинала Ришельё для дворцов Лувр и Пале-Рояль.

Картины К. Виньона сегодня можно увидеть во всех крупных художественных музеях мира.

«Крез», 1629. Musée des Beaux-Arts, Тур, Франция


Родился Николай Иванович УТКИН (19 мая 1780, Тверь — 1863, Санкт-Петербург) — русский гравёр, крупнейший мастер русской портретной резцовой гравюры первой половины XIX века; хранитель гравюр в Эрмитаже (1817—1860) и смотритель Музея Академии художеств (1841—1854).

Родился будущий художник от дворовой девушки и просвещенного помещика Михаила Никитича Муравьёва. Его мать была выдана за камердинера И. С. Уткина. В 1785 году пятилетний крепостной мальчик получил «вольную» и был определен в воспитательное отделение при Императорской академии художеств. Уткин добился значительных успехов в рисовании и в совершенстве освоил технику гравировального резца. Был отмечен всеми академическими наградами и правом на поездку за границу. За успехи в Париже император Александр I пожаловал ему перстень с бриллиантами; Петербургская академия дала ему титул назначенного в академики. В 1819 году художнику был пожалован титул гравёра Его Величества с жалованием по 3000 руб. в год. Своим членом его признали несколько зарубежных академий - Стокгольмская (1820), Антверпенская (1827) и Дрезденская (1828). Высочайшие особы не раз выражали ему своё благоволение ценными подарками и другими знаками отличия. Императорская академия в 1840 году почтила его званием заслуженного профессора.

Портрет А. С. ПУШКИНА - гравюра на металле Н. Уткина с картины О. Кипренского


Родилась Сара Мириам ПИЛ (19 мая 1800, Филадельфия, штат Пенсильвания - 4 февраля 1885, Филадельфия) - американский художник - портретист, считается первой американской женщиной, преуспевшей в качестве профессионального художника. Одна из семьи художников, где ее дядя Чарльз Уилсон Пил был самым прославленным.

Сара была самой младшей дочерью миниатюриста и натюрмортиста художника Джеймса Пила. В детстве она приобрела опыт рисования благодаря помощи отца. Училась также у своего двоюродного брата Рембрандта Пила, весьма известного художника-портретиста. Ее первые публичные работы - цветы и натюрморты, но вскоре она обратилась к портретной живописи.

Сара Пил была принята в Пенсильванскую Академию изящных искусств в 1824 году вместе со своей сестрой Анной Пил , первыми женщинами , достигшими такой возможности. Открыла студию в Балтиморе в 1831 году. Более 100 картин - портретов, выполненные художницей, - хранятся до сих пор в Балтиморе. Ее работы были посвящены богатым жителям Балтимора и политикам из Вашингтона.

Она вернулась в свой родной город в 1878 году, доживая свои последние годы там со своими сестрами Анной. Как и ее сестры, Сара никогда не выходила замуж.

Автопортрет «Корзина ягод», 1860


Народився Макс КЛАРЕНБАХ (19 травня 1880, Нойс - 9 червня 1952, Віттлаер, Кельн ) - німецький художник-пейзажист і викладач першої половини 20 ст.

Походив з бідної родини. У віці 12 років залишився круглим сиротою. На здібного підлітка звернув увагу мистецтвознавець Андреас Ахенбах, що підтримав хлопчика і влаштував його у підготувальний клас Дюссельдорфської художньої академії. Досить рано Макс обрав власний жанр, ним став пейзаж. Надавав перевагу майстрам Барбізонської школи. Це позбавило твори Макса Кларенбаха різких контурів, притаманних німецьким майстрам зламу 19-20 ст. Його художня манера обережна, м'яка, більш схожа на французьких майстрів-предімпресіоністів, що вберегло його від руйнівних модернових впливів початку 20 ст. У період 1923 -1930 років окрім пейзажів створював побутові вуличні, спортивні або театральні сценки.

Став співзасновником нового художнього товариства Зондербунд 1909 року. Товариство проіснувало до 1915 року і припинило існування через події Першої світової війни. У період 1917—1945 років був викладачем у Дюссельдорфської художньої академії.



19 мая 1899 года в берлинском районе Шарлоттенбург открылась выставка из 330 произведений живописи и графики и 50 скульптур. Это была первая выставка Берлинского сецессиона — художественного объединения берлинских художников и скульпторов, отвергавших доминировавшее в то время академическое искусство.

Годом ранее, в 1898 году, жюри Большой берлинской художественной выставки не приняло к участию пейзаж Вальтера Лейстикова. Это стало окончательным свидетельством тому, что «современному искусству» не стоило ожидать поддержки от существовавших организаций. В ответ на это 65 художников объединились в организованный Лейстиковом Берлинский сецессион. Макс Либерман был избран его президентом. В 1909 году в Берлинском сецессионе состояло 97 членов. Его членами были Эдвард Мунк, Макс Либерман, Эмиль Нольде и другие известные мастера.

В 1910 году в Сецессионе произошёл раскол, когда его жюри отвергло работы 27 художников, преимущественно экспрессионистов, из-за чего была образована новая художественная группа — Новый сецессион. В марте 1914 года художники, покинувшие Берлинский сецессион, организовали Свободный сецессион, почётным президентом которого был назначен Макс Либерман. Берлинский сецессион просуществовал до 1933 года.

Здание Берлинского сецессиона Вальтер Лейстиков. An der Havel, 1898


Народився Гаврило Мартинович ГЛЮК (19 травня 1912, Сигіт, Марамарош — 2 листопада 1983, Ужгород) — український живописець. Заслужений діяч мистецтв УРСР з 1963 року.

Закінчив будапештське художньо-промислове училище. У 1931–1933 роках навчався у Вищій школі образотворчих мистецтв у Будапешті. 1933 року Глюк покинув Будапешт. У Румунії його на півтора року призвали до армійських лав. Після приєднання Бессарабії до Радянського Союзу Гаврило Мартинович вступив на другий курс художнього училища в Кишиневі. Але всі його плани порушила Друга світова війна. Глюка мобілізували в трудову армію: він працював у технічному з'єднанні, на будівництві залізниці та інших об'єктах у Дніпропетровську, Елісті, Сталінграді. Після війни художник повернувся до Кишинева. Тут знову прилучився до мистецького життя. став членом Спілки художників Молдавії. 1947 року Глюк переїхав на Закарпаття. Жив і працював в Ужгороді.

Глюк малював жанрові картини, портрети та пейзажі. Мистецтвознавець Олена Полянська відзначила постійну тягу художника до зображення трударів: лісорубів, колгоспників, до їх буття на полях, у горах. Це прикметна риса творчості художника-реаліста. Твором, що приніс Глюку європейську славу, стала картина «Лісоруби», написана 1954 року. 1958 року за цю роботу Глюка відзначено великою срібною медаллю на Всесвітній виставці в Брюсселі.

Вагоме місце у творчому доробку автора займав портрет. Психологічно виважені портрети сучасників доносять до глядача глибину проникнення в модель засобом своєрідної «духовної сповіді» портретованих.

«Автопортрет», 1946 «Лісоруби», 1954


Запрет «бубнововалетовцев» и им подобных. 19 мая 1936 года председатель Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР Платон Керженцев направил Сталину и Молотову докладную записку, в которой предложил изъять из открытой экспозиции Третьяковской галереи и Русского музея работ художников группы «Бубновый валет» и других подобных «формалистических группировок». Эти картины, по мнению Керженцева, представляли интерес только для узкого круга искусствоведов – историков живописи. Их надлежало перенести в «особое помещение, закрытое для массового зрителя» (как тогда говорили – в «спецхран»). Среди подлежащих запрету были и художники с Украины, например, А. А. Экстер и А. А. Осьмёркин.

Аналогичные события происходили и в гитлеровской Германии, где тогда же проходила выставка под названием «Дегенеративное искусство». На ней было представлено около 650 произведений, конфискованных в 32 музеях Германии. Адольф Гитлер в своей речи заклеймил кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм: «Говорят, что эти художники не так видят, как другие. Я здесь посмотрел некоторые из присланных картин и должен признать – некоторые из них действительно написаны людьми, видящими «наизнанку». … Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения».

Такого же мнения придерживалось и руководство сталинского СССР. Однако здесь «неправильных» художников еще и расстреливали, иногда целыми художественными направлениями, как «бойчукистов» в Украине.

Александра Экстер. «Берега Сены», 1912 Александр Осьмёркин. «В кафе», 1919