18 ноября -Музей українського живопису

18 ноября

Родился Луи ДАГЕР (18 ноября 1787, Кормей-ан-Паризи близ Парижа — 10 июля 1851) — французский художник, химик и изобретатель, один из создателей фотографии.

Школьного образования практически не получил, в тринадцать лет отец отдал его в ученики к архитектору, а в 16 лет — в мастерскую театрального декоратора «Гранд Опера» Деготти в Париже. Луи творил чудеса на сцене: зрители могли увидеть какой-нибудь огромный собор снаружи, а потом вдруг оказаться внутри. Для этого писались две картины, размером до двадцати двух метров в высоту. Чтобы упростить себе работу при создании таких огромных картин, Дагер использовал камеру обскуру, но не было возможности закрепить изображение. После долгих лет опытов в 1839 году Дагер представил процесс получения дагерротипа Французской академии наук. После этого его имя и его технология стали известны во всем мире. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Дагера внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.

«Руины часовни в Холируде»


Родился Антонио Муньос ДЕГРЕЙН (18 ноября 1840, Валенсия – 12 октября 1924, Малага) – испанский художник популярного в середине 19 века, так называемого, эклектического стиля, смешивающего романтизм с модернизмом.

С 12 лет начал изучать архитектуру в Академии Сан-Карлоса в Валенсии, но вскоре отдал предпочтение живописи. Муньос Дегрейн рано стал выставляться, он регулярно принимал участие в Национальной выставке изящных искусств с 1862 по 1915 год. Его выставочные успехи способствовал быстрорастущей карьере художника. В 1870 году переехал в Малагу для росписи потолка театра Сервантеса. В Малаге Муньос женился и в 1879 году стал преподавать в Королевской Академии изящных искусств Сан-Тельмо, развивая малагскую школу живописи. Художника считают своим учителем целое поколение андалузских художников, среди которых был и молодой Пикассо.

Золотая медаль Национальной выставки 1881 года за картину «Отелло и Дездемона» позволила Муньосу Дегрейну получить от правительства грант и совершить давно желаемое путешествие в Италию, где художник посетил Рим, Тоскану и Венецию. Именно в Италии Муньос Дегрейн создал свою самую известную картину «Los amantes de Teruel» (Любовники Теруэля, 1884, Музей Прадо), которую искусствоведы считают шедевром испанской живописи девятнадцатого века. Художник послал эту работу из Рима на очередную выставку изобразительных искусств 1884 года и получил Золотую медаль.

«Любовники Теруэля», 1884, Музей Прадо

С этого момента наступает период успеха и признания, Муньос получает немало государственных званий и наград. В 1899 году художник переезжает в столицу, становится профессором, а в 1901 году президентом Академии Сан-Фернандо.

Муньос Дегрейн вошел в историю испанской живописи, в основном, как пейзажист, хотя в его творческом наследии есть немало жанровых и исторических картин.

Портрет работы Х.Сороллы «Костер на пляже», 1881. Музей Кармен Тиссен, Малага


Родился Ми́колаш А́ЛЕШ (18 ноября 1852, Миротице — 10 июля 1913, Прага) — чешский художник и иллюстратор. Один из крупнейших чешских художников XIX столетия.

Рисовать Миколаш начал в возрасте четырёх лет. В 1869 году Алеш уезжает в Прагу и учится там в Академии художеств. Во время этого обучения зарабатывает рисованием и иллюстрированием. В 1876 году, за участие в протесте студентов против реакционной профессуры был арестован и затем исключён из Академии.

В 1879 году М. Алеш, совместно с Ф. Женишеком и Богумиром Роубаликом, выигрывает конкурс на право художественного декорирования внутренних помещений здания Национального театра в Праге. В 1889 году художник создаёт цикл иллюстраций на темы народных чешских песен и пишет акварели. Последняя серия иллюстраций Алеша относится к 1913 году. В 1895 году состоялась выставка художника в Праге. К его 60-летию М. Алешу присваивается звание почётного гражданина Праги, а также титул «Инспектора живописи и советника по изобразительному искусству».

«У могилы боевого товарища (Последний таборит)»

Ранние работы М. Алеша созданы в романтическом стиле. Позднее писал в стиле модерн. В центре внимания художника всегда находился чешский народ и его история. Оставил также большое количество графических работ, изображающих улицы и здания Праги, Пльзеня и других чешских городов. Картины маслом работы М. Алеша стали широко известны уже после его смерти.

«Карлштейнский ворон», 1882


Родился Северин БЕЩАД (18 ноября 1852, Ясло — 17 июня 1923, Кросно) — польский художник.

Первые уроки живописи получил у своего отца-художника. В 1868—1876 годах обучался в Школе изящных искусств в Кракове. Ученик Владислава Лущкевича, позже — Яна Матейко. В качестве стипендиата краковской Школы изящных искусств был направлен для совершенствования мастерства в академию художеств в Мюнхен, где занимался под руководством профессора А. Вагнера. Затем стажировался в Дрездене. В 1891 вернулся на родину и поселился в Кросно, где прожил до конца жизни.

«Сельский пейзаж» «На рынке»


Родился Александр Алексеевич БУЧКУРИ (18 ноября 1870 года, сл. Бутурлиновка, Воронежская губерния — 5 июля 1942 года, Воронеж) — российский, советский художник-живописец. Лауреат Премии им. А. И. Куинджи(1905).

Отец Александра Бучку́ри был таганрогским купцом, греком турецкого подданства. Александр учился в Воронежской бесплатной рисовальной школе, петербургской школе М. К. Тенишевой (1898-99), окончил Петербургскую Академию Художеств (1904; дипломная работа — «Смерть Дмитрия Самозванца»). Ученик И. Е. Репина, который писал о Бучкури: «…он отличный художник, и я горжусь таким моим бывшим учеником».

В 1907 вернулся в Воронеж. Бучкури работал преподавателем в Воронежской бесплатной рисовальной школе (с 1909), Свободных художественных мастерских (1919-22), Художественно-промышленном изотехникуме (1923-29). В 1920-е гг. один из организаторов филиалов Ассоциации художников революционной России и ОМАХР в Воронеже. В 1942 году, в период временной оккупации Воронежа, Александр Алексеевич Бучкури погиб от рук фашистских захватчиков.

Бучкури любил изображать русскую деревенскую женщину в многочисленных портретных произведениях, отмечая интересные лица и характеры, увлекаясь красотой национального русского костюма. Он отдавал дань художника очарованию сельского пейзажа.

«Пряхи»


Народилася Софія Юліанівна АЛЬБІНОВСЬКА-МІНКЕВИЧ (18 листопада 1886, Клагенфурт, Австрія - 30 червня 1972, Львів) - польський і український живописець і графік, майстер натюрморту.

Навчалася в художніх студіях Відня (1901-1906) і Парижа (1906 -1909), у віденській Вищій школі ужиткового та декоративного мистецтва (1909-1912). Подорожувала по Англії, Бельгії, Голландії та Італії. З 1912 року жила і працювала у Львові. Дружина архітектора Вітольда Мінкевича (1880-1961), професора Львівської політехніки.

Активний учасник мистецького життя Львова. Організатор і голова жіночого мистецького об'єднання «Союз Львівських мисткинь» (1917-1939). Член Спілки радянських художників України з 1939 року. Брала участь у численних республіканських і зарубіжних виставках (з 1908). Персональні виставки Софії Альбіновської-Мінкевич відбулися в 1929 і 1940 роках у Польщі, також у Львові в 1956 році. Твори художниці зберігаються у Львівській національній галереї мистецтв, Національному музеї у Львові, Івано-Франківському художньому музеї та приватних колекціях Європи.

«Квіти в білій вазі»


Родился Корнелиу БАБА (18 ноября 1906, Крайова, Румыния — 28 декабря 1997, Бухарест) — живописец и график, иллюстратор книг, народный художник Румынии (1962), член-корреспондент Румынской Академии наук (1963) и Германской Академии художеств (ГДР, 1964), почётный член Академии художеств СССР (1958).

Учился сначала у своего отца, художника Георге Баба, затем недолго на факультете изящных искусств в Бухаресте. Продолжил обучение в Школе изящных искусств в Яссах (1934-38) у Николае Тоницы. В 1939 году был принят преподавать на тот же факультет ассистентом, в 1946 году профессором. В 1948 году, после своего дебюта на салоне в Бухаресте, был арестован, заключен в тюрьму в Яссах, на следующий год без объяснения уволен с работы и выслан в Бухарест. В 1958 году Корнелиу Баба был назначен профессором Института изящных искусств имени Николае Григореску в Бухаресте. Ежегодно участвовал в выставках по всему миру. В 1964 году была организована его персональная выставка в Брюсселе, в 1970 году в Нью-Йорке. Был чрезвычайно знаменит в Румынии.

Работал в традициях реализма, хотя в его творчестве заметно влияние экспрессионизма, модерна и импрессионизма. Сам художник считал, что на него оказали особенно сильное влияние Эль Греко, Рембрандт и Гойя. Так как его творчество, особенно раннее, не укладывалось в рамки официального социалистического реализма, власти постоянно критиковали его за формализм.

Практически все произведения Корнелиу Баба находятся в Румынии, распределённые по всем художественным музеям страны. Это портреты, натюрморты, пейзажи, написанные широким густым мазком. Главными героями многочисленных жанровых полотен румынский живописец избрал крестьян, их тяжкий труд на земле, скупой отдых, жизнь, небогатую радостями.

Автопортрет «Отдых на поле»


Народився Олександр Григорович МАКСИМЕНКО (18 листопада 1916, с. Вільхуватка, тепер Кобеляцького району Полтавської обл. - 15 березня 2011, Київ) - живописець. Заслужений художник України (1972).

Майстер натюрморту, пейзажу, жанрової картини, автор численних портретів. У 1933-1938 роках навчався в Дніпропетровському художньому училищі (викладачі - Ю. Бондар, М. Панін). У 1938 році вступив до КДХІ на живописний факультет. Був художником I-го Українського фронту. У 1947 закінчив Київський художній інститут (майстерня К. Єлеви, О. Шовкуненка). Член СХУ з 1947. Так само з 1947 року брав участь у виставках, в тому числі зарубіжних. Дипломна робота «Господарі землі» стала широко відомою, виставлялася в Третьяковці, і за неї О. Максименко отримав Державну (Сталінську) премію III ступеня в 1949 р. Харківський композитор Нахабін написав музику на тему картини «Господарі землі».

Олександр Григорович викладав композицію в художньому інституті і керував організованою ним художньою студією в Полтаві. Створив ряд робіт на тему «радянське село» - «Колгоспна сюїта», «Подруги» (1948), «Під осінь» (1948), «Весна» (1950), «Земля. Оранка» (1950), «Колгоспне поле » (1956), «Новатори колгоспних полів» (1951) та ін.

«Господарі землі», 1947


Народився Борис Олександрович ЛИТОВЧЕНКО (18 листопада 1938 року, м. Запоріжжя) - український живописець. Заслужений діяч мистецтв України (2002).

У 1953-1958 роках навчався в Одеському державному художньому училищі ім. М.Б. Грекова. У 1964 році закінчив Київський державний художній інститут. Вчителі з фаху: професора І.М. Штільман, В.М. Костецький, В.Г. Пузирьков. Працював у Республіканській художній середній школі ім.Т.Г.Шевченка викладачем рисунку, живопису та композиції.

З 1967 р - учасник республіканських, всеукраїнських, зарубіжних художніх виставок, зокрема виставки сучасного мистецтва в Токіо (1990). Відбулася персональна виставка Б.Литовченка в Сан-Франциско (1990). Брав участь в аукціонах Франції та Англії UKRAINART.

«Натюрморт. Півонії і троянди»


Народилася Ама́нда ЛІР, справжнє ім'я Ама́нда Тепп (18 листопада 1946 (або 1939), Гонконґ) — французька співачка, модель, актриса, художниця. Муза іспанського художника-сюрреаліста Сальвадора Далі.

Лір почала свою кар'єру фотомоделі в середині 1960-х років. З середини 1970-х до початку 1980-х платівки Аманди продаються мільйонними тиражами, через що на території Європи їй вдалось отримати звання Королеви Диско. Протягом 15 років залишалася музою Сальвадора Далі, моделлю і його близьким другом. У пресі не вщухали суперечки з приводу її зовнішності, низького голосу і манери поведінки - багато хто стверджував, що вона народилася чоловіком і пізніше змінила стать. Аманда не підтверджувала цих чуток, але і не заперечувала.

Аманда Лір позує Сальвадору Далі

У середині 1980-х років Лір стає успішною телезіркою в Італії та у Франції, де вона стає учасницею та ведучою багатьох ТВ-шоу. З 1990-х років зосереджується на музиці, телебаченні, письменництві та кіномистецтві, а також продовжує свою кар'єру художниці. Аманда Лір - автор спогадів про Сальвадора Далі «Далі очима Аманди», виданих вперше у Франції на початку 1980-х років, в яких яскраво описані персонажі богеми кількох європейських столиць. В даний час вона живе в Сент-Етьєн-дю-Гре поблизу Авіньйона на півдні Франції.



Родился Миле ДАВИДОВИЧ (18 ноября 1958, деревня Хлебине, Хорватия) – современный сербский художник-примитивист, гражданин мира.

Родился вблизи села Хлебине — всемирно известного по школе наивной живописи (Генералич, Лацкович, Ковачич, Веченай...). В Белграде живет с 1977 года, где окончил Высшую экономическую школу. В молодости Миле занимался спортом, фольклором и современными танцами. Позже работал руководителем отдела маркетинга в "Новостях кино", оператором на телевизионном канале SOS, репортером журнала "Satelit TV" в Афинах, где прожил шесть лет. Любовь к искусству он обнаружил еще во время учебы в Белграде. Его картины участвовали почти в 400 выставках в 50 странах на всех пяти континентах. С марта 2002 года Давидович является членом Международной Ассоциации наивного искусства в Париже. С октября 2005 года он является президентом Ассоциации наивного искусства в Белграде. Его картины яркие, цветные, сказочно прекрасные, чисто по-детски наивные и в то же время мудрые и многозначительные.