18 июня -Музей українського живопису

18 июня

Помер Рогір ван дер ВЕЙДЕН (1399/1400, Турне - 18 червня 1464, Брюссель) – нідерландський живописець, поряд з Яном ван Ейком вважається одним із засновників і найбільш впливових майстрів раннього нідерландського живопису.

У старовинних документах збереглося кілька розрізнених фактів про життя Рогіра ван дер Вейдена. Походить з родини різьбяра по дереву. Французьке ім'я Роже де ла Пастюр змінив на нідерландське Рогір ван дер Вейден, під яким і увійшов в історію Він навчався в Турне у Робера Кампена. Близько 1430 Рогір одружився на дівчині з Брюсселя і оселився в цьому місті. Незабаром почав працювати на замовлення міської ради. Став членом гільдії художників міста Брюссель, отримав славу як талановитий майстер та збагатився.

«Зняття з хреста», 1435/1438. Музей Прадо, Мадрид

Його картина «Зняття з хреста» вважається одним з найвидатніших творів світового мистецтва. Глибокий драматизм того, що відбувається, виражається за допомогою жестів персонажів і самого ритму малюнка. Це чи не єдиний твір, про який достеменно відомо, що він належить Рогіру ван дер Вейдену. Навколо цієї роботи сучасні мистецтвознавці згрупували кілька схожих за стилем портретів та картин на релігійні сюжети, які, на їхню думку, теж могли бути виконані Рогіром ван дер Вейденом. Серед приписуваних йому творів: «Св. Лука, який малює Мадонну», поліптих «Страшний Суд»,«Молода жінка в білому головному уборі», «Філіп де Круа» і деякі інші.

Ймовірний автопортрет (деталь гобелена) «Жіночий портрет», Берлін


Родился Лео ПУТЦ (18 июня 1869, г. Мерано, Италия - 21 июля 1940, там же) – тирольский живописец, работавший в стиле позднего импрессионизма и раннего экспрессионизма. Пейзаж и обнаженная натура были его преобладающими жанрами.

Его отец Карл Путц был мэром города Мерано. Лео начал свое обучение в возрасте шестнадцати лет в Академии изобразительных искусств в Мюнхене, где он учился у исторического живописца Габриеля фон Хакля, продолжил образование в Париже у знаменитого Бугро. Лео открыл свою первую студию в 1897 году. В том же году он стал членом Мюнхенского Сецессиона.

В 1909 году он стал почетным гражданином Баварии, что являлось необходимым условием, чтобы стать профессором, звание которого он получил в том же году. Между 1909 и 1914 году, Путц проводил лето в отеле Schloss Hartmannsberg возле Химгау для занятий пленэрной живописью. Там он взял себе несколько учеников, среди которых был американец Эдвард Кукуэль. Именно там он создал свои самые известные произведения; две серии, известные как "Картины с лодками" и "Купальщицы". В обоих он сосредоточился на изображении красивых молодых женщин, что является характерной особенностью его ранних работ. В 1913 году он женился на пейзажистке Фриде Блелл. В 1929 году художник на четыре года уехал в Бразилию, где много писал, а также преподавал.

Путц не принял национал-социализма, и его искусство было объявлено дегенеративным. В начале 1936 года его неоднократно допрашивали в гестапо, и он был вынужден бежать обратно в свой родной край, Южный Тироль. В 1937 году ему было официально запрещено работать в Германии. В конце своей жизни он сосредоточился на изображении замков, деревень и тирольских пейзажей.

«Автопортрет» «Вечерние мечты», 1909


Родился Джеймс Монтгомери ФЛЭГГ (18 июня 1877, Пелэм-Мэнор, штат Нью-Йорк – 27 мая 1960, Нью-Йорк) – американский художник. Создатель графического образа «Дяди Сэма», известен своими плакатами.

Еще подростком начал рисовать для журналов. Учился в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Работал в разных жанрах, от живописи до комиксов. Создал огромное количество книжных иллюстраций, карикатур, журнальных обложек, рекламных объявлений и т. д.

Прославился своим плакатом с призывом записываться в армию США (1917 год). Флэгг изобразил Дядю Сэма, указывающего пальцем на зрителя с подписью: «I want you for U.S. Army» (Ты нужен мне для Армии США). Образ Дяди Сэма художник нарисовал с себя. В Первую мировую войну было отпечатано 4 миллиона копий этого плаката, а во Вторую мировую был издан новый тираж. Автор многих других патриотических плакатов.

Плакат «Ты нужен мне для Армии США», 1917


Родился Леонид Иванович ЧЕРНОВ (18 июня 1915, Старобельск, Харьковская губерния — 24 октября 1990, Харьков) — украинский советский художник, график, педагог, профессор (с 1977). Заслуженный деятель искусств УССР (1966).

Окончил Харьковский художественный техникум (1934—1937), Харьковский художественный институт (1937—1942), где обучался у М.Козика, А.Кокеля, Н.Самокиша. Дипломная работа – картина «Подвоз оружия партизанам». В 1944—1947 — директор Харьковского художественного училища. С 1947 преподавал в Харьковском художественном институте, воспитал целую плеяду украинских художников. Участник республиканских, всесоюзных и международных художественных выставок с 1945 года.

Член Харьковского отделения Союза художников Украины с 1943 года. На протяжении многих лет возглавлял секцию живописи Харьковского отделения СХУ. Работал в области станковой живописи и графики. Мастер портретов, пейзажей, натюрмортов.

Л. И. Чернов создал несколько тематических циклов, в частности «Харьков», в который вошли пейзажи «Утро родного города», «Харьков вечерний», «Новый Харьков». В целом картины этого цикла дают почти полный портрет обновленного большого города. В отдельные циклы объединены картины, которые появились в результате путешествия по Индии, поездок на Кубу и в Болгарию. Многочисленные персональные выставки Л.И. Чернова прошли в Харькове, Киеве, Днепропетровске, Львове, Черновцах, Одессе, Сумах, Старобельске.



Родился Индулис ЗАРИНЬШ (ЗАРИНЬ) (18 июня 1929, Рига – 13 апреля 1997, Рига) – классик латышского соцреализма. Народный художник СССР (1986). Лауреат Ленинской премии (1980). Действительный член АХ СССР (1978). Почетный член Королевской академии художеств. Народный депутат СССР.

Родился в семье ремесленника Аугуста Зариньша. В 1941 году вместе с семьей был сослан в Томскую область РСФСР. В 1947 году вернулся в Латвию. Окончил Рижскую художественную школу имени Я. Розентала (1952), а также (с отличием) отделение живописи Латвийской государственной Академии художеств (1958). Принимал участие в выставках с 1956 года.

И. Зариньш работал преподавателем в Рижской художественной школе, на кафедре живописи Латвийской государственной Академии художеств (профессор с 1974), руководителем мастерской монументальной живописи (с 1972). С 1988 года – ректор Академии. Отмечен многочисленными наградами и званиями. Ленинская премия 1980 года за картины «Весна 1945 года», «Уходя на войну» («За Советскую власть»), «Песня жатвы», портрет Т. Э. Залькална.

Главные герои жанровых картин Индулиса Зариньша – участники революции и гражданской войны, строители социализма. Также писал портреты, натюрморты, впечатления от поездок. Для художника характерен экспрессивный колорит, контрастные цвета. Приверженец «сурового стиля», характерного для советской живописи 1960–1970-х годов.

«Легенда», 1971


Родилась Елена Владиславовна БРАЖНИК (18 июня 1953, г. Кривой Рог Днепропетровской обл.) – киевский живописец. Заслуженный художник Украины (1996). Окончила Республиканскую художественную среднюю школу им. Т. Г. Шевченко (1972) и Киевский государственный художественный институт (1979). Педагоги по специальности – Л. Каштелянчук, С. Подервянский, Д. Лидер. В 1980–2006 годах преподавала специальные дисциплины в Государственной художественной средней школе им. Т. Г. Шевченко. Доцент кафедры дизайна Киевского национального университета культуры и искусств.

Елена Бражник – автор около 1000 произведений станковой живописи, участница более чем 80 выставок. Основные произведения: «Крым. Цветы и море» (1986), «Пояса и дымковская игрушка» (1990), «Алупка. Крымская улица» (1993), «Полевые цветы в косовской кружке» (1998). Награждена Почетной грамотой Верховной Рады Украины «За особые заслуги перед украинским народом» (2003).

«Астры в китайских вазах», 2001


18 июня 2006 года американский коллекционер Рональд Лаудер приобрел для основанной им Новой галереи в Нью-Йорке картину Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) за рекордную на тот момент сумму в 135 миллионов долларов. Картина известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза» и является одним из самых значительных полотен австрийского модерна.

Эта картина относится к «золотому периоду» в творчестве Климта. На портрете изображена Адель Блох-Бауэр (1881–1925), дочь генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра, в возрасте 26 лет. Семья Блох-Бауэр поддерживала Климта, как и некоторых других художников. Густав посещал светские рауты Блох-Бауэров и знал Адель с 1899 года. В 1901 художник изобразил ее в образе Юдифи (к этому образу он еще вернется в 1909). В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха, мужа Адель, заказ на портрет его жены. Художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем смог завершить работу в 1907 году.

Климт экспериментировал с различными техниками живописи и в дополнение к масляной живописи использовал рельеф и позолоту. Натуралистично изображены только лицо, плечи и руки модели, являющиеся визуальной доминантой, остальные детали едва обозначены, переходя в орнамент. Плоскостная композиция построена так, что фигура Адели занимает всю вертикаль правой части картины, левая часть почти пуста и содержит лишь намек на интерьер.

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме. Впоследствии Фердинанд Блох-Бауэр приобрел эту картину и «Портрет Адели Блох-Бауэр II», написанный в1912 году.

Адель Блох-Бауэр в своем завещании просила мужа передать два ее портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее. Это желание при формальном согласии Фердинанда Блох-Бауэра фактически не было выполнено (был передан только один пейзаж), и перед своей смертью в 1945 году он отменил в своем завещании дарение картин австрийским музеям. Но на тот момент коллекция картин Блох-Бауэров уже была конфискована фашистской Германией и передана Австрийской галерее.

После принятия в Австрии Закона о реституции предметов искусства, похищенных нацистами, единственная из живых наследников Блох-Бауэров, 79-летняя Мария Альтман, гражданка США, обратилась в суд и выиграла процесс. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займе на покупку картин. Кроме того, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общественность объявила подписку по сбору средств. Однако цена, запрошенная Альтман, в течение месяца взлетела со 150 млн долларов до 245, а затем и до 300.

В феврале 2006 года тысячи венцев пришли в галерею Бельведер, чтобы в последний раз увидеть пять картин Климта, в том числе «Золотую Адель», бывшую визитной карточкой музея и национальной иконой. Теперь этими картинами любуются ньюйоркцы.

Адель Блох-Бауэр Густав Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907
Новая галерея, Нью-Йорк