17 декабря -Музей українського живопису

17 декабря

Родился Поль Сезар ЭЛЛЁ (17 декабря 1859, Ванн — 23 марта 1927, Париж) — французский художник.

В 15 лет открыл для себя импрессионизм. Учился в Национальной высшей художественной школе у Жана-Леона Жерома. Пол Эллё — автор интересных портретов фигур прекрасной эпохи, чаще всего женских, наиболее известен среди которых — портрет парижской куртизанки Лианы де Пужи. Часто писал свою жену Алису Герен в образе женщины с длинными рыжими волосами. Был дружен с Робером де Монтескью, Джованни Болдини, Джоном Сарджентом, Марселем Прустом. Расписал плафон Центрального вокзала в Нью-Йорке. Занимался графикой и керамикой. Был известен не только в Париже, но и в Лондоне. Кавалер ордена Почётного легиона (1904). Пол Эллё стал прототипом художника Эльстира в романе Пруста «В поисках утраченного времени».


«Портрет Алисы Герен», 1900


Народився Євген Йосипович БУКОВЕЦЬКИЙ (17 грудня 1866, Одеса - 27 липень 1948 Одеса) - відомий одеський художник-портретист та митець побутового жанру.

Закінчив Одеську школу малювання, де займався у Г. О. Ладиженського і К. К. Костанді. Потім, провчившись один рік в Петербурзькій Академії мистецтв, Буковецький подорожував по Європі, відвідуючи музеї в Парижі і Мюнхені і навчаючись живопису у західних майстрів, зокрема в Академії Жюліана в Парижі.

В Одесу він повернувся у 1891 році і з цього часу постійно брав участь у виставках Товариства південноросійських художників. З початку 1890-х років художник також брав участь у виставках передвижників у Москві і Петербурзі. У 1894 році разом з П. О. Нілусом став автором статуту Товариства південноросійських художників. 1919 року відкрив художню студію. А в 1920-і роки він став одним з ініціаторів створення художнього Товариства ім. К. Костанді. У 1937 році почав викладати в Одеському художньому училищі.

Фігуру Євгена Йосиповича Буковецького можна з повним правом назвати однією з ключових для культурного життя Одеси кінця XIX - початку XX ст. Його будинок на вул. Княжій, 27, де спочатку по четвергах, а потім по неділях протягом багатьох років збирався цвіт місцевої інтелігенції, був одним з найзначніших культурних центрів міста. В особняку на Княжій жив і працював П.О. Нілус, тут провів останні "окаянні дні" 1919-20 рр. перед від'їздом в еміграцію І.О. Бунін. Буковецький написав сотні портретів своїх співгромадян, так що його можна вважати портретистом всієї Одеси.

«Біля вікна»


Родился Николай Николаевич САПУНОВ (17 декабря 1880, Москва — 14 июня 1912, Териоки под Санкт-Петербургом) — живописец, театральный художник, один из лучших сценографов в истории русского театра.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина, И. И. Левитана, В. А. Серова, в Академии художеств у А. А. Киселёва (1904—1911). Начал работу оформителем спектаклей (Москва и Санкт-Петербург). Как театральный художник получил известность после спектакля «Балаганчик» (1906, по мотивам произведения А. А. Блока). Член объединений «Венок — Стефанос», Московского товарищества художников, «Алая роза» и «Голубая роза», «Мир искусства» (т. н. «младший мирискусник»); известен также большим циклом натюрмортов.

Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он утонул (остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном).

«У окна»


Родился Ян (Йоханнес) СЛЁЙТЕРС (17 декабря 1881, Хертогенбос — 8 мая 1957, Амстердам) — нидерландский живописец.

С 1896 учился в Академии художеств в Амстердаме. В 1904 работа Слёйтерса была отмечена Римской премией. Полученная стипендия позволила художнику в 1904—1905 посетить Париж, в 1905—1906 — Италию и Испанию. С 1911 г. жил в Амстердаме. В 1917 — член Гаагского сообщества художников Pulchri Studio. Был принят в гильдию Святого Луки.

В разные периода своего творчества испытал влияние неоимпрессионизма, затем Винсента ван Гога, Поля Гогена и Анри Матисса. Один из ведущих представителей различных постимпрессионистских течений в Нидерландах. Экспериментировал с различными стилями, в том числе фовизмом, луминизмом и кубизмом, пока в итоге не остановился на красочном экспрессионизме. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов, ню, отличающихся яркостью колорита, динамикой форм, широкой и энергичной манерой письма. Картины художника хранятся сейчас во многих музеях мира, в том числе в Музее Винсента ван Гога в Амстердаме.

Автопортрет


Родился Йозеф ЛАДА (17 декабря 1887, Грусице, Австро-Венгрия — 14 декабря 1957, Прага) — чешский художник-график и прозаик. Создатель образа «бравого солдата Швейка». Народный художник Чехословацкой республики (1947).

Родился в семье сапожника. В 14 лет Йозеф был отправлен в Прагу, где начал учиться на позолотчика книжных переплетов. С 1905 года недолго учился в Праге в Художественно-промышленной школе. Работал для журналов и газет, тогда уже начал проявляться его талант карикатуриста и писателя. Для художественного стиля Лады характерна графическая лаконичность и выразительность, достигаемая с помощью точных упрощенных линий. Йозеф Лада любил рисовать деревенскую жизнь и чешский пейзаж, где человек существует в согласии с природой и окружающим миром.

Международную известность художнику принесла серия иллюстраций к роману своего друга Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» (1924), выполненных тушью. В число других значительных произведений входят: «Триптих с чешским пейзажем» (1935, Национальная галерея, Прага), акварельные иллюстрации к «Озорным сказкам» (1946) и к собственной книге «Воспоминания детства» (1953). Помимо многочисленных иллюстраций художник создал множество ярких карикатур и рисунков для мультфильмов. Автор детских сказок с собственными иллюстрациями. Йозеф Лада создал за свою жизнь почти 15 тысяч рисунков – черно-белых и цветных, 400 картин.

Иллюстрация к роману «Похождения бравого солдата Швейка»


Родился Леонид Евсеевич МУЧНИК (17 декабря 1896, Одесса – 8 января 1966, Одесса) — живописец. Входит в неофициальный список 100 лучших художников Украины.

Учился в Одесском художественном училище у К.К.Костанди и Г.А.Ладыженского (1911-1914), в 1926 окончил Одесский художественный институт. Автор многофигурных композиций, воссоздающих события революции 1905–07 гг. на Черноморском флоте и Великой Отечественной войны: «Восстание на крейсере «Очаков» (1927), «Подвоз провианта на броненосец «Потемкин» (1934), «Мы еще вернемся» (1944–47), «Потемкинцы выносят на берег тело убитого Г.Вакуленчука» (1949–57) и др. Также автор пейзажей и городских видов.

Много лет занимался преподавательской работой в Одесском художественном институте. Профессор. Среди учеников Л.Е. Мучника известные художники А. Сорока, К. Ломыкин, А. Ацманчук, В. Власов, К. Филатов и др.


«Подвоз провианта на броненосец "Потемкин"»


Родился Пол КАДМУС (17 декабря 1904, Нью-Йорк, США — 12 декабря 1999, Вестон, США) — американский художник, иллюстратор. Известен своими изображениями обнаженных мужчин.

Пол Кадмус родился в Нью-Йорке в семье бедных художников. Отец, Эгбер Кадмус, занимался литографией, а мать была увлечена иллюстрацией книг для детей. В 15 лет он поступил в Национальную Академию Дизайна в Нью-Йорке. За годы учебы он выиграл несколько студенческих творческих конкурсов, получал денежные призы и стипендию. Поработав в рекалмном агентстве, Пол отправился в путешествие на велосипеде через всю Францию и Испанию в компании со своим другом и возлюбленным Джаредом Френчем, который был тоже начинающим художником. Они проводили время в музеях европейских столиц, изучая работы великих мастеров эпохи Ренессанса. Кадмус на два года поселился на Майорке, где начал писать свои первые работы.

С 1930-х годов Кадмус начал активно рисовать обнаженных мужчин, позже художника назвали одним из первых американских художников, изображающих гей-жизнь. Кураторы выставок часто отказывались включать его картины в выставочные экспозиции из-за гомоэротической тематики. От масляной живописи художник перешел к яичной темпере – очень кропотливому методу рисования. Многие работы художника отвергали, находя в них слишком сатирическое изображение американской жизни. В 1974 году Кадмус наконец-то становится членом Американской академии искусств и профессором Института искусств.

«Двойной автопортрет. 1940-1990» «Душ», 1943


Родился Петр Тарасович МАЛЬЦЕВ (17 декабря 1907, Мариуполь Екатеринославской губернии — 5 октября 1993, Москва) — советский живописец. Народный художник СССР (1974). Автор картин на военно-исторические сюжеты, диорам.

Учился в Запорожской художественной школе (1921—1924) у В. Н. Невского, в Высшем художественно-техническом институте (1924—1930) у П. В. Кузнецова, В. А. Фаворского, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёва. Участник художественных выставок с 1928 года. Член Союза художников СССР с 1932 года. С 1949 года член студии военных художников имени М. Б. Грекова. Участвовал в восстановлении панорамы Ф. А. Рубо «Бородинская битва», в создании диорам «Альпийский поход Суворова» (1952 год), «Штурм Сапун-Горы» (1958 год), «Форсирование Днепра в районе Переяслава-Хмельницкого» (1975 год), панорамы «Сталинградская битва» (1980-82 г.г.).

«Штурм Сапун-горы», 1958