17 ноября -Музей українського живопису

17 ноября

Народився Аньйоло БРОНЗІНО (17 листопада 1503, Флоренція, Тоскана — 23 листопада 1572, Флоренція) — італійський живописець, видатний представник маньєризму.

Справжнє ім'я - Аньйоло ді Козімо ді Маріано. Бронзіно — прізвисько (Бронзоватий), які зазвичай отримувала більшість італійських майстрів і за якими вони і увійшли в історію мистецтв. Бронзіно писав фрески, вівтарні картини, релігійні, алегоричні картини і картини на міфологічні теми. Однак справжню славу художнику принесли, в першу чергу, портрети. Бронзино був високоосвіченою і начитаною людиною і добре знав праці таких великих сучасників-гуманістів як Данте і Петрарка. Він писав вірші і був членом флорентійської академії.

«Портрет юнака з книгою». Музей Метрополітен, Нью-Йорк

Бронзіно створив тип парадно-аристократичного портрета, в якому відчужена замкнутість образу поєднується з урочистою нерухомістю композиції, гостротою малюнка, холодним колоритом і безпристрасною точністю деталей. Картини Бронзіно на релігійні та міфологічні теми відрізняються складністю композиції, надуманістю поз і жестів і еротизмом образів. У мистецтві Бронзіно маньєризм досягає найвищого розквіту. Картини заповнені фігурами, що утворюють своїми обрисами гарний, складний малюнок, при цьому майстер не прагне передати реальний тривимірний простір. Вертикалі і діагоналі підкреслені, фігури штучно подовжені, їх моделювання жорстке, скульптурне.

Портрет Бронзіно (?) «Алегорія з Венерою і Амуром», близько 1546. Національна галерея, Лондон


Родился Бенедетто ЛУТИ (17 ноября 1666, Флоренция —17 июня 1724, Рим) — итальянский художник эпохи барокко.

Ученик Габбиани и Томмазо Реди. Пользовался покровительством великого герцога Тосканы Козимо III Медичи, большого поклонника пастельной живописи. В 1691 году художник переезжает из Флоренции в Рим, где великий герцог по-прежнему оказывает ему поддержку. Лути был одним из первых больших мастеров, которые использовали пастель не только для эскизов для масляных картин, но и писавших пастелью портреты. Кроме этого, Б. Лути создавал также произведения масляной живописи и фрески (например, для базилики ди Сан-Джованни на Латеране). Б. Лути также успешно занимался торговлей произведениями искусства и руководил основанной им художественной школой.

«Аллегория мудрости»


Родился Ноэль Никола КУАПЕЛЬ (17 ноября 1690, Париж — 14 декабря 1734, там же) — французский художник и гравер.

Сын художника Ноэля Куапеля и единокровный брат Антуана Куапеля, а стало быть — дядя наиболее известного в роду Шарля Антуана Куапеля (и потому сам нередко упоминаемый как «Куапель-дядя»).

Ученик своего отца. Его лучшей работой считается живопись на своде капеллы святой Марии в церкви Святого Спасителя в Париже. Среди известных гравюр Куапеля — «Святая Тереза среди множества Ангелов» и «Триумф Амфитриты». С 1733 года профессор Академии художеств.

Портрет Луизы Елизаветы де Бурбон (либо Луизы-Дианы Орлеанской)


17 ноября 1757 года в Петербурге указом Сената была основана Императорская Академия художеств — высшее учреждение Российской империи в области пластических искусств.

Занятия в Академии начались с 1758 г. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники на казённые средства отправлялись на стажировку за границу. При академии было открыто воспитательное училище, куда принимали мальчиков 5-6 лет (закрыто в 1843). Уставом 1859 года было усилено внимание к изучению общих наук. Главным в академии считался исторический жанр. Учащиеся создавали картины на программы, сюжеты которых были взяты из таких произведений, как Библия, «Метаморфозы» Овидия, «Илиада» Гомера и т.п. Кроме подготовки художников, Академия художеств периодически проводила выставки картин. Художественный музей при академии был общедоступным.

В 1764—88 гг. на Васильевском острове для академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот). В здании имелась домовая церковь св. Екатерины. Отделка интерьеров затянулась до 1817 года. В 1830-е гг. Константин Тон занялся обновлением интерьеров и спроектировал новые пышные залы — Рафаэлевский и Тициановский.

Поскольку Академия художеств была единственным высшим учебным заведением данного профиля в Российской империи, сюда приезжали учиться и многие художники с Украины – выпускники киевского, одесского и харьковского художественных училищ.

12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать.

Здание Академии художеств Н. Г. Чернецов. «Академия художеств»


Родился Франсуа-Луи ФРАНСЭ (17 ноября 1814, Пломбьер-ле-Бен, Вогезы, — 28 мая 1897, Париж) — французский пейзажист.

Пятнадцати лет от роду поступил приказчиком в магазин к одному из парижских книготорговцев, где в свободные часы усердно занимался рисованием и вскоре достиг в нем такого успеха, что издатели книг и журналов стали обращаться к нему с заказами виньеток и иллюстраций. Этот успех побудил его искать серьёзное художественное образование и с 1834 года Франсэ стал посещать классы училища изящных искусств. После того учился у Коро и Ж. Жигу. Начало его известности положила картина «Античный сад», выставленная им в салоне 1841 г. С той поры его репутация, как отличного пейзажиста, росла с каждым годом. В своих пейзажах Франсэ соединял верную передачу природы с некоторой её идеализацией, умел выбирать простые, но поэтичные сюжеты и искусно разыгрывал в них освещение. Исполнение его картин отличается вкусом и добросовестной законченностью.

«Вид на Антиб»


Родился Фра́нтишек КОБЛИГА (17 ноября 1877, Прага— 12 декабря 1962, Прага) — чешский художник и график, представитель второго поколения чешского символизма.

Ф. Ко́блига изучал живопись в Высшей школе прикладного искусства в Праге в 1901—1905 годах, под руководством Франтишека Женишека, однако графическим искусством он овладел самоучкой. Впервые его работы были выставлены в Праге в 1901 году. В 1923 он вступает в Союз чешских художников-графиков Голлар. С 1932 года Ф. Коблига — председатель этого союза. Автор ряда книг по графическому мастерству.

Работы Ф. Коблиги относятся к произведениям позднего символизма и инспирированы творчеством таких мастеров, как Одилон Редон, Карел Главачек и британских прерафаэлитов. Автор многочисленных экслибрисов, литографий и ксилографий. Работал также как книжный иллюстратор.



Родился Павел Варфоломеевич КУЗНЕЦОВ (17 ноября 1878, Саратов — 21 февраля 1968, Москва) — российский живописец.

Родился в семье иконописца. Занимался в «Студии живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств. Блестяще выдержал в 1897 вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников.

В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным расписали церкви Казанской Божьей Матери в Саратове. Талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены. В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая роза. Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».

В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Но после поездок в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—1913) творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь: из своих странствий по Азии Кузнецов привозит ритм и поэтику Востока, яркость и одновременно тонкость передачи цвета.

«Стрижка овец»

В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924). В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой). Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925—1929 гг.). Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства» (1924—1931). 1928 — заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1917—37, 1945—48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и других институтах.

Портрет Е.М. Бебутовой, 1922


Родился Тецугоро ЁРОЦУ (ЁРОЗУ) (17 ноября 1885, Иватэ в регионе Тохоку — 1 мая 1927, Сигасаки) — японский художник, известный своим внедрением авангардистских тенденций в японскую живопись в начале ХХ века.

Ёроцу родился на севере Японии в семье купца. Он проявлял интерес к живописи уже в раннем возрасте, а в 14 лет приступил к самостоятельному изучению традиционного японского искусства. В 16 лет Тецугоро самостоятельно научился писать акварелью. Именно с той поры юноша мечтал стать художником.

В 1903 году отправился в Токио, где познакомился с членами Общества художников «Хакубакай» (Белая лошадь), организованного приехавшим их Парижа художником Сейки Курода, и начал посещать занятия в их школе в Хонго. В1907 году был принят в токийскую Школу изящных искусств на факультет западного искусства. В 1911 году Ёроцу окончил Школу, написав в качестве дипломной работы картину "Обнаженная красавица".


В 1914 году Тецугоро вернулся на родину, в Иватэ, чтобы полностью сосредоточиться на творчестве. Ёроцу написал ряд автопортретов, пейзажи и натюрморты, и начал экспериментировать с кубизмом. В 1919 году усталость и бессонница привели Ёроцу к приступам острой неврастении, врачи советовали переехать в Сигасаки, чтобы поправить здоровье. В Сигасаки художник увлекся плэнерной живописью, написав множество пейзажей пригорода и побережья. В этот период художник занялся изучением «нанга» – иллюстрациями к литературным произведениям. Слабое здоровье не позволило художнику продолжать заниматься творчеством. Умер Ёроцу Тецугоро в возрасте 41 года от туберкулеза, осложненного пневмонией.

Автопортрет «Обнаженная красавица», 1912. Национальный музей современного искусства, Токио


Родился Макс ЛИНГНЕР (17 ноября 1888, Лейпциг — 14 марта 1959, Берлин) — немецкий художник и график, участник Движения Сопротивления.

Родился в семье гравёра, обучался рисованию в Художественной академии Дрездена. В 1912 году заканчивает учёбу, получив за дипломную работу Саксонскую государственную премию. С началом Первой мировой войны ушёл на фронт солдатом, воевал все четыре года. В 1918 году Лингнер принимает участие в восстании моряков германского ВМФ, член солдатского Совета в Киле. C 1922 по 1927 год работает художником в Вейсенфельсе, затем по рекомендации Кете Кольвиц уезжает в Париж. Здесь изучает современную живопись, находится под влиянием импрессионизма. В 1933, 1939 и 1947 годах в Париже проходят персональные выставки полотен Макса Лингнера.

В 1934 году художник вступает в Французскую коммунистическую партию (ФКП), сотрудничает в газете «Юманите». В годы Гражданской войны в Испании (1936-39) участвует в боях на стороне республиканцев. В 1939—1940 годах находился во французском лагере для интернированных, бежит из него и с фальшивыми документами на имя Марселя Лантье находится в оккупированной немецкими войсками Франции на нелегальном положении и борется с нацистами в рядах французского Движения Сопротивления.

В 1949 году возвращается в Германию, в ГДР, и работает профессором по современной живописи в Высшей художественной школе в берлинском районе Вайсензе. В 1950 году участвует в основании Немецкой академии искусств в Берлине.

«Две войны — две вдовы». 1946


Родился Исаму НОГУТИ (17 ноября 1904, Лос-Анджелес — 30 декабря 1988,.Нью-Йорк) — американский скульптор и дизайнер японского происхождения.

Отцом Исаму был японский поэт Ёнэ (Ёнэдзиро) Ногути, матерью — американская писательница Леони Гилмор. Образование получил в Колумбийском университете (в 1923-26 годах) и в Школе искусств Леонардо да Винчи. В 1927 году он получает на 2 года стипендию Гуггенхайма и уезжает во Францию. С марта 1927 года Исаму — ассистент Константина Бранкузи в Париже; здесь он знакомится со скульптурой из дерева и камня. В 1929 молодой скульптор возвращается в Нью-Йорк. В том же году состоялась его первая персональная выставка. В 1930—1932 годах Исаму совершает поездки в Париж, Пекин и в Японию. В Китае он изучает традиционную китайскую живопись кисточкой и тушью, в Японии — глиняное, керамическое мастерство.

Между 1933 и 1937 годами скульптор создаёт проекты для памятников и статуй на улицах и площадях, перед официальными учреждениями и т. д. В 1942-48 годах он больше работает как театральный художник, дизайнер интерьера, создаёт эскизы для мебели и ламп. После 1949 года много путешествует по Европе, Ближнему Востоку и Японии, живёт попеременно в Нью-Йорке и в Японии. В 1984 году Исаму Ногути удостоен звания почётного доктора в Колумбийском университете. В 1987 награждён Национальной медалью искусств президента США. В 1988 он получает Орден Священного сокровища третьего класса.

В своих произведениях Исаму старался соединить западную, модернистскую культурную традицию с приёмами искусства Китая и Японии.

«Ундина», 1927. Бронза


Родился Александр Петрович ЗУБКОВ (17 ноября 1941, с. Хмелевое Курской обл.) – живописец, мастер гобелена. Заслуженный деятель искусств Украины (1999), Заслуженный художник АР Крым (2001).

Закончил Харьковский художественно-промышленный институт (1971). С 1971 г. художник Крымского художественно-промышленного комбината. Член Союза художников Украины с 1977 г. Живет и работает в Симферополе. Монументальные работы художника украшают здравницы Крыма. Председатель Правления Крымской организации Национального Союза художников Украины с 1994 г.



Родился Джек ВЕТТРИАНО (настоящая фамилия — Хогган, 17 ноября 1951, графство Файф, Шотландия) — современный британский художник-самоучка, один из самых популярных художников в мире.

В 16 лет оставил школу и был учеником у горного инженера, на шахте. Рисование вначале рассматривал как хобби, копировал картины в местных музеях. На 21-й день рождения подруга подарила ему набор акварельных красок, после чего Джек начал вплотную заниматься рисованием.

Спустя 14 лет рисования в 1988 году Джек Хогган рискнул выставить несколько своих полотен на ежегодной выставке в Шотландской Королевской Академии. Его картины были выкуплены в первый же день, и поступило множество заказов на его работы. Вскоре художник переехал в Эдинбург, взяв в качестве псевдонима измененную фамилию своей матери Веттриано.

«"Синяя птица" на Бонневилле»

В последующие годы рос интерес к его творчеству, в 1992 году состоялась первая персональная выставка художника под названием «Сказки о любви и прочие истории». После этого с успехом выставлялся в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Эдинбурге, Йоханнесбурге. В 2003 году был награждён королевой Елизаветой II орденом Британской империи. В апреле 2004 года в Эдинбурге на аукционе шотландского искусства, проводимом Sotheby’s, картина Джека Веттриано «Поющий дворецкий» сенсационно была продана за 744500 фунтов стерлингов ($1 млн. 300 тысяч).

Стиль Веттриано определяют как романтичный фигуративизм и нарративное искусство. Цвета и фигуры на его картинах делают их похожими на фотографии. Работы Веттриано никогда не приобретались британскими галереями. В среде художников и искусствоведов его творчество не воспринималось серьёзно. Считалось, что его произведения не отличаются оригинальностью и художественной ценности не представляют. Многие искусствоведы говорят о вульгарности его работ. Но Веттриано бесспорно один из самых популярных и самых коммерчески успешных художников в Соединенном Королевстве (и не только). Большую часть доходов художнику приносят репродукции его картин, а также тиражирование его образов на открытках, плакатах и кружках для чая. Объемы продаж, например, репродукций «Поющего дворецкого» обгоняют в Англии даже «Подсолнухи» Ван Гога.

Автопортрет «Поющий дворецкий»