17 мая -Музей українського живопису

17 мая

Родился Ричард Бриджес БИЧИ (17 мая 1808, Лондон — 14 марта 1895, Хэмпшир, Англия) — британский художник-маринист, путешественник. Адмирал королевского военно-морского флота Великобритании.

Родился в семье художника сэра Генри Уильяма Бичи, члена Королевской академии художеств. По семейной традиции в четырнадцать лет вступил в Королевской военно-морской флот, окончил Королевский военно-морской колледж в Портсмуте. Совершил ряд путешествий.Со временем дослужился до звания вице-адмирала (1879). Почётный член Королевской академии Хиберниан с 1868 года.

Как его отец и двое братьев Генри Уильям Бичи (1789—1862) и Георг Дункан Бичи (1798—1852), Ричард стал знаменитым художником, автором картин с видами различных морских объектов, военно-морских батальных сцен. Создал много рисунков, изображающих места и сцены из его путешествий, в том числе, в Арктике и южных морях. Р. Бичи был постоянным участником художественных выставок. С 1832 по 1877 гг. выставил девятнадцать работ в Королевской Академии, с 1833 по 1859 — тринадцать картин — в Британском институте, и семь — в Обществе британских художников (1834—1835).

«Гибель линкора "Ахилл" под огнем врага», 1863


Родился Максим МОРФА (17 мая 1861, Нант — 23 мая 1918, Понсе-сюр-ле-Луар, департамент Сарта) — французский художник-импрессионист.

Начал заниматься живописью в возрасте 18 лет. Первоначально выступал как художник-любитель. Будучи профессиональным коммерсантом, в 1884—1890 годы он рисовал лишь в своё свободное время. В эти годы Мофра познакомился с таким художественным явлением, как импрессионизм. В 1890 году М. Мофра стал профессиональным художником. Он покинул Нант, жил и работал в Бретани, где встречался с Полем Гогеном и Полем Серюзье. После переезда в Париж Мофра в 1892 году стал первым художником, поселившимся в знаменитом доме-мастерской Бато-Лавуар. В 1900 г. он принимал здесь вернувшегося из своего первого путешествия на Таити Поля Гогена. С 1904 года в этом здании жил и работал Пабло Пикассо. В 1894 году в Париже, в галерее Ле-Барк-де-Бутвиль прошла первая персональная выставка М. Мофра. В 1896 году он выставил свои работы в Парижском салоне. В 1916 году М. Мофра было присвоено почётное офицерское звание «художник флота».

В полотнах Максима Мофра ощущаются и влияние пуантилизма таких мастеров, как Камиль Писсарро и Альфред Сислей, и яркие цвета художественной школы Понт-Авена. В то же время Мофра остался независимым, имеющим собственный характерный стиль живописцем — большинство полотен которого посвящены морской и пейзажной тематике, изображению прекрасного мира природы.

«Ловцы тунца в море», 1907


Родилась Анна Петровна ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА (17 мая 1871, Санкт-Петербург – 5 мая 1955, Ленинград) – русская художница-пейзажистка, гравер и акварелист. Народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949).

Родилась в семье сенатора, магистра богословия П. И. Остроумова. Лебедевой стала в 1905, выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева. Еще гимназисткой Анна посещала Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, увлеклась техникой гравюры. Закончила Академию художеств, где занималась у В. В. Матэ, И. Е. Репина, К. А. Савицкого и П. П. Чистякова. В 1898–1899 совершенствовала свою технику в Париже, в мастерской Джеймса Уистлера. С 1899 активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства» (с 1924). Сыграла большую роль в возрождении гравюры в России как самостоятельного вида искусства, особенно цветной гравюры. Из-за приступов астмы Анна Петровна не могла работать с масляными красками, поэтому в совершенстве овладела техникой акварели, создавая превосходные пейзажи и портреты. Свое творчество художница посвятила Петербургу.

«Петербург. Крюков канал», 1910


Родился Константин Иванович ГОРБАТОВ (17 мая 1876, Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти) — 24 мая 1945, Берлин) — художник, профессор Петербургской Академии художеств, яркий представитель русского постимпрессионизма.

Учился в Самаре у местного художника Ф.Е. Бурова, а также в Риге у Д. Кларка. С 1905 по 1911 год учился на живописном отделении Академии художеств у А. А. Киселёва и Н. Н. Дубовского. В 1911 году за картину «Приплыли» получил звание художника, заграничную поездку и золотую международную медаль на выставке в Мюнхене.

В 1912 году Горбатов поехал в Рим как пансионер Академии художеств, а потом по приглашению Горького переехал к нему на остров Капри. После Италии Горбатов объездил почти всю Европу и вернулся в Россию. В России он писал пейзажи, виды северных городов и маленьких волжских городков. Некоторая старомодность картин и добротный стиль снискали Горбатову популярность в средних слоях населения и его картины хорошо раскупались. Но после революции его доходы сошли на нет, и в 1922 году он с женой выехал из России.

С 1922 по 1926 жил в Италии, на острове Капри. В 1926 поселился в Берлине. В берлинский период жизни много путешествует: Финляндия, Великобритания, Палестина. Почти ежегодно ездил в Италию. Работы Горбатова пользовались успехом в Германии и по сравнению с русскими белоэмигрантами он жил довольно зажиточно. Но с приходом к власти нацистов работы Горбатова в Германии перестали пользоваться популярностью. К концу войны Горбатовы жили в страшной бедности, сам Константин Иванович болел. Он скончался в Берлине 24 мая 1945 года, его жена 17 июня 1945 покончила жизнь самоубийством. Свои работы Горбатов завещал ленинградской Академии художеств.

«Улица провинциального городка», 1920


17 мая 1886 года прошла торжественная церемония открытия нового здания музея в цинциннатском Иден-парке. Художественный музей Цинциннати (англ. Cincinnati Art Museum, сокр. CAM) — один из старейших художественных музеев США, находящийся в городе Цинциннати, штат Огайо.

Основанный в 1881 году, это был первый специально построенный музей искусств западнее Аллеганы. Его коллекция из более чем 60 000 работ делают его одним из наиболее крупных музеев на Среднем Западе. Здание в стиле романского возрождения было спроектировано архитектором из Цинциннати Джеймсом Маклафлином.

В собрании музея произведения искусства Древних Египта, Греции и Рима, а также Ближнего Востока и Африки. Помимо полотен старых мастеров (Лукаса Кранаха Старшего, Тициана, Рубенса, Антониса Ван Дейка, Франса Халса), коллекция живописи включает в себя картины выдающихся американских и европейских художников XIX-XX в.в. (Уильяма Чейза, Мэри Кассат, Фредерика Чайльда Гассама, Пьера Огюста Ренуара, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Клода Моне, Альфреда Сислея, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо).

Здание музея Из собрания музея: Бартоломе́ Эсте́бан Мурильо «Святой Томас раздает одежду нищим мальчикам»


Родился Сотаро ЯСУИ (17 мая 1888, Киото — 16 декабря 1955, Юкагава, префектура Канагава) — японский художник.

Сотаро Ясуи родился в семье крупного торговца шерстью. Начал своё художественное обучение в Сёгоин Ёга Кэнкёдзё (Исследовательском институте западной живописи Сёгоин), ученик Асаи Тю. В 19-летнем возрасте Ясуи уезжает в Париж, где учится в Академии Жюлиана у Жан-Поля Лорана (с 1907 по 1914 год).

В начальный период творчества в полотнах Ясуи чувствуется влияние Густава Курбе, в более поздних — Сезанна. После возвращения на родину Ясуи, хотя и продолжает писать свои полотна согласно западной традиции, но постепенно освобождается от творческой зависимости от французской школы и вырабатывает свой собственный художественный стиль. На протяжении многих лет Сотаро Ясуи был известен как выдающийся портретист.

«Женский портрет», 1930


Народився Костянтин Миколайович ЄЛЕВА (17 травня 1897, Київ - 19 листопада 1950, Київ) - український художник, відомий педагог, професор. Учень Михайла Бойчука.

У 1922 році закінчив Київський художній інститут. Був членом Асоціації революційного мистецтва України. Педагогічну діяльність розпочав викладачем Київської художньої профшколи (1930-1932). Керував відділом театрально-декораційного живопису в Київському інституті пролетарського образотворчого мистецтва.

У 1944-1950 рр. - професор на кафедрі рисунка Київського художнього інституту і одночасно - викладач в Інституті аспірантури Академії архітектури УРСР. Виховав багатьох відомих українських живописців.

«Біля Канева»


Народився Ернест Рудольфович КОНТРАТОВИЧ (17 травня 1912 року, с. Кальна Розтока, Австро-Угорщина, нині Словаччина - 23 грудня 2009, Ужгород) – живописець, один із засновників закарпатської школи живопису. Народний художник України (1991).

Учень і послідовник Адальберта Ерделі, у якого Контратович почав займатися живописом ще в гімназії. У 1932 закінчив художню школу в Ужгороді (викладачі - Й. Бокшай та А. Ерделі), від 1933 - брав участь у виставках. Творчість Контратовича у 1930-і рр. характеризується гос¬трою соціальною спрямованістю, використанням стриманої кольорової гами і приглушених тонів, перевагою сірого та чорного кольорів; пізніше розробляв релігійну т嬬матику. ВІд 1934 був членом Товариства діячів образотворчого мистецтва Підкарпатської Русі, у 1946 вступив до Спілки художників України. Персональні виставки відбулися в Ужгороді (1967, 1972, 1987, 1997), Києві (1973, 1975–76, 1982, 2001), Бардєйові (1973–74), Пряшеві (1975–76; обидва – Словаччина), смт Великий Березний (За¬карпатська обл., 1977).

«Весільна процесія», 1946

Ернест Контратович випробував себе в різних жанрах - пейзаж, історичні та жанрові полотна, натюрморт. Будучи людиною оптимістичного світосприйняття, художник створив власний напрямок експресіонізму, який випромінює добро і любов до всього сущого на землі. У його картинах ми бачимо прекрасну природу Карпат, фольклор і побут верховинців.

Портрет художника Контратовича.
Автор - В. Микита. 1976
«Карпати», 1970-і


Народився Євген Павлович ЄГОРОВ (17 травня 1917, с. Лиман Харківської губернії (зараз – місто в Донецькій обл.) — 4 травня 2005, Харків) — український графік та живописець, заслужений діяч мистецтв УРСР.

Учасник Другої світової війни, пройшов бойовий шлях до Берліна, в його творчій майстерні зберігався шматок стіни Рейхстагу; повернувся інвалідом. 1949 року закінчив Харківський державний художній інститут — вчителями були Дмитро Шавикін і Олексій Кокель. З того ж року бере участь у республіканських, всесоюзних та зарубіжних виставках. З 1949 — викладач Харківського художньо-промислового інституту, з 1972 по 1985 — його ректор, від 1974 — професор. В Харківській академії дизайну 2006 року відкрито пам'ятну дошку на його честь. Серед його учнів — народний художник України Віктор Іванович Ковтун.

Від 1958 — член Спілки художників УРСР. Його особисті виставки відбувалися в Харкові — у 1957, 1977 та 1987 роках, в Києві 1987, та в Китаї — 1997, альбом з його малюнками видали в Харбіні. Серед відомих його творів: картини «Юність», серія портретів — «Мої друзі-однополчани».

«Арль», 1985. Папір, пастель, акварель


Народився Михайло Олексійович РЯСНЯНСЬКИЙ (17 травня 1926, м. Таганрог Ростовської обл.. – 2003, Миколаїв) – український живописець. Заслужений художник України (1976), Народний художник України (2001).

Брав участь у радянсько-німецькій війні рядовим піхотинцем, був важко поранений. Закінчив Ростовське художнє училище у 1947, потім, з відзнакою, Київський державний художній інститут у 1956. Працював у Ростовському відділенні Художнього фонду (1948 – 1950), Черкаській обласній організації спілки художників України (1956-1957). 1957 року переїхав до Кишинева, де працював викладачем в художньому училищі (1957 – 1868), потім - у Київському художньому інституті (1968 – 1970). З 1970 року працював у Миколаївській обласній організації Національної Спілки художників України. Постійно брав участь в обласних, всеукраїнських, міжнародних художніх виставках. Тільки персональних виставок в його творчості більше трьох десятків. Працював у галузі тематичної картини, портрета, пейзажу, натюрморту.

Краса рідної землі, землі наших батьків, оживає в картинах. Особливе місце в його творчості посідала тема війни. Його хвилювала історія Батьківщини та героїчна минувшина нашого краю. Написав чудову серію портретів письменників України, йому позували О. Гончар, П. Загребельний, П. Глазовий та багато інших письменників, а в циклі «Однополчани» зображено біля 150 його бойових друзів.

«Побачення»


Народився Віталій Васильович СЛОБОДСЬКИЙ (17 травня 1949, с. Великий Березний, Закарпатської області) — український закарпатський художник, член Національної спілки художників України. Заслужений художник України (2016).

У 12 років учень студії юних художників Ужгородського палацу піонерів під керівництвом Золтана Баконія. Продовжив освіту в Одеському педагогічному інституті ім. Ушинського на художньо-графічному факультеті (1966-1971 рр. Викладач з фаху: Єфименко Віктор Георгійович). Дипломна робота „Оновлення землі" увійшла в триптих „Ніхто не забутий, ніщо не забуте".

Віталій Слободський є представником закарпатської школи живопису, пейзаж, портрет та натюрморт — основні теми його творчості. Від 2001 року - член Спілки професійних художників Закарпаття.