17 февраля -Музей українського живопису

17 февраля

Родился Рафаэль ПИЛ (17 февраля 1774, Аннаполисе, Мэриленд – 25 марта 1825, Филадельфия) – американский художник, считающийся первым профессиональным американским живописцем натюрморта.

Сын художника Чарльза Уилсона Пила. Как и его родные братья, названные в честь известных художников или ученых, Рафаэль учился живописи у отца. Его первая профессиональная выставка прошла в 1795, когда художнику исполнился 21 год. После ухудшения здоровья, когда он уже не мог передвигаться без опор, Рафаль Пир посвятил себя исключительно натюрмортам, хотя большинство художников считало натюрморт предметом достойный только любителей. Благодаря именно натюрмортам Рафаэль и стал известным художником, которого сегодня считают основателем американской школы натюрморта. Его работы часто были представлены на выставках в Академии искусств Пенсильвании между 1814 и 1818 годами. Последние годы жизни художник злоупотреблял алкоголем.

Чарльз Уилсон Пил. «Лестница (Рафаэль Пил и Тициан Рэмзи Пил)» «Натюрморт с кувшином и рыбой», около 1810


Родился Пьер Огюст КОТ (17 февраля 1837, Бедарье — июль 1883, Париж) — французский художник, представитель академизма.

Первоначально учился живописи в Школе изящных искусств в Тулузе, затем продолжил обучение в Парижской École des Beaux-Arts. Его учителями были Леон Конье, Александр Кабанель и Адольф Вильям Бугро.

Основной темой произведений Пьера Огюста Кота были мифологические сюжеты. Кроме того, художник завоевал широкую популярность созданными им портретами. Участник многих выставок. Был членом жюри фестивалей живописи Парижского салона и Римской премии. В 1874 году ему было присвоено звание Кавалера ордена Почëтного легиона.

«Буря» «Весна»


Родился Алексей Аввакумович НАУМОВ (17 февраля 1840 — 1895, Санкт-Петербург) — русский жанровый живописец.

Посещал воскресные классы Санкт-Петербургской рисовальной школы для приходящих, состоявшей в ведомстве министерства финансов (позже рисовальная школа общества поощрения художников), и с 1859 г. учился в Императорской академии художеств. Получив от неё, в 1868 г., малую серебряную медаль за успехи в рисовании, был выпущен в 1872 г. со званием классного художника 3-й степени, а затем повышен, в 1873 г., в классные художники 2-й степени за «Этюд с натуры», изображающей деревенского портного. Эта картина экспонировалась на выставке в Лондоне, где была удостоена серебряной медали. В 1874 году Наумов получил звание классного художника 1-й степени за картины «Курная изба» и «Монах капуцин».

Художник участвовал во Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии, США. Позднее Алексей Наумов обратил на себя внимание публики двумя картинами: «Белинский перед смертью» (1882) и «Дуэль Пушкина» (1884), благодаря интересности их содержания и добросовестности исполнения. Помимо жанровой живописи Алексей Наумов писал портреты и образа для церквей, а также занимался преподаванием рисования в разных учебных заведениях.

«Дуэль Пушкина с Дантесом», 1884


17 февраля 1852 г. в Петербурге состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа (от французского ermitage – «место уединения») – первого в России публичного художественного музея, для которого было построено специальное здание.

Часть музейного комплекса Государственный Эрмитаж.

Новый Эрмитаж – одно из пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной, построенное в 1840–1851 годах по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. Известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов.

Тогда же, в 1852 году, по европейскому примеру для публики был открыт и весь музей, основанный в 1764 году Екатериной II в качестве частной художественной коллекции.

Лео фон Кленце, мастер музейного ансамбля, учёный, археолог, живописец, разработал проект музея с учётом опыта европейского музейного строительства XIX в. Первый этаж предназначался для размещения античных коллекций, древней и новой скульптуры, экспозиции рисунков и гравюр, а также библиотеки. Залы второго этажа отводились для экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства.

Портик Нового Эрмитажа Зал испанского искусства на акварели Э. Гау. (1856)


Родился Ян ПРЕЙСЛЕР (17 февраля 1872, Кралов Двор —27 апреля 1918, Прага) — чешский художник и профессор живописи.

При согласии семьи и заручившись финансовой поддержкой группы состоятельных земляков, Прейслер в 15-летнем возрасте уезжает в Прагу, где поступает в Высшую школу прикладного искусства. После окончания этого образования художник, совместно с Карелом Шпилларом, снимет художественную мастерскую на Малостранской. В 1902 году Я.Прейслер совершает путешествие по Италии; в Вене он знакомится с Огюстом Роденом. В 1905 году был организатором пражской выставки Эдварда Мунка, автор плаката к этой выставке. В 1906 году художник совершает поездку в Париж, где знакомится с творчеством Поля Гогена. С 1903 года Я.Прейслер преподаёт рисование обнажённой натуры в Высшей школе прикладного искусства в Праге. В 1913—1918 годах он — профессор живописи в пражской Академии художеств.

«Весна» (триптих), 1901

Полотна, созданные Я.Прейслером, написаны в различных художественных стилях — импрессонистском, неоромантическом и символистском. Многие его картины инспирированы произведениями чешских поэтов и музыкантов. В конце 1890-х годов его работы принимают аллегорические, символические черты. Занимается также книжной иллюстрацией (в стиле Альфонса Мухи и Войцеха Прейсига).

Автопортрет, 1902-03 «Черное озеро»


17 февраля 1913 года в Нью-Йорке открылось «Армори-шоу» («Арсенальная выставка») – Международная выставка современного искусства, устроенная Ассоциацией американских художников и скульпторов в огромном помещении военного арсенала. Здесь американцы впервые познакомились с авангардной европейской живописью – кубизмом, экспрессионизмом и абстракционизмом.

Всего на выставке были показаны 1250 работ трёхсот мастеров европейского и американского авангарда.

Местных художников поразили и вдохновили работы коллег из Старого Света. Широкая же публика была шокирована «мазней» и бурно негодовала. Наибольшее возмущение вызвало полотно француза Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». В пылу шумихи все работы Дюшана, привезённые на выставку, были тут же распроданы. В настоящее время эта скандальная работа считается одной из жемчужин Филадельфийского музея искусств.

Всего выставку в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне посетило около 300 тысяч человек. Считается, что с этой экспозиции началось развитие современного искусства в США.

Постер выставки Слева: Марсель Дюшан «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», №2. 1912
Справа: Карикатура в газете New York Evening Sun, 20 марта 1913 г.: «Грубиян, спускающийся по лестнице (час пик в метро)»


Від 17 лютого 1919 почала формуватись колекція Вінницького обласного художнього музею. Розташований на території архітектурного комплексу XVII століття «Мури». Біля витоків його створення стояли місцеві художники В. Ф. Коренев, Г. В. Брілінг.

У 1920 році до збірки музею серед інших потрапила надзвичайно багата колекція художніх цінностей з Немирівського палацу княгині М. Г. Щербатової (з роду Потоцьких), зокрема, полотна майстрів Західної та Східної Європи XVII—XIX століть. Крім цього, до музею було передано зібрання, що раніше належали Грохольським. З 1921 по 1923 рік директором Вінницького художнього музею був художник Степан Слободянюк-Подолян, він же передав музею свою колекцію монет, книг та картин.

У музейній збірці Вінницького обласного художнього музею понад 7 тисяч експонатів XVII—XX століть. У картинній галереї музею експонуються твори таких художників як Ілля Репін, В. Полєнов, Карл Брюллов, К. Савицький, І. Козаков, І. Світлицький, Є. Буковецький, А. Кайгородов, П. Нілус, Олекса Новаківський, В. Орловський, А. Маневич, Г. Головков та інших визначних митців, в тому числі, і сучасних.

Вагому частину збірки музею складає колекція графіки XVIII—XX ст. У музейній збірці є унікальна колекція італійської майоліки XVII століття, вироби порцелянових заводів Західної Європи, України та Росії XVII—XX століть, скульптура, старовинні меблі, багата колекція народного декоративно-ужиткового мистецтва (вишивка, ткацтво, кераміка, писанка, витинанка, різьбярство, гута, розпис), станковий народний живопис, народна ікона.



Народився Серафим Серафимович ЧАРКІН (17 лютого 1945, м.Суми) - український живописець, скульптор, реставратор.

У 1969-1973 рр. навчався на живописно-реставраційному відділенні Ленінградського художнього училища ім. В.О.Сєрова (педагог - М.Гольдін). У 1974-1995 рр. старший художник-реставратор Одеського художнього музею. Від 1974 року - початок виставкової діяльності. З 1988 року член Спілки художників. У 1991 році в галереї «Дізар» (Москва) відбулася перша персональна виставка, на якій експонувалося 20 робіт. Всього організовано і проведено понад 10 персональних виставок Серафима Чаркіна. Живе і працює в Одесі. Роботи зберігаються в численних приватних збірках України та за кордоном. Брат - Альберт Серафимович Чаркін - російський скульптор, педагог, професор, народний художник РФ, академік РАХ (1999).



Народився Олександр Васильович САДОВСЬКИЙ (17 лютого 1951, село Миронівка, Вінницька обл.) – український живописець і графік. Заслужений художник України з 2001 р. Живе і працює в м.Суми.

У 1974-1978 роках навчався в Одеському державному художньому училищі ім. М.Б. Грекова. У 1984 році закінчив Харківський художньо-промисловий інститут (педагоги: Євген Іванович Биков, Олександр Анатолійович Хмельницький, Леонід Іванович Чернов). З 1984 по 1993 рік працює за фахом в Сумському художньо-виробничому комбінаті. У 1993 році переходить на педагогічну роботу. Працює спочатку в Сумському вищому училищі мистецтв і культури, а з 2002 року — в Сумському державному педагогічному університеті, де викладає композицію, рисунок, живопис.

Художник Олександр Садовський належить до поколінню мистців, що прийшли в художнє життя країни у роки перебудови та бурхливого відродження українського національного мистецтва. Коло зацікавлень мистця дуже широке: від історичної до побутової, а часто і до містико-фантастичної тематики. Широка манера письма, об’ємні нашарування кольору, енергійні мазки, часто великі розміри полотен, алегоричність та міфотворення — оце не повна характеристика творчої манери художника. Був плідний період у О. Садовського, коли він писав абстрактні роботи, тоді особливо виразно автор проявив своє вміння відчути тонкий колорит і композиційну гармонію твору. Хоча цей період не був тривалим, всього кілька років, мистець набув значної живописної практики, після чого повернувся до створення жанрових композицій. Нові твори, які ввібрали в себе весь попередній досвід художника, стали більш живописними, викристалізувався творчий почерк мистця, поглибився його світогляд.

Сайт художника - http://sadovsky.org/ua/

«Рідне село», 2009


В столице Туркмении Ашхабаде 17 февраля 2005 года открыли новое здание Государственного музея изобразительных искусств, построенное французской компанией «Bouygues». Новый музей стоимостью 40 млн. долл. США стал крупнейшим подобного рода объектом в Центральной Азии. На трех этажах монументального здания общей площадью 17 тыс. квадратных метров разместилась музейная экспозиция. В подвальном помещении располагаются реставрационные мастерские, хранилище, лаборатория, библиотека, столярный цех, технические службы.

История музея берет свое начало в 1927 году, когда по инициативе академика А.А. Карелина при ашхабадском краеведческом музее был открыт художественный отдел. Рост коллекции, живого интереса к живописи стали предпосылками для открытия в 1938 году первого в Туркменистане Музея изобразительных искусств.

В музее 11 выставочных залов, где представлены произведения современного туркменского искусства: живопись, графика, скульптура, ковры, гобелены, керамика, ювелирные изделия. Широко представлены работы туркменских художников – И. Клычева, Б. Афганова, Я. Байрамова, А. Хаджиева, Б. Нурали и многих других. Так же музей располагает коллекцией западно-европейского искусства XIV — начало XX веков, русской живописью XVIII—XX веков, образами прикладного искусства Китая, Японии, Индии и Ирана. В зале древнего искусства представлены редчайшие экспонаты, поступившие в музей из археологических раскопок, проводимых на территории Туркменистана.

Адрес музея: ул. Алишера Навои, 88, Ашхабад