16 ноября -Музей українського живопису

16 ноября

Умерла Софонисба АНГИССОЛА (ок. 1532, Кремона — 16 ноября 1625, Палермо) — итальянская художница, первая известная художница эпохи Ренессанса.

Родилась в аристократической семье. В 27 лет Ангиссола, бывшая уже признанным живописцем, приехала в Испанию ко двору короля, чтобы служить придворной художницей и придворной дамой королевы Елизаветы Валуа. В последующие годы писала, в основном, официальные придворные портреты. Лучшие из них (Елизаветы Валуа и Анны Австрийской) динамичны и полны жизни. Возвращаясь в Италию, Софонисба познакомилась с Орацио Ломеллино, бывшим капитаном судна, на котором она плыла. Они полюбили друг друга с первого взгляда и вскоре поженились в январе 1580 в Пизе. Брак был исключительно счастливым, хотя муж был значительно моложе 47-летней художницы. В Генуе, в большом доме, где жила семья её мужа, Софонисбе были созданы прекрасные условия для творчества, отдельные апартаменты и собственная мастерская. Многие художники приезжали к ней учиться. Её успех открыл путь в художники другим женщинам эпохи Ренессанса, таким как Лавиния Фонтана, Барбара Лонги, Феде Галиция и Артемизия Джентилески.

В последние годы жизни Ангиссола писала не только портреты, но и полотна на религиозные темы, как и в дни своей юности. Однако многие её картины были впоследствии утрачены. Удачная торговля мужа и щедрая пенсия от Филиппа II позволили ей свободно заниматься живописью и комфортно жить. Она была ведущим портретистом в Генуе, пока не переехала в Палермо, где, почти ослепнув, провела последние годы жизни.

«Автопортрет» «Трое детей с собачкой»


Крещён Барент ФАБРИЦИУС (16 ноября 1624, Бемстер — 20 октября 1673, Амстердам) — голландский художник, вероятно, ученик Рембрандта, брат художников Карела и Йоханнеса Фабрициусов.

В 1657—59 гг. он жил в Лейдене, где был членом гильдии св. Луки. По датам, проставленным на картинах, дошедших до нашего времени, видно, что он работал ещё в 1672 г. В этих картинах он является очень неровным: то замечательным мастером, близким к Рембрандту, отличающимся свободой и мягкостью кисти, блеском золотистого общего тона красок и отлично разыгранной светотенью, то посредственным рисовальщиком, суховатым по кисти, впадающим в неестественно-красный тон и неприятную синеватую черноту теней.

«Автопортрет в образе Иоанна Богослова» «Портрет семейства архитектора ван дер Гельма» (Амстердамский музей)


Родился Михаил Иванович ЛЕБЕДЕВ (4 ноября 1811, Дерпт — 13 июля 1837, Неаполь) — русский живописец-пейзажист.

Сын крепостного. В 1826 году отец вместе с семьей записался в «мещанский оклад», и юноша получил возможность учиться. За полтора года в Дерптской гимназии проявил исключительные способности и по «Высочайшему повелению» Николая I в 1829 году был помещен в ученики Императорской академии художеств «за счёт Кабинета Его Величества». Учился у М. Н. Воробьёва и В. Е. Раева. Во время прохождения академического курса, Лебедев был награждён двумя серебряными медалями. В 1833 году, получив Большую золотую медаль за «Вид в окрестностях Ладожского озера» (приобретена Императором Николаем I, автору пожалован бриллиантовый перстень), был отправлен в качестве пенсионера Академии в Италию, где с жаром принялся трудиться над изучением южной природы и усвоением простой и верной передачи её эффектов. Плодом этих трудов было несколько десятков картин, поставивших его имя в ряду лучших пейзажистов того времени. Художник умер в возрасте 25 лет в Неаполе от холеры.

В картинах Михаила Лебедева присутствует динамизм, не характерный академической школе того времени, его работы оказали несомненное воздействие на последующее развитие пленэрной живописи в России.

«Аричча близ Рима»


Народився Микола Львович СКАДОВСЬКИЙ (16 листопада 1846, с. Білозерка, Херсонський повіт - 11 червня 1892, Ланжерон під Одесою) - український художник. Автор переважно жанрових картин, але також пейзажів, портретів. Працював у своєму маєтку на Херсонщині та в Одесі. Один із засновників Товариства південноросійських художників.

Нащадок старовинного польського дворянського роду Скодовських. У 1865 році, дев'ятнадцятирічним юнаком, вступив до Московського університету. Одночасно записався вільним слухачем до Московського училища живопису, скульптури та архітектури. Деякий час займався в Дюссельдорфській академії мистецтв. Будучи заможною людиною, вивчав роботи провідних майстрів у кращих галереях Європи, відвідавши Рим, Падую, Флоренцію, Париж і Відень.

З 1876 року Микола Львович почав працювати в своєму власному ательє, в рідному селі Білозерка. Але відірваність від активного мистецького життя змусила його три роки по тому переселитися до Одеси, де він відразу набув багато друзів серед місцевих художників, артистів, музикантів. А садиба і майстерня в Білозерці стали центром літнього паломництва багатьох відомих художників. У його гостинному домі жили і працювали Геннадій Ладиженський, Микола Кузнєцов, який написав портрет Скадовського, відомі художники Костанді, Размаріцин, скульптор Едуарде. Два літа поспіль у Білозерці гостював Руфін Судковський.

«Трактирний оратор», 1881

Особливо розкрився талант художника в 1880-і роки. У 1882 році картина Скадовського «Трактирний оратор» була придбана для Третьяковської галереї. У 1883 році з картиною «Відкриття полювання» Скадовський (а Микола Львович і сам був пристрасним мисливцем) бере участь в міжнародній художній виставці в Мюнхені. У тому ж році Товариство заохочення художників видало йому премію за картину «Безпритульні», а в 1888 році на конкурсі Московського товариства любителів мистецтва він також отримав премію за картину «Розтин мертвого тіла». У 1887 році 70 картин Скадовського і 50 його акварелей були показані на виставці в Херсоні.

«Безпритульні»

Всього Миколою Скадовським було написано понад сто картин, місцезнаходження багатьох з яких в даний час невідомо. У збірці Херсонського художнього музею зберігається найбільш повна колекція творів Миколи Скадовського: 13 живописних полотен, 22 малюнка та акварелі, два дорожніх альбома з олівцевими начерками та ескізами, акварельними етюдами.

«Віолончеліст перед концертом», 1889


Помер Александр РАЧИНСЬКИЙ (1822, Львів, Галичина, Австрійська імперія - 16 листопада 1889 році, там же) - польський художник-портретист.

Спочатку навчався мистецтву живопису у Львові під керівництвом Яна Машковського. Потім до 1846 у Віденській академії образотворчих мистецтв і Мюнхенській академії мистецтв. Удосконалював майстерність у Національній вищій школі образотворчих мистецтв в Парижі. В період навчання створив ряд гумористичних малюнків про життя богеми і карикатур.

Близько 1857 здійснив поїздку до Італії, після чого повернувся на батьківщину і оселився у Львові. Був близьким другом Артура Гротгера, для багатьох полотен якого створив пейзажний фон. Був відомим портретистом, траплялося через нестачу коштів вимушений був писати портрети навіть з фотографій. Свої картини виставляв рідко: у Кракові в 1856-1858 рр. у Товаристві друзів витончених мистецтв, у Львові в 1868, 1877, 1878 і 1881. Був одним з творців львівського Товариства любителів витончених мистецтв і членом його Художньої комісії, а також директором Технічної академії. Кілька картин художника знаходяться зараз у Львівській галереї мистецтв та варшавському палаці-музеї Вілянув.

Автопортрет «Зуави в бою», 1858. Львівська національна галерея мистецтв


16 ноября 1914 года основан Балтиморский художественный музей (сокр. BMA) — художественный музей в городе Балтимор на востоке США.

Здание музея построено в 1929 году в классических формах наподобие древнеримского храма по проекту Джона Расселла Поупа. Соперничает за звание главного музея Балтимора с Художественным музеем Уолтерса.

Коллекция музея насчитывает 90 000 экспонатов. Помимо традиционного европейского искусства, интерес представляют отделы искусства доколумбовых цивилизаций, тихоокеанских островов и Азии, собрание античных мозаик из Антиохии и коллекция сестёр Коун. БХМ стал одним из первых музеев в США, показавшем коллекцию африканского искусства. Отдельное крыло выделено под современное искусство.

БХМ обладает из одной лучших в мире коллекций произведений американского искусства, охватывающих период от колониальной эпохи до конца ХХ века. По естественным причинам прекрасно представлено искусство Балтимора: портреты Чарльза Уилсона Пила, Рембрандта Пила и других членов этой семьи. В собрание живописи входят портреты XVIII- XIX вв., пейзажи и другие полотна от американского импрессионизма до модернизма в т.ч. работы Джона Синглтона Копли, Томаса Салли, Томаса Икинса, Джона Сингера Сарджента, Чайльда Гассама и Томаса Гарта Бентона.

Из собрания музея: Гоген. «Портрет скрипача Шнеклюда», 1894


Родился Григорий Алексеевич ТОМЕНКО (16 ноября 1915, с. Большая Рогозянка, ныне Харьковская обл. — 24 октября 1994, Харьков) — живописец, график, плакатист. Народный художник Украины (1966).

Окончил Харьковский художественный техникум (1934-38 г.г.) и Харьковский художественный институт (1938-42 г.г.), где учился у М.Фёдорова, С.Прохорова, О.Хвостенко-Хвостова. Член Харьковского отделения Союза художников Украины с 1942 года. Участник Великой Отечественной войны. Г.А. Томенко — участник республиканских, всесоюзных и международных выставок с 1946 года. Персональные выставки художника: Харьков (1959, 1965, 1975, 1986), Одесса (1959), Львов (1966), Киев (1968), г. Золочев (Харьковская область) — 1990 год. Томенко Григорий Алексеевич преподавал в Харьковском государственном художественном институте. В 1949 году был назначен на должность доцента.

«Н.Лысенко слушает кобзаря», 1958


Родился Сергей Вадимович ОДАЙНИК (16 ноября 1949, Киев) — украинский художник, живописец, педагог. Заслуженный художник Украины (2002).

Сын художников: заслуженного художника Украины Зои Одайник-Самойленко и народного художника УССР Вадима Одайника, брат народного художника Украины Оксаны Одайник. В 1967 году окончил Республиканскую художественную среднюю школу им.Т.Г.Шевченко, в 1973 году — Киевский государственный художественный институт, мастерская монументальной живописи под руководством Т.Н.Яблонской, в 1977 году — Творческие мастерские Академии художеств СССР под руководством С.А.Григорьева. Сергей Одайник работает в области станковой живописи и монументально-декоративного искусства. С 1971 года — участник всесоюзных, республиканских и групповых выставок. Преподаватель на кафедре живописи в Киевском государственном институте декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука.

«Галя. Утренний этюд», 1978