16 сентября -Музей українського живопису

16 сентября

Корнеліс ВРОМ (бл. 1590, Гарлем, Нідерланди — 16 вересня 1661, там же) — нідерландський художник, традиційно вважається основоположником у нідерландському живопису жанру марини.

Корнеліс Гендрікс Вром походив з родини скульптора. Рано залишивши рідну домівку, провів юність у злиднях і поневіряннях. Підробляв розписом фаянсового посуду, подорожував Фландрією, Іспанією, Італією та Францією. Повернувшись до Харлема, одружився, переїхав до Данцига, де у свого дядька, архітектора міста, навчився законам перспективи.

Від 1635 року — був членом гільдії живописців у Харлемі. Корнеліс Вром вважається першим майстром морського пейзажу в Голландії. Почав писати картини з видами моря і кораблів, подорожуючи по Іспанії та Португалії, а потім з успіхом продовжив у Голландії. Вже будучи відомим художником, виконував картини для гобеленів із зображенням кораблів.

Вром тяжів до створення марин з певним ілюстративним сюжетом. Живописна манера Врома вирізнялася винятковою старанністю у передачі деталей і особливостей військових кораблів і разом з тим ефектною барвистістю, що прославляє драматизм батальної сцени. Врому належать і перші парадні морські сюжети, присвячені урочистим подіям, що відбуваються на тлі панорами різних міст. Картини митця мали офіційний характер і призначалися для прикрашання ратуш.

«Голландські кораблі відтискають іспанські галери з фламандського узбережжя, 3 жовтня 1602», 1617, Рейксмузеум, Амстердам


Марцин ЗАЛЕСКИЙ (1796, Краков — 16 сентября 1877, Варшава) — польский художник, известный городскими пейзажами.

Был самоучкой, работал помощником декоратора в театре и после работы копировал картины. Учился в Германии, Франции, Италии. С 1830 года проживал в Варшаве. Был очевидцем Ноябрьского восстания, которое отразил в своих картинах (но на первом плане всегда была архитектура).

В 40-х отправился в Вильно и создал для императора Николая I серию картин с изображением польских крепостей. С 1846 года был профессором в Варшавской Академии Искусства. Занимался главным образом видами Варшавы, Кракова и Вильно, также портретами.

«Автопортрет», 1840 «Доминиканский костёл в Кракове (перед пожаром 1850 года)»


Родился Соломон Джозеф СОЛОМОН (16 сентября 1860, Лондон — 27 июля 1927, Бирчингтон, графство Кент) — британский художник, президент Королевского общества британских художников. В годы Первой мировой войны одним из первых начал применять камуфляж.

Учился в Школе изящных искусств Хитерли, в школах при Королевской академии художеств (позже стал её членом), окончил Мюнхенскую академию художеств и Парижскую Национальную высшую школу изящных искусств, где его учителем был известный академист Александр Кабанель.

Первая выставка работ Соломона состоялась в 1881 году. В 1886 году он стал одним из основателей Нового английского художественного клуба. В 1896 году стал ассоциированным членом Королевской академии художеств, а в 1906 году — полноправным. С 1919 года и до самой своей смерти был президентом Королевского общества британских художников.

В годы Первой мировой войны, несмотря на возраст, служил в армии (наблюдателем и техническим советником) и внёс заметный вклад в развитие камуфляжа крупных объектов.

Поначалу Соломон писал портреты, чтобы заработать себе на пропитание, затем также стал писать драматические картины на мифологическую и библейскую тематику на больших холстах. Среди самых известных картин Соломона можно отметить полотно «Самсон и Далила» (1887). Соломон приобрёл известность как портретист, работающий в нестандартной манере.

В 2009 году картина Соломона Соломона «Ева» была продана на аукционе Кристис за 1 167 128 долларов.

«Самсон и Далила», 1887


Родился Жан (Ханс) АРП (16 сентября 1886, Страсбург — 7 июня 1966, Базель) — немецкий и французский поэт, художник, график, скульптор. Один из основоположников абстрактной скульптуры и основателей дадаизма.

Арп учился в Страсбургской школе искусств и ремесел, в 1908 году — в Академии Жюлиана в Париже. В 1912 г. познакомился в Мюнхене с Кандинским, работал над альманахом экспрессионистов «Синий всадник». Начал публиковаться как поэт. В 1914 в Кёльне познакомился с Максом Эрнстом, в том же году встретился в Париже с Аполлинером, Пикассо, Модильяни, Соней и Робером Делоне. В 1915 в Цюрихе стал одним из зачинателей дадаизма. Создавал абстрактные деревянные рельефы. В 1917 начал заниматься скульптурой. В 1920 познакомился в Берлине с Лисицким и Куртом Швиттерсом. В 1924 г. переезжает в Париж. Вошёл в круг сюрреалистов, в 1925 участвовал в первой выставке сюрреалистов, проходившей в Галери Пьер, был близок к абстракционизму. C 1925 Жан Арп вместе с женой, художницей Софи Тойбер, поселился в городке Кламар, на границе Мёдонских лесов, к юго-западу от Парижа. В 1940—1946 гг., спасаясь от гитлеровцев, жил в Швейцарии, затем снова в Кламаре. В 1959 г. обосновался в Сольдуно, под Локарно.

Жан Арп в 1954 получил на Биеннале в Венеции Большую премию по скульптуре, в 1959 — Орден Почётного легиона. В 1961 стал кавалером Ордена литературы и искусства. В 1963 Арпу присуждена Большая национальная художественная премия Франции, в 1964 — Большая художественная премия земли Северный Рейн — Вестфалия и Премия Карнеги, в 1965 — Золотая медаль Министерства культуры Италии, Премия Гёте Гамбургского университета. Для стиля Жана Арпа характерно использование мягких, ясных и простых, взятых у природы форм, таких, как облака, листья, человеческие тела. Художник принимал участие в украшении здания ЮНЕСКО в Париже.

«Пастух облаков».
Венесуэльский университет, Каракас


Родился Карл АНДРЕ (16 сентября 1935, Куинси, Массачусетс) — американский художник, представитель минимализма.

Андре изучал искусство в Академии Филипса в Андовере (Массачусетс) с 1951 по 1953. Во время учёбы в академии он подружился с Холлисом Фрэмптоном, который позднее повлиял на радикальные подходы Андре к скульптуре. В 1966 Карл Андре революционизировал скульптуру новаторскими работами (такими как «37 Pieces of Work», впервые была выставлена в Музее Гуггенхайма в 1970), которые лежали плоско на земле вместо того, чтобы подыматься вверх в окружающем пространстве.

Характерные черты скульптуры Андре — использование промышленных материалов, модульных единиц, артикуляция трехмерности посредством рассмотрения негативного и позитивного пространства. Андре стремился свести словарь скульптуры к базовым фонемам, таким, как квадраты, кубы, линии и диаграммы. В исследовании формы структуры и пространства, Андре делал акцент на отношения места и зрителя. Его композиции лежат где-то между бытием идей и тестированием границ физического присутствия.



Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан был открыт в Алма-Ате 16 сентября 1976 года.

В 1976 году на базе коллекций Казахской государственной художественной галереи имени Т. Г. Шевченко и Музея прикладного народного искусства Казахстана был создан Государственный музей искусств Казахской ССР. Располагается в современном выставочном здании (архитектор Г. Новиков). В 1983 году музею было присвоено имя казахского художника, основоположника казахской национальной школы живописи Абильхана (Абылхана) Кастеева.

Европейская экспозиция музея включает работы мастеров из Италии и Франции, Голландии и Фландрии, Германии и Англии. Коллекция русского искусства XVIII—XX веков включает работы Тропинина, Рокотова, Левицкого, Кипренского, Верещагина, Айвазовского, Боровиковского, Репина, Шишкина, Левитана, Саврасова, Борисова-Мусатова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Бронникова, Максимова, Павлова. Среди работ советского периода — шедевры Юона, Кончаловского, Корина, Бродского, Пластова, Сарьяна, Дейнеки, Яблонской и других мастеров.

Музей обладает большой коллекцией изобразительного и прикладного искусства Казахстана. Представлена большая коллекция войлочных, ворсовых ковров, изделия из кожи и дерева. Музей является крупнейшим собранием живописи, скульптуры и графики казахских мастеров. Экспозиция музея содержит предметы быта стран Востока: Индия, Китай, Корея, Япония.

Здание музея Из собрания музея:
А.Кастеев. «Проводы невесты (Купленная невеста)». 1938


16 сентября 2006 года в Киеве состоялось открытие одного из самых больших в Восточной Европе центров современного искусства «ПИНЧУКАРТ—ЦЕНТРА» (PinchukArtCentre).

PinchukArtCentre расположен в старинном архитектурном ансамбле киевского Бессарабского квартала, который был отреставрирован в начале ХХІ ст. Архитектурный проект и дизайн внутреннего проcтранства арт-центра был разработан французским архитектором Филиппом Киамбаретто. Центр размещается на 6 этажах и объединяет выставочные залы на 4-х этажах, зал video-lounge и кафе на 6-м этаже, а также административную часть. Общая площадь арт-центра составляет более 3000 кв.м.

PinchukArtCentre — это международный центр современного искусства XXI столетия, открытая платформа для художников, искусства и общества. Новаторский подход арт-центра направлен на динамическое комбинирование создания новых работ, их представление и собирание произведений искусства, объединяя национальную идентификацию и международные вызовы. Это идеальное место для презентации персональных и групповых выставок выдающихся художников современности, которые отображают и представляют сложность мира, наделяя его уникальной новой формой.

Это в значительной степени определяет работу центра и обеспечивает его корпоративную специфику в таких направлениях деятельности: коллекционирование, выставки, проекты, коммуникация, образование, публикации, исследования. С момента открытия арт-центр стал одним из самих любимых мест украинской молодежи, киевлян, а также многочисленных туристов столицы.