16 июля -Музей українського живопису

16 июля


Родился сэр Джошуа РЕЙНОЛЬДС (16 июля 1723, Плимптон – 23 февраля 1792) – английский исторический и портретный живописец. Первый президент Королевской академии художеств. Теоретик искусства.

Отец предназначал его к карьере медика, но рано обнаружившаяся любовь юноши исключительно к искусству и чтение трактатов портретиста Дж. Ричардсона (1665—1745) о живописи определили его настоящее призвание. Учился в Лондоне у портретиста Т. Гудсона. В 1749 Рейнольдс отправился в Италию, где изучал произведения великих мастеров, преимущественно Тициана, Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. По возвращении в Лондон, в 1752 г., он вскоре составил себе громкую известность, как необычайно искусный портретист, и занял высокое положение среди английских художников. Дом его сделался сборным пунктом для выдающихся людей ума, вкуса и таланта. По инициативе Рейнольдса впервые завелись в Лондоне публичные художественные выставки. В 1 768 г. он был избран в президенты новоучрежденной королевской академии художеств и по этому случаю возведен в дворянское достоинство. В 1784 г. пожаловано ему звание первого королевского ординарного живописца. За год до своей смерти он лишился зрения. Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи.

«Автопортрет» «Леди Каролина Говард», 1777


Ян КУПЕЦКИЙ (1667, Пезинок, в то время — Венгрия, ныне — Словакия — 16 июля 1740, Нюрнберг) — словацкий портретный и исторический живописец. Работал в Венгрии, Словакии, Италии, Австрии, Германии. Сложился под влиянием Караваджо, Рембрандта, Гвидо Рени.

Из семьи протестантов, принадлежал к общине моравских братьев. Ученик Бенедиктa Клауса в Люцерне, усовершенствовался в Италии изучением великих мастеров. Во время своего двадцатидвухлетнего пребывания в этой стране, а затем и в Вене, исполнил несколько исторических картин, но получил известность, главным образом, благодаря своим портретам, исполненным с большим вкусом, сочной и свободной кистью, в приятных тонах, хотя иногда и изысканным в позах и выражении. Художник создает серию портретов императорской семьи и приближенных к ней высокопоставленных дворян.

Со вступлением на престол Карла VI Купецкий покидает Вену и поселяется в 1723 году в Нюрнберге, где проводят последние семнадцать лет своей жизни. В этот период творчество художника достигает мировой славы. Он становится крупнейшим портретистом своего времени, получая предложения на заказы из Лондона, Ганновера, Копенгагена и других городов. Но художник уже был не в силах предпринимать новые путешествия.

«Автопортрет», 1711 «Юноша со скрипкой»


Народився Михайло Олександрович КОКІН (16 липня 1921, Дніпропетровськ — 22 червня 2009, Дніпропетровськ, зараз – м.Дніпро) — відомий український живописець, педагог, один із засновників дніпровської школи живопису. Заслужений художник УРСР (1976), народний художник України (2001).

Дванадцятирічним хлопчаком Михайло сам прийшов у студію Палацу піонерів, керівником якої в той час був В. В. Девятнін. З 1936 по 1941 рік Кокін вчився у Дніпропетровському художньому училищі. Пройшов фронтовими дорогами, отримав бойові нагороди. Закінчив училище вже 1947 року по класу чудового педагога, учня І.Є. Репіна, М.М. Паніна. У повоєнний час вчився у Київському художньому інституті, який закінчив 1954 року, його вчителями були В. Костецький та С. Григорьєв.

У мистецтво Михайло Олександрович прийшов уже людиною цілком зрілою, привніс у свою творчість великий інтерес до життя, любов до рідної землі, загострене сприйняття прекрасного. З 1947 року почав брати участь у виставках — спочатку в обласних, у Дніпропетровську, згодом в республіканських, на його рахунку понад десяток персональних виставок. 1958 року Михайло Кокін став членом Спілки художників УРСР. Від 1965 до 1987 — Михайло Кокін працював головним художником Дніпропетровського художньо-виробничого комбінату. Художник відомий у галузі станкового живопису як портретист і пейзажист, автор натюрмортів і жанрових картин.

«Автопортрет» Із зібрання Музею українського живопису (м. Дніпро): «Гурзуф», 1990-ті.


16 июля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР было учреждено почётное звание «Народный художник СССР» «для наиболее выдающихся деятелей советского изобразительного искусства, имеющих особые заслуги в развитии живописи, скульптуры, графики, декоративного и прикладного искусства». Это высшее звание для советских художников присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР.

Первыми кавалерами почётного звания «Народный художник СССР» 26 июля 1943 года стали четыре человека: живописцы Александр Герасимов и Борис Иогансон, скульпторы Сергей Меркуров и Вера Мухина. Второе присвоение звания произошло в 1944: народными художниками СССР стали украинцы – график Василий Ильич Касиян и живописец Анатолий Галактионович Петрицкий. До 1958 года почетное звание получили еще только 6 человек, украинцев среди них не было. С 1958 года звание «Народный художник СССР» присваивалось чаще, но по-прежнему нерегулярно. Наиболее массовое награждение было в 1963 году – 19 человек, в том числе украинские художники Михаил Михайлович Божий, Иосип Иосипович Бокшай, Михаил Гордеевич Дерегус, а также украинский скульптор Михаил Григорьевич Лысенко. В дальнейшем народными художниками СССР стали такие представители Украины: художники Сергей Алексеевич Григорьев (1974 год), Виктор Григорьевич Пузырьков (1979), Татьяна Ниловна Яблонская (1982), а также скульптор Василий Захарович Бородай (1977). Последние присвоения почётного звания произошли в 1991 году. Всего звание «Народный художник СССР» было присвоено около 150 выдающимся художникам и скульпторам.

Нагрудный знак Народный художник СССР Анатолий Петрицкий.
«Инвалиды», 1924. Национальный художественный музей Украины, Киев



16 июля 2011 года в лондонской Национальной галерее 57 летний мужчина изрисовал красной краской картину «Поклонение золотому тельцу» (1634) французского художника Николя Пуссена. Британская полиция задержала злоумышленника.

Никола Пуссен (1594-1665) - французский живописец, основатель стиля «классицизм». «Поклонение золотому тельцу» было задумано художником как парная картина к «Переходу через Черное море» (1633-1634, Национальная галерея Виктории, Мельбурн). Обе они были написаны для Амадео даль Поццо, кузена Кассиано даль Поццо - главного римского покровителя художника. До 1945 работы висели вместе, пока Национальная галерея не приобрела более позднюю.

Как и другие картины Пуссена, «Поклонение золотому тельцу» наполнено множеством персонажей, все они вовлечены в действие, а композиция составляет единое целое. В этом Пуссен был непревзойденным мастером и использовал свои находки в полной мере, воплощая их в разных композициях и контекстах.

Никола Пуссен. «Поклонение золотому тельцу», 1633-1634. Холст, масло. 153,4х211,8.
Национальная галерея (Лондон)