16 мая -Музей українського живопису

16 мая

Родился (крещен) Виллем ван АЛСТ (16 мая 1627, Утрехт или Дельфт – 1683, Амстердам) – нидерландский художник эпохи барокко, мастер натюрморта.

Учился живописи у своего дяди, художника Эверта ван Алста. В 16 лет был принят в делфтскую гильдию художников св. Луки. В 1645–1657 годах Виллем ван Алст жил и работал во Франции и Италии, в т. ч. во Флоренции, где выполнял заказы великого герцога Тосканского Фердинандо II Медичи. Здесь Виллем сдружился со своим соотечественником Отто Марсеусом ван Скриком, у которого перенял некоторые приемы живописи, например, «гладкий стиль». Ван Скрик часто изображал насекомых на полотнах ван Алста. Покинув Италию, последние десятилетия своей жизни художник провел в Амстердаме.

Виллем ван Алст прославился своими натюрмортами с изображениями фруктов и охотничьих трофеев, отмеченных точной передачей на полотне цвета и деталей предметов, фактуры металлов, тканей, птичьих перьев. Работы ван Алста часто отличает прекрасное изображение синего бархата, так как художник использовал для красок дорогой китайский пигмент лазурит. Его полотна находятся в музейных собраниях ведущих музеев Европы и Америки.

«Натюрморт с фруктами и улиткой»


Родился Антонин СЛАВИЧЕК (16 мая 1870, Прага — 1 февраля 1910, Прага) — один из лучших представителей чешской живописи начала XX века.

В 1887 – 1899 гг. Антонин обучался в Академии изобразительного искусства в Праге под руководством Юлия Маржака. Свою учебу он несколько раз прерывал, в 1888 году из-за несчастной любви даже на время уходил монастырь. В 1893 г. Славичек впервые представил общественности свои пейзажи на выставке «Художественной беседы».

После окончания академии Антонин перестал работать в стиле реализма Маржака и начал искать свой особенный стиль, который он нашел в импрессионизме. Вскоре он стал мастером в изображении красот чешской природы во всех ее оттенках. Славичек считается выдающейся фигурой в чешском импрессионизме и пейзаже. В селе Каменички он создал более 70 картин, которые стали лучшим достижением его творчества. Художнику удалось великолепно отразить красочную чешскую природу с деревенскими домами.

В 1905 г. Антонин Славичек начал рисовать закоулки Праги, которая стала его новым вдохновением и главной темой его полотен. Осенью 1908 г. он начал работать над импрессионистическим образом собора св. Вита в Праге. 10 августа 1909 года при купании в реке у Славичека случился инсульт, за которым последовала длительная восстановительная фаза. Так как правая рука художника была парализована, он пытался рисовать левой рукой, однако был настолько разочарован результатами, что вскоре застрелился.

«У нас в Каменичках», 1904


Родилась Тамара де ЛЕМПИЦКА (собственно Мария Гурвич-Гурска; 16 мая 1898, Варшава, Польша, по другим сведениям — Москва — 18 марта 1980, Куэрнавака,Мексика) — польская и американская художница, популярнейшая среди верхов общества портретистка 20-х и 30-х.

Отец — Борис Гурвич-Гурски, предприниматель еврейского происхождения. Мать — Мальвина Деклер, полька, светская львица, дочь банкира из Варшавы. В 1914 Мария-Тамара переезжает в Санкт-Петербург, где встречает своего будущего мужа—адвоката Тадеуша Лемпицки. После революции Лемпицкие были вынуждены срочно уехать за границу, во Францию. Испытывая материальные затруднения, Тамара берет уроки у известных французских живописцев — Андре Лота и Мориса Дени. Становится не только популярной художницей, но и известной светской львицей, для которой открыты двери лучших домов Парижа. В холодно-эротическом стиле Лемпицкая изображала светских женщин за кулисами большого города. В 1930-е гг. переезжает в США, где выходит замуж за барона Рауля Куфнера и поселяется в Нью-Йорке. В то же время Лемпицка — завсегдатай светской хроники, участница вечеринок творческой богемы, ей приписывают бисексуальные романы, в том числе с известными женщинами. В конце 1960-х художница переезжает в мексиканскую провинцию. По завещанию ее пепел развеян над вулканом Попокатепетль.

Работы художницы сочетают ар-деко и кубизм, флорентийских маньеристов и классицизм Энгра. Ее отличительный и смелый художественный почерк развился быстро и был вдохновлен тем, что Андре Лот называл «мягким кубизмом» или, по словам Мориса Дени, «синтетическим кубизмом». Стиль Тамары де Лемпицкой был воплощением прохладной, но весьма чувственной стороны ар-деко. Она критиковала многих импрессионистов за то, что они использовали «грязные цвета». Ее же техника была чистой, точной и элегантной.

Работы художницы присутствуют во многих видеоклипах Мадонны. Среди коллекционеров живописи Лемпицкой — Джек Николсон и Барбра Стрейзанд.

«Автопортрет в зеленом Бугатти», 1925 «Прекрасная Рафаэлла», 1927


Родился Николай Никифорович ГРОХ (16 мая 1936, Ленинград) – украинский художник-график. Народный художник Украины (2013).

В 1965 году закончил Киевский государственный художественный институт (педагоги В. Касиян и Т. Лящук). Автор иллюстраций к сборнику Гарсиа Лорки «Лирика», триптиха «Сказание про Древний Киев», серии офортов на темы украинских песен, серии пастелей «По Украине», серии натюрмортов и пейзажей… С 1982 года Н. Н. Грох – заслуженный художник УРСР, в 2013 ему присвоено звание народного художника. Много лет Николай Никифорович возглавляет художественную студию при Центральном доме художника. Н. Н. Грох живет и работает в Киеве.

«Сказочная осень», 2007


16 мая 2008 года 27-летний бывший охранник Художественного музея Карнеги в Питтсбурге Тимур Серебриков, уроженец Азербайджана, испортил картину «Ночное небо №2» американской художницы Вии Целминьш, уроженки Латвии, стоимостью в $1,2 млн. Акт вандализма был зафиксирован камерой слежения в музее. Написанное маслом полотно разорвано по высоте и восстановлению не подлежит. На вопрос, почему он надругался над картиной, преступник ответил кратко: «А мне она не понравилась».

Вия Целминьш родилась в 1938 году в Риге. Осенью 1944 года ее семья оказалась в Германии, где несколько лет была вынуждена жить в лагере для беженцев. В 1948 году вместе с родителями Вия эмигрировала в США. Сегодня она – классик американского искусства, чьи персональные выставки проходят по всему миру, а работы хранятся в собраниях таких музеев, как нью-йоркский Metropolitan, Вашингтонская Национальная галерея, парижский Центр Помпиду и др. В 2007-м выставка Вии Целминьш оказалась на третьем месте в топе лучших американских экспозиций года по версии журнала Time, всего на одну позицию уступив Анри Матиссу. В 2009 году художница получила высшую европейскую художественную награду – премию швейцарского мецената Росвиты Хафтман. В своих работах Целминьш отдает предпочтение простому графитовому карандашу.

Вия Целминьш Картина из серии «Ночное небо»