16 апреля -Музей українського живопису

16 апреля

Родился Клод ЖИЛЛО (16 апреля 1673, Лангр — 4 мая 1722, Париж) — французский живописец и гравёр.

Учился у Жана-Батиста Корнеля. В 1715 г. был принят в Королевскую академию за полотно «Иисус на кресте», считался мастером пышных мифологических сцен с подробно выписанным пейзажем («Торжество Вакха» и др.), однако тяготел скорее к жанровым сценкам, много работал как сценограф и автор костюмов для оперы и драматического театра, иллюстрировал книги (в частности, «Басни» Удара де ла Мотта, 1719). По мнению Александра Бенуа, в его оригинальных мыслях и, особенно, в его гравированных проектах для расписных панно или гобеленов легкомысленный, грациозный, остроумный стиль регентства уже царит безраздельно. Известен также как первый наставник Ватто. Учеником Жилло был и Николя Ланкре. В честь Жилло Клодом был наречён сын Пабло Пикассо и его подруги художницы Франсуазы Жило.

«Две повозки»


Родилась Элизабет ВИЖЕ-ЛЕБРЕН (16 апреля 1755, Париж – 30 марта 1842, там же) – французская художница-портретистка; вторая иностранка, удостоенная звания академика Петербургской академии художеств.

Элизабет Виже первые уроки живописи получила у своего отца, а также у Г. Бриара, затем пользовалась консультациями Грёза, Верне, Дуайена и других мастеров. Вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена, художника и торговца живописью. Как портретистка Элизабет пользовалась популярностью среди французской аристократии. Королева Мария-Антуанетта очень высоко оценила свой портрет работы Виже-Лебрен, благодаря чему художница была избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.

Виже-Лебрен много ездила по Европе, написала портреты многих царственных особ и выдающихся деятелей. Была избрана во многие Академии художеств. Во время Великой Французской революции художница эмигрировала в Россию, где стала любимицей петербургского высшего общества. В Петербурге ею было создано более полусотни портретов. Элизабет Луиза Виже-Лебрен стала второй после Мари Анн Колло иностранкой, удостоенной звания члена Санкт-Петербургской Академии художеств. Вернулась во Францию по приглашению Наполеона. В довольстве и почете работала до глубокой старости. Виже-Лебрен создала более 660 портретов, в том числе несколько прекрасных автопортретов, а также пейзажи, исторические и аллегорические полотна.

«Автопортрет», 1782 «Портрет Марии-Антуанетты, королевы Франции», 1783


Умер Дмитрий Григорьевич ЛЕВИЦКИЙ (май 1735 года, Киев – 16 апреля 1822, Санкт-Петербург) – художник-портретист украинского происхождения, академик Императорской Академии художеств.

Родился в семье священника Григория Кирилловича Левицкого (настоящая фамилия Нос), выдающегося художника-гравера типографии Киево-Печерской Лавры. Учился изобразительному искусству у отца, предположительно участвовал в росписи Андреевского собора в Киеве.

Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург, учился у известного портретиста Алексея Петровича Антропова, а также у Дж. Валериани и, вероятно, посещал классы Ж.-Л. Лагрене, преподававшего в Академии художеств. Как подмастерье Антропова расписывал Триумфальные ворота в Москве, писал иконы.

Уже в ранних работах Левицкий показал себя мастером парадного портрета. Его герои поданы в выразительных позах, жесты их естественны, выражения лиц передают тончайшие оттенки чувств. Художник владел живым, пастозным мазком, умел сочетать в своих работах цветовую насыщенность с тональным единством и богатством оттенков. В 1770 году за портрет архитектора А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика, а год спустя ему был поручен портретный класс Академии, которым он руководил 17 лет. Его учениками были известные портретисты С. С. Щукин, П. С. Дрождин и другие. Левицкий был произведен в советники Академии, а в 1780 «определен членом академического совета». В конце жизни материальное положение художника было весьма стесненным, заказов становилось все меньше, Левицкий начал слепнуть. Академия художеств поддержала выдающегося мастера, добавив к его небольшой академической пенсии жалование члена Совета сообразно «и летам его, и званию, и приобретенной им прежде славе».

«Автопортрет». 1783 «Портрет П. А. Демидова», 1773. Третьяковская галерея, Москва


Родился Форд Мэдокс БРАУН (16 апреля 1821, Кале, Франция — 6 октября 1893, Лондон) — английский живописец и поэт, один из виднейших представителей прерафаэлитизма, хотя никогда не входил в само Братство прерафаэлитов.

В 1835 году Браун поступил в Академию художеств в Брюгге, учился затем в Генте и Антверпене (у Густава Вапперса). Его первой большой картиной стала написанная в 1840 году «Казнь Марии Шотландской». В мастерской Вапперса Браун изучал технику фресковой росписи, живопись маслом, акварель, пастель, различные виды гравюры. Позднее он переехал в Париж, где под влиянием творчества художников-романтиков обратился к литературным сюжетам. В 1845 году он посетил Рим, где сблизился с назареями. Браун многое перенял у назареев и эти взгляды впоследствии оказали влияние на прерафаэлитов. В 1848 году Форд Мэдокс Браун знакомится с Россетти.

«Иисус, омывающий ноги апостолу Петру», 1852, Галерея Тейт, Лондон

Исторические и религиозные композиции Брауна носят романтический морализирующий характер, отличаются здоровым реализмом, выписанностью деталей и резкостью цвета. В то же время художник хотел отражать в своих работах современность. Он стремится к жизненной правде, к ясной характеристике и к воспроизведению драматических моментов жизни. «Труд» — аллегория викторианского общества, традиционно считается вершиной его творчества. Здесь люди труда противопоставлены праздным богачам.

«Труд». 1852—1865. Городская галерея искусств, Манчестер

Одна из наиболее известных картин Брауна «Прощание с Англией» (1855) до сих пор остается одной из лучших работ, посвящённых теме эмиграции. Мэдокс Браун так комментировал своё «Прощание с Англией»: «Совершенно не принимая во внимание искусство какого-либо периода или страны, я старался отразить эту сцену так, как она должна была выглядеть».

«Автопортрет» «Прощание с Англией». 1855. Бирмингемский музей и художественная галерея


Родился Эрнст Ю́СЕФСОН (16 апреля 1851, Стокгольм — 22 ноября 1906, там же) — шведский художник, график, поэт. Родом из еврейской семьи. Писал преимущественно портреты, пейзажи и сцены из жизни народа. Творчество Юсефсона предвосхитило течения в живописи XX века: экспрессионизм, модернизм, примитивизм.

В 1867—1876 годах учился в Стокгольмской Академии художеств, а также в Италии, Франции, Нидерландах и других странах. Много путешествовал по странам Европы, в 1879 году поселился в Париже. Первые работы, созданные в этот период, отмечены влиянием импрессионизма. Юсефсон писал интерьеры королевских замков и деревенских домов, портреты, шведские пейзажи. Не принятый современниками, в 1886 году покинул Париж, переехав в сельскую местность. Искусство его стало близко к символизму.

«Давид и Саул»

В 1888 году, во время поездки по Бретани, у Юсефсона ухудшилось психическое состояние, он был госпитализирован в больницу города Уппсала, где ему поставили диагноз «деменция прекокс». Находясь на лечении в Стокгольме, он продолжал заниматься творчеством. Душевное расстройство наложило отпечаток на работы этого периода, Юсефсон писал гротескно-фантастические и экспрессивные полотна. Юсефсон также написал два сборника стихов: «Чёрные розы» и «Жёлтые розы».

«Автопортрет» «Стромкарл» (скандинавский дух воды). 1884


Родился Николай Иванович КОМПАНЕЦЬ (16 апреля 1939, с.Рудня Киевской обл.) — украинский график, заслуженный деятель искусств Украины (1989), лауреат Национальной премии Украины им. Т.Г.Шевченко 2015 года.

В 1957 году окончил Киевскую художественную школу им. Т. Г. Шевченко, в 1964-м —Киевский художественный институт по профилю книжной графики, где учился у Г.Якутовича и Г.Гавриленко.

Является автором многочисленных станковых графических произведений. Главные работы: иллюстрации к повестям Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе возле Диканьки», «Петербургские повести», цикл акварелей и исполнение в цветной туши «Земля батьків моїх», иллюстрации к произведениям Г.Квитки-Основьяненко, И. Котляревского, Т.Шевченко, М.Старицкого. Виды произведений и техники: иллюстрации, пейзаж, сюжетные, выполненные в техниках акварель, пастель, цветная и черно-белая туш. Награжден серебряной медалью Национальной академии искусств.

С 1983 года работает в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. С 1993 года руководит учебно-творческой мастерской свободной графики, с1992 — доцент, с 1995 — профессор.

«Пропавшая грамота», 2009


Народився Віктор Данилович ЗАДИРІЄНКО (16 квітня 1945, м. Генічеськ Херсонської обл.) – український живописець і графік. Заслужений художник України (2012) та АР Крим (2006).

Навчався у дитячій художній школі в Сімферополі та Кримському художньому училищі ім. М. Самокиша. Закінчив Харківський художньо-промисловий інститут (1973; викладачі В. Ненадо, В. Сизиков). Відтоді працює викладачем Кримського художнього училища (Сімферополь). Член Національно спілки художників України від 1990. Від 2005 до 2009 – голова Сімферопільского відділення Кримської організації НСХУ. Учасник обласних, всеукраїнських мистецьких виставок від 1975. У реалістичній манері використовує різноманітні графічні техніки (олівець, вугілля, сангіна, соус, туш, перо, ліногравюра). Для творчості характерна продуманість композиційних рішень, уміла стилізація, акцентування на деталях. Улюблений жанр – портрет.

Твори: серії ліногравюр – «По Закарпаттю» (1976), «Київська Русь» (1989), «Мій час» (2002); живопис – «Автопортрет» (1995), «Син», «Дружина» (обидва – 2000), «Карпатська зима» (2004), «Натюрморт з ягодами», «Лівадійський куточок» (обидва – 2005), «Свято-Преображенський храм», «Осіння пора», «До храму» (усі – 2006), «Сонячний день», «Святковий настрій» (обидва – 2007), «Море хвилюється» (2008).

«Матері»