15 июля -Музей українського живопису

15 июля

Родился РЕМБРАНДТ Ха́рменс ван Рейн (15 июля 1606, Лейден – 4 октября 1669, Амстербам) – голландский художник, рисовальщик и гравер, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

«Сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, род. 15 июля 1606 г. в Лейдене. Во время появления Р. на свет дела его отца находились в цветущем положении, что позволило ему дать своему четвертому сыну более тщательное образование, чем то, какое получили старшие сыновья, сделавшиеся ремесленниками. Р. поступил в латинскую школу, с тем, чтобы впоследствии перейти в лейденский университет. Но школьные занятия не удовлетворяли Р.; он учился плохо, и в конце концов Гармен ван-Рейн должен был уступить желанию своего сына сделаться живописцем. Первым учителем, к которому отец отдал Р., был Якоб ван-Сваненбюрх, весьма посредственный живописец, но, как человек, побывавший и работавший в Италии, пользовавшийся у своих соотечественников большим уважением. Пробыв в мастерской этого художника около трех лет, Р. переехал в Амстердам и поступил там в ученье к Питеру Ластману, ученику Адама Эльсгеймера. Этот наставник оказал на Р. довольно значительное влияние и, по-видимому, научил его также гравировальному искусству. В 1623 г. Р. возвратился на родину, и, по всей вероятности, в 1628 г., был уже вполне готовым художником; по крайней мере известно, что в это время он уже имел ученика, а именно знаменитого впоследствии Герарда Доу.
«Аллегория музыки», 1626

Первые известные картины Р. относятся к 1627 г. Большое число работ, исполненных им в этот период его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он совершенствоваться. Все окружающее доставляло ему модели, главным же образом он пользовался для своих эскизов, картин и гравюр лицами своих близких и своим собственным. К этому времени относятся многочисленные портреты его самого, матери, отца, а также изображения подмеченных им уличных типов и сцен. При этом Р. работал также и по заказам посторонних лиц, что доказывает, между прочим, хранящийся в кассельской галерее и помеченный 1630 г. портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее. В 1631 г. Р. переселился в Амстердам, и с тех пор лишь изредка навещал свой родной город. В Амстердаме он очень быстро достиг известности; однако, несмотря на массу заказов, он не переставал работать единственно с целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя интересные типы, которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале города. В эту пору жизни Р. им были написаны: «Урок Анатомии» (1632; находится в Гааге), портрет Коппеноля (находится в Касселе) и портрет каллиграфа (1631 г.; находится в Эрмитаже).
«Урок анатомии доктора Тульпа», 1632

В 1634 г. Р. женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. Этою женитьбой открывается самая счастливая пора его жизни: он пользуется материальным благосостоянием, избытком заказов и нежной привязанностью своей молодой супруги. Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются — «Портрет невесты Р.» (в кассельской галерее), «Портрет Саскии» (в дрезденской галерее) и «Р. с его женою» (там же). Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру ненадолго. В 1642 г. Саския скончалась; от семилетнего брака у неё было четверо детей, из которых только один сын, Титюс, пережил свою мать.
«Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)», 1635

С этой поры обстоятельства Р. изменяются к худшему; хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс, от которой родилась у него дочь, но материальное благосостояние его пошатнулось вследствие овладевшей им страсти к коллекционерству художественных предметов и редкостей. Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу. Чтобы помочь своему сожителю, Гендрикие, вместе с его сыном основала компанию, для торговли картинами, эстампами, гравюрами на дереве и всевозможными редкостями. Несмотря на то, дела Р. шли все хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г. Через семь лет умер и сын художника, Титюс. Очутившись в тяжелом материальном положении, Р. не терял, однако, энергии, много работал, и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Причиной тому было то, что вкусы публики в это время изменились, и широкое, сочное письмо Р., его прием трактовать освещение, сосредоточивать освещение в одном пункте и оставлять остальные части картины в тени и полутени, перестали нравиться любителям искусства, которые стали увлекаться тщательно исполненной, светлой живописью. Р. умер в крайней бедности, в первых числах октября 1669 г.
«Матфей и ангел», 1661

В противоположность близорукому суду современников этого мастера, приговор потомства поставил его на высокое место в истории искусства. Р. — самый характерный представитель голландской школы живописи; в его творчестве наиболее полно и всесторонне отразились тенденции этой школы, и благодаря необычайному гению, которым наделила его природа, произведения его являются как бы синтезом всей северной живописи. По своему миросозерцанию, Р., прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты. Даже в таких изображениях, как мифологические, Р. не отрешается от действительности, он представляет себе греческих богов и богинь в виде современных ему голландцев и голландок (как, например, в «Данае», находящейся в Эрмитаже). Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в некоторую карикатурность (например, «Ганимед» дрезденского музея).
«Даная». 1636—1647, Эрмитаж, С.-Петербург

Что касается до картин Р. на религиозные темы, то хотя в них он и остается верен реалистическому направлению, и одевает фигуры в костюмы своего времени, однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство, как например тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие с Креста» в Эрмитаже, 1634; «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврском музее, 1648; гравюра «Христос исцеляет больных»; «Поклонение волхвов», в Букингемском дворце, 1657, и др.). Портреты Р., в свою очередь, также реалистичные в высшей степени, не только точно передают внешние черты, но и выражают внутренний характер изображенных лиц, весь их нравственный облик, их национальность, род их деятельности. Последний особенно ярко подчеркивается аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь с профессией представленного персонажа («Каллиграф» в Эрмитаже, гаагский «Урок анатомии», амстердамская «Гильдия ткачей»). Независимо от присущей рембрандтовским работам жизненности и совершенно особенных, только одному этому мастеру свойственных технических приемов, о которых будет сказано ниже, произведения Р. отличаются гениальною композицией. В его картинах и гравюрах, все имеющее существенное значение выдвигается, тем или иным способом, на первый план, и главные действующие лица характеризуются так тонко, что у зрителя не остается никаких сомнений относительно содержания изображаемой сцены.
«Синдики», 1662. Рейксмюзеум, Амстердам

Что касается до рисунка, то Р. далеко не всегда гонится за его правильностью, иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидной целью усилить впечатление; зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Главная отличительная особенность рембрандтовского колорита — отсутствие красочности — замечается как в ранних, так и в позднейших его работах; ни в одной из его картин нет тех красок, какими блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы фламандской школы — Рубенса. Внимание Р. обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В его картинах изображенное представляется как бы окутанное воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Ставя себе задачей преодолевать трудности передачи того или другого светового эффекта, Р. нередко воспроизводит освещение настолько фантастическое и искусственное, что дает ученым повод спорить о том, при каком свете — дневном или ночном — происходит та или другая изображенная им сцена (например, известная картина амстердамского музея «Ночной дозор»). Обыкновенно Р. распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете (например в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные, трактованные широко и сочно, иногда только намеками...
«Возвращение блудного сына», 1666/1669, Эрмитаж, С.-Петербург

Под конец своей жизни Р. снова стал производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большую свободу и ширину; так, например, в 1661 г. им были написаны знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (находится в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (Императорский Эрмитаж), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Многочисленные гравюры Р. отмечены теми же достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход гравировальной иглы — отличительные качества Р., как гравера.

Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд. Достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты — все это занимало художника. Однако, преимущественной его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия, как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к истории страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных христианского чувства. Произведения Р. высоко ценятся любителями искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех других картинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в котором насчитываются 42 картины Р.»

(А. А. Сомов. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», т, 26, стр. 552-554. 1899 год)

«Автопортрет», 1665/1669. Кенвуд-хаус, Лондон «Святое семейство», 1645. Эрмитаж, С.-Петербург

Послесловие от «Википедии»: Исследовательский проект Рембрандт
«Одной из неразрешимых проблем для исследователя творчества Рембрандта до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен, которые с незапамятных времён проходили в каталогах под его именем. Так, например, известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику.
В 1968 году в Амстердаме заработал исследовательский проект Рембрандт, поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции. За годы его работы число атрибутируемых Рембрандту полотен сократилось до 350 единиц, в то время как на начало XX века считалось, что кисти Рембрандта принадлежат около 800 картин. Например, из 12 картин, выставлявшихся в Собрании Уоллес под именем великого художника, проект подтвердил рембрандтовское авторство только одной. Успех проекта сподвиг учёных на подобные исследования в отношении других художников, в частности Тициана.
Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину; в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме.
Ре́мбрандт ван Рейн. «Еврейская невеста». 1665. Рейксмюзеум, Амстердам


Родился Александр РОСЛИН (Росле́н (15 июля 1718, Мальмё — 5 июля 1793, Париж) — шведский художник-портретист, с 1750-х годов работавший, в основном, в Париже.

Художественное образование получил в Париже, где впоследствии был принят в члены Академии художеств. Был особенно искусен в изображении тканей, кружев, вышивок и других аксессуаров. Пользовался почётом у парижской публики и написал огромное количество портретов выдающихся людей своего времени. Посетив в 1776—77 гг. Петербург, исполнил здесь несколько портретов особ императорской фамилии и представителей русской аристократии: Ивана Ивановича Бецкого, Ивана Ивановича Шувалова и других. В Стокгольме портретировал короля Густава III и двух его братьев.

Жена Рослина, Мари-Сюзанн (1734—1772), была также портретистка, работавшая пастельными карандашами.

«Автопортрет» «Портрет Зои Гики, молдавской принцессы», 1777. Национальный музей Швеции, Стокгольм


Родился Жан-Пьер НОРБЛЕН де ла Гурден (15 июля 1740, департамент Сена и Марна, по другим сведениям 1 июля 1745, Шампань — 23 февраля 1830, Париж) — польский художник французского происхождения; живописец, график и гравёр, один из создателей польской жанровой живописи; отец художника Себастьена Луи Гийома Норблена.

Ученик Ф. Казановы в Дрездене. Познакомился с князем А. К. Чарторыйским и был приглашён обучать рисованию его детей и в 1774 году приехал в Польшу. В Польше сделался королевским придворным живописцем и основал в Варшаве художественную школу, существовавшую с 1774 по 1804 год. В 1804 году Норблен возвратился на родину, во Францию.

Автор многочисленных жанровых сцен, портретов польских аристократов, полотен с историческими сюжетами, сцен в духе Ватто. Был свидетелем событий в Варшаве во время восстания Костюшко и запечатлел их в рисунках и полотнах.

Автопортрет «Казнь предателей»


Народився Яцек МАЛЬЧЕВСЬКИЙ (15 липня 1854, Радом - 8 жовтня 1929, Краків) - польський художник, представник модернізму і символізму в живопису.

1871 року Яцек переїжджає до Кракова, де вчиться в гімназії і відвідує заняття в місцевій Школі витончених мистецтв (пізніше - краківська Академія). Викладав Мальчевському художник Ян Матейко, який переконав талановитого юнака вступити на курс живопису, продовженням якого стало навчання в паризькій Школі витончених мистецтв. Після повернення на батьківщину Я.Мальчевський - професор краківської Академії (у 1896-1900 і в 1912-1921 роках). Художник багато подорожував, відвідав Німеччину, Австрію, Італію, Францію, Грецію, Туреччину. У 1897 році він вступає в краківський союз художників.

«Порочне коло» (1895-1897), Народний музей в Познані

Спочатку в творчості Мальчевського переважали пейзажі, портрети і картини на історичну тематику в стилі романтизму, переважно в темних тонах. Він перебував під впливом творчості художника Артура Гротгера. У 1890 році зацікавився символізмом, фарби на його полотнах світлішають і стають більш «живими». Історичні роботи Я. Мальчевського - про трагічну долю його Батьківщини, проте художник звертається і до автобіографічних, і до символічних тем. Майстер написав низку автопортретів у різних вбраннях (як художник, як лицар та інше).

«Автопортрет» «Портрет Адама Асника з музою»


Родился Ре́йнгольд БЕГАС (15 июля 1831, Берлин — 3 августа 1911, там же) — немецкий скульптор и художник. Сын художника Карла Йозефа Бегаса и главный представитель необарокко берлинской скульптурной школы.

Рейнгольд Бе́гас получил первые уроки скульптуры у Людвига Вильгельма Вихмана в Берлине. В 1846—1851 годах он учился у скульптора Кристиана Даниэля Рауха в Берлинской академии художеств.

В 1848 году приступил к работе под руководством Рауха. Первый успех пришёл к Бегасу в 1852 году с гипсовой скульптурной группой «Агарь и Измаил», представленной на выставке в академии. Назначенная Бегасу стипендия позволила отправиться в Рим, где он проживал в 1856—1858 годах. В 1861 году Бегаса пригласили преподавать в Веймар в учреждённую за год до этого высшую школу изобразительных искусств великого герцога Саксонского. В 1863 году Бегас вернулся в Берлин. Затем он вновь отправился в Рим, попеременно проживал то в Берлине, то в Риме и Париже.

Бегас получал многочисленные заказы на портретные бюсты, памятники (в т.ч. памятник Шиллеру, 1871 г.) и малую пластику. Бегас входил в Союз немецких художников и являлся членом Берлинской академии художеств. В Берлине Бегас создавал монументальные работы, характерные для прусского кайзеровского Берлина. Пафос работ Бегаса был высоко оценён кайзером Вильгельмом II, который поручал Бегасу представительские работы.

Национальный памятник Бисмарку на площади Большая Звезда в Берлине


Народився Володимир Степанович БОЛДИРЄВ (15 липня 1911, ст. Ханжонкове (нині Донецька обл.) — 29 березня 1993, Київ) — український художник, заслужений діяч мистецтв України (з 1990 року), член Спілки художників (з 1939 року).

1931 року вступив на IV курс художнього робітфаку в Запоріжжі. У 1932–1934 роках навчався у Харківському, а після реорганізації вищої художньої освіти — у Київському художньому інституті (1934–1939 роки) у Ф. Кричевського, К. Єлеви та С. Григор'єва. Після закінчення інституту викладав у Київській художній середній школі. Брав участь у радянсько-фінській і радянсько-німецькій війнах. З 1948 року працював в Київському художньому інституті, з 1963 року на посаді професора кафедри рисунка. Доцент — з 1952 року, професор — з 1991 року. Серед багатьох його учнів В.Бородай, О.Губарев, В.Зноба, Г.Кальченко, В.Лопата, В.Чепелик, В.Швецов, Г.Якутович та ін. Працював у галузі станкового та монументально-декоративного живопису, книжкової і станкової графіки і, здебільшого, в рисунку. Серед його робіт твори на історичну тематику, портрети сучасників, низка поетичних акварельних краєвидів та індустріальних пейзажів, виконаних у техніці рисунка. У творчій практиці був прихильником реалістичного методу. Чимало уваги присвятив художньому втіленню образу Т. Шевченка.

Дружина – заслужений художник України Євдокія Гаврилівна Болдирєва. Дочка – художник-графік Наталія Володимирівна Болдирєва. Онука – художниця Олена Іллівна Толкачова.

«Дорога в Криму», 1965


Народився Сергій Павлович ПОДЕРЕВ'ЯНСЬКИЙ (15 липня 1916, Київ - 9 лютого 2006, Київ) - український живописець і графік, народний художник України (1982), професор. Заслужений діяч мистецтв України.

Творчий шлях розпочав у 1930-ті роки як автор політичних і кіноплакатів. Учасник радянсько-німецької війни. Відзначений бойовими нагородами. З 1946 по 1952 рік навчався в Інституті живопису, скульптури та архітектури імені І.Ю.Репіна у К.Рудакова, В.Конашевича, М.Авілова. Дипломна робота Сергія Подерв'янського «М.Г. Чернишевський у 1862 році в Петропавлівській фортеці» експонувалася на Виставці дипломних робіт випускників інституту, відкритій у липні 1952 року в Ленінграді, в Науково-дослідному музеї Академії мистецтв СРСР.

Від 1953 року - учасник республіканських та всесоюзних художніх виставок. Працював у царині жанрового живопису та книжкової графіки. Майстер портрета та пейзажу. Виконав ілюстрації до творів Е.Войнич «Ґедзь» (1967 рік), Р.Джованьйолі «Спартак» (1966 рік), О. Герцена «Хто винен?» (1958 рік), В.Короленка «Діти підземелля" (1964 рік ).

Від 1952 року Подерв'янський Л.П. - викладач рисунку та живопису Київського художнього інституту, з 1963 року - доцент, з 1970 року - завідувач кафедри, від 1982 року - професор. Персональні виставки художника пройшли в Києві в 1973 і в 2006 році. Дружина - мистецтвознавець Лада Міляєва, син - художник і письменник Лесь Подерв'янський.

«На пляжі», 1970


Родился Олег ЦЕЛКОВ (15 июля 1934, Москва) – российский и французский художник, представитель советского андеграунда.

С 1949 по 1953 учился в МСХШ. Один год проучился в Минском художественном институте, ещё год — в Академии художеств им. И. Е. Репина в Ленинграде, был исключён. Был принят в Институт театра и кино, где завершил образование. В 1956 прошла первая квартирная выставка Олега Целкова в Москве. В 1965 в Институте атомной физики им. Курчатова в Москве состоялась первая официальная персональная выставка. В 1977 году принял предложение «властей» покинуть СССР. Живет в Париже.

Начиная с 1960 года, с картины «Портрет», в течение последующих сорока лет в живописи разрабатывает один единственный сюжет — образы деформированного человеческого лица и фигуры, напоминающие зловещие маски или человекоподобного мутанта. Его портреты стали своеобразной реакцией на новые формальные приемы сурового стиля. Особая черта его картин — «шаблонность», крупный масштаб и яркие анилиновые цвета.

«Театр», 2008


Народився Сергій Юрійович БАБИЧ (15 липня 1953, Дніпродзержинськ (нині - Кам'янське) Дніпропетровської обл.) - художник-живописець, графік.

Закінчив Дніпропетровський інженерно-будівельний інститут, архітектурний факультет, у 1977 р, викладачі - О. Петров, Б. Волков. Від 1978 р - учасник багатьох обласних, персональних виставок (Дніпродзержинськ, 1996, 2000, 2003 рр; Мійо, Франція, 2003 р .; Дніпропетровськ, 2003 р. та ін), групових ( "Естамп'88", Київ; виставка мініатюр, Торонто, Канада, 1991 р .; виставка українських художників у галереї "Базальт", Белград, Сербія, 1996 р.) і ін. Член Національної спілки художників України з 1992 р. Для творчості Бадича характерні алегоричність та символізм графічних композицій. Живе і працює в Кам'янському.
«Зелений кінь», 2000