15 июня -Музей українського живопису

15 июня

Родился Никола ПУССЕН (15 июня 1594, Ле-Андели, Нормандия – 19 ноября 1665, Рим) – французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. «…Знаменитый французский исторический живописец и пейзажист родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, П. отправился в Италию и близко сошелся в Риме с поэтом Марини, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали П. обильный материал для его композиций. После смерти Марини П. оказался в Риме безо всякой поддержки.

Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашел себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого были написаны им «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин Пуссен в 1639 г. был приглашен кардиналом Ришелье в Париж для украшения Луврской галереи. Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому в 1642 г. Пуссен покинул Париж и возвратился в Рим, где и жил до самой своей смерти.

«Пейзаж с Полифемом», 1649. Музей Эрмитаж, С.-Петербург

Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый героический пейзаж, который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Ему принадлежит та заслуга, что благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному.

К лучшим историческим картинам Пуссена, из которых большая часть хранится в Луврском музее, в Париже, должны быть отнесены: «Всемирный потоп», «Германик», «Взятие Иерусалима», «Тайная вечеря», «Ревекка», «Жена-блудница», «Моисей младенец», «Поклонение золотому тельцу», «Иоанн Креститель, крестящий в пустыне» и «Аркадские пастухи». Императорский Эрмитаж обладает 21-м произведением этого мастера; из них наиболее любопытны: «Моисей, источающий воду из камня», «Эсфирь перед Артаксерксом», «Триумф Нептуна и Амфритриты», «Воздержанность Сципиона», «Танкред и Эрминия» и два исторических пейзажа…» («Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона», т. 25, стр.807-808. 1898 год).

«Автопортрет», 1649 «Пастухи Аркадии». Музей Лувр, Париж


Родилась Адриана Йоханна ван ХАНЕН (15 июня 1814, Остерхаут, Голландия - 10 августа 1895, Остербек) – нидерландская художница, младшая дочь художника Каспара ван Ханена которая, пожалуй, стала самой известной представительницей второго поколения семьи и специализировалась на натюрмортах и цветочных композициях.

Адриана никогда не была замужем, судя по биографии, по причине своей нетрадиционной ориентации. В начале 1830 года семья ван Ханенов переехала жить в Амстердам. В столице Адриана быстро стала востребована, как художница натюрмортов. Об ее стиле писали, как об «изящном и пышном». Между 1841 и 1892 годами художница экспонировалась на многочисленных выставках в Амстердаме, Гааге, Антверпене и других голландских городах, а также в Брюсселе, Париже и Бремене, где с успехом продавала свои работы. В 1845 году ван Ханен стала почетным членом Королевской Академии изящных искусств в Амстердаме, в 1855 году она стала членом Общества любителей искусств, в 1862 году на выставке в Амстердаме была награждена золотой медалью.

«Натюрморт с клубникой и виноградом»


Родился Виктор БРАУНЕР (15 июня 1903, Пьятра-Нямц, Молдова — 12 марта 1966, Париж) — румынский и французский живописец и график, мистик и эзотерик, заметный участник группы сюрреалистов. Творчество Браунера — сплав европейского авангарда с экзотическими архетипами коренных народов Северной и Южной Америки.

Виктор Браунер вырос в Бухаресте в еврейской семье мелких торговцев и банковских служащих. Восемнадцати лет от роду, в 1921 году Виктор Браунер поступил в бухарестскую Школу изящных искусств. Уже с двадцати лет Браунер — один из активных участников румынского авангарда. В 1925 году Браунер приехал в Париж и с перерывами прожил во Франции до конца жизни. В 1932 году он становится формальным членом парижской группы сюрреалистов.

«Живопись с натуры», 1937

Картина Браунера 1931 года «Автопортрет с вырванным глазом», ставшая впоследствии одной из самых знаменитых картин сюрреалистов, получила своё страшное воплощение в жизни своего автора — семь лет спустя, в 1938 году. Она была написана художником безо всякого реального повода. Однако спустя семь лет этот автопортрет стал настоящей «сюр-реальностью». Весной 1938 года во время драки в баре (дело совершенно будничное для группы сюрреалистов), Виктор Браунер случайно лишился левого глаза — именно таким образом, как было нарисовано.

Весь последующий период творчества Виктора Браунера (примерно до 1950 года) заполнен мрачными видениями и галлюцинациями. Его картины — окончательно превращаются в сложный сплав видений и образов, исходящих из подсознания современного европейца, отягощённого массой страхов и табу. В последние пять лет жизни, отчасти под влиянием болезни, искусство Виктора Браунера лишается своего экспрессионистского накала, становится более спокойным, наполненным этническими и анималистическими мотивами.

«Автопортрет с вырванным глазом», 1931 «Фрике в виде страха»


Народився Михайло Владиславович АНТОНЧИК (15 червня 1921, Київ - 8 липня 1998) - відомий український живописець. Народний художник України (1982). Входить до неофіційного списку 100 кращих художників України.

У 1944-1950 роках навчався в Київському художньому інституті у А. Петрицького та К. Елеви. Член Спілки художників з 1950 року. Працював у галузі станкового живопису. Автор ліричних полотен на сільську тематику, плакатів, портретів. Дотримувався реалістичної манери з елементами декоративізму. У 1970 Михайлу Антончику присвоєно звання «Заслужений діяч мистецтв УРСР».

Автор картин «Портрет доярки К. Кошової» (1949), «Ганна Семенівна» (1961), «Свято в селі Моринцях. Відкриття Палацу культури» (1963–64), «Золотий вік» (1971), «Жовтнем народжені» (1963–64), «Колгоспники» (1964–67), триптих «Поема про жінку» (1968–69), «Мої вчителі. Кость Єлева і Анатолій Петрицький» (1971–72), «Хазяїн рідної землі» (1975), «Творці» (1979), «Листи сина» (1983), «Земля рідна» (1984), «Безсмертя» (1985), «Фронтові листи» (1990).

«Золотий вік», 1971


Родился Аарон АПРИЛЬ (15 июня 1932, г. Вилкавишкис, Литва) — известный израильский живописец, график и скульптор.

За несколько дней до нападения Германии на Советский Союз, в июне 1941 г. семья Априль была сослана в Сибирь. Будущий художник рос в Заполярье. В 1947 г. с золотой медалью окончил среднюю школу в Якутске. В 1948 г. Априлю удалось стать студентом Московского художественного училища памяти 1905 года. Там он проучился только полтора года, так как в канун «Дела врачей» был снова сослан в Якутск, где окончил Художественное училище и одновременно — заочно — четыре курса исторического факультета Педагогического института. В 1953 г. был освобожден из ссылки. В 1954—1960 гг. учился в Московском государственном художественном институте (МГХИ) им. Сурикова. После окончания МГХИ в 1961 г. был принят в число членов Московского отделения Союза художников. В 1958—1972 гг. регулярно участвовал во многих московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В Москве состоялись две его персональные выставки.

В 1972 г. переехал в Израиль, где обосновался в Иерусалиме. После ряда персональных выставок в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе, неоднократно выставлялся США, Канаде, Германии, Швейцарии, Франции и других странах, а в 2000-е годы и в России. С 2005 г. — почетный член Российской академии художеств.

Живописные произведения Априля впечатляют своей красочностью, темпераментным буйством цвета, фантастической его игрой. Однако в этом цветовом хаосе просматриваются и предметность, и даже программность произведений. Из кажущихся беспорядочными пульсирующих мазков неожиданно возникают лица, фигуры, библейские персонажи.

«Причуды памяти», 2003-2004


15 июня 1944 г., в честь 100-летия со дня рождения великого живописца Ильи Ефимовича Репина, была основана Харьковская детская художественная школа № 1 им. И.Е. Репина – «Репинка».

Идея этого проекта принадлежит выдающемуся художнику – Илье Ефимовичу Репину. Завещая ученикам свою неосуществлённую мечту о предоставлении возможности юным слобожанам учиться живописи, он высказал заботу о будущем культурно-художественного роста украинского общества. Ученик И. Репина, профессор, заслуженный деятель искусств УССР Семен Маркович Прохоров стал инициатором воплощения в жизнь намерения своего учителя. В 1953 г. в городе Чугуеве, на родине И.Е. Репина, открылся филиал Харьковской детской художественной школы им. И. Репина.

ДХШ № 1 им. И.Е. Репина подготовила более 4000 выпускников, среди которых много профессиональных художников, художников-педагогов, которые обогатили украинское изобразительное искусство. Следует назвать имена Виктора Дмитриевича Сидоренко – народного художника Украины, академика Академии искусств Украины; Юрия Михайловича Шкодовского – заслуженного архитектора Украины, профессора, Главного архитектора Харьковской области; Виктора Яковлевича Даниленко – ректора Харьковской академии дизайна и искусств, профессора, члена-корреспондента Академии искусств Украины.

Учебный процесс базируется на строгих академических традициях в преподавании основных дисциплин – рисунка, живописи, композиции, скульптуры. На сегодняшний день в школе работает 32 преподавателя и учится 500 детей. В замечательном выставочном зале школы работает единственная в г. Харькове Детская художественная галерея.

Здание школы Открытие выставки работ учащихся художественной школы


15 июня 1985 года в результате акта вандализма в Эрмитаже была сильно повреждена картина Рембрандта «Даная».

Был обычный субботний день, когда один из посетителей Эрмитажа поинтересовался у работниц музея в зале Рембрандта, какая картина здесь самая ценная, после чего плеснул жидкостью из пузырька на полотно «Даная». Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет – в склянке оказалась серная кислота. Злоумышленник еще успел дважды порезать картину ножом.

48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами, был признан душевнобольным и отправлен в психиатрическую лечебницу. После выхода Литвы из СССР он был выпущен на свободу.

Многие эксперты посчитали, что картина утрачена навсегда. Было уничтожено 27% живописи. Весь центр полотна состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натеков и утрат. Работа над восстановлением шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего укрепили красочный слой. В результате дискуссии специалистов о будущем «Данаи» было решено восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется за бронированным стеклом.

«Даная» – картина Рембрандта, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Классический сюжет картины – явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и композиция скорее напоминает прощание с любовником. Как показала рентгеновская съемка, вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии – супруги живописца, умершей в 1642 году. Но потом художник переписал картину, внеся в образ Данаи некоторые черты Гертье Диркс – любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд ее был направлен вверх, а не в сторону.

/>
Поврежденное полотно, 1985 Рембрандт «Даная» (1636-1647), Государственный Эрмитаж, С.-Петербург