15 мая -Музей українського живопису

15 мая

Родился Валерий Иванович ЯКОБИ (Яко́бий) (15 мая 1834, Казанская губерния —26 мая 1902, Ницца) — русский жанровый и портретный живописец, профессор, академик, член академического Совета Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Сын помещика. Учился в Казанском университете, но курса не окончил. Прибыв в 1856 году в Санкт-Петербург, стал посещать классы академии художеств. Состоя в ней учеником профессора А. Т. Маркова, он прошёл её курс чрезвычайно быстро и получил одну за другой все награды, установленные для полного его окончания, в том числе большую золотую медаль в 1862 году за картину «Привал арестантов», произведшую большое впечатление на публику.

Как пенсионер академии Якоби посетил Германию, Швейцарию, где работал некоторое время в Цюрихе, а затем жил в Париже, Неаполе и Риме. За картину «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь» получил звание академика, а по возвращению в 1869 году в Санкт-Петербург за картину «Арест герцога Бирона» был возведен в звание профессора. Последние годы своей жизни провел отчасти в Санкт-Петербурге, преимущественно же в Алжире и на юге Франции.

Другие известные картины Якоби: «Парижский тряпичник перед дверью таверны» (1865), «Политика после завтрака» (1869), «Волынский в заседании кабинета министров» (1876), «Костюмированное утро при дворе императрицы Анны Иоанновны», «Свадьба в Ледяном доме» (1881) и «Первое торжественное собрание академии художеств» (1889).

«Автопортрет», 1873 «Привал арестантов», 1861. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Родился Николае ГРИГОРЕСКУ (15 мая 1838, Питару — 21 июля 1907, Кымпина) — крупнейший румынский художник.

Происходил из многодетной семьи и рано потерял отца. Зарабатывал на жизнь как иконописец. В 1861 году Николае получил стипендию на обучение за границей и отправился в Париж, где учился в Школе изящных искусств, а также посещал мастерскую Себастьена Корню, где одним из его соучеников был Пьер-Огюст Ренуар. Будучи увлечён идеей пленэра, Николае сблизился с группой художников Барбизонской школы, в первую очередь Жаном-Франсуа Милле и Гюставом Курбе. В 1867 году на Всемирной Выставке в Париже он представил семь работ, а в Салоне 1868 года — картину «Цыганская девочка».

Несколько раз Николае Григореску возвращался в Румынию, где, начиная с 1870 года, регулярно участвовал в выставках. В 1890 году он поселился в Кымпине и в дальнейшем изображал в основном портреты крестьянок и сельские пейзажи. В 1899 году он был избран почётным членом Румынской Академии.

«Автопортрет», 1888 «Весёлая крестьянка», 1894. Национальный музей искусств Румынии, Бухарест


Родился Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ (15 мая 1848, Вятская губерния – 23 июля 1926, Москва) – русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Старший брат художника Аполлинария Васнецова.

Картины Виктора Васнецова в бывшем СССР были чрезвычайно популярны, их бесчисленные репродукции украшали множество общественных зданий, от министерств до детских садиков. Достаточно вспомнить всего несколько названий: «Витязь на распутье» (1882), «Аленушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881–1898), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)…

«Витязь на распутье», 1882. Государственный русский музей, С.-Петербург

В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона, изданном в 1892 году, о Викторе Васнецове было написано: «…воспитывался в Вятской духовной семинарии, откуда в 1868 г. перешел в ученики Императорской Академии художеств, в которой пробыл до 1875 г., получив за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали. По выходе из Академии предпринял несколько путешествий за границу. Свои произведения впервые представил на суд публики в 1869 г. и с тех пор весьма часто участвовал сначала в академических, а потом передвижных художественных выставках. Воспроизводит преимущественно сцены русского быта и сказочные сюжеты; в последнее время трудится над украшением стен Владимирского собора в Киеве религиозными изображениями. Из картин его особенно достойны внимания: «С квартиры на квартиру» (1876), «Акробаты» (1878, собствен. Государя Императора), «Витязь» (1878), «Дурочка Аленушка» (1881) и нек. др. (А. Сомов)».

«Три царевны подземного царства», 1884 год. Киевский национальный музей русского искусства

Можно добавить, что родился Васнецов в семье священника и перешел из семинарии в Академию художеств с благословения отца. В раннем творчестве художника преобладали бытовые мотивы (картины «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877). Им на смену пришла былинно-историческая тематика.

«Три богатыря», 1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1893 году Виктор Васнецов становится действительным членом Академии художеств. Все большее место в его творчестве начинают занимать религиозные работы. Он расписывает храмы в Киеве, Петербурге, Москве, Софии. В 1912 году Васнецову было пожаловано потомственное дворянство. После 1905 художник был близок к Союзу русского народа, являлся убежденным монархистом. Советскую власть Виктор Михайлович Васнецов не принял, революционных картин не писал и, оставаясь в Москве, продолжал работу над народными сказочными темами — «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917–1926).

«Автопортрет», 1873 «Алёнушка», 1881.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


15 мая 1863 года в Париже начал свою работу «Салон отверженных» (фр. Salon des Refusés).

Весной 1863 года жюри Парижского Салона – ведущей ежегодной выставки живописи – отвергло большую часть (около 60%) из поданных на экспозицию 5000 работ. Участие в Салоне было для молодых художников единственной возможностью обратить на себя внимание и добиться успеха. А у таких новаторов, как Моне, Мане, Ренуар, Базиль или Сислей шансы попасть в официальную экспозицию были минимальными, так как жюри ориентировалось на классические каноны.

Французский император Наполеон III, осмотрев принятые и отвергнутые картины, выступил с заявлением в поддержку обиженных художников и повелел организовать параллельную официальному Салону выставку. Участие в ней было добровольным, картины для объективности развешивались по алфавиту. Официальный Парижский Салон открылся 1 мая, Салон отверженных начал работу 15 мая.

Для зрителей, движимых любопытством, Салон отверженных оказался более притягательным, чем официальный Салон. Однако и многочисленные статьи в прессе, и реакция публики были в основном отрицательными, так как экспозиция представляла странную смесь картин самого разного достоинства и разной тематики.

Всеобщий успех имела картина Уистлера «Девушка в белом». Сенсацией стала выставленная в Салоне отверженных картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», возле которой постоянно собирались зрители. Одни восхищались новаторством художника, другие (и таких было большинство) негодовали, увидев в картине вызов обществу.

Эдуард Мане «Завтрак на траве», 1863.
Музей Орсе, Париж
Джеймс Уистлер «Девушка в белом», 1862.
Национальная галерея искусства, Вашингтон


Родился Семен Натанович (Симха Нусенович) ГУЕЦКИЙ (15 мая 1902, Житомир – 28 августа 1974, Киев) – украинский живописец, заслуженный деятель искусств УССР (1973).

Учился с 1921 г. в Житомирской художественной профтехшколе у О. Канцерова, затем в 1929 г. - в Киевском художественном институте у Ф. Кричевского, М. Бойчука, Л. Крамаренко. Ветеран ВОВ. Член Союза художников СССР. Зрелую часть своей жизни художник прожил в Киеве, работал художником-мультипликатором на Киевской киностудии.

Семен Гуецкий - автор известных портретов В. Ленина, исторических картин на темы революции и Гражданской войны. Его известная работа «Смольный. 1917 год» (1957) была куплена Дрезденской галереей. Из живописных жанров предпочитал натюрморты, портреты, морские пейзажи.

«Обнаженная» «Смольный. 1917 год», 1957


Родился Анатолий Георгиевич ПЛАТОНОВ (15 мая 1927, Херсон – 27 мая 2005, Херсон) – украинский живописец. Народный художник Украины (1999).

Окончил Одесское государственное художественное училище им. М. Б. Грекова. С 1957 года участвовал в различных выставках. Был одним из создателей и первым председателем Херсонской организации СХУ, 10 лет возглавлял ее. Персональные выставки художника прошли в Киеве (1979), а также в Херсоне, Николаеве, Венгрии, Польше, Германии, Болгарии.

Ведущими жанрами творчества Анатолия Платонова были пейзаж и натюрморт. Художник создал большой цикл архитектурных пейзажей, побывав во многих городах Украины.

«Судак. Генуэзская крепость», 1986


Родился Джа́спер ДЖОНС (15 мая 1930, Огаста, Джорджия, США) — современный американский художник, один из основоположников "нового реализма".

Джонс некоторое время учился живописи в университете Южной Каролины, затем переехал в Нью-Йорк, где познакомился с Робертом Раушенбергом, от которого воспринял передовые идеи в современном искусстве. Работая вместе, они осваивали арт-сцену и развивали свои идеи в искусстве. На Джаспера Джонса также оказали влияние идеи Марселя Дюшана. Был дружен с Энди Уорхолом.

Наиболее значительными произведениями Джаспера Джонса принято считать серию его ранних живописных работ, созданную во второй половине 1950-х годов. Ранние работы созданы с использованием таких простых образов, как флаги, карты, мишени, буквы и цифры. Трактовка поверхности часто сочная и живописная. Художник часто включает энкаустику и рельеф в свою живопись.

Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе обыденные предметы: одно из наиболее известных произведений Джаспера Джонса — две бронзовые банки из-под пива. В 1988 году работа Джаспера Джонса "Фальстарт" продана за 17050000 долларов. На тот момент это была рекордная сумма, уплаченная за произведение современного искусства при жизни художника. В данное время Джаспер Джонс является самым дорогим здравствующим художником.

«Три флага»


Родился Александр Григорьевич СТОВБУР (15 мая 1943, Омск) – украинский живописец и график, заслуженный художник Украины (2013).

Закончил отделение живописи Одесского художественного училища в 1971 г. Участвовал в «квартирных» выставках, входил в группу молодых художников неформального направления. Один из основателей группы «Човен» и творческого объединения «Мамай». Живет и работает в Одессе, занимается станковой и монументальной живописью. Персональные выставки Александра Стовбура прошли в Одессе и дважды в Киеве. Произведения художника находятся в Национальном художественном музее и других музеях Украины, России, а также во многих частных коллекциях.

Александр Стовбур – художник нефигуративной живописи. «...Цвет – это уже идея, сюжет, он имеет самоценность, – считает живописец. – Нельзя смешивать литературу и живописное искусство. Если четко решена задача, то есть правильно размещена и определена цветовая среда, цвет как живописная структура, способен говорить сам».

«Образ и знак», 2007


Родился Ярослав Михайлович МЫСЬКИВ (15 мая 1953, с. Коропец Тернопольской обл.) – севастопольский график. Заслуженный художник Украины (2011). Заслуженный художник АР Крым (2000).

В 1977 году окончил Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства. Педагоги по специальности: Д.Довбошинский, М.Лозинский, В.Овсийчук. С 1979 года — участник городских, областных, республиканских, международных выставок. С 1987 года — член Национального Союза художников Украины. С 2001 года — преподаватель, заведующий кафедрой «Дизайн» факультета Львовской Национальной Академии Искусств в городе Севастополе. В 2003 году награжден почетной грамотой Верховного Совета Украины. В 2006 году — Почетный Диплом Президиума Академии Искусств Украины.

Работы Ярослава Мыськива, выполненные в сложных и редких графических техниках, отличающиеся глубоким пониманием натуры, явлений, тонкой философией и всегда изысканной эстетизацией образа, неизменно привлекают к себе внимание. Художник, владеющий в полной мере секретами графического искусства, с легкостью импровизирует. Традиции западноевропейской гравюры, превосходное владение академическим рисунком автор соединяет с новаторскими методами, зачастую весьма смелыми, авангардными, однако же, никогда не бьющими лишь на внешний эпатаж.

«Ангел», 2012


Народився Володимир Євгенович КОЗЮК (15 травня 1972, с. Чеснівка, Хмільницький район, Вінницька область) — художник, фотограф, колекціонер, краєзнавець, меценат. Народний художник України (2016). Радник голови Вінницької облдержадміністрації з питань культури і духовності.

Народився у селянській родині. Мистецтву навчався у студіях Ю. Михайлівського та А. Сороки. Учасник міських, обласних, всеукраїнських, міжнародних художніх виставок (від 2000 р.) і пленерів (від 2004 р.). Володимир відданий одному жанру — пейзажу, художник постійно відкриває для себе і для глядачів нові образи і живописні можливості, демонструючи багатство тем і сюжетів. В його пейзажних роботах ліричні картинки природи багатьох куточків світу.

Заснував у 2003 році етнографічний центр при кафедрі культури Вінницького національного технічного університету. Розробив у 2005 році проект духовного збереження та відродження Поділля. Від 2000 року здійснив понад 30 творчих експедицій Вінниччиною для досліджень «Хати під стріхою» (виконав близько 150 етюдів).

Володимир Козюк знаний серед українських та зарубіжних колекціонерів збирач старожитностей Подільського краю. Член правління Вінницького клубу колекціонерів. Власник одного з найповніших в Україні зібрань українських листівок, а також старовинних фотографій. Досліджує та колекціонує також подільські народні ікони, пропагує їх на численних виставках.

«Перед грозою»


15 мая 1990 года картина голландского живописца Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше» (фр. Portrait du Dr Gachet avec branche de digitale) была продана на аукционе Christie’s японскому бумажному магнату Рёэй Сайто за рекордную на тот момент сумму в 82,5 млн долларов. На протяжении последующих 15 лет эта работа ван Гога возглавляла список самых дорогих картин (из выставляемых на продажу).

Портрет своего врача Ван Гог написал в июне 1890 года, незадолго до смерти. Художником было создано два варианта картины. Один из них имел довольно бурную историю и после смерти Сайто в 1996 году был перепродан в «неизвестные руки». Второй вариант портрета находится в Музее Орсе в Париже.

Сам Винсент писал брату об этой своей работе: «Господин Гаше, на мой взгляд, так же болен и нервен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в нее помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились. Работаю сейчас над его портретом: голова в белой фуражке, очень светлые и яркие волосы; кисти рук тоже светлые, синяя куртка и кобальтовый фон. Он сидит, облокотясь на красный стол, где лежит желтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами».

Винсент Ван Гог «Автопортрет», 1889 Винсент Ван Гог «Портрет доктора Гаше», 1890