15 апреля -Музей українського живопису

15 апреля

Родился Леонардо да ВИНЧИ (15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции – 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) – итальянский живописец, скульптор и архитектор, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Полное имя художника – Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Леонардо был незаконнорожденным сыном 25-летнего нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины. В три года отец забрал его на воспитание, разлучив с матерью. В 1466 году Леонардо поступает в мастерскую Верроккьо во Флоренции подмастерьем художника. Во Флоренции, культурном центре Италии, юноша изучает различные гуманитарные и технические науки. В 20 лет он становится мастером во Флорентийской гильдии художников и скульпторов. Своими первыми же полотнами («Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов») Леонардо заявил о себе как великий живописец, а дальнейшее творчество лишь увеличивало его славу.

«Благовещение», 1472—1475. Доска, масло. 98 × 217. Галерея Уффици, Флоренция

Со временем Леонардо да Винчи стал считать себя в первую очередь инженером и учёным. Живописи он отдавал гораздо меньше времени, работал достаточно медленно и оставил нам не очень много работ. Но в своем творчестве Леонардо вывел изобразительное искусство итальянского Возрождения на качественно новый этап развития, создав совершенную живописную технику. Он отказался от четко очерченных фигур, напоминавших раскрашенные картинки. Леонардо разработал прием сфумато, смягчая очертания фигур и цветовые контрасты, создавая легкую размытость в соответствии с реальными особенностями человеческого зрения.

Кисти Леонардо из Винчи принадлежат такие знаменитые работы, как «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Дама с горностаем» и самая известная в мире картина – непревзойденная «Мона Лиза» (Джоконда)…

«Автопортрет» «Мона Лиза» («Джоконда»), 1503-1505/1506. Музей Лувр, Париж


Родился Ян ван ХЁЙСУМ (15 апреля 1682, Амстердам — 8 февраля 1749, Амстердам) — нидерландский художник.

О жизни Яна ван Хёйсума известно немногое. Его отец Юстус ван Хёйсум-старший, как и три его брата Юстус-младший, Иаков и Михаил, были художниками. Очень быстро стал ведущим нидерландским художником, мастером натюрморта. Среди его покровителей были принц Уильям Гессен, герцог Орлеанский, короли Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии, сэр Роберт Уолпол, граф Орфордский.

О прижизненной популярности художника свидетельствует тот факт, что после смерти художника его четыре пейзажные акварели были проданы на аукционе за 1032 флорина, а живописный цветочный букет — за 1245 флоринов, в то время как за «Голову старика» Рембрандта, две картины Яна Стена, натюрморт Виллема ван Алста и картину Альберта Кейпа было уплачено соответственно всего 25, 30, 19 и 13 флоринов.

Кисти Яна принадлежит несколько пейзажей, однако основное внимание он уделял натюрмортам. Цветочные натюрморты Яна ван Хёйсума можно разделить на две группы: одни из них, ранние, написаны на тёмном фоне, другие — на светлом, что требует более высокого мастерства художника для световой моделировки.

Портрет работы Арнольда Бонена, около 1720 «Плоды и цветы». 1723


Родился Чарльз Уилсон ПИЛ (15 апреля 1741, Сент-Поль-Пэриш, Мэриленд — 22 февраля 1827, Филадельфия, США — американский живописец рубежа XVIII—XIX столетий.

Обучался рисованию в Бостоне в мастерской Джона Синглтона Копли, крупнейшего американского портретиста и пейзажиста своего времени. Позднее Ч. У. Пил покидает Америку и продолжает своё образование в Лондоне в течение трёх лет, у Бенджамина Уэста. Работы Пила также повторяют тематику его учителей — это преимущественно пейзажная и портретная живопись. Его картины известны подробнейшим исполнением мельчайших деталей, а также искусной передачей игры светотени на полотне. Ч. У. Пил и его сын, Рембрандт Пил, были одними из основателей Пенсильванской академии изящных искусств.

«Автопортрет», 1822 «Эксгумация первого американского мастодонта», 1806. Музей Пила, Балтимор


Родился Теодор РУССО (15 апреля 1812, Париж – 22 декабря 1867, Барбизон) – французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы.

Будущий художник родился в семье состоятельного портного. С 15 лет учился в Школе изящных искусств у Ж.-Ш. Ремона, много времени проводил в Лувре, копируя лучших пейзажистов прошлого. С 18 лет Руссо путешествовал по Оверни и Нормандии, занимаясь живописью самостоятельно. В 1831 его «Пейзаж Оверни» в духе романтизма был принят для участия в парижском Салоне и получил положительные оценки. Следующие четыре Салона, где он выставил работы более реалистичного направления, были для художника неудачными, в 1835 году его полотно «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» было отвергнуто, поскольку представляло «низкий сюжет». С тех пор Руссо не участвовал в публичных выставках вплоть до 1849 года.

«Рынок в Нормандии». 1830-е

Молодой художник работает на пленэре, запечатлевая нетронутые уголки природы Франции, старинные провинциальные городки и скромные сельские виды. Теодор Руссо вместо выдуманных романтических пейзажей просто и правдиво изображает родную природу, вкладывая в эти полотна своё состояние души. Особенно полюбились ему окрестности деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, недалеко от Парижа. Руссо начал приезжать туда каждый код, а с 1848 окончательно переселился в Барбизон. Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег-художников, как и он работавших на пленэре – Каба, Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла барбизонская школа.

Отношение критики к работам Теодора Руссо постепенно изменилось. Всемирная выставка в Париже в 1855 году приносит ему успех и золотую медаль. В Салоне 1866 года он был членом жюри, а на Всемирной выставке 1867 года стал уже председателем жюри.

В. В. Стасов высоко оценил барбизонцев, которые не «сочиняли более пейзажей, а творили с натуры, ничего не аранжировали, ничего не украшали и не подслащали, а передавали истинные формы природы, природы отечественной, французской, а вместе с тем – истинные свои собственные душевные впечатления».

«Лес Фонтенбло»


Народився Теофіл Дорофійович КОПИСТИНСЬКИЙ (15 квітня 1844, м. Перемишль — 5 липня 1916, Львів) — український художник-реаліст, портретист, а також реставратор. Один із провідних західноукраїнських художників другої половини ХІХ – початку ХХ століть.

Народився у Перемишлі (тепер Польща) 1844 р. У 1868–1871 рр. навчався у Краківській школі малювання і живопису, 1872 р. — у Віденській академії образотворчих мистецтв. 1873 року переїхав до Львова, де брав участь у виставках товариства прихильників красних мистецтв, ілюстрував журнал «Дзвінок», працював як книжковий ілюстратор, зокрема творів Івана Франка.

Як реставратор відомий своїми реставраційними роботами в костелі отців бернардинців у Лежайську (1896 р.), кафедральному костелі на Вавелі, костелі отців домініканців та Маріацькому костелі в Кракові (1897–1898 рр.), в костелах Св. Андрія (1883 р.), Марії Сніжної і Св. Мартина (1886[1]) у Львові. Окрім того Т. Копистинський розробив і запропонував методику реставрації фрески «Тайна вечеря» Леонардо да Вінчі у Мілані.

В історії українського образотворчого мистецтва Теофіл Копистинський відомий широким жанрово-тематичним репертуаром, зокрема портретом та іконописом. У творчому доробку митця близько п’ятдесяти портретів, що відтворюють образи провідних суспільно-культурних і церковних діячів та історичних постатей. Полотна відзначаються продуманим трактуванням образів і ретельним виконанням у традиціях укр. портрет. живопису 17–18 ст. Митець створив також понад 1500 ікон для сотні храмів як в Україні, так і в Польщі. Останні роки життя провів у притулку Р. Домса. Творчість Теофіла Дорофійовича Копистинського посіла вагоме місце в українському образотворчому мистецтві.

«Автопортрет», 1871-1872 «Далматинка». 1872


15 апреля 1874 года в Париже на бульваре Капуцинок в мастерской фотографа Надара открылась первая крупная выставка импрессионистов. На ней было представлено 165 работ 30 художников, среди них пейзаж Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant). Малоизвестный журналист Луи Леруа в своей рецензии «Выставка импрессионистов» в журнале «Le Charivari» не стеснялся в оценках: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это «Впечатление!». Издевательское слово «импрессионисты», использованное для выражения пренебрежения к художникам-новаторам, со временем потеряло негативный смысл и стало вполне нейтральным названием художественного направления. А его изобретатель Леруа вошел в историю.

Картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» была написана в 1872 году с натуры в старом аванпорте Гавра. Холст выставлен в парижском музее Мармоттан. В 1985 году картина была украдена из музея вместе с другими работами Моне, Ренуара и Моризо. Пять лет спустя полотно было найдено и возвращено в музей.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж


Родился Арши́ль ГОРКИ (настоящее имя Востаник Манук Адоян; 15 апреля 1904, Хорком, Ван, Османская империя — 21 июля 1948, Шерман, Коннектикут, США) — американский художник армянского происхождения, один из основателей «абстрактного сюрреализма».

В 1915 году во время геноцида армян бежал вместе с матерью и тремя сёстрами в российское Закавказье. После того, как мать в 1919 году умерла от голода в Ереване, Горки эмигрировал в 1920 году в США, к отцу. В поисках себя он меняет свое имя на «Аршиль Горки», намекая на любимого писателя Максима Горького.

Посещал художественную школу штата Род-Айленд в Провиденсе. В 1922 Горки поступает в Новую школу дизайна Бостона, сначала рисует под влиянием импрессионистов, позже — постимпрессионистов (в это время он живёт в Нью-Йорке). В 1926−1931 годах преподавал в художественной школе и Центральном художественном училище в Нью-Йорке. В 1930-e годы Горки тесно сотрудничал с Стюартом Дэвисом, Виллемом де Кунингом и Джоном Грэмом. В 1944 году он познакомился с Андре Бретоном и другими известными сюрреалистами.

Последний год жизни Горки был полон трагических событий: сгорает мастерская Горки вместе с работами, у художника обнаруживается рак, он попадает в автокатастрофу и, сломав руку, лишается возможности рисовать, а жена покидает его, забрав с собой ребёнка. В возрасте 44 лет Горки совершает самоубийство, повесившись.

Горки считается одним из влиятельнейших американских художников XX века, его картины выставлены во всех крупнейших галереях США, а также в лондонской «Тэйт».

«Механика полёта»


Родился Георгий Сергеевич КОЛОСОВСКИЙ (15 апреля 1913, с.Первомайское Одесской области – 1988) – известный запорожский живописец. Ведущим в его творчестве был лирический пейзаж, который имел активную и утонченную колористическую природу.

Окончил Одесскую художественную профшколу и Одесский художественный институт, где учился у выдающихся украинских живописцев А.А. Шовкуненко и П.Г. Волокидина. В 1945 году Георгий Колосовский переезжает в г. Запорожье, где и начинается его творческая деятельность, в том же году становится членом Союза художников СССР. Он участвует в создании Запорожского общества художников и областной организации Союза художников УССР.

Г.С. Колосовский - участник многочисленных всесоюзных, республиканских и областных выставок. В его работах природа центральной Украины предстает во всем ее богатстве, насыщенном авторскими ощущениями форм и красок. Георгий Сергеевич Колосовский воспитал целую плеяду запорожских художников. Его учениками являются такие художники как Акиньшин, Гайдук, Коробов, Фомин, Смирнов, Пашканис, Чуйков. В Запорожском художественном музее хранится коллекция работ Георгия Сергеевича.

«Летняя тишина», 1970-е


Народився Григорій Гордійович ШИШКО (15 квітня 1923, с. Велика Костромка Апостолівського р-ну Дніпропетровської обл. – 29 серпня 1994, Кривий Ріг, Дніпропетровська обл.) — український живописець, перший криворізький художник – член Спілки художників України.

Дитячі роки художника пройшли у Запоріжжі, де хлопець захопився малюванням. Потім родина переїхала до Кривого Рогу. Під час Другої світової війни Григорій був вивезений на примусові роботи до Німеччини. У 1948 поступив, а у 1953 році закінчив одеське художнє училище й повернувся до Кривого Рогу. З 1957 року брав участь у багатьох виставк. 1960 року відбулась його перша персональна виставка. У 1964 був прийнятий до Спілки художників СРСР – першим у місті.

Провідною темою творчості Григорія Шишка була сувора краса «залізного краю» - кар’єри, шахти, рудники, види індустріального Криворіжжя. Одночасно художник створює ліричні пейзажі, оспівуючи красу природи. Його роботи написані широкими, сміливими мазками, світяться переливами кольорів. Шишка називають «українським Сезанном». В доробку Григорія Гордійович а також численні натюрморти, портрети. Багато творів присвячені Тарасові Шевченку, чиєю постаттю художник захоплювався все життя.

Роботи Григорія Шишка крім України демонструвалися у Великобританії, куди було вивезено значну кількість його робіт, а також у Бельгії, Голландії, Нігерії й Ірландії. Починаючи з 1993 року відбулося 9 персональних виставок художника, і найважливіша з них — у 2001 році в «Молл-Геллеріз» Лондона.

«Диня з помідорами», 1987


Родился Роман Михайлович БЕЗПАЛКИВ (15 апреля 1938, с. Глушин Львовской обл. – 20 ноября 2009, Львов) – украинский живописец. Заслуженный деятель искусств Украины (1998).

По первому образованию медик. С 1965 по 1971 год обучался на вечернем отделении Львовского института декоративного и прикладного искусства (педагоги Р. Сельский, Д. Крвавич и В. Патык). С 1970 года преподавал живопись во Львовском колледже декоративного и прикладного искусства им. Ивана Труша. Участник городских, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Персональные выставки Романа Безпалкива прошли во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске и Киеве.

«В поисках дороги». 1990