14 декабря -Музей українського живопису

14 декабря

Народився Віллем Клас ГЕДА (14 грудня 1593/1594, Гарлем - близько 1680/1682, там само) - нідерландський художник часів Золотого віку голландського живопису, майстер натюрморту.

Навчався живопису під керівництвом свого батька – міського архітектора, а потім дядька — художника Корнеліса Класа Геди. У Гарлемі художник жив і працював все життя. Кар'єру живописця він починав з картин на релігійні сюжети і портретів, але потім практично повністю переключився на натюрморти. До сорока років Геда був уже живописцем із сталою репутацією. У 1631 році він отримав статус майстра в гарлемскій гільдії Св. Луки. Неодноразово обирався головою гільдії, в 1642 і 1652 рр. - її деканом. Геда, а також Пітер Клас, який вплинув на ранню творчість Геди, - найзначніші представники такого роду натюрмортів в Голландії. Геду і Класа ріднять зеленувато-сірі або коричневі тони, але твори Геди, як правило, більш ретельно оброблені, а смак його більш аристократичний, що проявлялося у виборі зображуваних об'єктів: срібного, а не олов'яного посуду, устриць, а не оселедця і т. п. Геда любив писати срібні чаші з мерехтливими відблисками, кубки з венеціанського скла, перламутрові мушлі. З винятковою майстерністю він передавав відображення і відблиски на блискучих і гладких поверхнях.

Віллем Геда мав багато учнів і послідовників, але головним з них був його син Геррет Віллемс Геда (1620-1702). Мав значний вплив на молодого Франса Галса. З усього доробку художника натепер збереглося близько 70 робіт. Останніми відомими роботами Геди є картини, що датуються 1660-ми роками. Щодо творчості в останні роки життя немає відомостей.

Натюрморт, 1637


Родился Пьер Пюви де ШАВАНН (14 декабря 1824, Лион, Франция — 24 октября 1898, Париж) — французский живописец. 


Инженер по образованию, самостоятельно занялся живописью. Некоторые уроки де Шаванн получил под руководством Ари Шеффера и Тома Кутюра в Париже, а также Делакруа. В основном, тематика его работ — это стилизация под античность, декоративная и монументальная живопись в духе итальянских живописцев XV столетия, произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии. В композициях Пюви де Шаванна пейзаж и человеческие фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг друга, производя в высшей степени целостное впечатление. Не будучи безукоризненным рисовальщиком и даже умышленно избегая точно моделировать фигуры, Пюви де Шаванн ставил себе задачей главным образом передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты. Из его монументальных работ лучшими считаются фрески в парижском Пантеоне, изображающие две сцены из жизни святой Женевьевы, «Священная роща» (на лестнице дворца искусств в Лионе), «Науки и искусства» (в амфитеатре Сорбонны), «Inter artes et naturam» (на лестнице Руанского музея), «Четыре времени года» (в парижской ратуше), «Музы» (библиотека университета, Бостон).

Пюви де Шаванн был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво.

«Смерть и девушки», 1872


Родился Виктор МАДАРАС (14 декабря 1830, Четнек — 10 января 1917, Будапешт) — венгерский художник-романтик.

Восемнадцатилетним участвовал в Революции 1848—1849 годов, некоторое время находился в эмиграции. После изучения юриспруденции Мадарас учился живописи в венской Академии художеств и в частной школе Фердинанда Вальдмюллера. Работал в ателье Конье. Испытал в творчестве влияние Поля Делароша. Наиболее продуктивными в его творчестве стали годы, проведённые в Париже. В 1860 году его драматические полотна заслужили золотую медаль на выставке в Париже. Вернувшись в Пешт в 1870 году, бросил живопись и занялся унаследованным делом отца, но обанкротился. Известен романтико-патетическими полотнами по мотивам венгерской истории и портретами. Работы Виктора Мадараса хранятся в Венгерской национальной галерее. Картина Мадараса «Габор Бетлен в кругу своих учёных» украшает банкноту в 2000 венгерских форинтов.

Автопортрет, 1863 «Оплакивание Ласло Хуньяди», 1859. Венгерская национальная галерея


Родился Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ (14 декабря 1850, имение Степановка, Одесский уезд, Херсонская губерния — 2 марта 1929, Сараево, Королевство сербов, хорватов и словенцев) — украинский и русский портретный и жанровый живописец, академик, профессор Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, один из основателейТоварищества южнорусских художников.

Сын крупного землевладельца Херсонской губернии. Под влиянием увлечения передвижными художественными выставками, стал упражняться в живописи и скоро поступил в ученики Императорской Академии художеств, от которой получил три серебряных медали. Начал выставлять свои произведения с 1881 года на выставках товарищества передвижных художественных выставок. В 1897 году был назначен профессором — руководителем мастерской батальной живописи Академии, но занимал эту должность только два года. Часто ездил за границу, знакомясь с современными иностранными художниками и приобретая их произведения, из которых составилась у него галерея, одна из лучших на юге. Многие жанровые работы Кузнецова были приобретены Третьяковской галереей. Автор портретов И. Е. Репина, В. М. Васнецова, Ф.И. Шаляпина, П. И. Чайковского и др. Отец знаменитой оперной певицы Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа (1880—1966).

Художник, обладая незаурядными физическими данными, послужил прототипом палача на картине Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных», а также старшего сына Тараса Бульбы — Остапа (казак с перебинтованной головой) на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».


«В праздник (Малороссиянка, отдыхающая на траве)», 1879—1881


Родился Войтех ГИНАЙС (14 декабря 1854, Вена — 22 августа 1925, Прага) — чешский художник, график и дизайнер.

Родился в семье чеха-портного, переселившегося в Вену. Получил домашнее образование, так как отец не хотел отдавать своих детей в немецкие школы. В 1871 году поступает в венскую Академию изящных искусств. Продолжил учёбу в Риме в 1874—1875 и в 1877 годах, и завершил художественное образование в Париже. В 1893 году становится профессором в пражской Академии изобразительных искусств.

Во время пребывания в Италии художник создаёт преимущественно полотна на религиозные и мифологические темы. В 1880-е годы участвовал в работах по художественному декорированию пражского Национального театра, для которого создал большой занавес, а также картины Мир и Аллегория весны, лета и осени. Работал также для Пантеона Народного музея в Праге. Гинайс был известен как замечательный портретист; писал также пейзажи. Сторонник натурализма в искусстве.


«Суд Париса», Пражская национальная галерея


Родился Роджер Элиот ФРАЙ (14 декабря 1866, Лондон — 9 сентября 1934, Лондон) — английский художник и художественный критик, введший в обиход такое понятие, как постимпрессионизм. Один из предтеч вортицизма.

Р. Фрай был сыном судьи, из старинной квакерской семьи. Образование получил в Королевском колледже Кембриджского университета. В студенческие годы совершил поездку в Париж и в Италию, где изучал искусство старых итальянских мастеров. В начальный период своего творчества Р. Фрай специализировался на пейзажной живописи.

В 1906 году он становится куратором нью-йоркского Метрополитен-музея. В том же году открывает для себя живопись Сезанна и начинает интересоваться современным французским искусством. В 1910 году Фрай организует в лондонской галерее Графтон выставку «Мане и постимпрессионисты». Несмотря на критические замечания прессы, Фрай устраивает в 1912 году вторую выставку постимпрессионистского искусства, на которой, наряду с современными английскими художниками, были представлены работы Матисса и фовистов, Пикассо и Ж.Брака. Р. Фрай входил в группу Блумсбери, общество-клуб английской интеллектуальной элиты. В 1940 году в свет вышла художественная биография Р. Фрая, созданная писательницей Вирджинией Вулф.

Автопортрет «Вю де Касси», 1925


Родился Станислав Мечислав ДЕМБИЦКИЙ (14 декабря 1866, Любачев — 12 августа 1924, Краков) — польский художник, книжный иллюстратор и педагог. Много лет работал во Львове и Коломые.

Учиться живописи Дембицкий начал в 1881—1882 годах в Академия изобразительных искусств в Вене, затем продолжил учёбу в краковской школе изящных искусств в классе Владислава Лужкевича (1883—1884) и Баварской академии художеств в Мюнхене.

В 1886—1890 годах Дембицкий преподавал рисунок в Школе промышленной керамики в Коломые. В 1890-1891 годах стажировался в Академии Коларосси в Париже. После возвращения в Польшу поселился во Львове, где начал работать в частной художественной школе Марцелия Гарасимовича. В 1909 г. переехал в Краков, где преподавал курс декоративной живописи в Академии изящных искусств. С 1911 г. — профессор кафедры религиозной и декоративной живописи, сменил на этой должности умершего Станислава Выспяньского. До своего ухода на пенсию в 1923 году профессор Станислав Дембицкий воспитал более 80 художников. В тот же период времени был также преподавателем в школе изящных искусств для женщин.

Станислав Дембицкий много внимания уделил в своем творчестве гуцульской теме, создал ряд картин, в которых изобразил сцены из жизни еврейского гетто местечек Галиции и Малой Польши, реалистичные типы простого народа. Писал портреты детей, автопортреты, аллегорические и символические композиции. Творческое наследия Станислава Дембицкого невелико, так как он посвятил себя, главным образом, обучению будущих мастеров живописи.

«Автопортрет». Около 1900 «Дождь». 1892