14 октября -Музей українського живопису
Довідки за телефонами:
(056) 794 09 88, +38 (096) 610 37 96, +38 (099) 068 31 68

14 октября

Родился Алессио (Алессо) БАЛЬДОВИНЕТТИ (14 октября 1425, Флоренция — 29 августа 1499, там же) — итальянский художник флорентийской школы, мозаист и создатель витражей эпохи раннего Возрождения.

Родился в семье богатого флорентийского купца. В 1448 году был записал как художник в гильдию св.Луки. Алессо был последователем группы научных реалистов и натуралистов в искусстве, в которой состояли Андреа дель Кастаньо, Паоло Учелло и Доменико Венециано. В 1462 году Алессо создал большую фреску «Благовещение» в церкви Аннунциата. Сегодняшние остатки этой работы свидетельствуют о способностях художника: заметны высокая точность прорисовки деталей и успешное размещение фигур в пространстве. В 1471 году Бальдовинетти взялся за серьёзную работу в церкви Санта-Тринита: во-первых, это был запрестольный образ с изображением Мадонны и Младенца с шестью святыми, законченный им в 1472 году; затем последовала серия фресок на тему Ветхого Завета, которую, согласно договорённостям, мастер должен был завершить в течение пяти лет, однако это произошло лишь через шестнадцать лет. В 1497 году готовые серии фресок, где были изображены многие видные граждане Флоренции, были оценены в тысячу золотых флоринов. Современники считали его единственным, кто смог заново открыть и полностью осмыслить надолго забытое мозаичное искусство.

Среди лучших работ Бальдовинетти фреска «Рождество» (1460—1462, церковь Сантиссима-Аннунциата, Флоренция), «Мадонна с ребёнком» (приблизительно 1470, Лувр, Париж), «Благовещение (приблизительно 1470, галерея Уффици, Флоренция).

«Автопортрет» «Портрет дамы в желтом»


Якопо ПАЛЬМА Молодший (бл. 1548, Венеція - 14 жовтня 1628, там само) — венеційський художник доби пізнього відродження та маньєризму.

Походив з родини художника Антоніо Негретті. Його мати - Джулія де Пітаті - була сестрою венеційського художника Боніфачо де Пітаті. Хлопця почали рано готувати до кар'єри художника. Так мимоволі він став спадкоємцем Боніфачо де Пітаті, свого батька та дяді, відомого як Пальма старший.

Щоб продовжити навчання, Якопо відбув у Рим, де на молодого митця справили враження твори римських маньєристів. З цим надбанням він і повернувся до Венеції у 1570 році. Його художня манера не була сталою, а коливалася між маньєризмом і пізніми творами венеційських художників - Тінторетто, Паоло Веронезе та Тиціана. Нічне освітлення, побудова композиції як на рельєфі та смолоскипи, запозичені у Тиціана, були використані у низці творів Якопо Негретті. Точним і майстерним Якопо Пальма молодший був у портретах.

Художник створив у Венеції власну майстерню на набрав помічників і учнів. Майстерня виконувала повтори вдалих на його погляд картин релігійного призначення та алегорій. В пізніх творах Якопо молодшого зростали риси специфічного, пишного маньєризму венеційського зразка.

Автопортрет (?), 1614 «П'єта», церква Сан Джакомо даль Оріо, Венеція


Родился Тимофей Андреевич НЕФФ (14 октября 1805, Пюсси, Эстляндская губерния — 5 января 1877, Санкт-Петербург) — исторический и портретный живописец, представитель академизма.

Настоящее имя – Тимолеон Карл фон Нефф. Незаконнорожденный сын французской гувернантки. Учился в Дрезденской академии художеств. Прибыв в 1826 году в Петербург, вскоре приобрел известность своими портретами и другими работами. В 1837 году путешествовал по России для ознакомления с народными типами и бытом. За исполнение образов для Исаакиевского собора получил звание профессора. Преподавал в Академии Художеств; состоял хранителем картинной галереи Эрмитажа.

Пожалован рядом царских орденов и подарков. Имя «Тимофей Андреевич» художник получил в 1844 году, когда Неффу было пожаловано дворянство. С 1865 года — член Совета Академии Художеств.

«Автопортрет» (фото с оригинала) «Портрет Великой княжны Марии Николаевны в образе ангела со свечой и кадилом», 1830-е, Русский музей


Родился Адольф МОНТИЧЕЛЛИ (14 октября 1824, Марсель — 29 июля 1886,там же) — французский художник, предшественник импрессионизма.

Учился в Муниципальной школе детского рисунка с 1842 по 1846 год, продолжил своё художественное образование в Париже, где учился у Поля Делароша в Школе изящных искусств. В Лувре он делал копии с картин признанных мастеров, особенно его впечатляли работы Делакруа. В 1855 году он познакомился с Нарциссо Диасом, художником барбизонской школы, и вскоре они вместе начали писать свои полотна в лесу Фонтебло. Вскоре он разработал свой особенный романтический стиль живописи, в котором богатые цвета, пятнистые и стеклянные поверхности производят эффект мерцания. Он работал быстро, без всякого предварительного рисунка, торопливыми нервными мазками накладывал краску кистью, шпателем, иногда — пальцами. Краски нигде не смешиваются, раздельные мазки создают вибрацию живописной поверхности.

«Вид на деревню у моря близ Марселя»

После 1870 года Монтичелли вернулся в Марсель, где будет жить в глубокой нищете несмотря на активную работу, так как его картины продаются за низкими ценами. Тем не менее, он непрерывно работает, полностью отдавшись своему искусству. Эта безумная черта привлекла к нему Сезанна, с которым он познакомился в 1860-х годах, между 1874 и 1884 они часто пишут пейзажи вместе. Монтичелли очень недолго экспериментировал с техникой импрессионистов, найдя её слишком неподходящей.

Винсент Ван Гог восхищался работами Монтичелли, когда прибыл в Париж в 1886 году. Под их впечатлением он резко изменил свою палитру, став писать более ярко и смело. 1890 году он и его брат Тео сыграли важную роль в публикации первой книги о Монтичелли. Слава Адольфа Монтичелли выросла после его смерти, среди его коллекционеров был Оскар Уайльд.

«Автопортрет» «Натюрморт с полевыми и садовыми цветами», 1877


Михаил Васильевич МАТЮШИН (1861, Нижний Новгород — 14 октября 1934, Ленинград) — русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Композитор футуристической оперы «Победа над Солнцем», 1913, прославившей Казимира Малевича.

С 1877 по 1881 годы обучался в Московской Консерватории по классу скрипки, и затем работал скрипачом Придворного оркестра. С 1894 по 1905 годы посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем — школу-студию Я. Ф. Ционглинского.

В 1908—1910 годах Матюшин и его жена, поэтесса и художница Елена Гуро входили в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречались в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда).

Михаил Матюшин, как и некоторые другие художники того времени, прошёл через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далеко от революционности и радикализма других представителей авангарда. В живописи, начиная с середины 1910-х годов, Матюшин развивал идею «расширенного смотрения». Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.

В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Институт Художественной Культуры, М.Матюшин - заведующий отделом органической культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета — то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем.

«Композиция на смерть Елены Гуро»


Родился Борис Израилевич (Бер Срулевич) АНИСФЕЛЬД (14 октября 1878, Бельцы, Бессарабия — 4 декабря 1973, Уотерфорд, США) — российский и американский художник, сценограф.

Родился в семье управляющего имением. В 1895 году поступил в Одесскую рисовальную школу, где 5 лет учился у Ладыженского и Костанди. Как лучший ученик Одесской школы был без экзаменов принят в Петербургскую Академию художеств, где его преподавателями были Ковалевский, Репин, Кардовский. С 1901 Анисфельд — член объединения «Мир искусства», участвовал также в выставках «Союза русских художников».

В Париже в рамках «Осеннего салона», где стараниями Дягилева была устроена знаменитая «Выставка русского искусства», одним из семи русских художников, выбранных действительными членами парижского Салона, стал и студент Академии художеств Борис Анисфельд. Это почётное звание позволяло в будущем раз в году, без конкурса, выставляться на этом престижном показе. После успеха за рубежом художник становится востребованным и дома: Третьяковская галерея «взяла» его натюрморт «Цветы», его картины начинают приобретать коллекционеры.

«Золотой дар». 1908. Холст, масло


В 1917 году, незадолго до начала революции, Анисфельд с семьёй перехал в Нью Йорк, и уже в 1918 году в Бруклинском музее состоялась первая его персональная выставка. Он долгое время работал с театрами Нью-Йорка, затем переехал в Чикаго и до 1957 года преподавал в местном Художественном институте. Как живописец известен также образами сказочных грёз и феерий; художник стремился к особой, ирреальной передаче цвета. В 1940—1950-е годы исполнил цикл картин на евангельские темы.

«Автопортрет», 1910-е «Четыре всадника Апокалипсиса»


Народився Мирон Миколайович ЛЕВИЦЬКИЙ, псевдонім: LEV, Лев (14 жовтня 1913, Львів — 17 липня 1993, Торонто) — український маляр, графік, письменник-прозаїк.

Навчався в Мистецькій школі Олекси Новаківського у Львові та в Академії мистецтв у Кракові (1931—1934). Працював у видавництвах — зокрема у «Батьківщині», співпрацював з Львівським історичним музеєм; у 1938—1939 — у місячнику «Ми і світ». Перед війною — художник в Археологічному відділі Академії Наук та Історичному музеї. У 1942—1943 працював в Українському видавництві, викладав у Львівській мистецько-промисловій школі. У 1943—1944 — військовий кореспондент газети «До перемоги» дивізії «Галичина». У 1945—1946 рр. викладав у Інсбруку (Австрія).

У 1949 році емігрував до Канади. Влаштовував виставки картин у Парижі, Марокко, Нью-Йорку. Працював мистецьким керівником фільмової фірми «Орбіт», працівники якої намагалися зберегти на кіноплівці задокументовані матеріали про українські поселення по всьому світі. Два роки прожив в Парижі, 1958 в галереї Рор Вольмар відбулася його перша самостійна виставка. В Австралії, зокрема у Канберрі, працював над розписом українських церков. За його життя усі томи «Літопису УПА» випускалися з обкладинками, намальованими Левицьким.

2009 року його вдова, Галина Горюн-Левицька, подарувала колекцію з 119 творів — із них 77 — Мирона Левицького, Національному музею ім. Андрея Шептицького у Львові.

«Бики на заході сонця», 1960


14 октября 1913 года был утвержден устав Общества изящных искусств имени В. В. Верещагина в городе Николаеве (1913-1918). Целью общества провозглашалось: «Достойно почтить память художника Василия Васильевича Верещагина путем распространения среди местного населения художественного образования и оказания русским художникам материальной и нравственной поддержки». Возглавил Общество страстный популяризатор искусства, художник, князь Николай Антонович Гедройц.

Учреждение общества было связано с идеей создания в Николаеве художественного музея, Приняв на себя основную заботу по созданию музея, Н.А. Гедройц ищет поддержку среди николаевских художников, общественных деятелей, заручается поддержкой городского головы Николая Павловича Леонтовича. начительную помощь в организации музея оказал Илья Ефимович Репин. Художественный музей, который носит сейчас имя ВВ. Верещагина, был открыт 6 июня 1914 года в здании бывшей гауптвахты морского ведомства. Основу коллекции музея составили 148 произведений В.В. Верещагина переданных из Русского музея императора Александра III, по решению Николая II и 29 картин выдающихся мастеров, переданных Петербургской Академией художеств - М.К. Айвазовского, В. Маковского, Ф.А. Рубо, В.С. Поленова и др. Общество А.И. Куинджи подарило 3 произведения художника. Ломоносовский фарфоровый завод передал коллекцию русского фарфора. Семья Верещагина передала в дар музею личные вещи художника из его мастерской.

Общество имело школу рисования (позже - Художественно-промышленная школа рисования и мастерские прикладного искусства при Музее изящных искусств имени В.В. Верещагина"), в которой обучалось одновременно около 100 учеников. Почти одновременно с созданием музея в Николаеве князь Н.А. Гедройц занимается формированием музейных коллекций в Херсоне, Екатеринославле (Днепропетровске).

Художник, князь Николай Антонович Гедройц Из собрания музея: В.В. Верещагин «Людоед»

Народився Іван Олександрович ХОЛОМЕНЮК (14 жовтня 1926, с. Мизинівка Звенигородського р-ну Черкаської обл. - 22 квiтня 2008, Чернівці) - чернівецький художник, народний художник України (1996). Визнаний найкращим портретистом Буковини другої половини ХХ століття.

Малювати почав у Казахстані, де був в евакуації в роки війни. Одночасно закінчив художнє і музичне училища. У 1948-1954 роках навчався в Київському художньому інституті (вчителі: С. Григор 'єв, Т. Яблонська, С. Ержиковський) та Львівському інституті прикладного та декоративного мистецтва (педагоги: Й.Бокшай, М.Лещінер, Ю.Щербатенко). Був направлений на роботу в місто Чернівці. Від 1955 року почав брати участь в художніх виставках (обласних, республіканських, потім і міжнародних). У 1961 був прийнятий до Спілки художників України, 20 років очолював чернівецьку організацію СХУ. У 1970 році отримав почесне звання Заслужений діяч мистецтв України. У 1996 році в Чернівцях відбулася персональна виставка Івана Олександровича Холоменюка «Портрет».

Роботи художника зберігаються в 25 музеях України, Росії, Канади, США, Німеччини та Австрії. Серед основних робіт Івана Холоменюка картини «Плотогони» (1960), «Лісоруби» (1963), «Шевченко на етапі» (1964), «Цимбаліст» (1965), «Сіячі» (1965), «Опришки» (1970), «Вихід на полонину» (1971), «Гори мої» (1984), «Кобзар» (1993), портретна галерея (1955-1998).



Родился Геннадий Яковлевич БРУСЕНЦОВ (14 октября 1927, г. Орел, Россия — 2006, Севастополь, АР Крым, Украина) — севастопольский живописец, график. Заслуженный художник Украины (1982).

В 1953 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (педагоги: П. Сидоров, О. Казанцев, Г. Павловский). Был направлен в Ашхабад (Туркменистан). Член Союза художников с 1954 года. С 1969 жил в Севастополе. Работал в области живописи, графики, монументально-декоративного искусства. Портретист, пейзажист, мастер натюрморта и тематической картины. Участник республиканских, всесоюзных, городских и зарубежных выставок (Англия, Голландия, Япония, Венгрия). Его персональные выставки проходили в музеях и выставочных залах Севастополя, Ялты, Киева, Николаева, в частных галереях Москвы и Санкт-Петербурга.

В последние годы своей жизни Г.Я. Брусенцов всерьез приобщился к иконописи. Он выполнил большую работу во время реконструкции Свято-Никольского храма на Братском кладбище в Севастополе: создал мозаичную картину жен-мироносиц на куполе храма, написал иконы для центральной части храма, для трапезной. Другая большая работа – роспись часовни на Сапун-горе. Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Петербург), в Государственном музее искусств народов Востока (Москва), в художественных музеях Украины, Туркменистана, а также в частных коллекциях за рубежом.

«Минарет в Соколином», 1970

Народився Василь Петрович СВАЛЯВЧИК (14 жовтня 1951, с.Зняцево Мукачівського району, Закарпаття) - закарпатський художник. Заслужений художник України (2002). Народний художник України (2016).

Художню освіту здобув в 1971 році, в Ужгородському училищі прикладного мистецтва. Педагоги з фаху – Ш. Петкі, В. Демидюк, П. Балла. Він є членом спілки художників України з 1987 року. Лауреат Обласної премії імені Й. Бокшая та А. Ерделі в галузі образотворчого мистецтва (1998). Учасник художніх виставок, міжнародних пленерів та симпозіумів. Персональні виставки Василя Петровича проходили в Німеччині, Польщі, Словаччині, Ужгороді, Одесі, Києві. Член громадського об'єднання «Спілка художників „Карпатські кольори“, Закарпатська область».

Художник Василь Свалявчик, то людина, яка не мислить свого життя без прекрасних гір, ковтка свіжого повітря, кришталево чистої, джерельної води. Він вважає Міжгір'я найкрасивішим краєм і в своїх картинах дає їм вічне життя. Творча спеціалізація — краєвиди і натюрморти.

«Карпати»


Народився Олександр Анатолійович РОЙТБУРД (14 жовтня 1961, Одеса) - один з найвідоміших і статусних українських художників-постмодерністів. Директор Одеського художнього музею від 2018.

У 1983 році закінчив художньо-графічний факультет Одеського педагогічного інституту. 1993 року виступив співзасновником асоціації «Нове мистецтво» (Одеса). Від 1993 року працював в ній арт-директором, з 1999 по 2001 рік - президентом. Працював також директором Галереї Марата Гельмана в Києві. Учасник більш ніж 100 виставок і мистецьких проектів, перша персональна виставка Ройтбурда відбулася 1985 року в Москві, після чого були численні «персоналки» в Києві, Одесі, Берліні, Парижі, Варшаві, Единбурзі, Нью-Йорку і багатьох інших містах.

«Більярд по п'ятницях-2»


У 2009-му Олександр Ройтбурд став, на той момент, найдорожчим художником України - його картину "Прощавай, Караваджо" продали на лондонському аукціоні "Філіпс" за $ 97 тис. Це полотно було створене під враженням після крадіжки картини "Поцілунок Іуди" Караваджо з одеського Музею західного і східного мистецтва. Всього, за словами Ройтбурда, він написав понад тисячу картин, хоча точного підрахунку не веде.

«Прощавай, Караваджо»